kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок ИЗО в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ИЗО в 5 классе раскрывает символы и цвета в русской народной вышивке и традиции вышивания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок ИЗО в 5 классе»

МБОУ «Садовская СШ» Новоспасского района Ульяновской области

Урок

изобразительного искусства

5 класс

Учитель изо :Авдиенко В.Г.



Тема:

Русская народная вышивка.

Полотенце




Цель:

  • познакомить учащихся с русской народной вышивкой на основе русских народных рушников;

  • познакомить учащихся с экспонатами рушников школьного музея;

  • способствовать формированию умения выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы, выполнять эскизы русских народных рушников, участвовать в проектной деятельности;

  • повторить древние знаки и символы искусства, их смысл, понимать роль искусства в освоении человеком мира;


Регулятивные УУД:

развивать умения в определении последовательности учебных действий и составлении плана;

Коммуникативные:

  • участвовать в коллективном обсуждении обозначенной проблемы,

  • строить продуктивное взаимодействие в процессе групповой работы;


Познавательные:

  • развивать умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме,

  • формулировать проблему,

  • самостоятельно создавать эскиз русского народного рушника,

  • анализировать и оценивать результаты своей деятельности;

Личностные:

  • воспитывать любовь к русской культуре, интерес к школьным музейным экспонатам.

Формы работы: Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма

Тип урока: Урок-проект

Оборудование: методические таблицы по выполнению эскизов вышивки; схема вышивки; графические живописные материалы; словарик; раздаточный материал для групповой работы

Зрительный ряд: экспонаты школьного музея;

Литературный ряд: стихи, фольклор

Музыкальный ряд: музыка, фольклорная песня.


1

Организационный

Приветствие учащихся.

Приветствуют учителя.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

1 мин


Мотивация учебной деятельности

Звучит мелодия русской народной песни



2

Актуализация знаний

Учитель демонстрирует созданные учащимися на предыдущих уроках рисунки,демонстрирующие внешнее и внутреннее украшение крестьянской избы, предметы быта.

Беседа.

- Зачем люди украшали свои жилища?

- Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве? Можно ли сказать, что декор служит только украшением?

- Чем на протяжении многих веков женщины украшали тканые изделия, одежду?

Сформулируйте тему нашего урока.

Вторую часть темы вы назовёте, послушав отрывок из народной песни:

«И в дорогу далеко ты меня на заре провожала,

И рушник вышиваный на счастье, на долю дала».

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Определение целей урока

Рассматривают рисунки, поделки.

Участвуют в беседе и целеполагании


- Для привлечения сил света, добра, защиты от злых сил.

- Нет, ещё декор имел символическое значение, выступал в качестве оберега.

- Вышивкой.

«Русская народная вышивка».

Цели (определение целей):

1.Выяснитьназначение полотенец.

2.Узнать, какими узорами украшались полотенца.

3.Применитьполученные знания на практике.

«Вышиваный рушник», или, другими словами, речь пойдёт об украшении полотенец вышивкой.

ПознавательныеОбщеучебныеумение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические:анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

3 мин

3

Первичное усвоение знаний

Давайте обратимся к словарю сегодняшней темы урока.

- Прочитайте слова:

Пристен, утиральник, занавес, обеденник, утренник, рукотёр, набожник, крючковое, зеркальное, стеновое.

- Что объединяет эти слова?

- В некоторых областях РФ полотенца до сих пор называют «рушниками». Рушник – это изделие с глубоким символическим смыслом. ... Рушник хранит в себе невидимые связи, которые соединяют людей с их родом.



-известные художники очень часто изображали на своих полотнах предметы и образы народного искусства.

- В нашем школьном музее хранятся рушники, вышитые жительницами нашего села..

Внимательно рассмотрите представленные экспонаты и скажите, что заметили общего, повторяющегося в украшении полотенец?

Участвуют в словарной работе.

Все это полотенца, или рушники!

- Полотенце сопровождало человека в течение всей жизни вплоть до самой смерти. Когда ребёнок рождался, его закутывали полотенцем. Утром умывались родниковой водой, и после непременно использовали чистое полотенце. На свадьбах были специальные полотенца, украшенные вышитыми птицами, ведь образы птиц символизировали счастье.

«Посещают» мини-выставку, рассматривают экспонаты.

Отмечают повторяющийся узор, преобладание красного цвета.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

общеучебные:знаково-символические – моделирование.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

8 мин

4

Первичная проверка понимания

- Узор, построенный на ритмическом чередовании геометрических или изобразительных элементов, называется орнаментом.

Виды орнамента.

- Символика – выражение отношения к миру с помощью условных знаков, символов.

Символичен был цвет:

Красный цвет – символ жизни, красоты, силы;

Белый – символ света, чистоты;

Чёрный – символ плодородия, земли..

Отмечают особенности изображений на вышитых рушниках.

Знакомятся с основными понятиями: орнамент, символика.



Выполняют разминку – «Расшифруйте символы»

(работают по таблице)

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли; умение находить несколько вариантов решения проблемы.
Личностные УУД: формировать умение способности к саморазвитию.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства;создавать и преобразовывать модели.

9

мин

5

Практическое закрепление

Переходим к практической части урока, где нам предстоит украсить полотенце, используя полученные знания. Определим план работы по выполнению творческого проекта «Украшение полотенца вышивкой»

Уч-ся делают вывод.

Выполняют практическое задание.

При необходимости обращаются к учителю за помощью.

Составляют план работы под руководством учителя.

1 Выполнение орнамента вышивки символами.

2 Проверка парной работы.

3 Выполнение кружева.

4 Сборка блоков.

5 Коллективное обсуждение. Оценка работы.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, логические:построение логической цепи рассуждений, УУД постановки и решения проблем:самостоятельное создание способов решения проблем.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог; умение договариваться;умение запросить недостающую информацию у учителя. Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

20 мин

6

Контроль усвоения

Проект«Украшение полотенца вышивкой»выполнен! Ваш рушник займёт достойное место в мини-выставке кабинета.

- Все ли задачи, поставленные вами, выполнены?

- Каково было назначение полотенец в жизни наших предков?

- Какими орнаментами украшались полотенца и что они символизировали?

Защита проекта.

Самооценка деятельности.

Регулятивные:оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Познавательные:

общенаучные:умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

2 мин

7

Рефлексия

Сегодня у нас получилась интересная работа! Давайте, ребята, выйдем к доске, возьмем в руки наш рушник и прочитаем стих!


Однажды, много лет назад

В моей семье большой возник

Нет, не музейный экспонат.

А бытовой предмет- ручник.

Не год, не два, а сотню лет

Ручник с любовью берегли.

Зачем? А вот для всех ответ:

Семей традиции важны!

Ведь рукотейник был всегда

Предметом нужным для людей:

И украшением стола,

И полотенцем каждый день.

У домотканого холста

Красив орнаментов узор.

Тут виноградная лоза.

Цветы и птицы, летний бор!

Рисунок детскою рукой

Был вышит. Сколько в нем тепла!

Не потому ль, что он родной,

И что прабабушка моя

Его смогла сберечь для нас.

Что «С добрым утром» назвала

Сюжет красивый. И сейчас:

Предмет старинный принесла,

Любуюсь вышивкою я.

И всем хочу сказать слова:

Есть ценности на все века:

Традиции, Ручник, Семья.

Коммуникативные:умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

2 мин



Приложение к уроку





Словарь урока

Причтен

Утиральник

Занавес

Обыденник

Утренник

Рукотёр

Набожник

Крючковое

Зеркальное

Стеновое

Таблица «Солярные знаки»

















Репродукции картин



Тропинин В.А.

Франц Ксавер Зимм






Маршрутный лист


1 Выполнение орнамента

вышивки символами.

2 Проверка парной работы.

3 Выполнение кружева.

4 Сборка блоков.

5 Коллективное обсуждение. Оценка

работы.



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок ИЗО в 5 классе

Автор: Авдиенко Валентина Геннадьевна

Дата: 27.11.2018

Номер свидетельства: 487809

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока ИЗО "Пейзаж" 2 класс"
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-izo-pieizazh-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "254613"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447779791"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Открытый урок ИЗО в 6 классе "Пасхальный перезвон" "
    ["seo_title"] => string(52) "otkrytyi-urok-izo-v-6-klassie-paskhal-nyi-pieriezvon"
    ["file_id"] => string(6) "151370"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420699377"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Открытый урок ИЗО в 1 классе "Узоры на крыльях бабочки" "
    ["seo_title"] => string(57) "otkrytyi-urok-izo-v-1-klassie-uzory-na-kryl-iakh-babochki"
    ["file_id"] => string(6) "118706"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413217562"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Открытый урок мастер-класс по ритмике 4 класс  "Весенний бал""
    ["seo_title"] => string(62) "otkrytyi-urok-mastier-klass-po-ritmikie-4-klass-viesiennii-bal"
    ["file_id"] => string(6) "251425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447242923"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Метапредметный урок (ИЗО., информатика) 2 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "mietapriedmietnyi-urok-izo-informatika-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "110662"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406387879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства