Мастер-класс в рамках предметов ИЗО, технологии и МХК по теме: «Материнство» в 6 классе.
«И как мало средств нужно было живописцу , чтобы произвести нечто такое ,чего нельзя истощить мыслию!»
В.А.Жуковский.
Цели:
Образовательная: показать учащимся роль искусства в понимании красоты женщины-матери; отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию при создании композиции «Материнсство».
Развивающая: продолжить развитие эстетического и художественного вкуса , творческой активности и мышления учащихся , осуществлять межпредметные связи.
Воспитательная: приобщать учащихся к духовно- нравственным идеалам.
Оборудование и инструменты: ДВП с размерами 50 на 40 см, клей универсальный бесцветный, кисточки, гуашь, металлические коробки для раскрашивания камушков. ( 7 коробок).
План.
1.Выбор темы , аргументы .
2.О картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна»
3.Изготовление панно «Материнство»
4.Поэтапный показ результатов работы над композицией .
5.Демонстрация панно «Материнство»
I. На уроке технологии , готовясь к созданию панно «Материнство» , обратился к картине Рафаэля «Сикстинская мадонна».
II.К числу титанов эпохи Возрождения относится современник Леонардо да Винчи – гениальный художник Рафаэль Санти.
Рафаэль родился в городе Урбино в семье живописца Джованни Санти, придворного художника урбинского герцога , полководца, собирателя произведений античного искусства , во дворце которого кроме античных статуй и бюстов из мрамора и бронзы находились картины и библиотека .В доме герцога Монтефельтро часто бывали знаменитые по тем временам писатели и ученые , музыканты и художники. В таком окружении , благоприятном для развития одаренной натуры, прошло детство Рафаэля Урбинского.Первые уроки живописи и рисунка он получил от отца , в мастерской которого находились картины – вариации мадонны с младенцем среди святых.
Рафаэль воспевал радость жизни , красоту людей и природы. Человек , в его представлении , должен быть способен на подвиг во имя долга , на героизм во имя счастья на земле. Преждевременная смерть ( в тридцать семь лет) оборвала жизнь художника в расцвете творческих сил. Рафаэль похоронен в римском Пантеоне – усыпальнице великих людей Италии.
«Сикстинская мадонна» - величайшее произведение в мировой истории мирового искусства . Он писал не для глаз , все обнимающих во мгновение и на мгновение , но для души , чем более ищет , тем более находит» (В.А.Жуковский).
Мария, дарующая миру своего сына , покорная неизбежному , на миг остановилась в раздумье , в растерянности и смятении чувств, питая надежду найти защиту своему ребенку.
Папа Сикст призывает мадонну пожертвовать сыном во имя спасения человечества , просит внять его мольбам . Справа от Марии стоит коленопреклоненная святая Варвара 9покровительница умирающих), такая же красивая молодая итальянка , как и Мария с младенцем. Но мир чувств Варвары проще , в ее внешнем облике меньше благородства, чем у Марии , поглощенной материнской любовью и сознанием необходимости жертвы во имя человечества. Образ Марии олицетворят высокую нравственную силу, идеал прекрасного и совершенного человека.
Рафаэлевская мадонна прежде всего женщина-мать. Так религиозная тема алтарной картины перерастает в общечеловеческую.
«Сикстинская мадонна» украшает ныне Дрезденскую галерею. Двести тридцать пять лет она находилась на родине Рафаэля и вот уже более двухсот лет живет в Германии. Двадцать тысяч золотых дукатов было выплачено монахам бенедиктинского монастыря Сан-Систо в Пьяченца. Где она висела в главном алтаре монастырской церкви. Теперь эта финансовая сделка кажется оскорбительным актом. Настолько бесценно неувядаемое очарование «Сикстинской мадонны» - шедевра мирового искусства, принадлежащего всему человечеству.
III. Знакомство с картиной воздвигло нас на изготовление панно «Материнство» из маленьких речных камушков»
Есть пословица : «При солнышке тепло, при матери добро» .Лучи солнца согревают все человечество, а мать у каждого одна – она вскормила нас с первого дня появления на свет.
Мы сегодня создадим замечательную композицию - панно «Материнство» из речных камушков, собранных с берегов родной речки Дурген, что в переводе значит «Быстрянка».
-В сентябре с мальчиками на уроке технологии дружно идем на речку Дурген собирать камешки .Обыкновенные камешки, мимо которых мы проходим , не замечая. Они- то нам и нужны. Главное их надо рассортировать по размерам. Диаметр их приблизительно от 5 мм до 10.,12 мм. Мальчишки даже устраивают между собой соревнование, кто больше соберет их. В мастерской камешки сортируются и раскладываются в коробки. Они готовы к раскрашиванию.
IV. Выполнение творческого задания : последовательность выполнения панно «Материнство»
1.ДВП грунтуется водоэмульсионной краской.
2.Раскрашивание камешков в металлических коробках:
1 коробка - оранжевый цвет
2 коробка- красный цвет
3 коробка- черный цвет
4 коробка- светло-коричневый
5 коробка- синий
6 коробка- зеленый
7 коробка- фиолетовый
Самый ответственный момент - выполнение рисунка на ДВП. Необходимо, чтобы рисунок матери и ребенка был выполнен линейным рисунком .Он выполняется простым карандашом. Если есть какой-нибудь образец, надо , чтобы при сличении ваш рисунок не отличался от настоящего. Работу можно выполнять индивидуально, а также в группе из 2-х 3-х человек .В этом случае формат ДВП можно увеличить, а также количество цветных камушков , применяемых при выполнении работы.( приложение №1).
-композицию начинаем накладывать черными камешками по контуру рисунка матери и ребенка( Приложение №2)
- светло-коричневыми камушками накладываем фигуру матери и ребенка.(Приложение №3)
- черными камушками косу матери и голову ребенка (Приложение №4)
-красными камушками оформляем солнышко и падающие лучи (Приложение №5)
- нижняя часть панно – зеленая трава, а фон - сине-сиреневый и платье матери из оранжевых камушков.(Приложение №6).
По окончании работы клей должен полностью высохнуть, затем покрываем бесцветным лаком 2-3 раза.
V. Вот и создана прекрасная композиция «Материнство» : мать человеческая с ребенком , приникшим к груди в теплых лучах восходящего солнца – символ мира и добра. Нет войне в России и во всем мире.(Приложение № 6)
Использованная литература:
1.И.П.Арефьев «Занимательные уроки технологии 10 класс», Москва «Школьная пресса»,2005 год.
2. М.В. Сластникова, Н.В.Усова, Е.И.Вереитинова «Изобразительное искусство 5-8 классы. Управление познавательной деятельностью учащихся», Волгоград, Учитель, 2012год.
3.Научно-методический журнал «Школа и производство»,Москва,№3,2009г.
4.Н.А.Пономарева «Технология 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках»,Волгоград, «Учитель», 2010 год.