Программа Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой «Музыка», 5 класс, IV четверть, раздел «Музыка и изобразительное искусство»; программа Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство», 6 класс, IV четверть, раздел «Человек и пространство в изобразительном искусстве». |
Изобразительное искусство | Импрессионизм в живописи и музыке | 6 класс, IV четверть, 1 час |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.умение размышлять о музыке и живописи как способе выражения эмоциональных переживаний человека; | 1.овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание цели; | 1.проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к произведениям музыки и живописи при их восприятии и исполнении; |
2.развитие критического, художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти; | 2.воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством; | 2.приобретение навыков позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей; |
3.использование элементарных умений и навыков в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности; | 3.готовность к логическим действиям (анализ, сравнение) анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; | 3.продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач, умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
4.создавать творческие композиционные работы по памяти и по воображению; | 4.участие в совместной деятельности на основе сотрудничества; | 4. проявлять чувство сопричастности к природе, доброго отношения к ней. |
5.умение пользоваться красками (гуашью). | 5.умение воспринимать окружающий мир во всем его природном и художественном разнообразии; | |
| 6.исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. | |
Решаемые учебные проблемы | - научиться слушать музыку; - научиться определять настроение и характер музыки и средства выразительности в музыкальных произведениях; - анализировать и сравнивать средства художественной и музыкальной выразительности; - применять терминологию из курса ИЗО и музыки; - иметь представление связи изобразительного искусства с другими видами искусства. |
Основные понятия, изучаемые в ходе урока | «художник», «живопись», «пространство», «пленер», «композитор», «исполнитель», «слушатель», названия изученных жанров в изобразительном искусстве, понятия «музыкально-художественный образ» и «художественный образ» |
Тип урока | урок изучения и закрепления новых знаний, бинарный урок |
Цель | Формирование представления у учащихся о направлении в живописи и музыке «Импрессионизм». Развитие умения анализировать и сравнивать художественные произведения, свои эмоциональные состояния, возникающие под воздействием искусства |
Задачи | связать жизненные впечатления детей с художественными образами; развивать целостность восприятия; развивать эстетический вкус учащихся посредством живописи и музыки; воспитывать чувства сопричастности к природе, доброго отношения к ней; развивать фантазию, творческое воображение, умение отражать музыкальные впечатления в творческой деятельности; формирование умения участия в совместной деятельности на основе сотрудничества. |
Словарь, таблицы со средствами музыкальной выразительности, рабочие листы для групп, кроссворд.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1 этап. Вхождение в тему урока. Создание условий для осознанного восприятия нового материала. |
Создание психологической и комфортной атмосферы и погружение в неё обучающихся. Предложение вспомнить жанры живописи через исполнение песни, разученной на уроках музыки. Демонстрация видеоролика и аудиофрагмента. Актуализация имеющихся знаний; Пробуждение интереса к получению новой информации; | Прослушивание представленного учителем аудиофрагмента и просмотр видеоролика.
| Умение слушать и смотреть, анализировать и сравнивать. | Хоровое исполнение песни Г.Гладкова «О картинах». Беседа-обсуждение. Постановка учеником собственных целей. | Использование речевых средств для представления результата прослушивания и просмотра. | Просмотр видеоролика и прослушивание аудиофрагмента. | Принятие и осознанное восприятие демонстрационного материала. |
2 этап. Организация и самоорганизация усвоения материала учащимися. Организация «обратной связи». |
Игра-беседа «Импрессионизм в живописи и музыке» (демонстрационный материал: образы, созданные художниками и композиторами). | Участие в игре. Получение новых и использование раннее полученных знаний. Выдвижение вариантов гипотез по решению созданной проблемы. | Умение определить тему, главную мысль представленных художественных и музыкальных произведений и обосновать своё мнение. | Активное участие в устном разговоре. | Толерантность в работе, желание участвовать в обсуждении, рассуждение и в умении анализировать. | Соблюдение технологической карты (поэтапное продвижения в игре). | Выполнение этапов игры, продвижение к решению созданной проблемы. |
3 этап. Практикум. |
самостоятельная работа, анализ художественных произведений, диалог (классифицируют, сравнивают, анализируют с точки зрения техники исполнения) |
Группы (из 3-4 человек) находят и знакомят других с техникой письма, которая преобладает на этих картинах: четкие линии или наложение мазков; есть ли четкие контуры; какая цветовая палитра является основной; место написания картин; тематика картин; как впечатление может быть выражено в музыке; каковы особенности, этого направления в музыке. Обосновывают свой выбор. |
Умение правильно определить главную мысль поставленной задачи и найти верное решение. |
группы - находят ответы на поставленные вопросы какая техника письма преобладает на этих картинах: четкие линии или наложение мазков; есть ли четкие контуры; какая цветовая палитра является основной; место написания картин; тематика картин. Обосновывают свой выбор Заполняют рабочие листы |
Умение работать в группах; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; адекватно взаимодейство-вать в паре и в группе при выполнении учебного задания; умение формулировать высказывания, используя новые термины. Умение представить результат работы группы |
Соблюдение временного регламента, отведённого для выполнения задания. |
Умение рационально использовать время, отведённое на выполнение задания. |
4 этап. Фиксация (проверка) полученных результатов занятия. Коррекция. |
Творческое задание. Выбор цвета, отражающего настроение и характер музыки.( К. Дебюсси и к. Моне) Инструктаж к выполнению творческого задания. (объяснение, как нужно наносить краску, как получить мазок; что же общего между музыкой и живописью импрессионистов). |
Выполнение творческого зада-ния, обсуждение получившегося образа (плюсы – минусы). Подтверждение или опровержение гипотезы, выдвинутой в начале урока. |
Умение сравнивать, обсуждать. Умение определять характер и настроение музыки; Умение правильного выбора цвета; Умение обосновывать своё мнение. |
Индивидуальная работа - заполнение сравнительной таблицы; формулировка вывода на основе анализа возможности изменения художественного образа в процессе взаимодействия видов искусства. |
Умение представить результат работы группы. |
Осуществление взаимопроверки и взаимооценки, полученных учебных знаний. |
Взаимопроверка и взаимооценка, полученных знаний. |
5 этап. Резюме занятия. Домашнее задание. |
Подведение итогов урока (достижения учащихся и ошибки). Запись домашнего задания обсуждение его вариативности с учётом индивидуальных возможностей. | - Подобрать или сочинить самим стихи к прослушанной музыке. - Найти картины художников – импрессионистов отражающих настроение и образы прослушанной музыки. - написать свои впечатления наиболее понравившейся картины, музыки (в форме эссе). - приготовить сообщение о других художниках – импрессионистах, композиторах – импрессионистах. | Умение создать литературный образ, используя звуковые и зрительные впечатления, полученные при прослушивании музыкального произведения и просмотра зрительного ряда | Индивидуальная работа. | Умение представить результат самостоятельной индивидуальной работы. | Осуществление самопроверки и самоконтроль, полученных знаний. | Самопроверка и самоконтроль, полученных знаний |