Урок изобразительного искусства в 1 классе
2четверть.
«Учитесь видеть красоту. Узоры на крыльях»
Цели:
Учить видеть красоту в природе;
Научить последовательно проводить работу над изображением по представлению, использовать линию симметрии в составлении узора;
Развивать творческое воображение, образное восприятие объектов действительности;
Формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому, воспитывать любовь и доброту к окружающему миру.
Оборудование и учебные наглядные пособия:
1) для учителя:
зрительный ряд: иллюстрации с изображением бабочек, схема складывания оригами фигурки бабочки, рисунки на доске: элементы украшения крыльев,слайдпрограмма;
литературный ряд: загадка; стихотворная разминка;
звуковой ряд: П.И.Чайковский «Вальс цветов», «Танец Феи Драже»;
2) для учащихся: квадрат цветной бумаги 20X20, пластилин, стека, альбом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
(Слайд 1)– Ребята, на прошлом уроке мы рассматривали произведения неживой природы – цветы, отмечали огромное разнообразие форм лепестков, цветовых сочетаний, удивлялись необычным рисункам на лепестках анютиных глазок, орхидей. Но у матушки-природы есть для вас ещё много сюрпризов, и мы продолжим знакомство с её чудесными украшениями. Мы ждём с вами гостей. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кому будет посвящен наш сегодняшний урок:.
(Слайд 2)
Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел
– О ком идет речь в загадке?
– Правильно, это бабочка.
- Древние греки считали, что когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоуханье всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И - о чудо! - цветок оторвался от стебля и полетел. Так появились бабочки.
- Я предлагаю вам рассмотреть узоры на их крыльях и самим создать бабочку с красивыми крылышками.
III. Беседа с объяснением
Урок начинается с рассмотрения иллюстраций с изображением бабочек.
(Слайд3, 4, 5)
- В природе существует огромное количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга. Окраска одних может быть совсем неприметной: бледные или сероватые оттенки, бурые крылья с пятнышками. Другими же бабочками мы не перестаем любоваться: по яркости узора и разнообразию красок на крыльях. Смотреть на них одно удовольствие.
– Обратите внимание на формы крыльев, узоры и рисунок на них. Что вы заметили? (Ответы детей)
– А эта бабочка называется махаон,название её переводится с французского языка как «хвостатка». Как вы думаете почему? Правильно, на крыльях этой бабочки находятся ответвления, похожие на хвостики. Из чего состоит узор на её крыльях? Посмотрите, какие цвета присутствуют в ее окраске?
– Вот какие разнообразные по форме и цвету бывают крылья у бабочек. Но ведь есть у них и общие черты, то, что их объединяет:
– Обратите внимание, что у каждой бабочки четыре крылышка: два одинаковых больших впереди и два одинаковых поменьше сзади.
– Бабочки симметричны относительно туловища, а это значит, что их левые и правые крылья одинаковы по форме и одинаково украшены.
- Как вы думаете, ребята, зачем нужны бабочки?
(Слайд 6)
- Изображение бабочек можно встретить там, где художник, Мастер Украшения хотел бы порадовать человека, создать ему хорошее настроение.
- Вот бы хоть на минутку стать бабочкой!
(Слайд7)
Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – водой она умылась,
Два – на месте покружилась,
Три – вспорхнула и присела,
На четыре – полетела.
IV. Практическая работа.
(Слайд 8)- Теперь, когда мы так много узнали о наших гостьях, пора их приглашать.
(Слайд 9) - Бабочку можно нарисовать и при помощи красок или пластилина украсить ей крылья. А можно и сложить её из бумаги. Я предлагаю вам сложить её способом оригами, а украшения крыльев создать из яркого пластилина.
Каждый учащийся из базовой фигуры «двойной треугольник» доскладывает бабочку.
. (Слайд 10)– Чтобы бабочки порадовали нас своей красотой, давайте “оживим” их, симметрично украсив их крылья узорами. Пофантазируйте и “нарядите” бабочку в красивое, яркое, узорчатое платье.
Важно, в процессе выполнения детьми работы (с согласия ученика), отмечать вслух новые способы украшения, придуманные детьми, стимулируя творческий подход к заданию.
(Ребята используют в качестве украшения круги, кольца, жгутики, точки, дуги, вылепленные из яркого, контрастного пластилина;для разнообразия фактуры используют стеку; по желанию используют пластилин, как фон.)
Во время практической работы учащихся звучит аудиозапись с классической музыкой
V. Подведение итогов урока.
- Как же нравятся бабочкам красивые цветы! Любят бабочки порхать над цветами, отдыхать на их нежных лепестках и угощаться вкусным нектаром. Откройте свой альбом с изображением цветка и угостите свою гостью.
(Слайд11)
1) Выставка работ учащихся и их обсуждение. В конце урока бабочки “сажаются на цветы” (вклеиваются в альбом). Под звуки вальса учитель предлагает детям показать друг другу свои работы, слегка покачивая ими в такт музыке, имитируя цветы.
- Какое у вас настроение?
- Какая бабочка на нашей полянке вам понравилась больше всего, почему?
– Приятно любоваться узорами бабочек?
2) Обобщение.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Узнали о разных красивых бабочках.)
– Чему научились на уроке? (Складывать фигурку бабочки из двойного треугольника и изображать узор на крыльях бабочек при помощи пластилина.)
- Благодарю вас за творчество и старание. Урок окончен.
Литература:
- Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1–9 классы. Под руководством и редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2006.
- Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л.А.. Неменской “Искусство и ты” / авт.-сост. В.И. Федотова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе; система преподавания уроков ИЗО в 1–4 классах по программе Б.М. Неменского / сост. А.Г. Александрова, Н.В. Капустина. – Волгоград; Учитель, 2006.
Стихи, загадки про бабочек:
На поляне у реки жили-были мотыльки.
Братья разноцветные, как фантики конфетные!
Первый – красный, как рябина, словно капелька рубина.
А второй – небесно-синий в белых брызгах, будто иней.
Третий – жёлтый, как лимон, светом солнца окрылён.
А четвёртый – белоснежный, лепесток ромашки нежный.
В синих точках брат шестой, бело-красно-золотой.
А седьмой – совсем лиловый, лишь с полоской бирюзовой.
Брат восьмой – чуть-чуть зелёный, словно океан солёный.
А девятый – в белых точках, красных ромбах и кружочках.
Пёстрый весь, как конфетти брат десятый, к нам лети!
***
Я в рyки взял большой сачок
И долго поджидал.
Но вот прыжок,
Но вот скачок -
Я бабочкy поймал.
Я ей на крылышки подyл,
Немножко погрyстил,
Потом взглянyл,
Потом вздохнyл,
А после — отпyстил…
***
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.
***
В ярком платье модница, погулять охотница.
От цветка к цветку летает, утомится — отдыхает.
***
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.