9. Демонстрация работ. Представление творческих работ руководителями групп.
10. Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Перед началом урока учащиеся рассаживаются по группам, готовят рабочее место к работе и знакомятся с выставкой творческих работ.
Начало урока. Приветствие.
Учитель. Доброе утро. И надеюсь, что это утро даст начало прекрасному дню. Желаю всем успехов.
2. В течение 1 четверти мы с вами знакомились с Культурой Казахстана. Сегодня на уроке мы проверим все наши знания, посмотрим, чему научились, оценим наши творческие работы, и может быть, узнаем что-то новое о культуре казахского народа. Мы будем говорить и слушать, работать и играть, отгадывать загадки.
Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, то нашла у себя в кабинете рисунки, выполненные неизвестным художником. Я долго рассматривала их и не могла понять, что в них не так. Может, вы мне поможете? (Демонстрация рисунков “юрта в лесу”, “русская казашка”). Почему художник сделал такие ошибки? Что он не знал? Важно ли знать культуру своего народа? (Вопросы классу).
3. А что мы знаем о культуре казахского народа? Давайте повторим. (Беседа с классом.)
4. За первую четверть мы познакомились с большим количеством новых слов. Запомнили ли вы их значение? Предлагаю отгадать кроссворд. (Правила: лист с кроссвордом получает каждая группа и работает самостоятельно. Через 5 минут работа в группах заканчивается и заслушиваются ответы. Если ответ верный - он появляется на экране телевизора. Демонстрируется слайд-фильм “Кроссворд”)
Кроссворд (культура Казахстана)
по горизонтали:
1. Женский жакет из бархата яркого цвета. (Камзол)
2. Мастер, создающий изделия из серебра, золота и драгоценных камней. (Ювелир)
3. Узор, расположенный в определенном порядке для украшения чего-либо. (Орнамент)
4. Шерстяной материал, используемый для утепления юрты. (Кошма)
по вертикали:
1. Изделия из глины, закрепленные обжигом, гончарное искусство. (Керамика)
5. Мастер, создающий посуду из глины. (Гончар)
6. Безворсовый ковёр, сотканный из разноцветной пряжи. (Палас)
9. Узорчатое изделие из шерстяной ткани, выполненное из нитей разного цвета. Бывает ворсовые и безворсовые. (Ковер)
10. Питательный напиток из кобыльего молока. (Кумыс)
11. Чугунный котел различной величины. (Казан)
5. На предыдущих уроках мы с вами знакомились с обычаями и обрядами казахского народа. С какими именно?(Рождение ребенка, разрезание пут, Посадка на лошадь, свадьба и др.) Вы выполнили прекрасные иллюстрации к этим событиям. Но о самом ярком событии в году мы с вами забыли. Что же это? (Наурыз).
Давайте послушаем и посмотрим, что это за праздник и как он проходил.
Ученик. По старому летоисчислению день 21 марта совпадал с днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи называли март месяцем Наурыз. В этот день в каждой семье накрывали дастархан - скатерть с различными яствами. Для угощения соседей приготовлялась похлебка, именуемая в народе “наурыз коже”. Состояла онаиз смеси очищенных зерен проса, пшеницы, кукурузы, риса с мясом, солью и жиром.
До наступления дня весеннего равноденствия люди приводили в порядок свои дома, хозяйственные постройки, домашнюю утварь, расплачивались с долгами, находившиеся в ссоре мирились. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости заполняли молоком, айраном, семенным зерном, ключевой водой. В день Наурыз все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятья, высказывали самые добрые пожелания. Каждый старался одеться опрятно, по возможности одевали, что нибудь из обновки.
В день Наурыза рассвет встречали все вместе. С раннего утра мужчины очищали орыки, колодцы, истоки родников, старики высаживали деревья. В полдень на условленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо “бель котерер”. После этого начинались игры. Одна из них - “Аударыспак”, во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла.
Праздник “Наурыз мейрамы” не обходился без спортивной борьбы. В ней могла участвовать и девушка, которая вызывала на состязание джигита с определенным условием - если победит он, то приобретет право на ее руку и сердце, если она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее приказания.
День заканчивался театрализованным представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях, символизируя добро и зло, уходящий старый и наступающий новый год. Затем разжигался костер уалтыбакана - переносных качелей. С зажженными от его огня факелами люди обходили все дома, окрестности селения, после чего у качелей пели и плясали, завершая праздник.
Учитель. Что нового узнали о празднике? (Беседа с классом)
6. Ни один праздник не проходит без игр. А вы любите играть?
Предлагаю немного размяться и поиграть в национальную казахскую игру “Собери денежку”.
Вы, наверное, знаете, что казахские джигиты и девушки славились своим умением скакать на лошади, держаться в седле и на скаку хватать с земли разные предметы.
Я раскидываю на пол (на землю) желтые кружечки (денежки) и предлагаю двум группам ребят-наездников собрать эти деньги на скаку, не останавливаясь. В качестве лошади у нас палочки, которые надо держать крепко между ног, не выпуская из рук. Кто больше всего соберет денег, тот и победил.
На состязание вызываются 1 и 2 группы. Остальные болельщики. Поддержим наших игроков. (Звучит музыка)
1 тур - 1 и 2 группы
2 тур - 3 и 4 группы.
3 тур - победители в предыдущих группах.
7. Казахи не только умели хорошо отдыхать, проводить свои праздники, но и умели хорошо работать. Далеко за пределами Казахстана были известны мастера-ремесленники, умеющие создавать великолепные вещи. Об этом сейчас послушаем и посмотрим. (Выступления учащихся и просмотр слайд-фильма “Народные промыслы).
1 учащийся:
Ковроткачество в Казахстане имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Секреты ткачества передавались из поколения в поколение. Безворсовое ковроткачество, было распространено в степях Сары-Арки, Западного Казахстана, связано с кочевым образом жизни населения степей. Наибольшим спросом у них пользовались сшитые из отдельных полос ковры, ковры паласного типа и др. Ворсовые ковры, требующие много времени, труда, притом не одной женщины, ткали в основном на юге Казахстана, в Семиречье. Они были главным предметом в преданном невесты, служили знаком высшей почести, оказываемой лицам, заслужившим уважения. В казахских коврах, присутствует довольно несложная кайма с разделительными полосами, обрамляющими центральное поле ковра. В центральной части ковра обычно один и тот же геометрический или растительный рисунок со сложным сочетанием завитков и других знаков, повторяется строгим порядком несколько раз. Рисунок1
2 учащийся:
Оригинальна и неповторима у казахов резьба по дереву, которая бывает плоскостной, объемной, сквозной и дополняется росписью. Резными в прошлом были двери, верхняя цилиндрическая часть остова, низ купольных жердей юрты, её обруч, а также сундуки, кровать, изголовье подушечные, шкаф разборный для хранения посуды, музыкальные инструменты, посуда. Рисунок2
3 учащийся:
Казахские ювелиры изготавливали различные изделия из серебра, драгоценных, полудрагоценных камней, реже из золота. Чаще всего это были ожерелья - алка, тамакша, подвески - шолпы для кос, браслеты, серьги, кольца, металлические украшения к головным уборам, поясам. При выполнении ювелирных работ применялись различные технологии: штамповка, сварка, плавка, отлив, чеканка и др. Ювелирные изделия украшали различными орнаментальными мотивами: кругами, завитками, зигзагами, розетками и т. д. Рисунок3
4 учащийся:
С незапамятных времен люди лепили из глины разнообразные сосуды. Они научились обжигать глиняную посуду, и создавать ее с помощью гончарного круга. Появлялись гончарные мастерские. В большой яме одни люди месили глину, другие работали у гончарного круга, создавая сосуды различной формы. Затем, изделия обжигали в большой печи и передавали художнику. Снаружи керамические изделия покрывались минеральными красками и украшались линейным орнаментом. В мастерских изготавливали кувшины разной формы и размеров, кружки, котлы, чаши. Рисунок4
8. Учитель. Я предлагаю сегодня нам с вами поработать в так называемых мастерских и показать наш талант, наше умение создавать красивые вещи и наши навыки в украшении различных предметов казахским орнаментом. У нас 4 мастерские: гончарная, ювелирная, резьбы по дереву, ковроткачества. Каждой мастерской предлагается украсить изделия и представить на восточном базаре, показав свое мастерство. Каждая группа получает лист - технологическую карту, где подробно написано, что делать и в какой последовательности. Руководитель группы берет на себя обязанность распределить работу между его мастерами, а затем представить всем их работу. Каждая группа получает материалы для своей работы.