Цели: совершенствовать умения и навыки отражения в тематическом рисунке природных явлений; закрепление знаний учащихся о законах построения рисунка; способствовать воспитанию бережного отношения к природе; способствовать развитию экологического мышления и поведения. Лекция учителя "Польза леса". Загадки о деревьях. Практическая работа по таблице. Слушание музыки. Итог урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок ИЗО в 4 классе по теме "Дерево" »
Урок ИЗО по теме «Дерево»
Класс: 4
Учитель: Пилевина Ирина Эмильяновна
Цели: 1. совершенствовать умения и навыки отражения в тематическом рисунке природных явлений;
закрепление знаний учащихся о законах построения рисунка (план, горизонт, колорит).;
2. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
3. Способствовать развитию экологического мышления и поведения.
Оборудование: листья разных деревьев (клён, берёза, дуб, липа, рябина и др.), фотографии деревьев, детские рисунки, иллюстративный альбом «Рисование»; раздаточный материал: силуэты и рисунки деревьев, акварель, альбомные листы, наборы кистей, баночки; образец педагогического рисунка «рисование деревьев».
Вид урока: рисование по представлению реальных объектов – деревьев.
Технология: развивающего обучения.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
а) психологический настрой;
б) сообщение темы и целей урока
2. Актуализация знаний.
Загадка:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
Лекция учителя «Польза леса»
Прежде всего леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания.
Давайте внимательно рассмотрим зеленый листок.
Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями - устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Не зря деревья называют "зелеными легкими" планеты!
Кислород выделяется листьями растений на свету, поэтому наши зеленые друзья: и белая березонька, и стройная рябина - тянуться вверх, к солнышку. В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами образуются облака, а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно.
Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее. Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет. В лесных чащах журчат родники, пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания, но и сохраняет влагу. Лес - хранитель вод. Ведь там, где исчезают леса, пересыхают реки. Леса охраняют от разрушения и почву - верхний слой земли. Корни одних деревьев уходят глубоко под землю, у других они широко раскинуты под самой поверхностью земли . Но и те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.
- А как вы думаете, что еще дают нам леса?
- Верно, они щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес потчует шишками, сладкими корешками и сочными травами.
О каждом дереве, растущем в лесу, можно рассказать что- то хорошее и интересное.
Много полезного дает человеку осина. Почки и листья дерева собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки - веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, спички.
- А чем полезна людям красавица - сосна?
Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.
- Какое дерево мы забыли?
Ну, конечно, нашу любимицу - березку. Береза- щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты - верхнего слоя коры березы - крестьяне плели лукошки и туеса для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя коров с пастбища в деревню. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Такие древние письмена нашли археологи вовремя раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже вводе.
Из березовых почек готовят лекарства, а весенний березовый сок - сладкий и очень полезный напиток. Его любят и люди, и звери, и птицы.
3.Загадки о деревьях:
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. (Сосна)
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. (Береза)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Из деревьев ранним летом Вдруг снежинки запорхают, Но не радует нас это - Мы от этого чихаем.(Тополя)
Кудри в речку опустила И о чём-то загрустила, А о чём грустит, никому не говорит.(Ива)
У меня длинней иголки, Чем у елки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветки – только на макушке.(Сосна)
Развешиваются фотографии деревьев.
Практическая работа по таблице.
- Ребята, давайте сейчас и мы станем маленькими художниками и попытаемся нарисовать березу и сосну. В этом нам поможет поэтапная таблица.
1 этап.
На первом этапе рисования схематически передадим облик дерева: наметим его высоту, положение ствола и массу кроны.
Учитель рисует на доске, а дети – на альбомных листах.
2 этап.
На втором этапе рисуем силуэт дерева, то есть форму ветвей. Покажем толщину ствола от основания дерева к его вершине, нарисуем крупные ветви, отмечая их длину и направление движения. Затем выделим в кроне линиями форму всей массы листвы крупных ветвей.
3 этап.
На третьем этапе рисуем индивидуальные особенности в строении дерева: прорисовываем мелкие ветки, моделируем объёмную форму штрихами.
Самостоятельная работа с акварелью.
При работе с акварелью ученики пользуются брошюрами с рисунками деревьев. На доску вывешивается образец рисунка березы и соны.
С целью усиления эмоционального восприятия детьми темы урока звучит фрагмент из произведения П.И.Чайковского «Времена года»
- Ребята, каким цветам отдадим сегодня предпочтение при раскрашивании дерева: холодным или тёплым?
(Тёплым: красный, жёлтый, зелёный ).
Итог
Что общего во всех деревьях? Из каких частей состоит дерево? и урока.
Ребята, какую пользу приносит лес?
Выставка рисунков.
Анализ рисунков.
Выставление оценок.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: вести наблюдения за осенними деревьями.