Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского.
Тема урока: Народный праздничный костюм.
Учитель: Дзоциева Татьяна Хазбиевна
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного костюма, с символикой цвета в одежде,
2. Воспитывать интерес к народной культуре,
3.Расширить знания основ цветоведения, развивать творческую самостоятельность, эстетический и художественный вкус.
Оборудование: презентация «Народный праздничный костюм», бумага, карандаш, краски(акварель), кисти, фломастеры.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Формирование художественных знаний.
В мировой культуре, отражённой в образах искусства, всегда наделялись цветом, который не был случаен и нес определённую смысловую нагрузку.
С помощью символов люди искали способы сообщать друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка. В символе форма и цвет тесно взаимосвязаны. Цвет – это форма языка, с помощью которого народы выражают философские и религиозные взгляды.
Сегодня на уроке мы познакомимся с народными костюмами, как они выглядели и какое значение имел цвет в одежде.
- Прочитайте пословицу. (Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.)
- Как вы понимаете её смысл?
- В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои особенности в одежде и люди строго придерживались местных традиций. Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.
Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка). Мужская рубаха украшалась вышивкой. Её носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили её из белой, синей, красной ткани. Частью костюма были штаны (порты). Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами.
Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы.
- Женский костюм был намного сложнее и многослойнее.
Основа женского костюма – рубаха. Вышивка на рубахе не только украшала, но и оберегала женщину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи-«сенокосицы». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица и это непременно скажется на её потомстве. В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали узорной полоской, тесьмой,серебряным кружевом, узорными пуговицами. Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл:
-
Слава божеству! Праздник.
-
Просьба плодородия.
-
Благодарность богу за содеянное.
В праздничный наряд входили коротенькие кофточки– епанечки, а в холода – душегреи.
А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс. Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник. Передник щедро украшался вышивкой и нёс символику, связанную с землёй( ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, дерева жизни). Он оберегал живот (что означает жизнь) женщины, вынашивающей дитя. Понёву носили только замужние женщины.
У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений.) Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Свисающие нити жемчуга, бусы, ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь, капли росы, падающие на землю-матушку.
В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.
Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству, как самое ценное.
Поговорим о цвете.
Какое значение имел красный цвет?
Красный цвет – символ огня, власти, солнца, света. Это любимый цвет русских князей, широко применялся в одежде и интерьере.
Белый цвет – символ духовного света, веры, истины.
Синий цвет – цвет неба, воздуха, символ небесной истины, чести, преданности.
Жёлтый цвет символизирует согласие, славу, божественный свет, солнце, радость.
Зелёный цвет – цвет жизни, символ любви, юности, счастья.
III. Практическая работа.
Сегодня вам предстоит выполнить эскиз русского праздничного наряда. Представьте себя в роли художника-дизайнера. Работу цветом начните с поиска общего цветового решения, затем переходите к работе над орнаментом.
IV. Итог урока.
Проводится выставка и анализ работ.
V. Домашнее задание:
Узнать о народных праздниках. Как проходили, чему посвящались.