kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Исследовательская деятельность в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под специальными исследовательскими знаниями следует понимать специфические зна­ния о проведении исследований и действий механизмов исследовательского поиска. Исследуя проблему с ребёнком, можно приобретать знания вместе с ним, помогая, друг другу, мы можем открывать новые горизонты. Это один из самых результативных путей обучения творчеству.

Я. А. Каменский сказал: «Обучая других, обучаешься сам».

Цель исследовательского обучения: «Формирование у учащегося способности самостоя­тельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры»

 

Под общими исследовательскими умениями и навыками мы будем понимать следующие:

  • умение видеть проблемы;
  • умения и навыки наблюдения
  • умение задавать вопросы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение давать определение понятиям;
  • умение классифицировать;
  • умения и навыки проведения экспериментов;
  • умения делать выводы и умозаключения;
  • умения и навыки структурирования материала;
  • умения и навыки работать с текстом;
  • умения доказывать и защищать свои идеи.

Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развитие основных уме­ний и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики. Остановимся на «Развитии умений видеть проблему».

                                                          Проблема - это затруднение, неопределённость.

Поиск проблем - дело непростое. Известный философ Ф.Ницше писал, что «великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока один не поднимет его».

Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить её. Не следует требовать, что­бы ребёнок, начиная собственное исследование, чётко сформулировал проблему, то есть определил то, что будет исследовать, а потом, уже начиная действовать. Акт творчества будет существенно обеднён, если исследователь будет преследовать заранее заданную цель.

Поэтому с ребёнка далеко не всегда следует требовать ясного словесного оформления проблемы исследования.

Мы привыкли к тому, что прежде чем что-то делать, надо чётко всё осознать, определить цель, составить план- алгоритм, и действовать.

Но следует понимать, что исследовательская деятельность - деятельность творче­ская, и она имеет свою специфику. А уже на этапе составления алгоритма мы теряем всё, что имеет отношение к творчеству.

Умение видеть проблему - развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Давайте рассмотрим некоторые упражнения и методики, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи на примере урока «Окружающего мира» во 2 классе по теме: «В гости к осени».

Представьте, что сегодня 26 сентября. Оглянитесь вокруг, прислушайтесь. Чтобы опи­сать свои ощущения, чувства, разделимся на группы.

ЗАДАНИЕ для 1 группы - группы артистов: «Посмотри на 26

сентября чужими глазами». На партах лежат листки, на которых написано, чьими глазами вы будете смотреть на мир - глазами зайчика в лесу; солнца в небе; речки; ребёнка, гуляющего во дворе; грядки в огороде. Расскажите, что вы увидели.

ЗАДАНИЕ для 2 ГРУППЫ-группы художников.- «Тема одна - сюжетов много» -вы должны придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему «26 сентября» (деревья с пожелтевшими листьями; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу)

ЗАДАНИЕ для 3 группы: «Назвать как можно больше признаков предмета» - пред­метом будет являться сегодняшний день «26 сентября». (Осенний, ясный, облачный, пасмурный, ветреный, безветренный, солнечный, холодный, дождливый). Выиграет тот, кто выделит и напишет как можно больше признаков этого дня.

ЗАДАНИЕ для 4 группы- группы экспертов - «Составь рассказ, используя данную концовку» Эксперты слушают выступления и делают вывод, который должен закончиться словами « Потому что наступило 26 сентября».

 

Проверка работы зала

В результате поставленной проблемы дети на уроке усвоили тему и пришли к выводу, что данную проблему надо специально исследовать. Только на первый взгляд, кажется всё просто, но, сколько всё же существует неясных вопросов.

 

 

 

Я бы хотела прокомментировать некоторые упражнения и методики, которые вы увидели.

 «Посмотри на мир чужими глазами»- если смотреть на один и тот же объект с различных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другим. «Составь рассказ, используя данную концовку» и «Назвать как можно больше признаков предмета» - применяла на уроке русского языка.

Подробно я бы хотела остановиться на «Методике шести думательных шляп» при изу­чении темы «Труд людей зимой» - взгляд на выпавший снег. - Это методика известного психолога Эдварда де Боно, автор предлагает мысленно (а можно и по-настоящему) снимать и надевать шляпы разного цвета, каждая их которых задаёт определён­ное направление мышлению. Всего шесть шляп, головной убор указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек, новую модель поведения и новый взгляд на окружающее. Психологически важно и то, что шляпу можно легко снять и надеть другую и таким образом поменять роль. Шляпы различаются по цвету. Каждый цвет, вызывает в сознании человека определённые чувства и ассоциации, определённый тип мышления.

 

БЕЛАЯ ШЛЯПА - факты, цифры, информация. Какой информацией располагаем? КРАСНАЯ ШЛЯПА - эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую? ЧЁРНАЯ ШЛЯПА- осторожность. Насколько это безопасно?

- преимущества, выгода. Зачем это делать? ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА - исследования, предложения, новые идеи. Что можно предпринять? СИНЯЯ ШЛЯПА- размышление о мышлении. Головной убор может быть разным - бейс­больная кепка, косынка медсестры, солдатская пилотка.

Увидеть проблему не возможно без простого наблюдения и анализа действительности.

 

 

НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Такие темы как «Почему светит солнце?», «Почему дети идут в школу?», «Почему игра­ют котята?» - внешне выглядят простыми и доступными, но на практике не так просты, как кажется. Для этого нужно рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы. Такие задания я применяла на уроках окружающего мира.

ЗАДАНИЕ 2: «Наблюдение очевидного» - использовала на уроке изобразительного ис­кусства тема «Женский и мужской образ» - задание: рассмотреть хорошо знакомый объект -портрет и сказать, что видят его глаза в данную минуту. (Причёска, губы, глаза, покрой одежды и т.п.).

ЗАДАНИЕ 3: «Увидеть в другом свете». Ни для кого, ни секрет, что одни и те же предме­ты при разном освещении выглядят, и воспринимаются по-разному. Естественно, мысленно можно поменять не только свет, освещающий предмет, но и его цвет. Как изменится этот предмет и что произойдёт с нашим отношением к нему и отношением к нему окружающих? Давайте обсудим, как бы мы отнеслись к синей котлете или красному воробью? Как отреагирует на эти аномалии окружающий мир? - такое задание применяла во внеклассной работе.

ЗАДАНИЕ 4: «Рассмотреть знакомый предмет» - на уроке изо, рассмотреть осенний лист, охарактеризовать форму, назвать цвет, где они растут, почему меняют цвет и опадают, затем нарисовать по памяти.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ: Таким образом, ребёнок учится открывать в обыденном новые, не­ожиданные возможности. В результате наблюдения в выявлении проблемы, дети становятся внимательнее, учатся излагать свои мысли, сталкиваются с другими взглядами, результатами наблюдений становятся обобщающие уроки по темам.

 Критериисформирован­ности исследовательских умений и навыков :

  1. Умения высказываться в форме монолога - 10%, 15%
  2. Умение вести учебный диалог - 2%, 10%
  3. Умение отвечать на вопросы -10%, 50%
  4. Умение ставить вопросы, формулировать задачи -4%, 12%
  5. Умение использовать приобретённые знания в стандартной ситуации-70%,82%
  6. Умение «переносить»- использовать приобретённые знания в нестандартной си­туации - 24%,33%

ВЫВОД: Исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает прямое воздействие также и на внеклассную работу по предмету. На уроке не всегда предоставляетсявозможность обстоятельного и углублённого осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время. (Предметные недели, викторины, конкурсы). Применение методов выявления проблемы в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности учёного. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь учёного: от выдвижения проблемы до её решения. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Исследовательская деятельность в начальной школе" »

МАСТЕР- КЛАСС

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ




Обучение школьников специальным знаниям,

а также развитие у них общих умений и навыков,
необходимых в исследовательском поиске,-

одна из основных практических задач современного образования.

Под специальными исследовательскими знаниями следует понимать специфические зна­ния о проведении исследований и действий механизмов исследовательского поиска. Исследуя проблему с ребёнком, можно приобретать знания вместе с ним, помогая, друг другу, мы можем открывать новые горизонты. Это один из самых результативных путей обучения творчеству.

Я. А. Каменский сказал: «Обучая других, обучаешься сам».

Цель исследовательского обучения: «Формирование у учащегося способности самостоя­тельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры»


Под общими исследовательскими умениями и навыками мы будем понимать следующие:

  • умение видеть проблемы;

  • умения и навыки наблюдения

  • умение задавать вопросы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение давать определение понятиям;

  • умение классифицировать;

  • умения и навыки проведения экспериментов;

  • умения делать выводы и умозаключения;

  • умения и навыки структурирования материала;

  • умения и навыки работать с текстом;

  • умения доказывать и защищать свои идеи.

Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развитие основных уме­ний и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики. Остановимся на «Развитии умений видеть проблему».


Проблема - это затруднение, неопределённость.

Поиск проблем - дело непростое. Известный философ Ф.Ницше писал, что «великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока один не поднимет его».

Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить её. Не следует требовать, что­бы ребёнок, начиная собственное исследование, чётко сформулировал проблему, то есть определил то, что будет исследовать, а потом, уже начиная действовать. Акт творчества будет существенно обеднён, если исследователь будет преследовать заранее заданную цель.

Поэтому с ребёнка далеко не всегда следует требовать ясного словесного оформления проблемы исследования.

Мы привыкли к тому, что прежде чем что-то делать, надо чётко всё осознать, определить цель, составить план- алгоритм, и действовать.

Но следует понимать, что исследовательская деятельность - деятельность творче­ская, и она имеет свою специфику. А уже на этапе составления алгоритма мы теряем всё, что имеет отношение к творчеству.

Умение видеть проблему - развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Давайте рассмотрим некоторые упражнения и методики, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи на примере урока «Окружающего мира» во 2 классе по теме: «В гости к осени».

Представьте, что сегодня 26 сентября. Оглянитесь вокруг, прислушайтесь. Чтобы опи­сать свои ощущения, чувства, разделимся на группы.

ЗАДАНИЕ для 1 группы - группы артистов: «Посмотри на 26

сентября чужими глазами». На партах лежат листки, на которых написано, чьими глазами вы будете смотреть на мир - глазами зайчика в лесу; солнца в небе; речки; ребёнка, гуляющего во дворе; грядки в огороде. Расскажите, что вы увидели.


ЗАДАНИЕ для 2 ГРУППЫ-группы художников.- «Тема одна - сюжетов много» -вы должны придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему «26 сентября» (деревья с пожелтевшими листьями; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу)


ЗАДАНИЕ для 3 группы: «Назвать как можно больше признаков предмета» - пред­метом будет являться сегодняшний день «26 сентября». (Осенний, ясный, облачный, пасмурный, ветреный, безветренный, солнечный, холодный, дождливый). Выиграет тот, кто выделит и напишет как можно больше признаков этого дня.


ЗАДАНИЕ для 4 группы- группы экспертов - «Составь рассказ, используя данную концовку» Эксперты слушают выступления и делают вывод, который должен закончиться словами « Потому что наступило 26 сентября».


Проверка работы зала


В результате поставленной проблемы дети на уроке усвоили тему и пришли к выводу, что данную проблему надо специально исследовать. Только на первый взгляд, кажется всё просто, но, сколько всё же существует неясных вопросов.



Я бы хотела прокомментировать некоторые упражнения и методики, которые вы увидели.


«Посмотри на мир чужими глазами»- если смотреть на один и тот же объект с различных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другим. «Составь рассказ, используя данную концовку» и «Назвать как можно больше признаков предмета» - применяла на уроке русского языка.

Подробно я бы хотела остановиться на «Методике шести думательных шляп» при изу­чении темы «Труд людей зимой» - взгляд на выпавший снег. - Это методика известного психолога Эдварда де Боно, автор предлагает мысленно (а можно и по-настоящему) снимать и надевать шляпы разного цвета, каждая их которых задаёт определён­ное направление мышлению. Всего шесть шляп, головной убор указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек, новую модель поведения и новый взгляд на окружающее. Психологически важно и то, что шляпу можно легко снять и надеть другую и таким образом поменять роль. Шляпы различаются по цвету. Каждый цвет, вызывает в сознании человека определённые чувства и ассоциации, определённый тип мышления.


БЕЛАЯ ШЛЯПА - факты, цифры, информация. Какой информацией располагаем? КРАСНАЯ ШЛЯПА - эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую? ЧЁРНАЯ ШЛЯПА- осторожность. Насколько это безопасно?

- преимущества, выгода. Зачем это делать? ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА - исследования, предложения, новые идеи. Что можно предпринять? СИНЯЯ ШЛЯПА- размышление о мышлении. Головной убор может быть разным - бейс­больная кепка, косынка медсестры, солдатская пилотка.

Увидеть проблему не возможно без простого наблюдения и анализа действительности.



НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Такие темы как «Почему светит солнце?», «Почему дети идут в школу?», «Почему игра­ют котята?» - внешне выглядят простыми и доступными, но на практике не так просты, как кажется. Для этого нужно рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы. Такие задания я применяла на уроках окружающего мира.

ЗАДАНИЕ 2: «Наблюдение очевидного» - использовала на уроке изобразительного ис­кусства тема «Женский и мужской образ» - задание: рассмотреть хорошо знакомый объект -портрет и сказать, что видят его глаза в данную минуту. (Причёска, губы, глаза, покрой одежды и т.п.).

ЗАДАНИЕ 3: «Увидеть в другом свете». Ни для кого, ни секрет, что одни и те же предме­ты при разном освещении выглядят, и воспринимаются по-разному. Естественно, мысленно можно поменять не только свет, освещающий предмет, но и его цвет. Как изменится этот предмет и что произойдёт с нашим отношением к нему и отношением к нему окружающих? Давайте обсудим, как бы мы отнеслись к синей котлете или красному воробью? Как отреагирует на эти аномалии окружающий мир? - такое задание применяла во внеклассной работе.


ЗАДАНИЕ 4: «Рассмотреть знакомый предмет» - на уроке изо, рассмотреть осенний лист, охарактеризовать форму, назвать цвет, где они растут, почему меняют цвет и опадают, затем нарисовать по памяти.


ИТОГ ЗАНЯТИЯ: Таким образом, ребёнок учится открывать в обыденном новые, не­ожиданные возможности. В результате наблюдения в выявлении проблемы, дети становятся внимательнее, учатся излагать свои мысли, сталкиваются с другими взглядами, результатами наблюдений становятся обобщающие уроки по темам.

Критериисформирован­ности исследовательских умений и навыков :

  1. Умения высказываться в форме монолога - 10%, 15%

  2. Умение вести учебный диалог - 2%, 10%

  3. Умение отвечать на вопросы -10%, 50%

  4. Умение ставить вопросы, формулировать задачи -4%, 12%

  5. Умение использовать приобретённые знания в стандартной ситуации-70%,82%

  6. Умение «переносить»- использовать приобретённые знания в нестандартной си­туации - 24%,33%


ВЫВОД: Исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает прямое воздействие также и на внеклассную работу по предмету. На уроке не всегда предоставляетсявозможность обстоятельного и углублённого осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время. (Предметные недели, викторины, конкурсы). Применение методов выявления проблемы в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности учёного. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь учёного: от выдвижения проблемы до её решения. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Мастер-класс "Исследовательская деятельность в начальной школе"

Автор: Ершова Ольга Михайловна

Дата: 26.08.2015

Номер свидетельства: 227076


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства