Урок окружающего мира во 2 классе
Тема: Из чего что сделано?
Цель: узнать насколько важны свойства, того вещества из которого сделан предмет
Задачи: научиться исследовать предмет по заданным свойствам;
Планируемые результаты: научить детей различать свойства предметов, веществ из которых они сделаны, исследовать эти вещества по заданным свойствам, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать развитию интереса в познании окружающего мира.
Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к учебному предмету, способность к самооценке.
Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные УУД: использовать таблицы, плакаты, отчёты, осуществлять анализ предметов по заданным свойствам, проводить сравнение, группировку, обобщение.
Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)
Тип урока: урок – исследование.
Оборудование: изображения предметов рукотворного мира, таблицы, план отчёта группы, конверты с карточками «Рефлексия». : различные предметы из металла, дерева, шерсти, глины; иллюстрации; образцы железной руды, сухой и влажной глины, куски древесины; мультимедийная презентация к уроку «Разнообразие предметов и вещей. Из чего что сделано?», корзиночка с пуговицами, папки с заданиями, маршрутный лист группы.
Ход урока:
1. Самоопределение деятельности.
Дети под музыку входят в класс.
Учитель
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
Учитель:
- Сегодня, прежде чем мы начнем работать, нам необходимо объединиться в группы.
- Подойдите к столу и возьмите из корзиночки любую понравившуюся пуговицу. Сначала подходят девочки - наша красота и выбирают понравившуюся пуговицу. А теперь подходят мальчики - наша сила и выбирают понравившуюся пуговицу. Посмотрите на партах свой подходящий цвет.
Правила сотрудничества в группах (команда выбирает свое правило)
- 1 команда.
- Каждый имеет право высказаться.
- Не нужно слушать товарища по команде.
- Можно смеяться над ошибками товарища.
- 2 команда.
- Главное – доказать свою доброту.
- Перебивай собеседников
- Главное – результат команды.
- .
- 3 команда.
- Говори одновременно с другими.
- Говори по теме, кратко и понятно.
- Нельзя отстаивать своё мнение.
- 4 команда.
- Один за всех и все за одного.
- Молчать.
- Быть в стороне.
- 2 Актуализация опорных знаний.
Индукция.
Для того,чтобы вы догадались,какая тема урока я приготовила для вас сюрпиз.Надеюсь он поможет вам понять тему урока.Вы готовы? Это волшебный мешочек.Показывает предметы (ложка, вилка, книга, карандаш,тетрадь, шарф, варежки,кувшин, гвоздь.)
Дети определяют тему урока.
3 Постановка проблемы.
Чтобы узнать тему урока мы используем структуру КОНЕРС.
*В углах класса видите 4 листа с названием предметов. (Шерсть, глина, металл, дерево)
*Послушайте еще раз вопрос,: почему вы выбрали эти названия, чтобы хотели бы рассказать?
*Подумайте (5-10 секунд)
*По моей команде встаньте, задвиньте стулья и пройдите каждый в свой угол.
*Найдите в своей группе ближайшего партнера. Дайте «пять» своему партнеру.
* Поблагодарите своего партнера.
*Пройдите на свои места.
Учитель. Каждая из команд получает путеводную папку. Дети открывают папку читают 1 задание.
- Ребята, подумайте, на какую оценку вы хотели бы сегодня поработать. Поставьте её карандашиком на полях.
.4 Повторение пройденного материала.
- На прошлом уроке мы с вами начали изучение нового раздела и говорили мы об экономике.
Задание 1. Индивидуальные задания по карточкам.
- Подчеркни красным карандашом, что относится к продукции промышленности, а зелёным, что - к продукции сельского хозяйства.
1 группа Помидор, книга, морковь, телефон, настольная лампа, картофель, трактор, редис, лук, стул, утюг, тапочки, овёс, портфель, кукуруза.
2 группа Арбуз, вишня, стул, майка, виноград, ботинки, пальто, ракета, слива, парта, тыква, капуста, самолёт, чеснок, огурец.
3 группа Лук, капуста, блузка, самокат, шерсть, гречка, просо, будильник, тетрадь, мясо, пальто, редис, утюг, стул.
4 группа Стол, хлеб, дом, лук, компьютер, дверь, машина,огурец,пшеница,яблоко.
.5Открытие новых знаний. «Что из чего»?
Работа в парах. Задание2: Откройте конверты на партах. Разделить все предметы на группы, объяснить свой выбор.
1группа. ВАРЕЖКИ, ШАРФ, ЧАШКА, КУВШИН, ТЕТРАДЬ, КНИГА, ЛОЖКА, ВИЛКА
2 группа. Тарелка, машина, линейка, платье, кувшин, лопата, свитер карандаш.
3 группа. Кувшин, гвоздь, стол, носки, кирпич, замок, диван, шапка.
4 группа. Черепица, нож, парта, платок, горшок, молоток, кресло, ковер.
- Посовещайтесь и распределите их на группы в зависимости от того, из какого материала они сделаны.
(Выделяется 4 группы материала: шерсть, глина, металл, дерево)
- Почему вы распределили их таким образом?
Дети объясняют свой вариант деления предметов на группы по определённому признаку.
- Все эти предметы вам хорошо знакомы. Что общего у всех этих предметов? (Они сделаны руками человека.)
6 Первичные закрепления.
Деконструкция
Какова же цель нашего урока?
Верно: цель нашего урока - узнать, так ли это важно, из какого вещества сделаны предметы, если мы хотим, чтобы предметами было пользоваться не только удобно, но и безопасно.
Задание 3.
Прочитайте текст и восстановите последовательность изготовления предмета. Наклейте на лист получившуюся последовательность. (Тексты подготавливает учитель)
Первая группа. Как появился глиняный кувшин.
Вторая группа. Откуда к нам книга пришла.
Третья группа. Из чего делают ложки и вилки.
Четвертая группа. Как делают шерстяные вещи.
(Дети читают индивидуально текст, с помощью опорных слов составляют последовательность изготовления изделия и наклеивают на лист)
Материал для текста.
1 группа.
Глина добывается в карьере экскаваторами.
Она смешивается с водой до состояния густой пасты. Затем из нее лепят посуду или игрушки на гончарном круге.
Высыхая, глина затвердевает.
. Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре 450°С.
После обжига глина становится прочной и никогда не станет мягкой.
Искусство делать такие вещи называется керамикой.
Людей, которые делают глиняную посуду, называют гончарами
Карьер - гончарный круг - печь - чашка.
Запишите в тетрадь последовательность изготовления посуды из глины.
2 группа. Дерево.
Из леса привозят деревья.
Бревна рубят в щепки рубильными машинами, щепки варят в котлах величиной с трехэтажный дом, добавляют кислоту.
Получается деревянная каша, которая называется целлюлоза.
Затем эту кашу льют в специальную машину на проволочную сетку.
Сетка движется, вода стекает, а древесные волокна остаются.
Их отжимают, разглаживают специальными валиками, и получается широкий плотный лист бумаги, который скручивают в рулоны и везут в типографию.
В типографии печатают книги
- Чтобы сохранить лес, природное богатство, человек для изготовления бумаги использует старые вещи и макулатуру.
- В нашем городе существуют пункты приёма вторсырья, на которых принимают макулатуру. Не выбрасывайте бумагу, собирайте и отвозите её на такие пункты и вы спасёте деревья от вырубки.
Заполните схему в тетради. - Как из дерева получается книга?
Дерево - целлюлоза - бумага - книга.
3 группа.
Металл.
Добывают под землей в шахте.
Затем руда попадает на завод в печь.
. Она плавится и становится жидкой.
Так получают чугун.
Чугун отправляют в печь и варят сталь.
Затем сталь выливают в формы – стаканы и остывает.
Этот слиток раскатывают.
А из них уже делают разные предметы.
Земля-печь-чугун-сталь-предмет.
4 группа. Хлопок
Лен растет на поле.
Когда головки льна подсыхают, их выдергивают.
Вяжут снопы. Лен просыхает.
Отрезают головки.
Пучки топят в воде. Сушат и колотят.
Делают нитки.
Из ниток на ткацком станке делают ткань.
Афиширование
– Какая из групп готова рассказать о своей работе?
Рассказ от группы
Вопросы других групп
Мнение членов группы
7Самостоятельная работа с самопроверкой.
Физкультмиутка
Задание 4
.Инсайд – аутсайд сёкл («работа в круге по парам»): учащиеся образует 2 круга: внешний и внутренний; они движутся по кругу до тех пор, пока учитель не досчитает до 10. После этого учитель сначала задаёт вопрос ученикам внутреннего круга, а затем – внешнего круга. Сначала отвечают учащиеся внутренного круга своим партнёрам, а затем – ученики внешнего круга. Ученики должны стоять лицом друг к другу (так они образуют пару: ученики внутреннего круга – это пара для учащихся внешнего круга).
Вопрос для внешнего круга:
- Из какого материала изготавливают вилки, ложки? (отвечают 30 секунд)
Вопрос для внутреннего круга,:
-Из какого материала изготавливают кирпичи? (отвечают 30 секунд)
Вопрос для внешнего круга:
-Назвать предметы из металла (отвечают 30 секунд)
Вопрос для внутреннего круга
____Для изготовления, каких предметов нужна древесина?
8 Включение новых знаний.
Задание 5 Город мастеров.
1группа
-Приготовить изделие из глины (пластилина)
2 группа
-Приготовить изделие из бумаги.
3 группа
- Приготовить изделие из шерсти.
4группа
- Приготовить изделие из глины (пластилина)
Выставка работ.
Рефлексия.
- Вспомните, с чего начался сегодня наш урок? (брали пуговицу и объединялись в группы)
- Из какого материала сделаны ваши пуговицы? Как их получили?
- Мне хочется узнать ваше мнение, понравился ли вам урок, комфортно ли вам было на уроке, как вы работали на уроке. Посмотрите, у меня на столе стоят 3 красивые коробочки.
- Положите свои пуговицы:
1 Если все понравилось – положи пуговицу в первую коробочку
2 Понравилось, но не очень – во вторую коробочку
3 Не понравилось – в третью
- Почему вы кладете пуговицу именно в данную коробочку?
9 Рефлексия. Слайд
- Закончите предложения:
Я узнал …
Мне было очень интересно узнать ….
Мне было трудно …, но я смог…
Я могу теперь рассказать родителям.
Переработанный для начальной школы мыслительный прием
РАНЬШЕ Я ДУМАЛ …ТЕПЕРЬ Я ДУМАЮ
Оценка работы учащихся.
Оцените свою работу на уроке, поставив оценку на полях.
- Совпадает ли она с той, что вы поставили в начале урока?