1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. 2. Актуализация знаний. Задача: актуализировать знания по прошлому материалу (объём в пространстве и на плоскости) | Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (предъявление педагогического требования) Методы воспитания: Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ). Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха). | - Здравствуйте ребята, меня зовут …….., сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. -Предлагаю проверить вашу готовность к уроку. У вас на столах должен быть пенал, цветные карандаши, фломастеры и альбом. У кого всё из перечисленного есть – присаживайтесь на места. - Начать наш урок я предлагаю с высказывания писателя Эндрю Мэтьюза: «Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, — это всегда автопортрет». - Ребята, как вы думаете, о чём эта цитата? (ответы ребят, искусство отражает жизнь людей и самих художников, в каждом творении есть часть человека, его души). - Спасибо, ребята. Верно, эта цитата о том, что любое произведение человека – будь то литературное произведение, картина, музыка, танец или любое другое его творение – это частичка человеческой души. Человек всегда вкладывает часть себя в свои творения, а еще с их помощью он может выражать свои чувства – любовь, восторг, восхищение, грусть. - Давайте вспомним, какая была тема прошлого урока? (ответы детей). -А что вы рисовали на том уроке? (ответы детей об их рисунках). -Хорошо. Вы молодцы что помните об этом. | Обучающиеся демонстрируют планируемые резульататы: Личностные: обучающиеся проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), познавательные УУД (строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях), коммуникативные УУД (строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, грамотно формулировать свои мысли). |
3. Выявление проблемы. Постановка темы, цели и задач. Задача: создать проблемную ситуацию, поставить задачи урока в совместной деятельности с обучающимися. | Методы обучения: • Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческого поиска; предъявление педагогического требования) • Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (постановка проблемной ситуации, творческое задание). Методы воспитания: • Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ). • Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха). | - Для того, чтобы узнать, как будет звучать тема нашего урока, я предлагаю решить ребус. Посмотрите на слайд. - Кто попробует сформулировать тему урока? Отвечаем по поднятой руке. -Обратите внимание на силуэт по середине ребуса (ответы детей. Образ человека в искусстве). - Вы правы, тема нашего урока – образ человека в искусстве. - Для того, чтобы сформулировать задачи нашего урока, посмотрите на доску. Слева у меня представлено начало задач, а справа – конец. -Соотнесите начало и конец, прочитайте задачу. - Кто может сформулировать первую задачу? (Узнать связь изобразительного искусства с другими жанрами) -Хорошо. Давайте соединим её. -Кто догадался как звучит вторая задача? (Нарисовать рисунок ) -Верно (соединяю). -И какая же будет задача номер три? (Оценить рисунок по критериям.) -Отлично! Теперь у нас есть план для нашего урока. План: 1. Узнать связь изобразительного искусства с другими жанрами. 2. Нарисовать рисунок. 3. Оценить рисунок по критериям. | Личностные: обучающиеся проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;), познавательные УУД (строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях), коммуникативные УУД (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, грамотно формулировать свои мысли). |
4. Решение проблемы. Задача: найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации. | Методы обучения: •Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; •Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация). • Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческого поиска; предъявление педагогического требования) Методы воспитания: • Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ). • Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха). | - Приступим к решению первой задачи. - Кто прочитает нам ее? (спрашиваю по руке) - Для того, чтобы нам решить первую задачу, предлагаю ответить на следующий вопрос. - Ребята, а как вы думаете, с какими жанрами ещё может быть связано искусство? Посмотрите на слайд (былины, сказания, сказки, музыка). - Кто желает прочитать, с какими жанрами связано искусство? (былины, сказания, сказки, музыка) -Давайте дадим им определение. - Я предлагаю первому ряду составить определение к слову «Былины», второму – «Сказания», третий ряд поработает с определением «Сказки». - Вам необходимо в парах составить определение из разбросанных слов, которые лежат на парте. На данную работу, вам 30 секунд. Работаем в парах. - Предлагаю закончить нашу работу и проверить то, что у нас получилось. Начнем с первого ряда. - Какая пара желает прочитать определение, которое получилось (читают). - Если первый ряд согласен, то покажите рукой класс! - Давайте проверим ваше предположение, посмотрите на слайд. Былины - жанр русской народной эпической песни-сказания о богатырях и их подвигах, исполнявшейся обычно нараспев под аккомпанемент гуслей. -Знаете ли вы какие-либо былины? (ответы детей). -В определении сказано, что в блинах главные герои богатыри. Посмотрите на слайд. Так они могут выглядеть. - Давайте узнаем, что получилось у 2 ряда? Им нужно было собрать определение слову «Сказания». Сказания – рассказ (преимущественно народный) исторического или легендарного содержания. -Проверим ваше определение по слайду (проверили). -Обратите внимание на иллюстрацию к сказаниям. Вы были правы, когда составляли определения. Это жанр очень близок к легендам. - Теперь пусть 3 ряд расскажет нам о том, что такое сказки. Сказки – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил. -Проверим по слайду. -Вы были правы. А какие сказки вы знаете? (ответы детей). -Вы привели много правильных примеров. Посмотрите на слайд, здесь представлена одна из самых известных сказок. -Сказка о царе Салтане. А кто автор этой сказки? (Александр Сергеевич Пушкин). - Спасибо за ваши ответы. Вы верно составили все определения. Уберите их на край парты. - Ребята, посмотрите на схему. Какое слово осталось без определения? (музыка) - Музыка - искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. - Ребята, я предлагаю вам прослушать один музыкальный отрывок. Пока вы будете слушать, подумайте, из какого произведения она может быть? -Кто желает, может закрыть глазки. (30 сек) ПРОСЛУШИВАНИЕ ОТРЫВКА - Ребята, в каком характере звучала эта музыка? Быстрая она или медленная? (ответы детей, медленная иногда быстрая) - А что вы представили, слушая эту музыку? (ответы детей, кружение вальса, балл) - Кто знает, откуда данная музыка? (предположения детей) - Ребята, эта музыка из балета «Щелкунчик», а автором музыкальных композиций является русский композитор – Пётр Ильич Чайковский. Этот балет поставлен по мотивам сказки Эрнеста Гофмана – «Щелкунчик и Мышиный король». - Ребята, а кто знает, что такое балет? (некоторый спектакль, постановка в театре, танец, танец на сцене в пуантах) - Балет - вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В его основе лежит определённый сюжет. - Для того, чтобы вспомнить главных героев этого произведения, я предлагаю вам просмотреть отрывок из балета «Щелкунчик». ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА - Ребята, вы просмотрели отрывок из балета «Щелкунчик», а кто может назвать главных героев этого балета? ( Щелкунчик, Мышиный Король и девочка Мари). - Главными героями этого балета являются Щелкунчик, Мышиный Король и девочка Мари. Давайте их обсудим. - Как вы можете охарактеризовать Щелкунчика? (сначала он был игрушкой, а затем стал человеком. Одет в красный костюм, мундир. В начале танцевал как кукла. Стал принцем. Он добрый, хорошо танцует и в конце он счастлив). -Какой у него костюм? А характер? (красивый красный костюм, мундир. На голове специальный головной убор, как у офицера ил ипринца. Он добрый, смелый, храбрый, красивый) -По каким признакам мы можем понять, что это Щелкунчик? (по маске, по костюму и движениям). - Давайте обсудим Мышиного короля? -Какой костюм у него? Какой характер у героя? (серый костюм. Мышиный. Он злой, никого не любит, хитрый). -По каким элементам костюма мы можем понять, что это Мышиный король? (по маске, костюму и движениям) - Теперь давайте посмотрим на Мари. Какая она? Какой у неё костюм? (красивое белое платье, легкая юбка. Она самая легкая, красивая, добрая, любит Щелкунчика). -Какие элементы вы знаете? (ответы детей, пачка, пуанты, платье) - Ребята, туфли, на которых танцует балерина, называются пуанты, а платье с пышной стоячей юбкой – балетная пачка. -Кто желает нам напомнить, как звучала первая задача? (ответы детей) -Как вы думаете, смогли ли мы ее решить? (да) -А что мы для этого делали? (составляли определения, смотрели видеофрагмент, обсуждали его героев. Их костюмы и характеры). -Все верно. Ответим этот пункт галочкой. | Личностные: обучающиеся проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу;), познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях), коммуникативные УУД (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, грамотно формулировать свои мысли). Предметные: умеют устанавливать связи искусства с другими жанрами; применяют знания о разнообразных жанрах. |
5.Самостоятельна я работа Задачи: Изобразительная: научить обучающихся изображать образ человека по заданному алгоритму; Техническая: совершенствовать навыки рисования при помощи средств художественного выражения для достижения замысла в графике - точка, линия, штрих, пятно. Композиционная: совершенствовать композиционные навыки, продумывать замысел композиции; Цветовая: учить детей выбирать цвет в соответствии с темой урока «Образ человека в культуре». | Методы обучения: • Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод получения новых знаний: беседа) демонстрация). • Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (методы развития познавательного интереса: предъявление педагогического требования) • Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (творческое задание). Методы воспитания: • Методы формирования социального опыта детей (ситуация свободного выбора, пример). • Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ). • Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха). | -Ребята, а как у нас звучит вторая задача? (нарисовать рисунок) -Верно, нарисовать рисунок. Когда дома я прослушивала отрывок музыки из балета, то представила наших героев: (примеры моих рисунков). -Давайте рассмотрим их. (показать образец через документ-камеру). - Посмотрите, в какой технике выполнены рисунки? Чем они нарисованы? (карандашами и фломастерами, рисование карандашами) -Верно, карандашами и фломастерами. -Вы бы хотели нарисовать этих героев? (да) -Для того чтобы нарисовать один из этих рисунков нам нужно знать этапы рисования. -Давайте составим план нашего рисования. Посмотрите на поэтапную схему рисования. - Как вы считаете, с чего мы начнём рисовать? (выберем героя, обведем шаблон). - Сначала нам необходимо выбрать героя из балета «Щелкунчик». У меня есть шаблон балерины-девочки-Мари, а также шаблон Щелкунчика и крысиного короля. -Нам нужно будет его обвести. -После того, как мы обвели шаблон, что мы будем делать? Может ли у нас человек просто летать в воздухе? (нет). -Что мы должны нарисовать? (пол) -Верно, пол. -Для этого мы проведем линию горизонта для определения пола или сцены. А также нарисуем эскиз костюма карандашом. -У каждого костюма есть особенности или детали, мы их будем рисовать после эскиза или, когда уже будем красить? (после эскиза) -Верно, сначала нарисуем детали. -И в конце какой этап будет? (раскрашивания или рисования цветом). 1. Выбрать героя, обвести шаблон. 2. Нарисовать линию горизонта, нарисовать детали костюма. 3. Раскрасить рисунок в цвете. -Каждый этап рисования я оставлю на доске. Будем следовать ему. - Давайте обсудим внешний вид и отличительные особенности каждого костюма? -Начнём с девочки Мари. -Кто помнит, как называются туфли балерины? (пуанты) -Какие детали есть у балерины? (пачка и пуанты) - Какие особенности костюма вы можете выделить у Щелкунчика? (красный мундир, головной убор, маска) -Верно, это мундир и маска. - Какие особенности костюма у Мышиного короля? (мышиная маска и плащ, серый цвет). -Верно! Вы очень внимательны. - Давайте сразу обговорим критерии оценки. Какие критерии мы можем поставить для рисунка? (Соответствие теме, аккуратность, оригинальность, наличие фона, самостоятельность). -Вы правы. Я оставила критерии на доске, чтобы потом мы могли оценить работы. - Я предлагаю нам начать рисовать. -Но сначала повторим правила техники безопасности. -Что можно или нельзя делать на уроке ИЗО? (повторяем правила безопасности, не кидать карандаши, не рисовать на себе, не рвать листы, не мешать друг другу при рисовании)). Хорошо. Молодцы. Вспомнили. -Давайте сначала решим кто какого героя будет рисовать. Я раздам шаблоны. -Кто рисует Мари? Кто Крысиного короля? Кто Щелкунчика? (раздаю) - Что нужно сделать первым по этапам рисования? (обвести шаблон) -Верно, нарисовать эскиз по шаблону. -Обводим шаблон. Прикладываем к листу бумаги и обводим простым карандашом. -Потом? (ответы детей) -Нарисуем линию горизонта, где у нас будет пол. -Также прорисуем эскиз костюма. Если у вас балерина Мари, то что мы нарисуем? (пачку) -Да, можем нарисовать ей дополнительные элементы костюма. А также нарисуем пуанты. -А что нарисуем у Крысиного короля? (плащ и маску). -Что нарисуем у Щелкунчика? (мундир). -Верно. Сделайте набросок вашего костюма. -И что мы сделаем для завершения рисунка (раскрасим его). -Верно. У вас есть 7 минут чтобы раскрасить костюм вашего героя и завершить рисунок. Я вижу многие закончили работу. - Ребята, посмотрите на вторую задачу. Решили ли мы ее? (да) -Молодцы! Посмотрите, какая у нас осталась задача? Как она звучит? -Верно, оценить свой рисунок по критериям. - Каждому из вас я раздала карточки. -Я предлагаю вам оценить себя по этим критериям и поставить +, если критерий в вашем рисунке проявлен (оценили). Если ваш рисунок набрал 5 плюсов – у вас оценка 5, если 4 – то 4, если 3 – 3. - Может есть желающие представить свою работу классу? Рассказать о ней? (по желанию спрашиваю). | Личностные: обучающиеся проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей), познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях), коммуникативные УУД (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, грамотно формулировать свои мысли). Предметные: умеют изображать балерину, щелкунчика, мышиного короля в соответствии с темой урока. |
6. Рефлексия, подведение итогов Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого- эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества | Методы воспитания: • Методы формирования социального опыта детей (ситуация свободного выбора). • Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа). • Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха). | - Ребята, давайте теперь вспомним, какая у нас была тема урока? (образ человека в искусстве). - Что мы рисовали? Что нового мы узнали? (рисовали героев балета «Щелкунчик», узнали определения былин, сказаний и сказок. Узнали о балете). - Мы говорили о балете, балеринах и об образе человека в искусстве. Фрагмент, какого балета мы смотрели? (Щелкунчик). - Какие задачи мы с вами поставили? Как мы выполнили первую задачу? (ответ детей). - С какими жанрами ещё связано искусство? (ответы, былина, сказы, сказки и музыка) - Кто хочет своими словами рассказать, что такое балет? (ответы детей). -Спасибо! -Как звучала наша вторая задача? (нарисовать рисунок). -Как мы её решили? (выбрали шаблон для рисунка и нарисовали его по этапам). -Как звучала наша третья задача? (оценить рисунок по критериям). -Как мы её выполнили? (оценили по критериям, в карточке) -Спасибо! - Ребята, в конце каждого балетного выступления артистам принято дарить цветы. У вас на столах лежат изображения с цветами. -Послушайте, что нам необходимо сделать. Наклейте изображение с цветком к изображению, где Щелкунчик сражается с Мышиным королём, если на уроке у вас были трудности и плохое настроение. Приклейте цветок к изображению, где Щелкунчик с Мари, если на уроке у вас было хорошее настроение и не было трудностей. -Спасибо! - Я хочу похвалить …. За…. - Мне было очень приятно работать с вами, большое спасибо за урок. -Урок окончен, можно прибирать свои рабочие места. До свидания. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи), коммуникативные УУД (строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). |