I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада вас всех видеть. Сегодняшний урок я хотела бы начать со слов: «Украсить - значит наполнить вещь смыслом, определить роль ее хозяина». Из слов, вы наверное поняли, что речь сегодня пойдет об украшениях, а если быть точным то тема нашего урока: « Гербы и эмблемы». Сегодня мы узнаем историю появления гербов, правила, по которым они составлялись, их символический смысл. И самое главное - вы сами попробуете сделать герб.
II. Актуализация опорных знаний.
Прежде чем мы начнем изучение нового материала нам необходимо вспомнить:
Декоративное искусство каких стран мы изучали на прошлых уроках? (Древний Египет,Древняя Греция)
Как называется эпоха, следующая за древним миром? (Средний век)
III. Формирование новых знаний.
Человек во все времена окружал себя знаками, символами. Они помогали выявить роль человека в обществе, защитить, оберечь, организовать общение людей.
Гербы и эмблемы зародились ребята 800 лет назад в Западной Европе. Это было время рыцарей и прекрасных дам, грозных королей и трудолюбивых ремесленников. Итак, на берегу моря стоит славный город Доброград. Отправимся в гости к жителям города и к их королю. Посмотрите, а вот этот рыцарь из Зеебурга тоже направляется туда. Он закован в железные латы, даже лошадь в железных доспехах. Как вы думаете, легко ли стражам города узнать с какими намерениями едет этот рыцарь, какого он роду-племени, откуда прибыл? (Ответы детей, выявление проблемы: нужны «опознавательные» знаки).
Показываем щит рыцаря. Как вы думаете, ребята, а что может рассказать нам вот этот щит о его владельце. На красном фоне благородный «царь зверей» – лев. Каков он – рыцарь, владеющий этим щитом? Ответы детей: мужественный, храбрый, отважный, знатный. Такого благородного рыцаря встретят с почетом в городе Доброграде! Скорее наш рыцарь участник рыцарского турнира в честь прекрасной принцессы (обсуждение изображений на щитах участников турнира) Но посмотрите, на горизонте показался корабль. Жители города Доброграда выходят встречать новых гостей. Какие интересные узоры на щитах. Быть может это узоры для украшения корабля, как вы думаете? Правильно, это символы. Яркие рисунки на щитах должны были помочь воинам отличать соратников от врагов, узнавать, откуда этот человек, к какому роду принадлежит. Символические изображения, выполненные по определенным правилам, и отражающие степень знатности рода, основные занятия и заслуги рода стали называться гербами. Герб (нем.) – наследство. В начале личные гербы имели только аристократические семьи. Изображались гербы на щитах и флагах (штандартах). Но позже появились так называемые «гербовые платья» : сочетание цветов подбиралось по цвету фамильных гербов и украшалось фигурными символами. И хотя символический язык гербов был понятен современникам, появились люди, изучающие и составляющие гербы - герольды. А специальная наука, изучающая гербы, называется геральдикой. Давайте, определим, каковы же правила составления гербов?
1. Форма - разная, повторяющая формы боевых щитов. 2. Деление щита 3. Цвет - «геральдические эмали». Его значение. 4. Геральдические фигуры - глава, пояс, крест, столб – они выделялись другим цветом. 5. Негеральдические фигуры - изображение людей, животных, кораблей, построек, фантастических животных. Со временем герб становился сложнее - щит стали поддерживать щитодержатели, герб стала украшать лента с девизом и короной. Девиз - выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Жители славного города Доброграда - ремесленники и портные, оружейники и хлебопеки, гончары и их добрый король - просят вас ребята стать герольдами и придумать герб для их города и для мастеров-ремесленников.
Физкультминутка.
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
IV. Практическая работа
Ребята, сейчас вы узнали о том
А теперь, каждому из вас, я предлагаю придумать герб-эмблему для ремесленных цехов.
Прежде чем начать работать давайте улыбнемся друг другу ведь хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе.
1. Вводный инструктаж
Вы должны выбрать: 1) форму герба; 2) выбрать цвет; 3) выбрать или придумать негеральдические фигуры; 4) составить выразительную композицию (принцип симметрии, законы сочетания цветов, помните, что контрастные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг друга). Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко видны издалека.
Сначала вы выполняете рисунок карандашом.
2. Текущий инструктаж
Проводится индивидуальная работа скаждым учеником, уточняется композиционный замысел.
3. Заключительный инструктаж
V. Итог урока.
Сегодня мы с вами доказали, что простое, четкое изображение, символ может выражать очень важные идеи, жизненные принципы человека, города, государства. Научились сами четко, ясно выражать собственные идеи с помощью символов, эмблем. Анализ детских работ: