Просмотр содержимого документа
«Урок ИЗО в 5 классе»
МБОУ «Садовская СШ» Новоспасского района Ульяновской области
Урок
изобразительного искусства
5 класс
Учитель изо :Авдиенко В.Г.
Тема:
Русская народная вышивка.
Полотенце
Цель:
познакомить учащихся с русской народной вышивкой на основе русских народных рушников;
познакомить учащихся с экспонатами рушников школьного музея;
способствовать формированию умения выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы, выполнять эскизы русских народных рушников, участвовать в проектной деятельности;
повторить древние знаки и символы искусства, их смысл, понимать роль искусства в освоении человеком мира;
Регулятивные УУД:
развивать умения в определении последовательности учебных действий и составлении плана;
Коммуникативные:
участвовать в коллективном обсуждении обозначенной проблемы,
строить продуктивное взаимодействие в процессе групповой работы;
Познавательные:
развивать умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме,
формулировать проблему,
самостоятельно создавать эскиз русского народного рушника,
анализировать и оценивать результаты своей деятельности;
Личностные:
воспитывать любовь к русской культуре, интерес к школьным музейным экспонатам.
Формы работы: Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма
Тип урока: Урок-проект
Оборудование: методические таблицы по выполнению эскизов вышивки; схема вышивки; графические живописные материалы; словарик; раздаточный материал для групповой работы
Зрительный ряд: экспонаты школьного музея;
Литературный ряд: стихи, фольклор
Музыкальный ряд: музыка, фольклорная песня.
1
Организационный
Приветствие учащихся.
Приветствуют учителя.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
1 мин
Мотивация учебной деятельности
Звучит мелодия русской народной песни
2
Актуализация знаний
Учитель демонстрирует созданные учащимися на предыдущих уроках рисунки,демонстрирующие внешнее и внутреннее украшение крестьянской избы, предметы быта.
Беседа.
- Зачем люди украшали свои жилища?
- Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве? Можно ли сказать, что декор служит только украшением?
- Чем на протяжении многих веков женщины украшали тканые изделия, одежду?
Сформулируйте тему нашего урока.
Вторую часть темы вы назовёте, послушав отрывок из народной песни:
«И в дорогу далеко ты меня на заре провожала,
И рушник вышиваный на счастье, на долю дала».
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Определение целей урока
Рассматривают рисунки, поделки.
Участвуют в беседе и целеполагании
- Для привлечения сил света, добра, защиты от злых сил.
- Нет, ещё декор имел символическое значение, выступал в качестве оберега.
- Вышивкой.
- «Русская народная вышивка».
Цели (определение целей):
1.Выяснитьназначение полотенец.
2.Узнать, какими узорами украшались полотенца.
3.Применитьполученные знания на практике.
«Вышиваный рушник», или, другими словами, речь пойдёт об украшении полотенец вышивкой.
ПознавательныеОбщеучебныеумение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические:анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные:целеполагание как постановка учебной задачи,
планирование, прогнозирование.
3 мин
3
Первичное усвоение знаний
Давайте обратимся к словарю сегодняшней темы урока.
- В некоторых областях РФ полотенца до сих пор называют «рушниками». Рушник – это изделие с глубоким символическим смыслом. ... Рушник хранит в себе невидимые связи, которые соединяют людей с их родом.
-известные художники очень часто изображали на своих полотнах предметы и образы народного искусства.
- В нашем школьном музее хранятся рушники, вышитые жительницами нашего села..
Внимательно рассмотрите представленные экспонаты и скажите, что заметили общего, повторяющегося в украшении полотенец?
Участвуют в словарной работе.
Все это полотенца, или рушники!
- Полотенце сопровождало человека в течение всей жизни вплоть до самой смерти. Когда ребёнок рождался, его закутывали полотенцем. Утром умывались родниковой водой, и после непременно использовали чистое полотенце. На свадьбах были специальные полотенца, украшенные вышитыми птицами, ведь образы птиц символизировали счастье.
Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
8 мин
4
Первичная проверка понимания
- Узор, построенный на ритмическом чередовании геометрических или изобразительных элементов, называется орнаментом.
Виды орнамента.
- Символика – выражение отношения к миру с помощью условных знаков, символов.
Символичен был цвет:
Красный цвет – символ жизни, красоты, силы;
Белый – символ света, чистоты;
Чёрный – символ плодородия, земли..
Отмечают особенности изображений на вышитых рушниках.
Знакомятся с основными понятиями: орнамент, символика.
Выполняют разминку – «Расшифруйте символы»
(работают по таблице)
Коммуникативные:
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли; умение находить несколько вариантов решения проблемы. Личностные УУД: формировать умение способности к саморазвитию.
Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства;создавать и преобразовывать модели.
9
мин
5
Практическое закрепление
Переходим к практической части урока, где нам предстоит украсить полотенце, используя полученные знания. Определим план работы по выполнению творческого проекта «Украшение полотенца вышивкой»
Уч-ся делают вывод.
Выполняют практическое задание.
При необходимости обращаются к учителю за помощью.
Составляют план работы под руководством учителя.
1 Выполнение орнамента вышивки символами.
2 Проверка парной работы.
3 Выполнение кружева.
4 Сборка блоков.
5 Коллективное обсуждение. Оценка работы.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, логические:построение логической цепи рассуждений, УУД постановки и решения проблем:самостоятельное создание способов решения проблем.
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог; умение договариваться;умение запросить недостающую информацию у учителя. Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
20 мин
6
Контроль усвоения
Проект«Украшение полотенца вышивкой»выполнен! Ваш рушник займёт достойное место в мини-выставке кабинета.
- Все ли задачи, поставленные вами, выполнены?
- Каково было назначение полотенец в жизни наших предков?
- Какими орнаментами украшались полотенца и что они символизировали?
Защита проекта.
Самооценка деятельности.
Регулятивные:оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Познавательные:
общенаучные:умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
2 мин
7
Рефлексия
Сегодня у нас получилась интересная работа! Давайте, ребята, выйдем к доске, возьмем в руки наш рушник и прочитаем стих!