I.Мотивирование к учебной деятельности. | Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение предмета. Читает стихотворение: Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс ваш хоть куда, Мы начнем урок труда. | Слушают и оценивают готовность и настрой на урок. | Познавательные действия 1. Находить информацию в учебнике или на слайде, отделять известное от неизвестного. 2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. 3. Небольшой пересказ простого текста. 4. Простой план. Регулятивные действия 1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. 2. Работать по предложенному плану. 3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Коммуникативные действия 1. Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу. 2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты. 3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе. Личностные результаты 1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей. 2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей. 3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. 5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. 6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. |
II. Актуализация знаний. | - Вот и закончились каникулы, и вы, отдохнув, пришли в школу. Сегодня на уроке мы вспомним, что же нового вы узнали за два первых учебных месяца. - Перед вами выставка с вашими работами, на которых вы изображали, наверное, самое красивое время года, когда: Птицы до вёсен прощаются с нами, Небо из синего стало седым, И, устилая дороги коврами, Сыплются листья ковром золотым. Какое время года вы наблюдали и изображали? - Давайте вспомним наш урок, когда вы рисовали разноцветные листья. (На доске коллективная работа) - Чем вы рисовали листья? - Как называются краски? - Почему их назвали «акварельные»? - В красках много разных цветов, но есть три самых главных — основных цвета. Назовите их. - Почему красный, синий, жёлтый — самые главные, основные цвета? - Для чего нужен в красках белый цвет? - Если белого цвета нет, как же быть? - Для чего нужен чёрный цвет? - На чём вы смешиваете краски? - Молодцы! Об акварельных красках вы всё запомнили. Посмотрите, какие замечательные рисунки у вас получились. - Но не только мы с вами на наших уроках изображали осень. И взрослые художники на своих картинах тоже изображают осень. - Давайте вспомним названия картин и имена художников (Слайд, показ репродукций). - Молодцы! Правильно! - На уроках мы с вами не только рисовали, но и работали с цветной бумагой. - Вспомните как называется работа, в которой мы вырезаем отдельные части, а затем накладываем, наклеиваем их на фон. (Слайд.) - Молодцы! - А ещё, на каких уроках вы работали с пластилином. - Вспомните, как называется человек, который лепит из пластилина и глины, высекает фигуры из камня? (Слайд.) - А как же называется то, что создаёт скульптор, его работа? (Слайд.) - Где в нашем городе можно увидеть скульптуры? - Молодцы, за каникулы вы ничего не забыли! | Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов): - Мы наблюдали и изображали осень. - Красками. - Акварельные. - От слова «аква — вода», краски любят воду. - Красный, синий, жёлтый. - Эти цвета можно смешивать и получать новые цвета. - Чтобы получать светлые цвета. - Нужно добавить воды. - Чтобы получать тёмные цвета. - На палитре. -Левитан «Золотая осень». - Грабарь «Рябинка». - Аппликация. - Скульптор. - Скульптура. - Около школы, на улице Ленина, возле Вечного огня. |
III.Создание проблемной ситуации. | - Назовите осенние изменения в природе. - Молодцы! - А сейчас мы проверим, знаете ли вы птиц. Послушайте загадки и отгадайте их: 1) Стынут лапы на морозе У сосны и ели. Что за чудо? На берёзе Яблоки поспели. Подойду поближе к ней - И глазам не верится! Стайка алых птиц Облепила деревце. 2) Спит весь день в дупле она, Но лишь выглянет луна - Глухо ухает, летает И лесных зверей пугает. - Почему сова не спит ночью? Вот как об этом пишет поэтесса Софья Лежнева: Узнала как-то раз сова, Что в небе звёзд не счесть, Что есть созвездие Орла И Козерога есть. Не забыты Змеи, Львы, И Рыбы не забыты, Но вот созвездие Совы Пока что не открыто. С тех пор сова не может спать И лишь взойдёт луна Глядит, пытаясь отыскать И именем своим назвать Созвездие она. 3) Это птица — древесная. Долбит больные деревья и достаёт длинным языком жуков-вредителей. - Скоро закончится осень и наступит холодная зима. Белка в зимнем дупле будет грызть орешки, медведь будет сладко спать в уютной берлоге. А как же быть птицам, ведь они не делаю запасов на зиму? Кто поможет птицам? - Расскажите, кто делал кормушку для птиц, из чего вы изготовили кормушку, кто вам помогал? - Посмотрите, как можно сделать кормушку (показ кормушки из коробки от конфет). - Такую кормушку вы можете сделать сами и повесить её во дворе. Физкультурная минутка. - Ветер дунул нам в лицо. - Закачалось деревцо. - Ветерок всё тише, тише. - Деревцо всё выше, выше. - А теперь мы с вами давайте немного помечтаем и представим себе, что к нам из сказочной страны прилетели чудесные птицы, разноцветные как осенние листья. И сегодня на уроке вы научитесь делать таких птиц. Учитель показывает птиц оригами и просит ответить на вопросы: Из какого материала выполнены поделки? 2. Можно назвать эти поделки аппликацией? 3. Как называются эти бумажные поделки? | Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов): - Листья на земле лежат, как пройдёшь по ним - шуршат; - Ветер - злюка пыль поднимает. - Идёт холодный дождь. - Птицы улетают в теплые страны. - Это снегири. - Это сова. - Это дятел. - Птицам нужно строить кормушки. Рассказ детей. Обучающиеся повторяют слова и выполняют движения. Возможные варианты ответов. - Из бумаги. - Нет, нельзя. В аппликации мы бумагу вырезаем, а для поделок бумагу сгибали. Затрудняются ответить. | |
VI. Выражение решения проблемы. | Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока: как называются поделки, изготовленные путем сгибания бумаги, и предлагает детям ответить на него. - Как переводится слово «оригами»? - Оригами как способ создания из бумаги разнообразных поделок зародилось в Японии более тысячи лет тому назад, но об истории происхождения этого искусства почти ничего не известно. Предполагают лишь, что изготовление красочных фигурок в далекой древности не было только забавой или увлечением, а являлось священным ритуальным действием, связанным с религиозным культом «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Каннон. Фигурками украшали статую, чтобы задобрить богиню, попросить у нее покровительства. - Утратив со временем свое религиозное предназначение, оригами стало украшением японского быта, народных праздников, карнавальных шествий. Это искусство, привлекающее и взрослых, и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Свидетельство тому – различные представительные выставки, центры оригами. - Знаменитые бумажные журавлики, выполненные способом оригами, стали символом движения против атомной войны. Этих журавликов делают дети всего земного шара и присылают японским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борьбе за мир. И каждый год в честь международной акции «Волна мира» в небо Хиросимы взлетают сотни тысяч бумажных журавликов. А как вечный символ протеста против войны возвышается журавлик на памятнике в мемориальном парке Мира в Хиросиме. (Слайд.) | Отвечают: - поделки, изготовленные путем сгибания бумаги, называются оригами. - «ори» - складывать «гами» - бумага. |