1.Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствие учителя: Если хочешь строить мост, Наблюдать движенье звезд, управлять машиной в поле Иль вести машину ввысь- Хорошо работай в школе, Добросовестно учись. Как подобает вести себя ученикам? - Они всегда должны быть готовы к уроку. (Проверка готовности присутствующих учащихся к уроку). - Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром изобразительного искусства – пейзажем, будем учиться рисовать осенний пейзаж. | Слушают учителя, проверяют свою готовность к уроку, отвечают на вопросы. Готовят к работе краски. Слушают учителя | Фронтальная Фронтальная | Личностные Имеют положите- льное отношение к школе | Устные ответы |
2.Теорети- ческая подготовка | Словесно-иллюстративный рассказ. Ознакомление с художественными средствами и композиционными особенностями живописи; Анализ и обсуждение произведений художников-пейзажистов И. Левитана, И. грабаря, И. Шишкина (звучит музыка) Физкультминутка | - Любое произведение живописи имеет содержание и определяет его настроение, но вызвано это наше видение с помощью художественных средств, композиционных особенностей. Каждая картина имеет свою «композицию». В переводе с латыни оно означает «сочинение, составление, расположение». Композиция в изобразительном искусстве - это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет выразить замысел художника. Существуют определенные закономерности при написании живописной композиции – это выбор формата холста или листа бумаги, размера изображения, размещения предметов, фигур человека, выборе точки зрения и определении линии горизонта, построении планов, выделении композиционного центра, выборе колоритов и т. д. Под форматом следует понимать форму, которая может быть прямоугольной, квадратной, круглой; расположение, вертикальное или горизонтальное; и величину бумаги. Масштаб представляет собой соотношение размера изображения с величиной листа бумаги. Причем размер изображенных предметов не должен быть большим или слишком маленьким. - Закройте ладошкой правую часть листа бумаги; нижнюю часть листа бумаги; левую часть листа; верхнюю часть листа; центр (учащиеся должны свободно выполнять показы, так как именно на основе этих навыков возможно сформировать у них элементарные представления о равновесии в композиции, симметрии, ассиметрии). - Любой пейзаж художники начинают выполнять с определения расположения линии горизонта – линии, где небо сходится с землей, воображаемой линией, проходящей на уровне рисующего. Линия горизонта может быть высокой или низкой. Что такое центр композиции? В содержании каждого произведения живописи, каждой картины есть нечто важное, главное, без чего эта работа теряет свой смысл, - это композиционный центр. Под цветовым колоритом картины подразумевается совокупность цветовых сочетаний, которые передают эмоциональный настрой пейзажа, сюжетной композиции. Осмотр картины обычно начинают с середины, поэтому чаще всего помещают самое существенное, главное ближе к центру. Учитель предлагает рассмотреть картины: И. Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Рябинка», И. Шишкина «Осень», выполнить анализ картин, основываясь на полученные знания и сравнить пейзажи. Упражнение «Мы листики осенние» - Встаньте, пожалуйста из-за парт. Представьте, что мы с вами в осеннем парке. Вдруг поднялся сильный ветер и закружил осеннюю листву. (учитель демонстрирует действия детям) Мы, листики осенние, Дети поднимают На ветках мы сидим. руки вверх Дунул ветер - полетели. Движение руками Мы летели, мы летели из стороны сторону И на землю тихо сели. Дети приседают Ветер снова набежал И листочки все поднял. Дети поднялись Закружились, полетели Кружатся на месте И на землю снова сели. Дети садятся по местам | Слушают учителя, смотрят репродукции Отвечают на вопросы, обсуждают тему; находят отличительные особенности картин. Выполняют упражнения | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Личностные Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности Познавате- льные: Умеют осуществ- лять поиск существен- ной информации; высказывать аргументированное суждения о художественных произведе- ниях, изображаю- щих природу; видеть, чувствовать красоту и разнообразие природы. Регуляти- ные: Принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Коммуникативные: Умеют слушать учителя и своих сверстников | Устные ответы Устные ответы |
3.Актуали- зация знаний | Композиция рисунка. Рассказ об основах создания композиции в рисунке по представлению на тему «Осенний пейзаж» Этапы выполнения рисунка (демонстрация приемов работы на рисунком по представлению | - Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. - Сегодня мы будем рисовать осенний пейзаж. Вначале надо определить композицию рисунка, т. е. как расположить предметы на рисунке. Мы будем изображать одиночное высокое осеннее дерево, поэтому лист бумаги лучше развернуть вертикально. Необходимо заполнить формат листа красочным слоем, чтобы между небом и землей не было пустот Композиция рисунка: -определяем линию горизонта -определяем месторасположение дерева, анализируя его строение (ствол, ветки и веточки) 2. Работа с цветом: -закрашиваем землю горизонтальными короткими мазками коричневой краской и охрой (смесь коричневой краски с желтой) -поднимаясь к верхнему краю листа разбеляем цвет, добавляя в краску (по мере перехода земли в небо) белого и голубого цвета - рисуем дерево снизу вверх, закрашиваем стволы желтой и коричневой краской, -изображаем крону осеннего дерева желтой, красной, бордовой, оранжевой краской и пользуемся техникой тычкового письма ( учитель показывает прием тычкового письма) - Чтобы получить бордовый и оранжевый оттенок, какие краски будете смешивать? (Ответы учащихся) 3. Прорисовывание деталей Тонкой кисточкой прорисуем мелкие детали: тонкие веточки, отдельные травинки, птиц. | Слушают учителя, наблюдают за его действиями и повторяют их | Фронтальная Индивидуальная | Познавте льные: Умеют наблюдать, сравнивать, сопоставлять пространственную композицию рисунка, изображать предметы различной формы Личностные Овладеют способностью адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Коммуника- тивные: Обмениваются мнениями, слушают друг друга, помогают друг другу, строят понятные речевые высказывания Регулятив- ные: умеют составлять план работы над рисунком (под руководством учителя) и следовать ему | Устные ответы |
5. Итоги урока. Рефлексия | Выставка работ учащихся Заключительное слово | Организует выставку работ учащихся и обсуждение выставленных работ - Что нового вы сегодня узнали на уроке? Да, сегодня мы впервые нарисовали пейзаж. Мне очень приятно, что вы все работали дружно, активно. Старались передать красоту осенней природы, вложили в свои работы много труда, свое настроение. Вам понравилось рисовать осень? Пейзажи на нашей выставке все просто замечательные. Придумайте название выставки. (Осенняя красота. Осенняя сказка. Природа осенью.) | Отвечают на вопросы, участвуют в оценивании рисунков, обсуждении композиции. Отвечают на вопросы. Придумывают название выставки. | Фронтальная Фронтальная | Коммуника- тивные: Участвуют в обсуждении выполненных работ Регулятив- ные: Адекватно оценивают уровень своих знаний, результаты выполненной работы | Оценивание результатов работы класса |