kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по Искусству (ИЗО) в 6 классе "Свет в натюрморте".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок изобразительного искусства по теме "Свет в натюрморте" проводится во 2 четверти в рамках раздела " Мир наших вещей. Натюрморт". В ходе получения новых знаний учащиеся знакомятся с новыми понятиями:"свет, "блик", "тень", "собственная тень" и т.д. Узнают как по средствам освещения выявить объём предмета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по Искусству (ИЗО) в 6 классе "Свет в натюрморте".»

Раздел: «Мир наших вещей. Натюрморт».

Урок 14

Тема урока: «Свет в натюрморте».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

- объяснить понятие «освещение» как средство выявления объема на плоскости;

- познакомить с понятиями «светотень», «блик», «полутени», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень»;

- развивать приемы работы красками (создание растяжки цвета)

- развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать наблюдательность, пространственное мышление;

- воспитывать дисциплинированность и усидчивость;


Методы обучения: продуктивный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

для учителя:

для учащихся:

  • презентация «Свет в натюрморте»;

  • динамическая таблица;

  • раздаточный материал (на каждого ученика);

  • репродукции картин – натюрмортов;

  • натурный столик;

  • предметы натюрморта;

  • эл. фонарик;

  • музыкальная подборка;

  • клей;

  • гуашевые краски;

  • кисти;

  • палитра;

  • непроливайка;

  • клеёнки;

  • пр.карандаш

  • ластик

Структура урока.


I. Организация учащихся на уроке.

II. Сообщение темы, целей урока.

1) Введение в тему урока:

III. Работа по теме урока:

1) Повторение пройденного материала.

2) Свет в натюрморте. Работа над новым материалом.

А) Работа над компоновкой натюрморта (использование раздаточного материала).

Б) Постановка проблемы.

В) Проведение исследования.

Г) Итоги исследования.

3) Закрепление нового материала.

А) Работа с светотеневой моделью.

Б) Практическая работа.

VI. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.


Ход урока:

I. Организация учащихся на уроке.

Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности к уроку, заполнение журнала.

II. Сообщение темы, целей урока.

1) Введение в тему урока: (слайд №1)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,
Или квас в большом кувшине,
Или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт, 
Или все предметы сразу, 

Знай, что это… (натюрморт).


- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? Правильно, натюрморту.

- Новая это для вас эта тема или вы уже знакомы с этим жанром?

- На предыдущем уроке мы уже познакомились с понятием натюрморт.


III. Работа по теме урока:

1) Повторение пройденного материала.

- А скажите, пожалуйста, а что же такое натюрморт?

(в переводе с французского – «мёртвая природа», «неподвижная жизнь») (слайд №2)

Молодцы. Вы дали правильный ответ. (слайд №3)

- А теперь посмотрите на натюрморты и после просмотра всех, ответьте, что обычно изображается на натюрмортах? (слайд № 4, 5, 6, 7)

На скатерти домашней хлеб румянится,
И солнце жадно к караваю тянется,
Хлеб пышет свежестью, печным теплом,
Распространяя аромат кругом.
Посуда деревянная точеная
Блестит боками расписными золочеными.
Стоит букетик полевых цветов
И ваза, полная плодов.



Биллем Клас Хеда "Ветчина и серебряная посуда". Прекрасно сказано об этой картине в стихах графика и поэтессы А. Векслер. (слайд №8)

Дожив до нынешней поры, Остался длинный нож не сломан. 
И вьется впереди лимона
 
Шершавый вензель кожуры. ...
 
И не облуплена стена
 
И неизменны ткань и складки,
 
И все содержится в порядке,
 
И розовеет ветчина…

(предполагаемые ответы детей: фрукты, овощи, цветы, посуда, т.д.) 

- Как можно все это назвать одним словом?

(предполагаемые ответы детей: вещи, предметы).

- А посмотрите, пожалуйста на эти натюрморты (слайд № из презентации).

- Так что же ещё может изображаться в натюрмортах? (слайд № 9)

Правильно. Помимо неодушевлённых предметов на картине также могут быть изображены объекты живой природы, например рыба на столе, дичь, цветы в букете, насекомые, птицы, но они лишь дополняют основной мотив.


- Внимание художников к жанру натюрморта никогда не ослабевало. И сейчас многие художники пишут натюрморты, причем составляют их из самых разнообразных предметов.

 - Итак, на сегодняшнем уроке мы будем продолжать изучать и выполнять натюрморт.

2) Свет в натюрморте. Работа над новым материалом.

- Мы с вами уже выполняли натюрморты. Из каких предметов они состояли?

- А сегодня мы будем работать с натурой, которая включает в себя 3 предмета: доска, яблоко, горшок и драпировка.

А) Работа над компоновкой натюрморта (использование раздаточного материала).

Найдите каждый на своём столе вырезанные предметы, составляющие наш натюрморт. Из этих предметов на формате А4 необходимо составить натюрморт (сначала составляем композицию двигая предметы по листу, затем приклеиваем). Для того, чтобы натюрморт получился выразительным, гармоничным, надо соблюдать законы построения композиции:

  • определите положение листа – вертикально, горизонтально;

  • находим композиционный центр, как правило - это главный предмет натюрморта, вокруг которого строится вся ваша история и все предметы вместе составляют единое целое, раскрывая замысел;

  • определите какие предметы располагаются к вам ближе, какие дальше (положение предметов зависит от вашего положения относительно нашего натюрморта);

  • определите какие предметы натюрморта закрывают собой другой предмет;

  • все предметы располагаем компактно и приклеиваем;

По ходу построения композиции демонстрация неправильной компоновки натюрморта.


Б) Постановка проблемы.

- Посмотрите на свои натюрморты и сравните их с натурой. Можно ли сказать, что вы изобразили предметы такими, как мы их воспринимаем?

(ответы детей: предметы не такие, как мы их воспринимаем)

- Как ты думаешь, почему?

(ответы детей: в моём рисунке предмет не имеет объёма)

- Как мы можем показать объём?

Давай выясним что же такое объём и всегда ли мы видим трёхмерные предметы объёмными?

- Свет создаёт для нас условия видимости. Когда свет меняется, то изменяется и видимый образ освещённых предметов. В тёмном помещении плохо различимы любые предметы. Включив фонарик или зажигая свечу мы получаем источник света и изменяем мир. Мы зрительно воспринимаем объект только тогда, когда он освещён, т.е. тогда, когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости. Но только свет не выявит в достаточной мере форму предмета. Существует ещё тень, которая обычно рассматривается как противоположность света.

Нам необходимо выяснить всегда ли освещённый предмет мы видим объёмным.


В) Проведение исследования.

Давай немного понаблюдаем и проведём свои маленькие исследования, связанные с влиянием источником света, по разному расположенному по отношению к объекту и влияющему на восприятие этого объекта. (Выключаем свет и зажигаем фонарик)


Освещение боковое.

Учитель (располагаем источник света с боку) видишь ли ты предмет объёмным и за счёт чего?

(ученик: я вижу предмет объёмным за счёт того, что его поверхность разделилась на освещённую и теневую часть).

Освещение сверху.

Учитель: Теперь меняем расположение источника освещения по отношению к предмету. Источник света расположен над предметом.

Объясни: видишь ли ты предмет объёмным и за счёт чего?

(ученик: я вижу предмет объёмным за счёт того, что его поверхность разделилась на освещённую и теневую часть).

Освещение за объектом.

Учитель: Теперь меняем расположение источника освещения по отношению к предмету. Источник света находится за объектом.

Объясни: видишь ли ты в этом случае предмет объёмным?

(ученик: я не вижу предмет объёмным за счёт того, что его поверхность смотрится тёмной - силуэтом).

Учитель: Верно. Такое освещение называется контражур.

Освещение перед объектом.

Учитель: Теперь меняем расположение источника освещения по отношению к предмету. Источник света находится перед объектом.

(ученик: в этом случае вся поверхность предмета освещена полностью, а тень отсутствует, т.е. предмет не воспринимается объёмным)


Г) Подведём итоги нашего исследования.

  • Если источник света находится сбоку от предметов или сверху от предметов, то он подчёркивает их объём.

  • Когда источник света находится за предметом, предмет воспринимается как тёмный силуэт. Когда свет падает на предмет спереди, предмет выглядит плоским и ярким. (слайд № 10)

- Давайте рассмотрим рисунок предмета, объём которого передан за счёт более удачного освещения — бокового. (слайд № 11)


Объём предмета передаётся с помощью светотени, т.е. с помощью теней и света. Свет делит поверхность предмета на теневую и освещённую стороны.

Самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света, называется бликом. Скользящие под углом по поверхности предмета лучи образуют полутень, которая граничит с затенённой частью. Рефлекс — это отражённый свет окружения.

Полутень и рефлекс разделяются собственной тенью предмета. От предметов падает падающая тень. Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится. Направление её зависит от места расположения источника света.














Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а дальше она ослабевает.



3) Закрепление нового материала.

А) Работа с светотеневой моделью.

- Давайте проверим как вы усвоил новую тему и готов к выполнению практической работы.

Правильно подбери элементы светотени и прикрепи соответствующий номер на магните.


Б) Практическая работа. (слайд № 12)

Учитель: Верно. А сейчас приготовься к выполнению практической работы.

Ваша задача правильно передать объём предметов:

  • намечаем тень, полутень, рефлекс, оставляя более светлой освещённую часть всех предметов (карандашом).

  • Переходы от света к полутени и от полутени к тени делай плавные. Обратите внимание, что рефлекс светлее полутени.

  • Вы работаете гуашевыми красками, поэтому добиваемся плавного перехода от тени к свету, добавляя в наведённый колер белила. При этом смешение производится только на палитре.

  • Горшок керамический и покрыт лаком, поэтому яркость бликов можно показать, взяв чисто белила.


Во время практической работы:

1. напоминание о технике безопасности при работе с гуашью;

2.звучит спокойная музыка;

3.учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места

2) контроль правильности выполнения приёмов работы и соблюдения правил безопасности;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объёма и качества выполненной работы.


VI. Подведение итогов урока.

Выставка работ учащихся. Работы учеников прикрепляются на магнитную доску, выставляются оценки.

Рефлексия.

- Что нового для себя вы открыли на уроке?

- Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?

Заключительное слово.

Выполняя натюрморт, вы смогли убедиться в том, что правильная передача светотеневых отношений позволяет выявить на рисунке объёмную форму предмета.

В ваших рисунках передано распределение освещённости на различных частях поверхности предмета.

Домашнее задание: подобрать иллюстрации с изображением натюрмортов, рассказать об их авторах.

Спасибо за урок!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок по Искусству (ИЗО) в 6 классе "Свет в натюрморте".

Автор: Полугрудова Светлана Александровна

Дата: 24.12.2015

Номер свидетельства: 269981

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока на тему Такие разные натюрморты "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-na-tiemu-takiie-raznyie-natiurmorty"
    ["file_id"] => string(6) "228280"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441209650"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Технологическая карта по ИЗО по теме  "Натюрморт" 1 класс"
    ["seo_title"] => string(55) "tiekhnologhichieskaiakartapoizopotiemienatiurmort1klass"
    ["file_id"] => string(6) "263010"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449470380"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Урок в 6 классе на тему: «Жанры в изобразительном искусстве» Викторина «В гостях у картин»"
    ["seo_title"] => string(93) "urok-v-6-klassie-na-tiemu-zhanry-v-izobrazitiel-nom-iskusstvie-viktorina-v-ghostiakh-u-kartin"
    ["file_id"] => string(6) "310142"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458936384"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Разработка открытого урока  по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «Натюрморт  в графике» (выполненный в технике «граттаж»). "
    ["seo_title"] => string(138) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-6-klassie-na-tiemu-natiurmort-v-ghrafikie-vypolniennyi-v-tiekhnikie-ghrattazh"
    ["file_id"] => string(6) "139073"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417635072"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Подготовка  к сочинению-описанию по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине" "
    ["seo_title"] => string(133) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-podghotovka-k-sochinieniiu-opisaniiu-po-kartinie-p-p-konchalovskogho-sirien-v-korzinie"
    ["file_id"] => string(6) "176951"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424524291"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства