Конспект урока ИЗО на тему "Русский народный праздничный костюм"
Конспект урока ИЗО на тему "Русский народный праздничный костюм"
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями русского народного костюма, его художественной ценностью.
Задачи урока:
1.Воспитательные:
-Воспитание уважения к русской культуре, формирование интереса к народному искусству, как к художественной ценности, источнику творческого вдохновения, национальному богатству.
2.Развивающие:
-Формирование знаний об условно-символическом языке народного искусства.
-Развитие творческого мышления у детей.
-Развитие эмоционального восприятия красоты русского народного творчества, его самобытности.
3. Обучающие:
-Формирование знаний и представления об основных элементах русского костюма, его художественной ценности.
-Обучение изобразительной грамоте, формирование навыков по созданию эскизов графическими материалами.
Тип урока: комбинированный- урок изучения нового материала с элементами проблемного урока и урок формирования умений и навыков.
Вид урока урок-сообщение новых знаний
Форма организации деятельности: индивидуальная. По типу это - урок применения навыков и умений, по виду – урок творчества.
Творческое задание требовало от учащихся не воспроизводства информации, а творчества, т.к. содержало элемент неизвестности и могло иметь несколько подходов (выбор элементов).
Этот вид урока выбран не случайно, ведь творческое задание придает смысл обучению, мотивирует учащихся. При этом я использовала индивидуальную форму организации деятельности, т.к. при этой форме развивается творческая активность, самостоятельность , проверяется и оценивается работа каждого ученика.
Для достижения наилучших результатов я выбрала следующую структуру урока:
Организационный этап: проверка готовности к уроку, наличие учеников в классе, дежурные ученики и их готовность, освещение и температура в кабинете, санитарное состояние.
Вводный этап, мобилизирующее начало урока, постановка проблемного вопроса с последующей дискуссией (обсуждение слайдов с фотографиями иностранных туристов, покупающих кукол в русских народных костюмах). Это вызвало интерес школьников , заинтриговало, что в итоге. на данном этапе урока послужило мотивацией к активной деятельности. . В ходе обсуждения, дети самостоятельно подошли к теме нашего урока-«Русский народный костюм».
На данном этапе урока был частично применен метод проблемного обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО на тему "Русский народный праздничный костюм" »
Урок ИЗО по теме «Русский народный праздничный костюм» в 5 классе соответствует учебному плану программы Б.Неменского, которая ставит основной целью в образовании школьников формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями.
Цельурока: Познакомить учащихся с особенностями русского народного костюма, его художественной ценностью.
Задачи урока:
1.Воспитательные:
-Воспитание уважения к русской культуре, формирование интереса к народному искусству, как к художественной ценности, источнику творческого вдохновения, национальному богатству.
2.Развивающие:
-Формирование знаний об условно-символическом языке народного искусства.
-Развитие творческого мышления у детей.
-Развитие эмоционального восприятия красоты русского народного творчества, его самобытности.
3. Обучающие:
-Формирование знаний и представления об основных элементах русского костюма, его художественной ценности.
-Обучение изобразительной грамоте, формирование навыков по созданию эскизов графическими материалами.
Тип урока: комбинированный- урок изучения нового материала с элементами проблемного урока и урок формирования умений и навыков.
Вид урока урок-сообщение новых знаний
Форма организации деятельности: индивидуальная. По типу это - урок применения навыков и умений, по виду – урок творчества.
Творческое задание требовало от учащихся не воспроизводства информации, а творчества, т.к. содержало элемент неизвестности и могло иметь несколько подходов (выбор элементов).
Этот вид урока выбран не случайно, ведь творческое задание придает смысл обучению, мотивирует учащихся. При этом я использовала индивидуальную форму организации деятельности, т.к. при этой форме развивается творческая активность, самостоятельность , проверяется и оценивается работа каждого ученика.
Для достижения наилучших результатов я выбрала следующую структуру урока:
Организационный этап: проверка готовности к уроку, наличие учеников в классе, дежурные ученики и их готовность, освещение и температура в кабинете, санитарное состояние.
Вводный этап, мобилизирующее начало урока, постановка проблемного вопроса с последующей дискуссией (обсуждение слайдов с фотографиями иностранных туристов, покупающих кукол в русских народных костюмах). Это вызвало интерес школьников , заинтриговало, что в итоге. на данном этапе урока послужило мотивацией к активной деятельности. . В ходе обсуждения, дети самостоятельно подошли к теме нашего урока-«Русский народный костюм».
На данном этапе урока был частично применен метод проблемного обучения.
Следующий этап урока знакомит детей с особенностями русского народного праздничного костюма, его особенностями и составляющими элементами. Мотивационным приемом служит использование презентации по теме «Русский народный костюм» для изложения нового материала. В презентации применены: анимация, яркие зрелищные фотографии, гиперссылки и музыкальное сопровождение. Слайды с темой урока, названиями элементов костюма, с заданием для учащихся. Это экономит время учителя и место на рабочей доске, а также вызывает интерес учеников что опять служит мотивационным приемом. Я убеждена, что одним из лучших способов развития творческих способностей у учащихся является формирование образного восприятия, на основе которого создается художественный образ.. Именно поэтому яркости наглядности, я бы сказала «сочности» должно быть много. И конечно же словесный и наглядный методы должны дополнять друг друга, что я и сделала на этом этапе урока. Метод обучения на данном этапе: информационно-рецептивный (рассказ учителя, демонстрация презентации) с использованием ТСО.
На этом этапе дети закрепляют полученные знания в игровой и частично исследовательской форме. Необходимо подобрать элементы костюма для Русских красавиц( вырезанных из бумаги), и найти различные элементы костюма по фотографиям на доске, закрепив стрелочки с названиями. Работа индивидуально-коллективная реализует частично-поисковый метод обучения на данном этапе урока. Способствует закреплению знаний и представлений об основных элементах костюма, что реализует выполнение обучающей задачи урока.
Следующим этапом урока является самостоятельная творческая работа детей - создание эскиза народной праздничной одежды. Работа индивидуальная, каждый ребенок выбирает для себя технику выполнения работы, каждый выполняет задание в меру своих способностей и умений, учитель в это время наблюдает за деятельностью каждого ученика и приходит на помощь затрудняющимся детям, так как в данном классе не было очень слабых детей, с творческой работой справились все самостоятельно, я помогала только ненавязчивым советом, применяя личностно-ориентированный подход в обучении на данном этапе урока. Задачей этого этапа урока было: развитие творческого мышления и формирование изобразительных навыков учащихся. О том, что цели были достигнуты, свидетельствует следующий этап.
Экспресс-выставка работ учащихся и ответы на вопросы:
- Какой вид костюма вы выбрали?
- Что вам понравилось в ансамбле народного костюма?
-О чем вам может рассказать русский народный костюм?
Все ребята видят работы друг друга, учитель поощряет каждого положительной оценкой. Оценивание проделанной работы - важная составляющая мотивации в этом возрасте . Похвала – мощный мотив к творческой деятельности.
Заканчиваем урок музыкальным номером – три девочки из класса в народных костюмах поют народную песню. Театрализация и драматургия на уроках делает урок ярким, живым, запоминающимся. Создает атмосферу праздника, несет заряд положительной энергии, воздействует на чувства детей.
Домашнее задание: найти материал о русских народных праздниках и обрядах. Для поисковой работы дети используют не только книги , но и интернет-ресурсы.
Весь урок разделен на 6 этапов. Основной этап - практическая работа 30 минут. Все этапы были связанны между собой логически и работали на основной.
1. Организационный – настраивал учеников на рабочий лад.
2. Вводный – создавал интригу, заинтересовывал поэзия
3. Рассказ – помогал создать художественный образ для будущего эскиза, мультимедийное оборудование, презентация, сделали изложение нового материала ярким и интересным.
4 Игра – закрепила новые знания .
5. Практическая работа – главная часть урока.
6.Рефлексия.Подведение итогов –оценить результаты, понять самого себя.
7. Домашнее задание- поисковая работа.
На уроке я не забыла о здоровье ребенка. Я использовала упражнения «Гимнастики мозга». На 1 этапе организационном упражнение для сосредоточения. Во время арт-терапии упражнение для концентрации внимания. И во время физминутки упражнение для снятия усталости глаз, шеи, боли спины.
На каждом этапе урока шло формирование метапредметных понятий универсальных учебных действий. А именно:
Познавательные – знакомство с народным костюмом,
Образно-символические - создание художественного образа
Коммуникативные –сотрудничали со мной, с одноклассниками, осознавали содержание своих действий, самостоятельно планировали пути достижения цели.
Урок был направлен на:
Развитие внимания, воображения, памяти учащихся.
Осознание ими содержания урока, последовательности действий.
Формирование рефлексивной, адекватной самооценки;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества, учитывающее культурное наследие русского народа.
Формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, традициям.
Через освоение художественного наследия народов мира на развитие эстетического сознания и творческой деятельности.
Мне было легко вести урок, ученики быстро включались в работу, между нами чувствовалось взаимопонимание. Цели урока были достигнуты, план урока выполнен, материал урока учениками усвоен.
При проведении урока я ориентировалась на вечную формулу урока, высказанную Конфуцием :
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
и я научусь.»
Список литературы
1. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево.- М., 1985.
2. Хэрольд Р. Костюмы народов мира.- М.: ЭКСМО- Пресс, 2002.
3. Работнова И. П. Русская народная одежда.- М.: Изд-во «Легкая индустрия», 1964.
4. ЛебедеваА. Русский народный костюм// Юный художник.- 1983.- №10.