kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по географии на тему "Воды Казахстана"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема: Воды  Казахстана.

Казахстан, Северо-Казахстанская область, Мамлютский район, с. Белое

Беловская средняя школа

Учитель географии

Шкареда Н.В.

Цель: способствовать закреплению знаний по этой теме и всего, что с ними связано, продолжать формировать навыки и умения работать с картами Казахстана,  развивать познавательную деятельность.

Задачи:                                                                                                             

Обучающая: проверка, углубление  и пополнение знаний .

Развивающая: развивать познавательную деятельность, умение ориентироваться по физической карте Казахстана, развивать экологические знания.

Воспитывающая: воспитание внимания и усидчивости, культуры труда(верные записи, организация рабочего места, оформление работ на карте и в тетради).

Средства обучения: учебник, атласы по физической географии Казахстана, наглядные пособия, физическая карта Казахстана, карточки-задания.

Ход урока.

1.Орг.момент

Здравствуйте дети, садитесь.

Постановка цели урока.

2.Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с реками Казахстана. Это самое важное звено внутренних вод Казахстана. С этим понятием вы познакомились в 6 классе и сейчас мы обобщим ранее изученный материал и выполним географический диктант.

3.Географический диктант.

На доске написаны понятия

1 вариант            2 вариант

1               река        8

2           исток          7

3           устье          6

4    речная система  5

5   речной бассейн  4

6  водораздел          3

7 равнинные            2

8   горные                  1

Вопросы:

1.Границы,разделяющие соседние речные бассейны

2.Начало реки

3.Поток воды, текущий в углублении, называемый руслом.

4.Место впадения реки

5.Реки, имеющие узкие, глубокие долины и большую скорость течения.

6.Площадь суши, с которой стекает вся вода в  одну  реку.

7.Реки,широкие в долинах, имеющие спокойный характер течения.

8.Главная река со всеми притоками.

Ответы:1 вариант (6,2,1,3,8,5,7,4)

               2 вариант(3,7,8,6,1,4,2,5)

 

4.Учитель:Повторив,основные понятия мы переходим к изучению нового материала.Запишите в тетради тему урока.

1) Речные системы и бассейны.

На территории Казахстана насчитывается 85 тысяч больших и малых рек. Длина семи превышает 100км. Это –Ертыс, Есиль, Тобол, Урал, Сырдарья, Или, Чу.

?Посмотрите на карту и определите, к каким бассейнам принадлежат реки Казахстана?

2)особенности речной сети.

Учитель: Ребята, посмотрите на карту и назовите особенности речной сети Казахстана.

Это : а) разный возраст(реки равнинной части старые, имеют широкие долины; реки горной части более молодые, имеют узкие  долины).

Б) неравномерность распределения по территории Казахстана

 

?В каких районах Казахстана густая речная сеть? ( Северные равнинные – лесостепь и степь, высокогорные)

?Почему именно   здесь? (выпадает много осадков)

 

3)расход воды  и годовой сток.

Учитель: Большое влияние на образование рек имеет режим реки.

Режимом реки называют изменение состояния их во времени (изменение скорости течения, температуры воды, изменения уровня по сезонам года, ледовый режим).

От режима реки зависит расход воды и годовой сток.

Расход реки – это ее объем, протекающий через поперечное сечение потока в единицу времени.

Q=F Y

Q-расход реки

F –площадь поперечного сечения

Y- скорость течения

Зная эту формулу, мы можем высчитать расход реки.

Задача №1.  Определите расход  в реке, если ширина ее 20 метров, глубина 1,5 метра, скорость течения 5 метров в секунду?

Y =5м\с

F=20?1,5=30м\кв

Q=5?30=150м\куб\сек.

Задача№2.Расход воды в реке Ертыс равен 960 м\куб\сек., площадь поперечного сечения 45м\кв.Высчитайте скорость течения.

Q=960м\куб\сек

F=45м\кв

Y=Q:F=960:45=21,3м\сек

Расход воды за год называется годовым стоком.

Величина годового стока зависит от климата на равнинах, от рельефа в горах. Сток изменяется по сезонам года. Люди регулируют сток путем строительства водохранилищ.

Всего в Казахстане 168 водохранилищ.

Самые крупные – Бухтарминское (Ертыс),Капчагайское(Или);Шардаринское(Сырдарья);Сергеевское (Есиль).

 

4)Характеристика крупных рек по бассейнам

Учитель: Изучая бассейны океанов, реки которые к ним принадлежат , мы будем отмечать на карте разными флажками.

БАССЕЙН СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА.

Главная речная система это река – Иртыш. Длина реки – 4284 км, но в Казахстане расположено 1700км реки. Истоки ее находятся на территории Китая, откуда она вытекает под названием Черный Иртыш или просто Ертыш(отметить флажком).

На всем протяжении в реку впадает много притоков.

?Как определить какие притоки у реки – правые или левые?

Учитель: посмотрите на ребус, здесь зашифрован самый крупный правый приток Иртыша –  ответ (река Бухтарма),найдите ее на карте(отметить флажком).

Много и других притоков – реки Уба,Ульба.

«Ай!»- вскрикивают многие из вас ,если внезапно почувствовали боль. А река Иртыш имеет приток с таким названием, который впадает в реку недалеко от города Семипалатинск(отметить флажком).

?Что означает ее название в переводе с казахского языка на русский? (означает месяц)

 

Учитель: А с название этой реки у казахов связана интересная легенда. «Был у казахов когда-то злой и жадный хан Аблай. Понравилась ему эта речушка. «Но почему она несет свою неизвестно кому?- подумал он. –Прикажу перегородить ее, и тогда только я  да мой скот будет пить ее чистую воду». И велел он своим воинам носить  большие камни и бросать их в реку. Долго сопротивлялась река – ревела, бурлила, уносила камни. Но люди оказались сильнее реки.Взбежал хан на плотину из камней и стал кричать реке: «Видишь, какой я сильный. Теперь ты в моей власти. Захочу – один всю твою воду выпью!»Не вытерпела река, собрала свои последние силы и прорвала плотину. А вместе с камнями унесла и жадного хана. «Аблай-кетты»,-кричали стоящие на берегу люди.С тех пор и называют реку Аблакетка».Она впадает в Иртыш недалеко от Усть-Каменогорска(отметить флажком).Есть у Иртыша и левые притоки. Наиболее крупные из них зашифрованы в этих ребусах. Это реки Тобол,Ишим,Чар,Кзылсу.

Река Есиль является самым крупным притоком второго порядка в мире. На реке Ишим стоит столица нашей Родины – город Астана. Река Тобол имеет свои притоки. Правый приток – река Убаган, левый – Уй (в переводе с казахского дом). (реки пометить флажками)

ВНУТРЕННИЕ БАССЕЙНЫ.

1.Бассейн Каспийского моря.

Учитель: На этом ребусе зашифрована самая крупная речная система этого бассейна .Какая это река начал ?- это река Урал.

С берегов этой  реки начал поход Емельян Пугачев. Сюда приезжал А.С.Пушкин, когда писал свою повесть  «Капитанская дочка».

В гражданскую войну на ее берегах сражался Василий Теркин. Это крупнейшая река Каспийского бассейна.

Река Урал стекает с Уральских гор, пересекает Западный Казахстан с севера на юг и впадает в Каспийское море. Общая длина  Урала 2428 км, а в пределах Казахстана 1100км.

Питание талой водой, весной разливается. Главные притоки – Сакморе, Шаган, Илек, Ор. Многие притоки не доносят свою воду до Урала. Это Оленти, Булдырты, Калдыгайты, Оил, Сагыз. Они высыхают не доходя до Урала. Урал судоходен.

К бассейну Каспийского моря относится и река Эмба (пометим эти реки флажками красного цвета).

2.Бассейн Аральского моря.

Учитель: Крупные реки бассейна Аральского моря зашифрованы на этих ребусах. Разгадайте их (Сырдарья, Сарысу).

Река Сырдарья начинается за пределами Казахстана в горах Центрального Тянь-Шаня. Начало свое берет в Кыргыстане, в Казахстане река протекает в своем среднем и нижнем течении и впадает в Аральское море. Протяженность реки 2212 километров. В пределах Казахстана 1400 километров. В бассейне реки насчитывается 1700 ледников питающих ее. Это самая мутная река в республике, потому что она размывает на своем пути рыхлые отложения глинистого происхождения. Берега реки густо населены. Развито поливное земледелие. Край рисоводства. В целях регулирования течения реки и экономного расходования ее воды для орошения поливных площадей построены Кзыл – ординская, Кзылкумская, Казалинская оросительные системы, Шардаринское водохранилище.

В связи с использованием вод Сырдарьи на нужды народного хозяйства, она высыхает и не доходит до Аральского моря. Это создает острую экологическую ситуацию в Приаралье.

Река Сарысу образуется от слияния двух истоков Жаман Сарысу и Жаксы Сарысу (в переводе с казахского плохая и хорошая желтая вода). Желтая вода от содержания в воде глинистых частиц. Реки получили такое название , потому что летом Жансыру сильно мелеет и вода в ней становится солоноватой и малопригодной для питья. Жаксысарысу получает воду из ключей и родников, поэтому она летом так не мелеет и не осолоняется, как ее сестра.

Еще об одной реке этого бассейна сложны такие стихи:

В долине этой, словно мать,

Она вспоила каждый плод.

Не дотянув до Сырдарьи,

Не побывав в морских волнах,

Себя по капли раздарив,

Она теряется в песках.

           (Это река, Чу)

Реки, Чу и Сарысу теряются в песках, то есть они не имеют устьев (реки этого бассейна отметим синими флажками).

3.Балхаш – Алакольский бассейн.

Учитель: О крупной реке этого бассейна можно сказать так:

Ил справа, Ил слева, Ил на дне.

Посмотрите на карту, какая это река? – Или

Река Или образуется от слияния рек Кунгес и Текес, стекающих С Центрального Тянь-Шаня. Общая длина 1439 километров, в Казахстане находится 815 километров.

Большие притоки – Талгар, Каскелен,Чилик. В горных реках Илийского бассейна часто случаются сели (грязекаменные потоко). 7 июля 1963 года сель разрушил естественную плотину, и озеро Иссыкуль перестало существовать. Сели наносят большой ущерб хозяйству. Для борьбы с ними строятся плотины.  До границы с Китаем  река судоходна. На реке построена Капчагайская ГЭС, создано Капчагайское море. Вода используется для орошения земель. Это создает острую экологическую ситуацию в Прибалхашье (отметим реки этого бассейна флажками желтого цвета).

V.  Обобщение изученного.

Учитель: Мы с вами рассмотрели реки Казахстана и узнали много новых географических объектов. Это можно увидеть, посмотрев на карту Казахстана. Давайте сделаем вывод, как располагается речная сеть в Казахстане.

Вывод:

А) Речная сеть расположена не равномерно;

B) Крупные реки и их притоки расположены по окраинам республики;

C) Все крупнейшие реки Казахстана являются транзитными;

D) Центральный Казахстан обеднен речными ресурсами.

Чтобы снабдить Центральный Казахстан водой, от реки Иртыш прорыт канал до города Караганда.

Учитель: Давайте повторим, с какими реками мы познакомились сегодня, а для этого заполним кроссворд.

Кроссворд  прилагается.

VI. Повторить реки Казахстана, их положение на карте. Читать 27-28 параграф.

      Творческое задание: составить кроссворд по рекам Казахстана.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии на тему "Воды Казахстана" »

Тема: Воды Казахстана.

Казахстан, Северо-Казахстанская область, Мамлютский район, с. Белое

Беловская средняя школа

Учитель географии

Шкареда Н.В.

Цель: способствовать закреплению знаний по этой теме и всего, что с ними связано, продолжать формировать навыки и умения работать с картами Казахстана,  развивать познавательную деятельность.

Задачи:                                                                                                             

Обучающая: проверка, углубление  и пополнение знаний .

Развивающая: развивать познавательную деятельность, умение ориентироваться по физической карте Казахстана, развивать экологические знания.

Воспитывающая: воспитание внимания и усидчивости, культуры труда(верные записи, организация рабочего места, оформление работ на карте и в тетради).

Средства обучения: учебник, атласы по физической географии Казахстана, наглядные пособия, физическая карта Казахстана, карточки-задания.

Ход урока.

1.Орг.момент

Здравствуйте дети, садитесь.

Постановка цели урока.

2.Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с реками Казахстана. Это самое важное звено внутренних вод Казахстана. С этим понятием вы познакомились в 6 классе и сейчас мы обобщим ранее изученный материал и выполним географический диктант.

3.Географический диктант.

На доске написаны понятия

1 вариант            2 вариант

1               река        8

2           исток          7

3           устье          6

4    речная система  5

5   речной бассейн  4

6  водораздел          3

7 равнинные            2

8   горные                  1

Вопросы:

1.Границы,разделяющие соседние речные бассейны

2.Начало реки

3.Поток воды, текущий в углублении, называемый руслом.

4.Место впадения реки

5.Реки, имеющие узкие, глубокие долины и большую скорость течения.

6.Площадь суши, с которой стекает вся вода в  одну  реку.

7.Реки,широкие в долинах, имеющие спокойный характер течения.

8.Главная река со всеми притоками.

Ответы:1 вариант (6,2,1,3,8,5,7,4)

               2 вариант(3,7,8,6,1,4,2,5)

 

4.Учитель:Повторив,основные понятия мы переходим к изучению нового материала.Запишите в тетради тему урока.

1) Речные системы и бассейны.

На территории Казахстана насчитывается 85 тысяч больших и малых рек. Длина семи превышает 100км. Это –Ертыс, Есиль, Тобол, Урал, Сырдарья, Или, Чу.

?Посмотрите на карту и определите, к каким бассейнам принадлежат реки Казахстана?

2)особенности речной сети.

Учитель: Ребята, посмотрите на карту и назовите особенности речной сети Казахстана.

Это : а) разный возраст(реки равнинной части старые, имеют широкие долины; реки горной части более молодые, имеют узкие  долины).

Б) неравномерность распределения по территории Казахстана

 

?В каких районах Казахстана густая речная сеть? ( Северные равнинные – лесостепь и степь, высокогорные)

?Почему именно   здесь? (выпадает много осадков)

 

3)расход воды  и годовой сток.

Учитель: Большое влияние на образование рек имеет режим реки.

Режимом реки называют изменение состояния их во времени (изменение скорости течения, температуры воды, изменения уровня по сезонам года, ледовый режим).

От режима реки зависит расход воды и годовой сток.

Расход реки – это ее объем, протекающий через поперечное сечение потока в единицу времени.

Q=F Y

Q-расход реки

F –площадь поперечного сечения

Y- скорость течения

Зная эту формулу, мы можем высчитать расход реки.

Задача №1.  Определите расход  в реке, если ширина ее 20 метров, глубина 1,5 метра, скорость течения 5 метров в секунду?

Y =5м\с

F=20▪1,5=30м\кв

Q=5▪30=150м\куб\сек.

Задача№2.Расход воды в реке Ертыс равен 960 м\куб\сек., площадь поперечного сечения 45м\кв.Высчитайте скорость течения.

Q=960м\куб\сек

F=45м\кв

Y=Q:F=960:45=21,3м\сек

Расход воды за год называется годовым стоком.

Величина годового стока зависит от климата на равнинах, от рельефа в горах. Сток изменяется по сезонам года. Люди регулируют сток путем строительства водохранилищ.

Всего в Казахстане 168 водохранилищ.

Самые крупные – Бухтарминское (Ертыс),Капчагайское(Или);Шардаринское(Сырдарья);Сергеевское (Есиль).

 

4)Характеристика крупных рек по бассейнам

Учитель: Изучая бассейны океанов, реки которые к ним принадлежат , мы будем отмечать на карте разными флажками.

БАССЕЙН СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА.

Главная речная система это река – Иртыш. Длина реки – 4284 км, но в Казахстане расположено 1700км реки. Истоки ее находятся на территории Китая, откуда она вытекает под названием Черный Иртыш или просто Ертыш(отметить флажком).

На всем протяжении в реку впадает много притоков.

?Как определить какие притоки у реки – правые или левые?

Учитель: посмотрите на ребус, здесь зашифрован самый крупный правый приток Иртыша –  ответ (река Бухтарма),найдите ее на карте(отметить флажком).

Много и других притоков – реки Уба,Ульба.

«Ай!»- вскрикивают многие из вас ,если внезапно почувствовали боль. А река Иртыш имеет приток с таким названием, который впадает в реку недалеко от города Семипалатинск(отметить флажком).

?Что означает ее название в переводе с казахского языка на русский? (означает месяц)

 

Учитель: А с название этой реки у казахов связана интересная легенда. «Был у казахов когда-то злой и жадный хан Аблай. Понравилась ему эта речушка. «Но почему она несет свою неизвестно кому?- подумал он. –Прикажу перегородить ее, и тогда только я  да мой скот будет пить ее чистую воду». И велел он своим воинам носить  большие камни и бросать их в реку. Долго сопротивлялась река – ревела, бурлила, уносила камни. Но люди оказались сильнее реки.Взбежал хан на плотину из камней и стал кричать реке: «Видишь, какой я сильный. Теперь ты в моей власти. Захочу – один всю твою воду выпью!»Не вытерпела река, собрала свои последние силы и прорвала плотину. А вместе с камнями унесла и жадного хана. «Аблай-кетты»,-кричали стоящие на берегу люди.С тех пор и называют реку Аблакетка».Она впадает в Иртыш недалеко от Усть-Каменогорска(отметить флажком).Есть у Иртыша и левые притоки. Наиболее крупные из них зашифрованы в этих ребусах. Это реки Тобол,Ишим,Чар,Кзылсу.

Река Есиль является самым крупным притоком второго порядка в мире. На реке Ишим стоит столица нашей Родины – город Астана. Река Тобол имеет свои притоки. Правый приток – река Убаган, левый – Уй (в переводе с казахского дом). (реки пометить флажками)

ВНУТРЕННИЕ БАССЕЙНЫ.

1.Бассейн Каспийского моря.

Учитель: На этом ребусе зашифрована самая крупная речная система этого бассейна .Какая это река начал ?- это река Урал.

С берегов этой  реки начал поход Емельян Пугачев. Сюда приезжал А.С.Пушкин, когда писал свою повесть  «Капитанская дочка».

В гражданскую войну на ее берегах сражался Василий Теркин. Это крупнейшая река Каспийского бассейна.

Река Урал стекает с Уральских гор, пересекает Западный Казахстан с севера на юг и впадает в Каспийское море. Общая длина  Урала 2428 км, а в пределах Казахстана 1100км.

Питание талой водой, весной разливается. Главные притоки – Сакморе, Шаган, Илек, Ор. Многие притоки не доносят свою воду до Урала. Это Оленти, Булдырты, Калдыгайты, Оил, Сагыз. Они высыхают не доходя до Урала. Урал судоходен.

К бассейну Каспийского моря относится и река Эмба (пометим эти реки флажками красного цвета).

2.Бассейн Аральского моря.

Учитель: Крупные реки бассейна Аральского моря зашифрованы на этих ребусах. Разгадайте их (Сырдарья, Сарысу).

Река Сырдарья начинается за пределами Казахстана в горах Центрального Тянь-Шаня. Начало свое берет в Кыргыстане, в Казахстане река протекает в своем среднем и нижнем течении и впадает в Аральское море. Протяженность реки 2212 километров. В пределах Казахстана 1400 километров. В бассейне реки насчитывается 1700 ледников питающих ее. Это самая мутная река в республике, потому что она размывает на своем пути рыхлые отложения глинистого происхождения. Берега реки густо населены. Развито поливное земледелие. Край рисоводства. В целях регулирования течения реки и экономного расходования ее воды для орошения поливных площадей построены Кзыл – ординская, Кзылкумская, Казалинская оросительные системы, Шардаринское водохранилище.

В связи с использованием вод Сырдарьи на нужды народного хозяйства, она высыхает и не доходит до Аральского моря. Это создает острую экологическую ситуацию в Приаралье.

Река Сарысу образуется от слияния двух истоков Жаман Сарысу и Жаксы Сарысу (в переводе с казахского плохая и хорошая желтая вода). Желтая вода от содержания в воде глинистых частиц. Реки получили такое название , потому что летом Жансыру сильно мелеет и вода в ней становится солоноватой и малопригодной для питья. Жаксысарысу получает воду из ключей и родников, поэтому она летом так не мелеет и не осолоняется, как ее сестра.

Еще об одной реке этого бассейна сложны такие стихи:

В долине этой, словно мать,

Она вспоила каждый плод.

Не дотянув до Сырдарьи,

Не побывав в морских волнах,

Себя по капли раздарив,

Она теряется в песках.

           (Это река, Чу)

Реки, Чу и Сарысу теряются в песках, то есть они не имеют устьев (реки этого бассейна отметим синими флажками).

3.Балхаш – Алакольский бассейн.

Учитель: О крупной реке этого бассейна можно сказать так:

Ил справа, Ил слева, Ил на дне.

Посмотрите на карту, какая это река? – Или

Река Или образуется от слияния рек Кунгес и Текес, стекающих С Центрального Тянь-Шаня. Общая длина 1439 километров, в Казахстане находится 815 километров.

Большие притоки – Талгар, Каскелен,Чилик. В горных реках Илийского бассейна часто случаются сели (грязекаменные потоко). 7 июля 1963 года сель разрушил естественную плотину, и озеро Иссыкуль перестало существовать. Сели наносят большой ущерб хозяйству. Для борьбы с ними строятся плотины.  До границы с Китаем  река судоходна. На реке построена Капчагайская ГЭС, создано Капчагайское море. Вода используется для орошения земель. Это создает острую экологическую ситуацию в Прибалхашье (отметим реки этого бассейна флажками желтого цвета).

V.  Обобщение изученного.

Учитель: Мы с вами рассмотрели реки Казахстана и узнали много новых географических объектов. Это можно увидеть, посмотрев на карту Казахстана. Давайте сделаем вывод, как располагается речная сеть в Казахстане.

Вывод:

А) Речная сеть расположена не равномерно;

B) Крупные реки и их притоки расположены по окраинам республики;

C) Все крупнейшие реки Казахстана являются транзитными;

D) Центральный Казахстан обеднен речными ресурсами.

Чтобы снабдить Центральный Казахстан водой, от реки Иртыш прорыт канал до города Караганда.

Учитель: Давайте повторим, с какими реками мы познакомились сегодня, а для этого заполним кроссворд.

Кроссворд  прилагается.

VI. Повторить реки Казахстана, их положение на карте. Читать 27-28 параграф.

      Творческое задание: составить кроссворд по рекам Казахстана.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока по географии на тему "Воды Казахстана"

Автор: Шкареда Наталья Викторовна

Дата: 15.08.2014

Номер свидетельства: 111965

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Разработка  урока  географии "
    ["seo_title"] => string(29) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "164081"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422580703"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по географии " Северный экономический район" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-sieviernyi-ekonomichieskii-raion"
    ["file_id"] => string(6) "128887"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415602845"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "5 сынып?а арнал?ан вариативтік та?дау курсыны? та?ырыбы: «Таби?ат ж?не адам»"
    ["seo_title"] => string(80) "5-synypk-a-arnalg-an-variativtik-tan-dau-kursynyn-tak-yryby-tabig-at-zh-nie-adam"
    ["file_id"] => string(6) "306789"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458201788"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства