Конспект урока ИЗО в 3 классе на тему: "Весенний натюрморт"
Конспект урока ИЗО в 3 классе на тему: "Весенний натюрморт"
Урок разработан мною для проведения в 3 классе. При его подготовке я использовала презентацию с репродукциями картин русских художников Кончаловского, Грабаря, Кустодиева. Дети готовили мини-сообщения об этих картинах.Так же во время урока для стимуляции творческой фантазии детей использовались загадки и легенды о цветах. При постановке художественной задачи был проведён сравнительный анализ формы цветов. Дети работали индивидуально, но в конце урока каждый вырезал свой цветок и приклеил его к изображению вазы на доске. Таким образом получилась коллективная композиция.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО в 3 классе на тему: "Весенний натюрморт"»
Урок ИЗО в 3 классе
Тема: «ВЕСЕННИЙ НАТЮРМОРТ»
Цель:Познакомить учащихся с натюрмортом как жанром изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательная– научить выполнять изображение по представлению, различать изображение красок.
Развивающая– развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности, умение рисовать с натуры.
Воспитательная– воспитывать интерес к предмету, аккуратность в работе, эстетический вкус.
Форма проведения:Практическая работа.
Формы и методы, применяемые на занятии:
Словесный(беседа, загадки, объяснение)
Наглядный (иллюстрации художников)
Практический (выполнение практического задания)
Оборудование для педагога:
репродукции картин: П. П. Кончаловского «Сирень в корзине», И. И. Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой», М.С.Сарьяна «Осенние цветы», И. Э. Грабаря «Дельфиниум» и «Хризантемы»;
натурная постановка;
образец педагогического рисунка;
краски, палитра, кисти, простой карандаш, ластик, вода.
Оборудование для учащихся:акварель, гуашь, альбом, кисти, простой карандаш, ластик, вода.
Дата проведения: 12.04.2013
I. Вводная часть
Педагог: Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение об одном мальчике.
Художник.
Наш Сережа, как художник,
Тяп да ляп - спешит всегда.
Рисовал в окошке дождик,
Получилась борода;
Солнце толстое, как мыло,
У цыпленка три ноги,
Танк похож на крокодила,
А дома на утюги.
На кувшин без ручки – кошка,
Слон – на ящик и кровать.
И не может сам Сережка,
Кто и что тут разобрать.
Удивляется - откуда
Хвост на шее у верблюда
И рогатая у льва,
Где-то сбоку голова!
Ну, а нам не в удивленье,
Тут простой на все ответ:
- Нет терпенья-
Нет уменья,
Нет уменья-
Толку нет!
( Н. Грибачев.)
Педагог: О чем вы узнали из этого стихотворения? Почему у Сережи не получались хорошие рисунки? Название стихотворения подходит Сереже? Почему? Что нужно для того, чтобы стать настоящим художником? Будем этому учиться? (ответы детей.) Конечно, только очень терпеливо, старательно, приобретая понемногу уменье за уменьем.
Проверка готовности учащихся к занятию.
Смачивание красок.
II Основная часть
Педагог: Сегодня я вас познакомлю с одним из жанров живописи и графики, который называется натюрмортом.
***
Если видишь на картине
Чудо – вазу на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды,
И стеклянной и простой,
Может, чашка или блюдце
С золоченою каймой.
А еще и так бывает:
Нарисована там дичь.
В завершении положим
Спелых персиков и слив.
А еще в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина
Назовется натюрморт.
Педагог: Вначале вспомните, что такое «картина»? (ответы детей.)
Картина–произведение живописи (портрет, пейзаж, натюрморт), выполненное в красках, на бумаге, доске, ткани.
Слово образовалось от итальянского карта – «бумага». Первоначальное значение слова картина – «тонкая, красивая, изукрашенная бумага».
Чтобы получилась красивая картина, вы должны научиться выполнять творческую композицию: выбирать определенного формата лист бумаги, использовать всю его плоскость при рисовании, выражать смысловую связь между объектами, передавать сюжет.
Обратимся теперь к понятию натюрморта. Это жанр замечателен тем, что через мир предметов: домашнюю утварь, атрибуты какой – либо деятельности, плоды и цветы – отражаются различные стороны жизни.
Натюрморт –это картина, на которой обычно изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы и дичь и т. д. Само слово натюрморт в переводе с французского означает «мертвая натура».
Педагог: Посмотрите на картины художников. Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины? (удовольствие, радость, наслаждение, теплоту, свежесть букетов и их запахи.)
Давайте рассмотрим и поговорим о каждом натюрморте.
Творческие рассказы детей по картинам.
1 учащийся:
На картинеПетра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине» изображен нарядный, нежный и разнообразный по окраске букет начала лета – сирени. На коричневом фоне крупные грозди соцветий цветов сирени разных цветов: белой, розовой, красной, сиреневой и фиолетовой с крупными листьями. Сорванные цветы скоро завянут, а нарисованные живут вечно, дарят воспоминания и доставляют радость людям в любое время года.
2 учащийся:
На красочной, нарядной картинеИльи Ивановича Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой», в центре картины изображена прозрачная ваза с двумя алыми розами. Рядом на столе и белой тарелке красные, спелые, сочные ягоды клубники. У каждой ягодки оставлен зеленый хвостик.
3 учащийся:
На картинеМартирос Сергеевича Сарьяна «Осенние цветы» на фоне голубого, чистого неба изображен праздник цветов и фруктов. Много ярких, нарядных, красочных осенних цветов, расставленных в керамических горшках, прозрачных стеклянных вазах и банках. Крупные и мелкие, махровые и простые цветы и соцветия: белых, желтых, и малиновых хризантем; красных георгин; бордовых, розовых и белых астр; темных и светлых оранжевых бархатцев, с зелеными листьями, листочками и стеблями. На белой скатерти стола возле ваз мандарины, персики, яблоки, лимоны и пучок редиски.
4 учащийся:
На картинеИгоря Эммануиловича Грабаря «Дельфиниум»изображена белая керамическая ваза с высокими темно – фиолетовыми, бледно – голубыми и синими соцветиями цветов дельфиниума. Ваза стоит на столе, покрытом белой скатертью. Рядом две ветки цветов дельфиниума, чтобы показать размер высоких, горделивых цветов, в стакане синие полевые цветы – васильки. Стол стоит на фоне белых берез и залитого летним солнцем луга. Если долго смотреть на картину, то можно почувствовать дуновение ветерка и услышать, как шуршат на ветру листвой березы.
5 учащийся:
Игорь Эммануилович Грабарь на картине «Хризантемы»в сине – фиолетовой вазе на белой скатерти, в холодной гамме тонов изобразил яркие, лимонно – желтые, главные цветы осени. Около них графин, тарелка и стаканы. Стол стоит на среди деревьев. От картины веет прохладой и спокойствием.
Педагог: Молодцы! Вы красочно и интересно описали натюрморты художников.
Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности в кабинете.
Составление букетов –это особое искусство, которому учат. Цветы для букета подбирают таким образом,чтобы они составляли гармонию цветовых пятен и ритма форм. От этого букет может быть радостным, сдержанно-торжественным, нежно-лирическим.
ВОПРОС: Какое сейчас время года?
-Что сейчас происходит на улице?
Скоро наступит май- последний месяц весны. Народная пословица метко говорит о мае: «Май леса наряжает, лето ожидает».
-Что растёт в мае в садах, на лугах?
-Знаете ли вы стихи о мае?
(дети читают стихи)
ЗАГАДКИ:
Есть один такой цветок,
Не вплетёшь его в венок
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка..
(одуванчик)
Белые горошки
На зелёной ножке.
(ландыш)
Белая корзинка,
Золотое донце,
В ней лежит росинка
и сверкает солнце
(ромашка)
Дети рассказывают стихи о ландыше, тюльпане.
.Рисование цветка
-Сегодня на уроке мы будем рисовать весенние цветы. Они перед вами, с виду незатейливые, но так нас радуют.
- С чего мы начнем работу над рисунком? Конечно,с изучения того цветка, который будем рисовать. Художник П.Кончаловский писал:
«Цветок нельзя писать, так по себе, простыми мазочками, его надо изучить, и так же глубоко, как и все другое»
-Рассмотрите цветок.
-Как он называется? (Тюльпан)
- Рассказывают, что в золотом плотно сомкнутом бутоне тюльпана было заключено когда- то человеческое счастье. И никто никогда ни силой, ни хитростью, ни заклинаньями не мог добраться до него. Но однажды проходила мимо бедная женщина с ребенком на руках, которая не знала, что такое счастье. Она увидела цветок и решила взглянуть на него ближе.
Мальчик же, увидев цветок, с громким смехом бросился к нему. И - о чудо! В тот же миг бутон раскрылся сам собой! Ключиком, оказывается, был веселый, беззаботный и чистый смех ребенка.
Так повелось с тех пор на свете, что воистину беззаботными и счастливыми люди бывают только в детстве. Вот такая легенда о прекрасном цветке.
- Посмотрите на тюльпаны. Опишите цветы.
-У цветов широкие листья, состоящие из 4-6 лепестков. Тюльпанов более 100 видов. Их издавна выращивают в садах персидских шахов и турецких султанов. Название получили от турецкого слова «тюрбан»- головной убор.
Постановка художественной задачи.
-Как рисовать цветы?
Этому мы научимся на сегодняшнем уроке. Каждый из вас выберет весенний цветок и нарисует его.
Вы наверно знаете, что каждый цветок состоит из стебля,листьев и головки цветка. Но не каждый из вас задумывался о том, какие они все разные.
Стебли тонкие и толстые, длинные и короткие.
Листья: крупные и мелкие, резные и простые, плоские и завёрнутые.
Головки цветков бывают тоже разные, основные формы: чашечка (тюльпан), бутон (роза), тарелка (подсолнух), зонтик (гвоздика), шар (астра), цепочка (ландыш).
Часто сама головка состоит из множества мелких цветочков.
III. Практическая часть
Педагогический рисунок (на доске)
Этапы выполнения рисунка цветков:
Тонкими линиями наметить оси стебля, листьев, форму и размер головки цветка.
Прорисовать точную форму стебля, головки и листьев.
Добавить детали: прожилки, тычинки, пушок.
Раскрасить придавая оттенки тёплых и холодных тонов.
При выполнении работы обратить внимание на бережное отношение к природе.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: «Цветы». Готовы? Встаньте все в круг и повторяйте за мною.
«Раз, два, три, выросли цветы!
К солнцу потянулись –
Высоко.
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал,
Стебелечки качал.
Влево качнулись,
Низко пригнулись.
Вправо нагнулись,
Низко пригнулись.
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут,
Всем нам радость несут.»
Составление коллективной композиции
На доске лист с изображением вазы каждый ученик по очереди подходит и приклеивает свой цветок в букет.
Анализ выполненной работы..
IV. Подведение итога занятия
Выставка работ учащихся.
Заключительное слово педагога.
Педагог: Посмотрев ваши работы, могу сказать, что вы научились красиво и правильно подбирать цвет для раскрашивания и тщательно выписывать мелкие детали. Как вам известно, рисунки выглядят привлекательными, если выполнены аккуратно, с художественным вкусом, старательно. Наше занятие подошло к концу, вы все хорошо работали, всем спасибо за работу, до свидания.