kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока "Вышивка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Открытый урок по ИЗО – 5 класс

Тема урока: Орнамент и наброски.

Цель урока:  Закрепить знания учащихся о видах казахского национального орнамента.

Задачи:

  1. Научить учащихся делать наброски и вырезать орнаменты из цветной бумаги.
  2. Развить творческое мышление, эстетический вкус и фантазию.
  3. Воспитывать уважение к художественному населению казахского народа; сплотить коллектив, формировать взаимоотношения учащихся  на основе совместной творческой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: проектор, презентация, ножницы, цветная бумага, клей, готовые шаблоны из картона: юрта, тюбетейка; небольшой кусок ткани, готовые шаблоны узоров, утюг, фишки, музыкальное сопровождение.

Ход урока:

I.Орг. момент.

  1. Приветствие учащихся на казахском и русском языках.
  2. Проверка отсутствующих и готовности к уроку.
  3. Психологический настрой на урок, пожелание……

2. Актуализация знаний. Постановка цели.

(музыкальное сопровождение)

Сегодняшний урок я хочу начать слов М. Ш. Омирбекова:

           Қолданбалы өнер – уақыттың, тарихтың, әлеуметтiк ортаның бейнесi.

        Прикладное искусство есть выражение времени, истории, социальной среды.     (слайд 1)

Изготовление орнаментов – это древнее искусство, которое развивается в течение многих веков. Название орнаментов менялись и совершенствовались в зависимости от времени и быта казахского народа. Еще в древние времена кочевники изображали особенности своей жизни и быта при помощи изделий прикладного искусства и все они были украшены орнаментами.

В настоящее время искусство создания орнаментов превратилось в духовное и материальное достояние казахского народа.

Назовите мне пожалуйста, какие вы встречали предметы быта украшенные  орнаментами? (Одежда, мебель, посуда, украшения, ковры…). (Слайд 3)

Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с некоторыми элементами  казахских орнаментов и узнаем какое название они имеют.Но для начала освежим в памяти тему прошлого урока.

3. Повторение пройденного материала.

Как мы уже с вами знаем, орнаменты делятся на виды. Назовите эти виды. За каждый правильный ответ вы получаете фишку.

(Зооморфные, растительные, геометрические, космогонические),(проверка по слайду 4).

Почему они называются именно так? Перечислите какие орнаменты к каждой из этих групп относятся, и назовите из на казахском и русском языках.

Ответы:

1.Зооморфные – в основе лежат образы зверей. (проверка по слайду 5).

2.Растительные – все что связано с растительным миром. (проверка по слайду 6).

3.Геометрические – здесь преобладают линии: волнистые, зигзагообразные и геометрические фигуры. (проверка по слайду 7).

4.Космогонические – в данную группу входят узоры связанные с космосом, небом. (слайд 8).

Молодцы!

  Основой всех орнаментов, считается орнамент «рог» (муйiз), в котором преобладают роговидные дуговидные линии. В настоящее время учеными обнаружено около 230 разновидностей орнаментов.

А что, по вашему мнению, является важным для создания орнамента?

(Особую красоту орнаменту придают краски.)

Давайте вспомним, какие традиционные цвета используют в прикладном искусстве? (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный)

Правильно, эти цвета в основном применяются мастерами в течении многих веков: И конечно же каждый цвет имеет свою символику.

Работа у доски: на доске вывешены кружки разных цветов, нужно стрелками  определить  символичность цветов:

 

                       
           

 

 

 

 

Символ             цвет                     цвет                      цвет                    цвет               цвет

истины          молодости            земли                     неба                    огня          мудрости

 

(Ответы: Синий – цвет неба; Белый – символ истины; Желтый – цвет мудрости, нравственности, печали; Зеленый – молодости, весны, Черный – цвет земли).

4. Изучение нового материала.

А как вы думаете, что еще необходимо знать для выполнения орнаментов?(предполагаемые ответы учащихся)

1.     Для выполнения важно соблюдения закона симметрии, т. е. обе его стороны должны быть равными.

         И этому мы научимся на сегодняшнем уроке.

При помощи аппликации мы с вами будем сегодня украшать орнаментами посуду, головной убор, ковер выполненные из цветного картона.

- А что такое аппликация?

(Аппликация – это создание художественных изображений путем наклеивания, нашивания на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала.)

У вас на партах лежат чистые листы и шаблоны узоров, клей,а так же простые карандаши и ножницы. Обратите внимание на экран, сейчас по инструкции мы выполним несколько набросков орнамента. И так, для того чтобы наш орнамент получился симметричным, необходимо бумагу согнуть пополам, рисуем половину орнамента. (Комментирую и демонстрирую каждый этап работы..(слайд 9, 10, 11)). Прежде чем вырезать полученный орнамент, давайте вспомним правила ТБ по использованию режущих предметов.(Ответы учащихся). А теперь взяли ножницы и аккуратно по линиям вырезаем орнамент. При развороте листа получаем цельный шаблон орнамента.

5.  Физминутка.

6. Практическая часть.

Класс делится на три группы. Первая группа работает над украшением пиалы, вторая-украшает ковер, третья-занимается оформлением головного убора. Ваша задача: используя различные орнаменты и цветную бумагу, показать в своих работах особенности характера этих элементов. Советую особое внимание обратить на расположение орнамента на предметах, орнамент должен подчеркивать форму предмета, а цвет фона не должен сливать с цветом орнамента. Соблюдаем при работе технику безопасности и аккуратность.

А в помощь вашему вдохновению и творческому настроению я включу мелодию казахских степей.(звучит музыка). По мере необходимости подхожу к учащимся и помогаю в их затруднениях.

IV.  1) Выставка выполненных работ.

 2) Кроссворд:  

                              Вопросы к кроссворду:

1.     Учреждение, занимающееся собиранием и хранением, изучением экспозиций художественных произведений (муражай).

2.     Переносное жилище из войлока у народов Центральной и Средней Азии (юрта).

3.     Вид орнамента, где используется элементы различных животных (зооморфный).

4.     Название растительного орнамента (жапырақ).

5.     Один из разновидностей зооморфного орнамента (табан).

6.     Название растительного орнамента (дерево).

7.     Гончарное искусство, т.е. изготовление изделий   из глины с последующим обжигом в специальных печах (керамика).

8.     Самый главный элемент всех зооморфных орнаментов (мүйiз).

9.     Узор расположенный в определенном порядке для украшения чего – либо (Орнамент).

7.  Итог урока:

Орнаменты с древних времен являются духовным достоянием казахского народа  не только в праздники, но и в повседневной жизни.

 Ою өрнек сәндігі

Көздің жауын алады.

Болмаса зат өрнексіз,

Ешбір мәнсіз қалады.

 

Красота узора и орнамента Радует наш глаз.

А вещи без узора или орнамента

Остаются не заметной.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Вышивка"»

 Открытый урок по ИЗО – 5 класс

Тема урока: Орнамент и наброски.

Цель урока:

  • Закрепить знания учащихся о видах казахского национального орнамента.

Задачи:

  • Научить учащихся делать наброски и вырезать орнаменты из цветной бумаги.

  • Развить творческое мышление, эстетический вкус и фантазию.

  • Воспитывать уважение к художественному населению казахского народа; сплотить коллектив, формировать взаимоотношения учащихся  на основе совместной творческой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: проектор, презентация, ножницы, цветная бумага, клей, готовые шаблоны из картона: юрта, тюбетейка; небольшой кусок ткани, готовые шаблоны узоров, утюг, фишки, музыкальное сопровождение.


Ход урока:

I.Орг. момент.

  • Приветствие учащихся на казахском и русском языках.

  • Проверка отсутствующих и готовности к уроку.

  • Психологический настрой на урок, пожелание……

2. Актуализация знаний. Постановка цели.

(музыкальное сопровождение)

Сегодняшний урок я хочу начать слов М. Ш. Омирбекова:

Қолданбалы өнер – уақыттың, тарихтың, әлеуметтiк ортаның бейнесi.

Прикладное искусство есть выражение времени, истории, социальной среды. (слайд 1)

Изготовление орнаментов – это древнее искусство, которое развивается в течение многих веков. Название орнаментов менялись и совершенствовались в зависимости от времени и быта казахского народа. Еще в древние времена кочевники изображали особенности своей жизни и быта при помощи изделий прикладного искусства и все они были украшены орнаментами.

В настоящее время искусство создания орнаментов превратилось в духовное и материальное достояние казахского народа.

Назовите мне пожалуйста, какие вы встречали предметы быта украшенные орнаментами? (Одежда, мебель, посуда, украшения, ковры…). (Слайд 3)

Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с некоторыми элементами казахских орнаментов и узнаем какое название они имеют..Но для начала освежим в памяти тему прошлого урока.

 

3. Повторение пройденного материала.

Как мы уже с вами знаем, орнаменты делятся на виды. Назовите эти виды. За каждый правильный ответ вы получаете фишку.

(Зооморфные, растительные, геометрические, космогонические),(проверка по слайду 4).

Почему они называются именно так? Перечислите какие орнаменты к каждой из этих групп относятся, и назовите из на казахском и русском языках.

Ответы:

1.Зооморфные – в основе лежат образы зверей. (проверка по слайду 5).

2.Растительные – все что связано с растительным миром. (проверка по слайду 6).

3.Геометрические – здесь преобладают линии: волнистые, зигзагообразные и геометрические фигуры. (проверка по слайду 7).

4.Космогонические – в данную группу входят узоры связанные с космосом, небом. (слайд 8).

Молодцы!

  Основой всех орнаментов, считается орнамент «рог» (муйiз), в котором преобладают роговидные дуговидные линии. В настоящее время учеными обнаружено около 230 разновидностей орнаментов.

А что, по вашему мнению, является важным для создания орнамента?

(Особую красоту орнаменту придают краски.)

Давайте вспомним, какие традиционные цвета используют в прикладном искусстве? (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный)

Правильно, эти цвета в основном применяются мастерами в течении многих веков: И конечно же каждый цвет имеет свою символику.

Работа у доски: на доске вывешены кружки разных цветов, нужно стрелками определить символичность цветов:






Символ цвет цвет цвет цвет цвет

истины молодости земли неба огня мудрости


(Ответы: Синий – цвет неба; Белый – символ истины; Желтый – цвет мудрости, нравственности, печали; Зеленый – молодости, весны, Черный – цвет земли).


4. Изучение нового материала.

А как вы думаете, что еще необходимо знать для выполнения орнаментов?(предполагаемые ответы учащихся)

1.     Для выполнения важно соблюдения закона симметрии, т. е. обе его стороны должны быть равными.

И этому мы научимся на сегодняшнем уроке.

При помощи аппликации мы с вами будем сегодня украшать орнаментами посуду, головной убор, ковер выполненные из цветного картона.

- А что такое аппликация?

(Аппликация – это создание художественных изображений путем наклеивания, нашивания на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала.)

У вас на партах лежат чистые листы и шаблоны узоров, клей,а так же простые карандаши и ножницы. Обратите внимание на экран, сейчас по инструкции мы выполним несколько набросков орнамента. И так, для того чтобы наш орнамент получился симметричным, необходимо бумагу согнуть пополам, рисуем половину орнамента. (Комментирую и демонстрирую каждый этап работы. .(слайд 9, 10, 11)). Прежде чем вырезать полученный орнамент, давайте вспомним правила ТБ по использованию режущих предметов.(Ответы учащихся). А теперь взяли ножницы и аккуратно по линиям вырезаем орнамент. При развороте листа получаем цельный шаблон орнамента.

5. Физминутка.

6. Практическая часть.

Класс делится на три группы. Первая группа работает над украшением пиалы, вторая-украшает ковер, третья-занимается оформлением головного убора. Ваша задача: используя различные орнаменты и цветную бумагу, показать в своих работах особенности характера этих элементов. Советую особое внимание обратить на расположение орнамента на предметах, орнамент должен подчеркивать форму предмета, а цвет фона не должен сливать с цветом орнамента. Соблюдаем при работе технику безопасности и аккуратность.

А в помощь вашему вдохновению и творческому настроению я включу мелодию казахских степей.(звучит музыка). По мере необходимости подхожу к учащимся и помогаю в их затруднениях.

IV.  1) Выставка выполненных работ.

 2) Кроссворд:  

                              Вопросы к кроссворду:

1.     Учреждение, занимающееся собиранием и хранением, изучением экспозиций художественных произведений (муражай).

2.     Переносное жилище из войлока у народов Центральной и Средней Азии (юрта).

3.     Вид орнамента, где используется элементы различных животных (зооморфный).

4.     Название растительного орнамента (жапырақ).

5.     Один из разновидностей зооморфного орнамента (табан).

6.     Название растительного орнамента (дерево).

7.     Гончарное искусство, т.е. изготовление изделий   из глины с последующим обжигом в специальных печах (керамика).

8.     Самый главный элемент всех зооморфных орнаментов (мүйiз).

9.     Узор расположенный в определенном порядке для украшения чего – либо (Орнамент).

7.  Итог урока:

Орнаменты с древних времен являются духовным достоянием казахского народа  не только в праздники, но и в повседневной жизни.

 Ою өрнек сәндігі

Көздің жауын алады.

Болмаса зат өрнексіз,

Ешбір мәнсіз қалады.

 

Красота узора и орнамента Радует наш глаз.

А вещи без узора или орнамента

Остаются не заметной.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Тема урока "Вышивка"

Автор: Петроченко Наталья Леонтьевна

Дата: 15.04.2018

Номер свидетельства: 466315

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "урок  "Вышивка лентами" "
    ["seo_title"] => string(22) "urok-vyshivka-lientami"
    ["file_id"] => string(6) "120414"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413717211"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "путешествие в мир вышивки - гладь "
    ["seo_title"] => string(36) "putieshiestviie-v-mir-vyshivki-ghlad"
    ["file_id"] => string(6) "136110"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417027296"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Вышивка гладью "
    ["seo_title"] => string(17) "vyshivka-ghlad-iu"
    ["file_id"] => string(6) "145227"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418879226"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Тема урока:"Симметрия в вышивке" "
    ["seo_title"] => string(35) "tiema-uroka-simmietriia-v-vyshivkie"
    ["file_id"] => string(6) "129327"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415687664"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Открытый урок: "Вышивка бисером" "
    ["seo_title"] => string(31) "otkrytyi-urok-vyshivka-bisierom"
    ["file_id"] => string(6) "193726"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427690756"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства