Урок ИЗО искусства в 5 классе на тему Влияние света на цвет в живописи
Урок ИЗО искусства в 5 классе на тему Влияние света на цвет в живописи
Цель урока:
Ознакомить учащихся со значением источников освещения в живописи, раскрыть их влияние на цветообразование поверхностей предметов, среды, ознакомить с понятиями тёплая цветовая гамма и холодная цветовая гамма, с работами знаменитых крымских художников.
Формирование предметных компетенций, умения составлять композицию рисунка; умения руководствоваться правилами и средствами композиции;
Развивать умение правильно применять тёплую и холодную цветовую гамму на рисунке, учить использовать цветовую гамму и передавать настроение композиции в соответствии с источником освещения, совершенствовать нетрадиционные художественные техники рисования (рисование по-сырому, рисование мятой бумагой, монотипия, печатание листьями), развивать творческие способности учащихся, учить работать в группах.
Воспитывать эстетические чувства через музыку, изобразительное искусство, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, прививать любовь к искусству, воспитывать чувство коллективизма и дружбы.
Просмотр содержимого документа
«Урок ИЗО искусства в 5 классе на тему Влияние света на цвет в живописи »
УКРАИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ
Конспект урока
по изобразительному искусству
в 5 классе
Тема: «Влияние света на цвет в живописи»
Учитель:Булатова Э.З.
2013-2014 уч.г.
Эпиграф урока:
«Бог создал мир из ничего.
Учись художник, у него,
- И если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса…». К.Д.Бальмонт
Тема урока: «Влияние света на цвет в живописи»
Тип урока: урок-творчества.
Цель урока:
Ознакомить учащихся со значением источников освещения в живописи, раскрыть их влияние на цветообразование поверхностей предметов, среды, ознакомить с понятиями тёплая цветовая гамма и холодная цветовая гамма, с работами знаменитых крымских художников.
Формирование предметных компетенций, умения составлять композицию рисунка; умения руководствоваться правилами и средствами композиции;
Развивать умение правильно применять тёплую и холодную цветовую гамму на рисунке, учить использовать цветовую гамму и передавать настроение композиции в соответствии с источником освещения, совершенствовать нетрадиционные художественные техники рисования (рисование по-сырому, рисование мятой бумагой, монотипия, печатание листьями), развивать творческие способности учащихся, учить работать в группах.
Воспитывать эстетические чувства через музыку, изобразительное искусство, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, прививать любовь к искусству, воспитывать чувство коллективизма и дружбы.
настрой учащихся на работу, чтение эпиграфа урока (слайд 2)
2.Эмоциональный настрой учащихся
Учитель: Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству: Пусть они станут и вашим девизом:
Не можешь – узнай,
Не знаешь – узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй, ищи, свершай, достигай.
Чтоб жизнь твоя стала песней. (Л.Татьяничева)
3. Мотивация к обучению
Учитель:
- Чтобы понять, в каком виде ИЗО искусства мы сегодня будем работать, нам требуется разгадать кроссворд:
1. Как называется деление в ИЗО искусстве, в зависимости от того, что изображено? (жанр)
2. Дощечка для смешивания красок? (палитра)
3. Название краски на воде. (акварель)
4. Как называется общий цвет решения картины? (колорит)
5. К какой группе относятся цвета: красный, жёлтый, оранжевый? (тёплый)
6. Как называется самое белое пятно на поверхности предметов? (блик).
7. На чём рисует красками художник? (холст)
8. Как называется станок, на котором пишут картины? (мольберт)
-Прочитайте ключевое слово кроссворда. А что такое живопись? Итак, тема нашего урока посвящена именно – живописи.
- Я бы вам хотела прочитать ещё слова великого итальянского художника и учёного Леонардо да Винчи о живописи: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат».
Что вы уже знаете по данной теме? (главное ср-во выразительности живописи – цвет, существуют 3 основных цвета: красный, жёлтый, синий и дополнительные, цвета бывают хроматические и ахроматические, тёплые и холодные.
4.Деление класса на 4 группы.
5.Задание по повторению:
Учитель: Каждой группе необходимо подобрать цветовую палитру из цветных полосок по определённой теме, Тема каждой группы есть у вас на столе. Определите, чему посвящена ваша тема? Прочитайте задания. (выполняют)
1 группа – «Пустыня», 2 группа – «Море», 3 группа – «Весна», 4 группа – «Лето».
(Слайд 3 )
-Какое настроение у вас вызывает данная цветовая гамма?
- Давайте проверим, что у Вас получилось?
(слайд 4)
1группа - Краски с тёплым основным тоном, контраст оранжевого, жёлтого и коричневого, тёмные красно-коричневый, бордовый в сочетании со светлыми охристыми тонами. (слайд 5)
2 группа - Светлые оттенки голубого, фиолетового, синеватые тон, контрасты белого и чёрного цветов. Нежные цвета, сочетающиеся с нейтральными серыми оттенками. (слайд 6)
3 группа - Весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-жёлтого и охристого. (слайд 7)
4 группа - Краски лета сочные, яркие и радостные, палитру составляют: травянисто-зелёный. алый, малиновый, синий, тёмно- жёлтый, и оранжевый цвета. (слайд 8)
Сообщение темы урока:
Учитель:
- На предыдущих уроках мы с вами говорили о цвете, красках. Но в рисунках цвет был очень скупым, роль его-ограниченной и условной. В живописи цвет определяет всё, здесь он главенствует и расцветает во всю мощь. И надо очень много знать о цвете, чтобы не просто раскрашивать рисунок, а добиваться того, чтобы предметы выглядели правдиво. Поэтому сегодня на уроке мы продолжим изучать свойства цвета, цветовые отношения.
Живопись – это душа живописи. Из опыта мы знаем, что огурец зелёный, помидор красный, снег белый. Можем ли мы на картине раскрасить их такими? И да, и нет. Зелёный огурец в живописном произведении может фактически оказаться серым, синим и даже красным (в лучах заходящего солнца).
РАБОТА ПО ПРЕЗЕНТАЦИИ (СЛАЙД № 9)
Проблемный вопрос – Как вы думаете, почему один и тот же предмет – шар изображён по- разному? От чего это зависит? (ответы детей)
- В 1 случае шар освещен ярким полуденным солнцем, локальный цвет выбелен, блик большой и четкий, тень практически черная с четким контуром, рефлекс от поверхности стола почти такого же синего цвета, кроме того в зоне собственной тени шара четко виден светлый участок, высветленный отраженным светом.
-Во 2 случае шар находится в помещении с искусственным освещением-электрической лампочкой.
- Сегодня мы с вами узнаем как на цвет предмета может влиять свет.
Запись даты и темы урока: «Влияние света на цвет в живописи».
Рассказ учителя
Учитель: На наше восприятие цветов, на образование живописного, «обусловленного» цвета решающим образом влияет и освещение.
- Какие источники освещения вам известны? (солнце, луна, электр. лампочка). Их можно разделить на естественный и искусственный источник света. Предметы, на которые падает солнечный свет, часть цветовых лучей отражают. Отражённые лучи дают ощущение цвета предмета. Снег почти все лучи отражает, а чёрная копоть – поглощает. Трава отражает зелёные лучи, лимон – жёлтые. Искусственное освещение, в котором преобладают красные, оранжевые и жёлтые лучи позволяют сохранить цвет предмета. А в спектре Луны наибольшей интенсивностью преобладают зелёный и голубой лучи. Поэтому в лунную ночь, кроме белых, особенно заметны светло-голубые и светло-зелёные предметы, а красные кажутся серыми или чёрными. Сила и цвет источника играют решающую роль в цветообразовании поверхностей и среды. Для этого достаточно посмотреть на изображение зимнего пейзажа. В одном он – золотисто-розовый, в другом – серый, а в третьем – голубоватый.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (СЛАЙД № 10,11,12,13)
В условиях очень интенсивного освещения, например в яркий летний полдень, на освещённых местах цвета теряют свою насыщенность - выбеливаются, обеспечиваются. А в пасмурную погоду или в тени цвета, наоборот, обретают свою насыщенность, и наш глаз воспринимает гораздо больше цветовых переходов и оттенков. При дневном свете тёплые тона воспринимаются как выступающие, а холодные – наоборот, как отступающие.
8. Работа по картинам
- Я бы хотела Вас познакомить с произведениями великих художников, которые работали в пейзажной живописи и изображали природу в разное время суток. Это: Архип Иванович Куинджи «Море. Крым», Михаил Волошин «Восход Луны встречали чаек клики», Иван Константинович Айвазовский «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф». (слайд 14,15,16)
9. Работа по картине Ивана Константиновича Айвазовского «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф». (слайд 17)
Давайте остановимся на картине Ивана Константиновича Айвазовского «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф». В историю русской живописи Иван Константинович Айвазовский вошел, прежде всего, как маринист. Он - создатель так называемых "морских пейзажей". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния моря, природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.
-Что изображено на этой картине?
-Какие чувства и настроения вызывает у вас это произведение?
-А сейчас у нас дети, которые подготовили стихотворения дома к уроку прочитают ихбез оглашения названий и автора, а вам необходимо выбрать подходящее стихотворение к картине И.К.Айвазовского «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф».
-Почему Вы взяли именно это стихотворение? Сравните, как автор стихотворения говорит о красоте природы и как её изобразил художник?
- Как назывались ваши стихотворения, назовите автора.
11. Слушание муз. произведения Э.Грига «Утро».
- Часто и композиторы в своих произведениях передавали красоту природы в определённое время суток. Послушайте и определите, какое время суток изображено в произведении? Почему?
-Кто знает и помнит автора этого произведения?
-Это произведение «Утро» норвежского композитора Э.Грига.
12. Практическая работа (слайд 18)
Повторим правила работы красками:
- перед работой все краски нужно смочить водой;
- краски смешиваем на палитре, не смешиваем более 2-3 цветов, т.к. получается грязь;
- кисточку долго в воде держать нельзя;
- после работы кисточку нужно помыть;
- не пишем одним цветом, а вливаем один в другой.
Выполнение упражнений на получение тёплых и холодных оттенков одного цвета (индивидуально).
Выполнение композиций, цветом выражающих утро, день, вечер, ночь по группам в разной технике (используется метод «Дополнительное рисование», где рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.
- Сегодня Вам предстоит поработать в группах. У каждой группы своё задание, но при работе учитывайте, что все цвета, которые вы будете использовать в работе, надо рассматривать вместе в соотношении с другими. Не забывайте учитывать и влияние света на изображаемое в определённое время суток. (слайд 19)
1 группа – «Утро» (техника по-сырому)
2 группа – «День» (техника рисование с мятой бумагой)
-Давайте подведём итог нашего урока, используя метод «Журналист»
14. Заключительное слово учителя:
Когда вы создавали свои работы, то я вспомнила строки из стихотворения М.Алигер:
И тогда уж, собрав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисуем такую картину,
Что не сможем мы глаз отвести!
И, вы, ребята, действительно проявили творческую фантазию.
Каждая работа получилась у вас своеобразной, оригинальной по подбору красок, композиционному решению. Владея ИЗО средствами живописи вы сумели передать настроение. Ваши работы показывают, что вы учитесь понимать возможности цвета и это помогает Вам создать определённый художественный образ и выразить своё собственное отношение к изображаемому.