Учащиеся 8 класса
Учитель технологии: Бодрова В.Н.
Цель урока: формировать умения в нахождении симметричных рисунков и применять их на изделии.
Задачи: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, развивать творческие способности; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личную значимость учебного материала; научить находить оси симметрии в узорах.
Ход урока
I.Организация урока . Приветствие. Знакомство с темой урока.
II.Повторение по домашнему заданию:
- Что такое симметрия? (Математическое понятие)
- Учащиеся дают ответы на вопросы.
Ответ: Симметрия –это одинаковость, соразмерность в расположении частей чего-то по противоположным от точек, прямой или плоскости.
Ответ: Симметрия – это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту, совершенство.
- Что такое ось в симметрии?
Ответ: Ось - проходящая через геометрическую фигуру воображаемая линия (прямая), обладающая только ее присущими свойствами.
- А как вы думаете, где люди используют симметрию в работе ?
Ответ: в строительстве жилища, в создании предмета быта, в украшении одежды, в вышивке, вязании, в росписи предметов быта.
Демонстрация изделий с симметричными узорами (салфетки, костюмы, наглядные пособия)
III. Практические задания учащимся.
- Задание. Изобразите в тетради на прямоугольной фигуре ось симметрии.
- Задание учащимся. Рассмотрите эскизы (вышивки) и покажите симметричные узоры.
- Какой вид искусства распространен у жителей Центральной России и Тамбовщины?
Ответ: Ткацкое дело, вышивка, резьба по дереву, гончарное дело, вязание.
Подведение итогов. Оценки.
- Задание: Дети! Внимательно посмотрите на узоры ваших вышивок, на плакаты орнаментов, на изделия с вышивками .
- Объясните, что данные фигуры напоминают?
Ответы: Одна из фигур напоминают человека. Другая –птицу, третья – солнце, растительность. Учащиеся высказывают разные мнения.
- А как, по-вашему, можно изобразить небо или землю?
Ответ: В виде квадрата или прямоугольника.
6. Что напоминают другие фигуры? Учащиеся продолжают высказывать свои версии.
Подведение итогов. Оценки по заданиям.
IV.Задание: С чего начинается узор вышивки?
Ответ: С контура рисунка и Он вышивается нитками в цвет рисунка или черными нитками.
Какие швы применяют в вышивке?
Ответы: Тамбурные, стебельчаты, косая гладь, крестик простой.
Рассмотрите ваши вышивки и найдите элементы симметричных узоров.
Сейчас мы выполним новое задание. Каждая учащаяся получает карточку (клей, бумагу). На карточке изображено часть узора. Надо выполнить симметричный рисунок.
Закончив задание, поверяем свои «вышивки» на бумаге, поместив их на доску или покажем с места. Оценим узор – орнамент: его симметричность, качество рисунка.
Учащиеся применяют свои знания и умения для построения орнамента.
Ответы оценим.
V. Практическая работа с повторением.
Дети, сколько цветов вы видите на своих узорах?
Ответ: Основных пять цветов- черный, красный, зеленый, желтый, синий.
Что означает каждый цвет?
Ответ: Черный цвет – цвет земли; синий-небо, красный- цвет крови, огня и др.. Желтый – солнце, зеленый- растительность. Каждый из учащихся высказывает свои мнения.
Продолжим вышивку на салфетке и изобразим ту красоту, о которой вы рассказали на уроке. Проверим качество стежков.
Подведем итоги по теме. Как вы теперь понимаете слово симметрия?
Ответ: Симметрия- это способ создания красоты, совершенства. Это порядок четкости в изображении. Подведение понятия о симметрии. Сегодня на уроке каждый из вас пытался создать красоту, приобщился к тому, как предки создавали это, как они воспринимали окружающий мир, постигли порядок, красоту, совершенство.
Учащиеся узнали историю края, традиции и создание рукоделия.
Домашнее задание: Составить свой узор орнамент в тетради – клеточка или в альбоме.
Подведем итоги и оценим свои ответы работы.
Литература.
Интернет ресурсы
Личносто -ориентированный урок: конструирование и диагностика : Учебно –методическое пособие / Под ред.М.И. Лукьяновой. /
М.: Центр «Педагогический поиск», 2006