Тема урока
Скульптура и живопись.
Раздел
Беседы о искусстве
Количество часов
1
Цель урока и задачи
Обогатить знания детей о скульптуре, скульптурных материалах, инструментах и принадлежностях. выполнить живописную работу в технике «пластилиновая живопись», учить вести работу поэтапно, учить приёмам работы с пластилином, развивать умение работать с пластилином, развивать воображение, творческое мышление, фантазию, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость
Пособие для учителя
палитра, пластилин, стек, работы в технике «пластилиновая живопись», кисть, чёрно-белые картинки (для учащихся);
Материал для учащихся
картон, пластилин, стеки, ткань, газета, простой карандаш
(работа по парам, в мини группе)
План урока.
Задание
- пластилиновой живописи
-смешивание цветов
-последовательность выполнения ( упражнения)
-решение образа в пластике
- практическая работа
Методический материал к уроку
- Ребята, вы принесли эти материалы и инструменты, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?
- Но сначала взгляните на доску. Вы видите различные работы. Как вы думаете, что в них общего?
(- Все они выполнены в цвете, все красивые, яркие)
- Как вы думаете, какими материалами они выполнены?
(- акварель, гуашь, масляные краски, фломастер)
- Все вы рисовали этими материалами, наверное, и использовали в работе пластилин. Что вы изготавливали из него?
(- Животные, человечков, домики…)
- Это материал, из которого вы лепили животных, человечков, то есть лепили объёмные изображения.
- Когда рисуем красками, каким инструментом пользуемся? (Кисть)
- А когда лепим фигурки из пластилина, какой инструмент используем? (Стек)
- Что общего между пластилином, акварелью и гуашью? (Цвет, изображение на плоскости, живописные эффекты)
- Ребята, как вы думаете, можно ли смешивать пластилин, как в живописи?
- Конечно! Пластилин тоже можно смешивать и получать дополнительные цвета, как и красками. А какие основные цвета вы знаете? (Красный, жёлтый, синий).
- Если смешать красный и жёлтый, какой цвет мы получим? (оранжевый). Синий + красный = ? (фиолетовый) и т. д. Если вам понадобятся какие-либо цвета, которых нет в вашей палитре, вы смело можете смешивать пластилин двух или нескольких цветов. Например, белый + синий = ? (голубой)
- Ребята, если пластилин можно смешивать, получать дополнительные цвета, так значит, можно ли им рисовать? Как вы думаете?
- Вы слышали о такой технике, как пластилиновая живопись? Рисование пластилином – редкая техника, но очень увлекательная и чрезвычайно интересная. И мы с ней сегодня познакомимся.
- Существует множество приёмов работы с пластилином. И сейчас мы их рассмотрим. Вы видите у меня на доске большую палитру, у вас на столах тоже есть маленькие палитры. Давайте попробуем выполнить на них небольшие упражнения.
- Ребята, кто напомнит, что необходимо сделать перед работой? Сначала пластилин необходимо разнять. Как вы думаете, для чего?(Чтобы стал мягким и легче размазывать на листе). Внимание! Смотрим, слушаем внимательно, повторяем за мной. Пластилин не разбрасываем, об одежду не вытираем, так как пластилин оставляет жирные пятна.
- Последовательность выполнения работы в технике пластилиновой живописи
1.) Отделяем маленький кусочек от большого куска, разминаем в руках, пробуем нанести пластилин на палитру (размазывать на плоскости). Посмотрите, как это делаю я. А вы пробуйте на своей палитре. Удобнее размазывать пластилин большим пальцем на листе, чтобы получилось плоское изображение, как будто рисуем краской.
2.) Можно сделать изображение рельефным. В этом случае не надо сильно размазывать пластилин, чтобы он выступал над поверхностью листа, как на этой работе (показываю работу).Этим приёмом можно выполнять изображение на переднем плане, то есть то, что ближе к нам.
Посмотрите, как я выполняю, попробуйте сделать также на своей палитре.
3.) Скатывать пластилин можно между ладонями. Для того чтобы изобразить тонкие полоски, скатываем в ладонях тоненькие валики и накладываем на плоскость. Посмотрите сюда – я накладываю тонкий валик на лист, нажимая на него, полоска становится шире (например, можно изобразить усики у бабочки).
4.) Также можно сделать декоративное изображение, например, рисунок маленькими шариками, полосками (показать работу).
5.) Как мы уже говорили, при работе пластилином обязательно используют стеки. Им можно наносить пластилин. А если что-то не получилось, например, вышли за границу контура, неправильно подобрали цвет, можно легко исправить эту погрешность стеком.
Также стеком можно рисовать на пластилиновой основе.
6.) Для деталей круглых и овальных форм скатываем пластилиновые шарики и расплющиваем их при закреплении на картине.
Мы рассмотрели основные приёмы работы с пластилином, теперь посмотрите, как нужно выполнять работу на рисунке. Я расскажу вам последовательность выполнения работы и частично покажу:
Перед работой пластилин разминаем в руках. Начинать работу следует с фона. Для него выбираем бледный цвет.
Если вы хотите получить разводы разных цветов (например, для фона), пластилин не смешивать до полного исчезновения разводов.
Пластилин надо накладывать аккуратно, не нарушая контура рисунка. Предметы переднего плана (то, что расположено ближе к нам) более яркие, их нужно сделать рельефными, а на заднем плане используются более приглушённые цвета.
Имейте ввиду, что необязательно покрывать весь лист пластилином, могут остаться небольшие пробелы, как, например, в этой работе.
- Если есть какие-то вопросы, задавайте.
Практическая работа.
- А сейчас приступим к нашей работе. Я раздаю вам рисунки: ваша задача – подобрать цвета, из чёрно-белой картинки сделать цветную. Теперь вы знаете основные приёмы работы, палитры у вас перед глазами.
Посмотрите каждый на свою картинку и подумайте, какими цветами лучше её выполнить. Вы это делаете до конца занятия. Желаю вам успешно поработать, чтобы в конце занятия у вас получились живописные, красивые, может даже декоративные рисунки. Приступаем к работе. В конце урока мы устроим выставку работ.
- Молодцы, ребята! У вас получились замечательные работы.
- С какой техникой вы сегодня познакомились?(пластилиновая живопись)
- Понравилось ли вам работать в этой технике?(да, нет)
- Что можно изготовить, применив эту технику? (панно, фоторамки, вазы)
- Что было сложного? Что не получилось?(смешивание цветов)
Подведение итогов
Анализ детских работ через выставочную деятельность.
Выставление оценок.