Урок ИЗО на тему: "Декоративное рисование. Украшение узором игрушки - матрёшки" с целью реализовать связь урока декоративной работы с уроком трудового обучения, развивать художественный вкус, углублять эстетические познания о народном декоративно - прикладном искусстве, развивать графические умения, активизировать творческое воображение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Реализовать связь урока декоративной работы с уроком трудового обучения – обеспечить узором игрушки – матрёшки; развивать художественный вкус; углублять эстетические познания о народном декоративно – прикладном искусстве, развивать графические умения, активизировать творческое воображение.
Оборудование: краски, кисти, салфетки, спички, иллюстрации, объёмные фигуры игрушки – матрёшки, костюмы, CD – проигрыватель.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Приветствие. Посадка.
2. УЧ: Ребята! У нас сегодня много гостей, а мы с вами выступаем в роли хозяев. Будьте внимательны, чтобы гостям у нас понравилось. Тогда они с удовольствием будут приходить к нам ещё в гости.
- Посмотрите на наши окна. Чем закрываются окна от солнышка?
Дети: Занавесями.
УЧ: А чем они украшены?
Дети: Рисунком.
УЧ: А как расположен рисунок на них?
Дети: В определённом порядке.
УЧ: Такой рисунок, являющийся сочетанием линий и красок, называется узором.
- Как вы думаете, а для чего делают узоры на коврах, шкатулках, тканях?
Дети: Для красоты.
УЧ: Такая роспись называется декоративно – художественной. ( Запись на доске нового сложного слова, слово читается и заучивается).
- Она служит для украшения бытовых предметов, тканей, посуды. И сегодня мы не только соприкоснёмся с этой красотой, но и сами станем участниками создания этой красоты.
3. Дети: И в 10 лет, и в 7, и в 5
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует,
Всё, что его интересует.
УЧ: А нас сегодня на уроке интересует вот эта кукла. Кто знает, как её зовут? ( на столе стоит деревянная матрёшка) .
Дети: Матрёшка.
УЧ: Много лет назад матрёшка являлась детской игрушкой. В то время игрушки для детей лепили из глины. ( Показ на доске Дымковской глиняной игрушки). Делали из дерева, бересты, соломы. ( Показ экспозиции соломенных кукол) .
4. - А как вы думаете из чего сделана эта игрушка?
Дети: Из дерева.
УЧ: А вот из каких пород деревьев делали и делают матрёшки, вы узнаете, отгадав эти загадки. В них говорится только о деревьях.
- Стоит Алёнка – платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан.
Дети: Берёзка.
УЧ: Красота всего парка.
Людям тень, если жарко.
Даёт резную она посуду
И подлечит она простуду.
Дети: Липа
(Демонстрация иллюстраций липы и берёзы).
УЧ: Стройная, красивая – берёзка.
Щедрая, раскидистая – липа.
5. УЧ: А знаете ли вы что?
- Нашей игрушке уже более 100 лет. Её прапрабабушка приехала к нам из далёкой страны Японии. ( Показ на карте). В Японии деревянная игрушка называется КОКАСИ ФУКУРУМА ( внутри). Впервые седобородого деревянного волшебника с двумя деревянными игрушками внутри подарили «Магазину игрушек». Русский художник Сергей Малютин привёз её к себе в г. Сергиев Посад. Токарь по дереву Василий Звёздочкин сделал игрушку, а Сергей Малютин расписал её по – своему. Это была милая девочка в русском сарафанчике. В то время имя Матрёна было одним из самых распространённых. Игрушке это имя понравилось. С тех пор её называют ласково – Матрёшка. ( Показ иллюстрации).
6. УЧ: Русоголовые и темноволосые мастерицы декоративной росписи по дереву одели матрёшек в нарядные платья, фартучки. В руках каждой букет алых роз или маков, на плечи накинута расписная шаль.
- А теперь внимание, вопрос. Что нарисовано в руках у первой матрёшки?
А поможет вам в этом загадка.
- У него хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Ночью распевает, часы считает.
Дети: Петушок!
7. Толковый словарь так объясняет слово «матрёшка». Это полуовальная, полая ( пустая) , разнимающаяся посередине деревянная расписная кукла.
Дети: Подарили мне матрёшку,
Допустила я оплошку:
Разломила пополам –
Интересно, что же там?
Там ещё одна матрёшка,
Улыбается дурёшка.
Буду дальше разбирать.
УЧ: Посмотрите, что получилось у Насти?
Дети: Много разных по величине матрёшек.
8. УЧ: Первые матрёшки были восьми местные . Самой большой считается 60 – местная матрёшка, которую показывали в г.Монреале в 1967 году. Её изготовил молодой токарь Евгений Безруков. Рост первой матрёшки был 1 метр. ( Дети показывают руками высоту 1 метр).
- А в обхвате она была диаметром 0,5 метра. ( Дети соединяют руки в кольцо и показывают размер обхвата).
- А самая последняя размером с пшеничное зёрнышко.
9. УЧ: Посмотрите внимательно на изображение матрёшек на всех рисунках и скажите:
- Какие они все по внешнему виду?
Дети: Разные.
УЧ: А почему?
Дети: Они раскрашены по – разному.
УЧ: Это потому что они расписывались мастерами из разных мест.
- Посмотрите, ребята! У нас сегодня в гостях самая большая метровая матрёшка. Давайте её раскроем.
УЧ: Чтобы сказка совершилась и матрёшка ожила, надо очень – очень захотеть этого и поверить в чудо.
( Учащиеся вместе с учителем произносят с закрытыми глазами заклинание. Когда открывают глаза, перед ними предстаёт девочка – матрёшка в костюме, затем ещё 2 ).
1 МАТРЁШКА :
Я Семёновская матрёшка.
Родилась я в городе Семёнове.
У меня на фартуке большой букет цветов, руки опущены, на голове платок, на платке небольшие бутоны. Семёновские мастера для росписи берут красный, малиновый, васильковый и лиловый цвета..
2 МАТРЁШКА.
Я Загорская матрёшка.
Родилась я в городе Загорске.
У меня главные цвета: красный, зелёный, синий. Рука одна согнута, платок завязан. Узоры на фартучке, платочке расположены симметрично.
3 МАТРЁШКА.
Я – Полховско – Майданская матрёшка.
Родилась в селе Полхов – Майдан на берегу великой русской реки Волги. Мастера раскрашивают мой контур чёрным цветом, для цветов и листьев используют зелёный и красный цвет. У меня нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука.
10. УЧ: Наши матрёшки присаживаются, а мы, ребята, давайте повторим из какого города приехали к нам в гости девочки – матрёшки.
Дети: Первая – из г. Семёновска. Вторая – из г. Загорска. Третья – из Полхова – Майдана.
(Учитель показывает иллюстрации на доске).
11. УЧ: Матрёшка удачно воплотила в себе спокойную плавность линий женской фигуры и элементы традиционного народного костюма. Она несёт с собой пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как добрая посланница этих чувств поселяется в доме у русского и украинца, грека и татарина, болгарина и француза, американца и итальянца, став традиционным русским сувениром, который хотят увезти к себе на родину туристы, побывавшие у нас в гостях.
- Сегодня мы с вами на уроке превратимся в художников, а класс в художественную мастерскую по росписи матрёшек.
12. УЧ: Какие цвета встречаются при росписи матрёшки?
Дети: разные.
УЧ: Какие основные цвета лежат у вас на парте?
Дети: синий, жёлтый, красный.
УЧ: Как получить зелёный цвет?
Дети: Синий смешать с жёлтым.
УЧ: Как получить оранжевый цвет?
Дети: красный смешать с жёлтым.
УЧ: Какими красками будем расписывать?
Дети: акварельными.
13. Дети: На уроке рисования
Ты лентяя не найдёшь.
Прилагаем все старания,
Чтоб рисунок был хорош.
УЧ: Положили перед собой куролесику и потренируем руку. Чтобы линии были тонкими, как мы рисуем кистью?
Дети: Кончиком кисти.
УЧ: А чтоб они были сочными, толстыми?
Дети: Прикладываем кисть полностью к листу.
УЧ: Нарисуйте часть заборчика тонкими линиями.
- А теперь часть заборчика толстыми линиями этой же краской.
- Как рисуется точка?
Дети: Тычком, примакиванием.
УЧ: А теперь вместе со мной. Я на листике, а вы в куролесиках тонким касанием кисточки нарисуем лепестки у цветка. Теперь стебелёк и воображаемый листик на стебельке.
14. А отдохнуть нам помогут девочки – матрёшки вместе со мной. ( Дети под музыку исполняют 2 куплета песни, а остальные за ними повторяют).
- Мы матрёшки - маленькие крошки.
Как у нас, как у нас яркие платочки.
Как у нас, как у нас чистые ладошки.
Как у нас, как у нас красные сапожки.
15. УЧ: Сегодня мы будем рисовать Семёновскую матрёшку. А работать будем под девизом:
ДЕЛО - МАСТЕРА БОИТСЯ!
( Дети объясняют смысловое значение этой пословицы).
16. УЧ: Положите перед собой заготовки фигурок матрёшек.
- Начнём роспись с лица. Возьмите тоненькие кисточки или спички с накрученной ватой и нарисуйте глазки, носик.
УЧ: С каким выражением лица вам нравятся люди?
Дети: доброты, весёлости, радости.
УЧ: Мы рисуем улыбчивую, весёлую матрёшку. Ведь от улыбки всем становится светлей.
Глазки синие.
Брови и нос – чёрный цвет.
Щёчки и ротик – красного цвета.
Теперь вы сами выберите цвет волос, внимательно посмотрев на иллюстрации. ( Коричневый, чёрный, жёлтый)
УЧ: А сейчас переходим к одежде. Во что одета матрёшка?
Дети: платок, кофта, сарафан.
УЧ: Чтобы она была нарядная, сначала нарисуем внизу сарафана и на рукавах цветы и ягодки.
УЧ: А теперь расписываем фон, чтобы краски не сливались. ( Во время работы звучит классическая музыка).
17. УЧ: Повернитесь к гостям и покажите, что у вас получилось. Все дети трудились отлично и получают оценку 5.
А вот самые интересные работы мы подарим нашим гостям на добрую память.
Дети: Лучистое солнце не делится на части.
И вечную землю нельзя разделить.
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен, ты в силах
Друзьям своим подарить!
18. УЧ: Вспомните, пожалуйста, что мы делали сегодня на уроке?
- В каких городах родилась матрёшка?
- Какой была самая большая?
- Сколько в ней было матрёшек?
- С чем сравнивается самая маленькая в ней матрёшка?
- Во что одета матрёшка?
19. УЧ: На Украине, в Киеве, находится Киево – Печерская Лавра. В ней есть мастерская, которая тоже изготавливает матрёшек. Расписывают их по старым рисункам и создают новые .
20. УЧ: А на следующем уроке мы с вами совершим путешествие в Дымково. Познакомимся с глиняной игрушкой из Дымково. ( Показ фигурок зверей).