Мастер-класс "Исследовательская деятельность в начальной школе"
Мастер-класс "Исследовательская деятельность в начальной школе"
Под специальными исследовательскими знаниями следует понимать специфические знания о проведении исследований и действий механизмов исследовательского поиска. Исследуя проблему с ребёнком, можно приобретать знания вместе с ним, помогая, друг другу, мы можем открывать новые горизонты. Это один из самых результативных путей обучения творчеству.
Я. А. Каменский сказал: «Обучая других, обучаешься сам».
Цель исследовательского обучения: «Формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры»
Под общими исследовательскими умениями и навыками мы будем понимать следующие:
умение видеть проблемы;
умения и навыки наблюдения
умение задавать вопросы;
умение выдвигать гипотезы;
умение давать определение понятиям;
умение классифицировать;
умения и навыки проведения экспериментов;
умения делать выводы и умозаключения;
умения и навыки структурирования материала;
умения и навыки работать с текстом;
умения доказывать и защищать свои идеи.
Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развитие основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики. Остановимся на «Развитии умений видеть проблему».
Проблема - это затруднение, неопределённость.
Поиск проблем - дело непростое. Известный философ Ф.Ницше писал, что «великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока один не поднимет его».
Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить её. Не следует требовать, чтобы ребёнок, начиная собственное исследование, чётко сформулировал проблему, то есть определил то, что будет исследовать, а потом, уже начиная действовать. Акт творчества будет существенно обеднён, если исследователь будет преследовать заранее заданную цель.
Поэтому с ребёнка далеко не всегда следует требовать ясного словесного оформления проблемы исследования.
Мы привыкли к тому, что прежде чем что-то делать, надо чётко всё осознать, определить цель, составить план- алгоритм, и действовать.
Но следует понимать, что исследовательская деятельность - деятельность творческая, и она имеет свою специфику. А уже на этапе составления алгоритма мы теряем всё, что имеет отношение к творчеству.
Умение видеть проблему - развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Давайте рассмотрим некоторые упражнения и методики, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи на примере урока «Окружающего мира» во 2 классе по теме: «В гости к осени».
Представьте, что сегодня 26 сентября. Оглянитесь вокруг, прислушайтесь. Чтобы описать свои ощущения, чувства, разделимся на группы.
ЗАДАНИЕ для 1 группы - группы артистов: «Посмотри на 26
сентября чужими глазами». На партах лежат листки, на которых написано, чьими глазами вы будете смотреть на мир - глазами зайчика в лесу; солнца в небе; речки; ребёнка, гуляющего во дворе; грядки в огороде. Расскажите, что вы увидели.
ЗАДАНИЕ для 2 ГРУППЫ-группы художников.- «Тема одна - сюжетов много» -вы должны придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему «26 сентября» (деревья с пожелтевшими листьями; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу)
ЗАДАНИЕ для 3 группы: «Назвать как можно больше признаков предмета» - предметом будет являться сегодняшний день «26 сентября». (Осенний, ясный, облачный, пасмурный, ветреный, безветренный, солнечный, холодный, дождливый). Выиграет тот, кто выделит и напишет как можно больше признаков этого дня.
ЗАДАНИЕ для 4 группы- группы экспертов - «Составь рассказ, используя данную концовку» Эксперты слушают выступления и делают вывод, который должен закончиться словами « Потому что наступило 26 сентября».
Проверка работы зала
В результате поставленной проблемы дети на уроке усвоили тему и пришли к выводу, что данную проблему надо специально исследовать. Только на первый взгляд, кажется всё просто, но, сколько всё же существует неясных вопросов.
Я бы хотела прокомментировать некоторые упражнения и методики, которые вы увидели.
«Посмотри на мир чужими глазами»- если смотреть на один и тот же объект с различных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другим. «Составь рассказ, используя данную концовку» и «Назвать как можно больше признаков предмета» - применяла на уроке русского языка.
Подробно я бы хотела остановиться на «Методике шести думательных шляп» при изучении темы «Труд людей зимой» - взгляд на выпавший снег. - Это методика известного психолога Эдварда де Боно, автор предлагает мысленно (а можно и по-настоящему) снимать и надевать шляпы разного цвета, каждая их которых задаёт определённое направление мышлению. Всего шесть шляп, головной убор указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек, новую модель поведения и новый взгляд на окружающее. Психологически важно и то, что шляпу можно легко снять и надеть другую и таким образом поменять роль. Шляпы различаются по цвету. Каждый цвет, вызывает в сознании человека определённые чувства и ассоциации, определённый тип мышления.
БЕЛАЯ ШЛЯПА - факты, цифры, информация. Какой информацией располагаем? КРАСНАЯ ШЛЯПА - эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую? ЧЁРНАЯ ШЛЯПА- осторожность. Насколько это безопасно?
- преимущества, выгода. Зачем это делать? ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА - исследования, предложения, новые идеи. Что можно предпринять? СИНЯЯ ШЛЯПА- размышление о мышлении. Головной убор может быть разным - бейсбольная кепка, косынка медсестры, солдатская пилотка.
Увидеть проблему не возможно без простого наблюдения и анализа действительности.
НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Такие темы как «Почему светит солнце?», «Почему дети идут в школу?», «Почему играют котята?» - внешне выглядят простыми и доступными, но на практике не так просты, как кажется. Для этого нужно рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы. Такие задания я применяла на уроках окружающего мира.
ЗАДАНИЕ 2: «Наблюдение очевидного» - использовала на уроке изобразительного искусства тема «Женский и мужской образ» - задание: рассмотреть хорошо знакомый объект -портрет и сказать, что видят его глаза в данную минуту. (Причёска, губы, глаза, покрой одежды и т.п.).
ЗАДАНИЕ 3: «Увидеть в другом свете». Ни для кого, ни секрет, что одни и те же предметы при разном освещении выглядят, и воспринимаются по-разному. Естественно, мысленно можно поменять не только свет, освещающий предмет, но и его цвет. Как изменится этот предмет и что произойдёт с нашим отношением к нему и отношением к нему окружающих? Давайте обсудим, как бы мы отнеслись к синей котлете или красному воробью? Как отреагирует на эти аномалии окружающий мир? - такое задание применяла во внеклассной работе.
ЗАДАНИЕ 4: «Рассмотреть знакомый предмет» - на уроке изо, рассмотреть осенний лист, охарактеризовать форму, назвать цвет, где они растут, почему меняют цвет и опадают, затем нарисовать по памяти.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ: Таким образом, ребёнок учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности. В результате наблюдения в выявлении проблемы, дети становятся внимательнее, учатся излагать свои мысли, сталкиваются с другими взглядами, результатами наблюдений становятся обобщающие уроки по темам.
Критериисформированности исследовательских умений и навыков :
Умения высказываться в форме монолога - 10%, 15%
Умение вести учебный диалог - 2%, 10%
Умение отвечать на вопросы -10%, 50%
Умение ставить вопросы, формулировать задачи -4%, 12%
Умение использовать приобретённые знания в стандартной ситуации-70%,82%
Умение «переносить»- использовать приобретённые знания в нестандартной ситуации - 24%,33%
ВЫВОД: Исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает прямое воздействие также и на внеклассную работу по предмету. На уроке не всегда предоставляетсявозможность обстоятельного и углублённого осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время. (Предметные недели, викторины, конкурсы). Применение методов выявления проблемы в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности учёного. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь учёного: от выдвижения проблемы до её решения. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Исследовательская деятельность в начальной школе" »
МАСТЕР- КЛАСС
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Обучение школьников специальным знаниям,
а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске,-
одна из основных практических задач современного образования.
Под специальными исследовательскими знаниями следует понимать специфические знания о проведении исследований и действий механизмов исследовательского поиска. Исследуя проблему с ребёнком, можно приобретать знания вместе с ним, помогая, друг другу, мы можем открывать новые горизонты. Это один из самых результативных путей обучения творчеству.
Я. А. Каменский сказал: «Обучая других, обучаешься сам».
Цель исследовательского обучения: «Формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры»
Под общими исследовательскими умениями и навыками мы будем понимать следующие:
умение видеть проблемы;
умения и навыки наблюдения
умение задавать вопросы;
умение выдвигать гипотезы;
умение давать определение понятиям;
умение классифицировать;
умения и навыки проведения экспериментов;
умения делать выводы и умозаключения;
умения и навыки структурирования материала;
умения и навыки работать с текстом;
умения доказывать и защищать свои идеи.
Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развитие основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики. Остановимся на «Развитии умений видеть проблему».
Проблема - это затруднение, неопределённость.
Поиск проблем - дело непростое. Известный философ Ф.Ницше писал, что «великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока один не поднимет его».
Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить её. Не следует требовать, чтобы ребёнок, начиная собственное исследование, чётко сформулировал проблему, то есть определил то, что будет исследовать, а потом, уже начиная действовать. Акт творчества будет существенно обеднён, если исследователь будет преследовать заранее заданную цель.
Поэтому с ребёнка далеко не всегда следует требовать ясного словесного оформления проблемы исследования.
Мы привыкли к тому, что прежде чем что-то делать, надо чётко всё осознать, определить цель, составить план- алгоритм, и действовать.
Но следует понимать, что исследовательская деятельность - деятельность творческая, и она имеет свою специфику. А уже на этапе составления алгоритма мы теряем всё, что имеет отношение к творчеству.
Умение видеть проблему - развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Давайте рассмотрим некоторые упражнения и методики, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи на примере урока «Окружающего мира» во 2 классе по теме: «В гости к осени».
Представьте, что сегодня 26 сентября. Оглянитесь вокруг, прислушайтесь. Чтобы описать свои ощущения, чувства, разделимся на группы.
ЗАДАНИЕ для 1 группы - группы артистов: «Посмотри на 26
сентября чужими глазами». На партах лежат листки, на которых написано, чьими глазами вы будете смотреть на мир - глазами зайчика в лесу; солнца в небе; речки; ребёнка, гуляющего во дворе; грядки в огороде. Расскажите, что вы увидели.
ЗАДАНИЕ для 2 ГРУППЫ-группы художников.- «Тема одна - сюжетов много» -вы должны придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему «26 сентября» (деревья с пожелтевшими листьями; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу)
ЗАДАНИЕ для 3 группы: «Назвать как можно больше признаков предмета» - предметом будет являться сегодняшний день «26 сентября». (Осенний, ясный, облачный, пасмурный, ветреный, безветренный, солнечный, холодный, дождливый). Выиграет тот, кто выделит и напишет как можно больше признаков этого дня.
ЗАДАНИЕ для 4 группы- группы экспертов - «Составь рассказ, используя данную концовку» Эксперты слушают выступления и делают вывод, который должен закончиться словами « Потому что наступило 26 сентября».
Проверка работы зала
В результате поставленной проблемы дети на уроке усвоили тему и пришли к выводу, что данную проблему надо специально исследовать. Только на первый взгляд, кажется всё просто, но, сколько всё же существует неясных вопросов.
Я бы хотела прокомментировать некоторые упражнения и методики, которые вы увидели.
«Посмотри на мир чужими глазами»- если смотреть на один и тот же объект с различных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другим. «Составь рассказ, используя данную концовку» и «Назвать как можно больше признаков предмета» - применяла на уроке русского языка.
Подробно я бы хотела остановиться на «Методике шести думательных шляп» при изучении темы «Труд людей зимой» - взгляд на выпавший снег. - Это методика известного психолога Эдварда де Боно, автор предлагает мысленно (а можно и по-настоящему) снимать и надевать шляпы разного цвета, каждая их которых задаёт определённое направление мышлению. Всего шесть шляп, головной убор указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек, новую модель поведения и новый взгляд на окружающее. Психологически важно и то, что шляпу можно легко снять и надеть другую и таким образом поменять роль. Шляпы различаются по цвету. Каждый цвет, вызывает в сознании человека определённые чувства и ассоциации, определённый тип мышления.
БЕЛАЯ ШЛЯПА - факты, цифры, информация. Какой информацией располагаем? КРАСНАЯ ШЛЯПА - эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую? ЧЁРНАЯ ШЛЯПА- осторожность. Насколько это безопасно?
- преимущества, выгода. Зачем это делать? ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА - исследования, предложения, новые идеи. Что можно предпринять? СИНЯЯ ШЛЯПА- размышление о мышлении. Головной убор может быть разным - бейсбольная кепка, косынка медсестры, солдатская пилотка.
Увидеть проблему не возможно без простого наблюдения и анализа действительности.
НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Такие темы как «Почему светит солнце?», «Почему дети идут в школу?», «Почему играют котята?» - внешне выглядят простыми и доступными, но на практике не так просты, как кажется. Для этого нужно рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы. Такие задания я применяла на уроках окружающего мира.
ЗАДАНИЕ 2: «Наблюдение очевидного» - использовала на уроке изобразительного искусства тема «Женский и мужской образ» - задание: рассмотреть хорошо знакомый объект -портрет и сказать, что видят его глаза в данную минуту. (Причёска, губы, глаза, покрой одежды и т.п.).
ЗАДАНИЕ 3: «Увидеть в другом свете». Ни для кого, ни секрет, что одни и те же предметы при разном освещении выглядят, и воспринимаются по-разному. Естественно, мысленно можно поменять не только свет, освещающий предмет, но и его цвет. Как изменится этот предмет и что произойдёт с нашим отношением к нему и отношением к нему окружающих? Давайте обсудим, как бы мы отнеслись к синей котлете или красному воробью? Как отреагирует на эти аномалии окружающий мир? - такое задание применяла во внеклассной работе.
ЗАДАНИЕ 4: «Рассмотреть знакомый предмет» - на уроке изо, рассмотреть осенний лист, охарактеризовать форму, назвать цвет, где они растут, почему меняют цвет и опадают, затем нарисовать по памяти.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ: Таким образом, ребёнок учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности. В результате наблюдения в выявлении проблемы, дети становятся внимательнее, учатся излагать свои мысли, сталкиваются с другими взглядами, результатами наблюдений становятся обобщающие уроки по темам.
Критериисформированности исследовательских умений и навыков :
Умения высказываться в форме монолога - 10%, 15%
Умение вести учебный диалог - 2%, 10%
Умение отвечать на вопросы -10%, 50%
Умение ставить вопросы, формулировать задачи -4%, 12%
Умение использовать приобретённые знания в стандартной ситуации-70%,82%
Умение «переносить»- использовать приобретённые знания в нестандартной ситуации - 24%,33%
ВЫВОД: Исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает прямое воздействие также и на внеклассную работу по предмету. На уроке не всегда предоставляетсявозможность обстоятельного и углублённого осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время. (Предметные недели, викторины, конкурсы). Применение методов выявления проблемы в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности учёного. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь учёного: от выдвижения проблемы до её решения. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.