kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок ИЗО искусства в 5 классе на тему Влияние света на цвет в живописи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  1. Ознакомить учащихся со значением источников освещения в живописи, раскрыть их влияние на цветообразование поверхностей предметов, среды, ознакомить с понятиями тёплая цветовая гамма и холодная цветовая гамма, с работами знаменитых   крымских художников.
  2. Формирование предметных компетенций, умения составлять композицию рисунка; умения руководствоваться правилами и средствами композиции;
  3. Развивать умение правильно применять тёплую и холодную цветовую гамму на рисунке, учить использовать цветовую гамму и передавать настроение композиции в соответствии с источником освещения, совершенствовать нетрадиционные художественные техники рисования (рисование по-сырому, рисование мятой бумагой, монотипия, печатание листьями), развивать творческие способности учащихся, учить работать в группах.
  4. Воспитывать эстетические чувства через музыку, изобразительное искусство, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, прививать любовь к искусству, воспитывать чувство коллективизма и дружбы.

Оборудование:

Материалы: краски, бумага, губка, кисти, палитра, полоски цветной бумаги, стекло, сухие листья.

Зрительный ряд: репродукции пейзажной живописи: А.И.Куинджи «Море. Крым», М.Волошин «Восход Луны встречали чаек клики», И.К.Айвазовский «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф», проектор, презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок ИЗО искусства в 5 классе на тему Влияние света на цвет в живописи »

УКРАИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ





Конспект урока

по изобразительному искусству

в 5 классе

Тема: «Влияние света на цвет в живописи»







Учитель:Булатова Э.З.

2013-2014 уч.г.





Эпиграф урока:

«Бог создал мир из ничего.

Учись художник, у него,

- И если твой талант крупица,

Соделай с нею чудеса…». К.Д.Бальмонт

Тема урока: «Влияние света на цвет в живописи»

Тип урока: урок-творчества.

Цель урока:

  1. Ознакомить учащихся со значением источников освещения в живописи, раскрыть их влияние на цветообразование поверхностей предметов, среды, ознакомить с понятиями тёплая цветовая гамма и холодная цветовая гамма, с работами знаменитых крымских художников.

  2. Формирование предметных компетенций, умения составлять композицию рисунка; умения руководствоваться правилами и средствами композиции;

  3. Развивать умение правильно применять тёплую и холодную цветовую гамму на рисунке, учить использовать цветовую гамму и передавать настроение композиции в соответствии с источником освещения, совершенствовать нетрадиционные художественные техники рисования (рисование по-сырому, рисование мятой бумагой, монотипия, печатание листьями), развивать творческие способности учащихся, учить работать в группах.

  4. Воспитывать эстетические чувства через музыку, изобразительное искусство, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, прививать любовь к искусству, воспитывать чувство коллективизма и дружбы.

Оборудование:

Материалы: краски, бумага, губка, кисти, палитра, полоски цветной бумаги, стекло, сухие листья.

Зрительный ряд: репродукции пейзажной живописи: А.И.Куинджи «Море. Крым», М.Волошин «Восход Луны встречали чаек клики», И.К.Айвазовский «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф», проектор, презентация.

Ход урока:


1 Организационный момент

  • приветствие;

  • проверка явки учащихся;

  • проверка готовности учащихся к уроку;

  • настрой учащихся на работу, чтение эпиграфа урока (слайд 2)


2.Эмоциональный настрой учащихся

Учитель: Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству: Пусть они станут и вашим девизом:

Не можешь – узнай,

Не знаешь – узнай,

Не бойся тропы отвесной,

Пробуй, ищи, свершай, достигай.

Чтоб жизнь твоя стала песней. (Л.Татьяничева)


3. Мотивация к обучению

Учитель:

- Чтобы понять, в каком виде ИЗО искусства мы сегодня будем работать, нам требуется разгадать кроссворд:

1. Как называется деление в ИЗО искусстве, в зависимости от того, что изображено? (жанр)

2. Дощечка для смешивания красок? (палитра)

3. Название краски на воде. (акварель)

4. Как называется общий цвет решения картины? (колорит)

5. К какой группе относятся цвета: красный, жёлтый, оранжевый? (тёплый)

6. Как называется самое белое пятно на поверхности предметов? (блик).

7. На чём рисует красками художник? (холст)

8. Как называется станок, на котором пишут картины? (мольберт)


-Прочитайте ключевое слово кроссворда. А что такое живопись? Итак, тема нашего урока посвящена именно – живописи.

- Я бы вам хотела прочитать ещё слова великого итальянского художника и учёного Леонардо да Винчи о живописи: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат».

Что вы уже знаете по данной теме? (главное ср-во выразительности живописи – цвет, существуют 3 основных цвета: красный, жёлтый, синий и дополнительные, цвета бывают хроматические и ахроматические, тёплые и холодные.


4.Деление класса на 4 группы.


5.Задание по повторению:


Учитель: Каждой группе необходимо подобрать цветовую палитру из цветных полосок по определённой теме, Тема каждой группы есть у вас на столе. Определите, чему посвящена ваша тема? Прочитайте задания. (выполняют)

1 группа – «Пустыня», 2 группа – «Море», 3 группа – «Весна», 4 группа – «Лето».

(Слайд 3 )

-Какое настроение у вас вызывает данная цветовая гамма?

- Давайте проверим, что у Вас получилось?

(слайд 4)


1группа - Краски с тёплым основным тоном, контраст оранжевого, жёлтого и коричневого, тёмные красно-коричневый, бордовый в сочетании со светлыми охристыми тонами. (слайд 5)

2 группа - Светлые оттенки голубого, фиолетового, синеватые тон, контрасты белого и чёрного цветов. Нежные цвета, сочетающиеся с нейтральными серыми оттенками. (слайд 6)

3 группа - Весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-жёлтого и охристого. (слайд 7)

4 группа - Краски лета сочные, яркие и радостные, палитру составляют: травянисто-зелёный. алый, малиновый, синий, тёмно- жёлтый, и оранжевый цвета. (слайд 8)


  1. Сообщение темы урока:

Учитель:

- На предыдущих уроках мы с вами говорили о цвете, красках. Но в рисунках цвет был очень скупым, роль его-ограниченной и условной. В живописи цвет определяет всё, здесь он главенствует и расцветает во всю мощь. И надо очень много знать о цвете, чтобы не просто раскрашивать рисунок, а добиваться того, чтобы предметы выглядели правдиво. Поэтому сегодня на уроке мы продолжим изучать свойства цвета, цветовые отношения.

Живопись – это душа живописи. Из опыта мы знаем, что огурец зелёный, помидор красный, снег белый. Можем ли мы на картине раскрасить их такими? И да, и нет. Зелёный огурец в живописном произведении может фактически оказаться серым, синим и даже красным (в лучах заходящего солнца).


РАБОТА ПО ПРЕЗЕНТАЦИИ (СЛАЙД № 9)

Проблемный вопрос – Как вы думаете, почему один и тот же предмет – шар изображён по- разному? От чего это зависит? (ответы детей)

- В 1 случае шар освещен ярким полуденным солнцем, локальный цвет выбелен, блик большой и четкий, тень практически черная с четким контуром, рефлекс от поверхности стола почти такого же синего цвета, кроме того в зоне собственной тени шара четко виден светлый участок, высветленный отраженным светом.

-Во 2 случае шар находится в помещении с искусственным освещением-электрической лампочкой.

- Сегодня мы с вами узнаем как на цвет предмета может влиять свет.

Запись даты и темы урока: «Влияние света на цвет в живописи».


  1. Рассказ учителя

Учитель: На наше восприятие цветов, на образование живописного, «обусловленного» цвета решающим образом влияет и освещение.

- Какие источники освещения вам известны? (солнце, луна, электр. лампочка). Их можно разделить на естественный и искусственный источник света. Предметы, на которые падает солнечный свет, часть цветовых лучей отражают. Отражённые лучи дают ощущение цвета предмета. Снег почти все лучи отражает, а чёрная копоть – поглощает. Трава отражает зелёные лучи, лимон – жёлтые. Искусственное освещение, в котором преобладают красные, оранжевые и жёлтые лучи позволяют сохранить цвет предмета. А в спектре Луны наибольшей интенсивностью преобладают зелёный и голубой лучи. Поэтому в лунную ночь, кроме белых, особенно заметны светло-голубые и светло-зелёные предметы, а красные кажутся серыми или чёрными. Сила и цвет источника играют решающую роль в цветообразовании поверхностей и среды. Для этого достаточно посмотреть на изображение зимнего пейзажа. В одном он – золотисто-розовый, в другом – серый, а в третьем – голубоватый.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ (СЛАЙД № 10,11,12,13)


В условиях очень интенсивного освещения, например в яркий летний полдень, на освещённых местах цвета теряют свою насыщенность - выбеливаются, обеспечиваются. А в пасмурную погоду или в тени цвета, наоборот, обретают свою насыщенность, и наш глаз воспринимает гораздо больше цветовых переходов и оттенков. При дневном свете тёплые тона воспринимаются как выступающие, а холодные – наоборот, как отступающие.


8. Работа по картинам

- Я бы хотела Вас познакомить с произведениями великих художников, которые работали в пейзажной живописи и изображали природу в разное время суток. Это: Архип Иванович Куинджи «Море. Крым», Михаил Волошин «Восход Луны встречали чаек клики», Иван Константинович Айвазовский «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф». (слайд 14,15,16)


9. Работа по картине Ивана Константиновича Айвазовского «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф». (слайд 17)

Давайте остановимся на картине Ивана Константиновича Айвазовского «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф». В историю русской живописи Иван Константинович Айвазовский вошел, прежде всего, как маринист. Он - создатель так называемых "морских пейзажей". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния моря, природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.

-Что изображено на этой картине?

-Какие чувства и настроения вызывает у вас это произведение?

-Какие цвета преобладают в этой картине?

-Какой общий цветовой тон картины?

-Почему художник именно так назвал эту картину?

-Какими красками окрашен пейзаж ночью?


10. Чтение стихотворений учащимися (подготовленное задание уч-ся).

-А сейчас у нас дети, которые подготовили стихотворения дома к уроку прочитают их без оглашения названий и автора, а вам необходимо выбрать подходящее стихотворение к картине И.К.Айвазовского «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф».

-Почему Вы взяли именно это стихотворение? Сравните, как автор стихотворения говорит о красоте природы и как её изобразил художник?

- Как назывались ваши стихотворения, назовите автора.

11. Слушание муз. произведения Э.Грига «Утро».

- Часто и композиторы в своих произведениях передавали красоту природы в определённое время суток. Послушайте и определите, какое время суток изображено в произведении? Почему?

-Кто знает и помнит автора этого произведения?

-Это произведение «Утро» норвежского композитора Э.Грига.


12. Практическая работа (слайд 18)


  1. Повторим правила работы красками:

- перед работой все краски нужно смочить водой;

- краски смешиваем на палитре, не смешиваем более 2-3 цветов, т.к. получается грязь;

- кисточку долго в воде держать нельзя;

- после работы кисточку нужно помыть;

- не пишем одним цветом, а вливаем один в другой.


  1. Выполнение упражнений на получение тёплых и холодных оттенков одного цвета (индивидуально).

  2. Выполнение композиций, цветом выражающих утро, день, вечер, ночь по группам в разной технике (используется метод «Дополнительное рисование», где рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.


- Сегодня Вам предстоит поработать в группах. У каждой группы своё задание, но при работе учитывайте, что все цвета, которые вы будете использовать в работе, надо рассматривать вместе в соотношении с другими. Не забывайте учитывать и влияние света на изображаемое в определённое время суток. (слайд 19)


1 группа – «Утро» (техника по-сырому)

2 группа – «День» (техника рисование с мятой бумагой)

3 группа – «Вечер» (техника печатания листьями)

4 группа – «Ночь» (техника монотипия)

13. Подведение итогов урока. Рефлексия. Приём «Журналист».

-Давайте подведём итог нашего урока, используя метод «Журналист»

14. Заключительное слово учителя:

Когда вы создавали свои работы, то я вспомнила строки из стихотворения М.Алигер:

И тогда уж, собрав воедино

Все усилья, раздумья, пути,

Нарисуем такую картину,

Что не сможем мы глаз отвести!


И, вы, ребята, действительно проявили творческую фантазию.

Каждая работа получилась у вас своеобразной, оригинальной по подбору красок, композиционному решению. Владея ИЗО средствами живописи вы сумели передать настроение. Ваши работы показывают, что вы учитесь понимать возможности цвета и это помогает Вам создать определённый художественный образ и выразить своё собственное отношение к изображаемому.


15. Домашнее задание: принести цветные газеты, цв. бумагу, журналы, клей, альбом.














Фёдор Тютчев



 

ВЕЧЕР

Как тихо веет над долиной
Далёкий колокольный звон,
Как шум от стаи журавлиной,-
И в звучных листьях замер он.

Как море вешнее в разливе,
Светлея, не колыхнет день,—
И торопливей, молчаливей
Ложится по долине тень.

* * *



Сергей Есенин

Ночь


Усталый день склонился к ночи,

Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и над миром

Плывет задумчиво луна.

Долина тихая внимает

Журчанью мирного ручья.

И темный лес, склоняясь, дремлет

Под звуки песни соловья.

Внимая песням, с берегами,

Ласкаясь, шепчется река.

И тихо слышится над нею

Веселый шелест тростника





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок ИЗО искусства в 5 классе на тему Влияние света на цвет в живописи

Автор: Булатова Эльвина Зейнуровна

Дата: 01.11.2014

Номер свидетельства: 124942

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ "
    ["seo_title"] => string(36) "tsviet-v-proizviedieniiakh-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "157556"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421602922"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Открытый интегрированный урок по ИЗО на тему "Рисование по воображению" "
    ["seo_title"] => string(76) "otkrytyi-intieghrirovannyi-urok-po-izo-na-tiemu-risovaniie-po-voobrazhieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "137688"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417423636"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока на тему Такие разные натюрморты "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-na-tiemu-takiie-raznyie-natiurmorty"
    ["file_id"] => string(6) "228280"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441209650"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Композиция в изобразительном искусстве «Весна». "
    ["seo_title"] => string(49) "kompozitsiia-v-izobrazitiel-nom-iskusstvie-viesna"
    ["file_id"] => string(6) "164022"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422557286"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства