Слайд №2 «Силуэт – одноцветное контурное изображение чего-либо или кого-либо на фоне другого цвета, нарисованное или вырезанное». Силуэт - это вид графического изображения. Это одноцветное контурное изображение чего-либо или кого-либо на фоне другого цвета, нарисованное или вырезанное. Слайд №3 «Силуэт в технике выворотки» Силуэты могут быт не только черными на белом фоне, но и белые на черном фоне. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным чёрным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне – в технике выворотки. Силуэты были известны в Древнем Китае, Японии и других странах Азии. Слайд №4 «Театр теней» Необыкновенно изящные силуэты с прорезанными тончайшими деталями использовались и в теневом театре народов Древнего Востока и других. В Европе как самостоятельный вид графики искусство силуэта сформировалось в первой половине 18 века во Франции. В России искусством силуэта особенно увлекались известные художники Фёдор Толстой, Георгий Нарбута, Николай Ильин и другие. А сейчас давайте немного поиграем. На доске прикреплены два квадрата: белый и черный (формат А 4). Прилетела к нам в гости черная бабочка и села на белое поле (учитель берет вырезанную из черной бумаги бабочку и прикрепляет ее на белый фон). А вот прилетела белая бабочка и села на черное поле (учитель берет белую бабочку и прикрепляет ее на черный фон). Слайд №5 «Разноцветная бабочка» Прилетела третья бабочка – разноцветная. Ребята, посмотрите внимательно и ответьте на вопрос: «Чем ее крылья отличаются от крыльев силуэтных бабочек, кроме цвета?» То - есть здесь силуэт внутри прорабатывается и картинка воспринимается как живописной, натуральной. А на этих бабочках силуэт внутри не прорабатывается. Поэтому он воспринимается как пятно». Слайд №6 «Стая белых бабочек на черном фоне» Вот целая стайка бабочек. Слайд №7 «Стая черных бабочек на белом фоне» Издали они выглядят черными пятнышками. Но это не просто кляксы. У каждой бабочки крылья имеют свою форму. И поэтому мы можем отличить силуэты друг от друга. Мы видим, что на всех представленных силуэтах бабочек что – то изображено черным, а что – то белым цветом. Это тени, падающие от предметов и фигур. Вспомните. Вы идете по улице, освещенной фонарями. Что происходит с вашей тенью? Почему нам так смешно, когда мы видим тень от своей фигуры, удаляясь от фонаря? Потому, что тень удлиняется и сужается. Она ничего общего не имеет с нашей фигурой. Значит, для силуэтных изображений нужны лишь те тени, которые передают предельное сходство с человеком или предметом. Слайд №8 «Силуэт – это изображение в виде тени, которая обязательно должна повторить сам предмет». Можно сказать по другому, что силуэт – это изображение в виде тени, которая обязательно должна повторить сам предмет. Слайд №9 «Пушкин и няня» Рассмотрим силуэты работы художника Николая Ильина «Пушкин и няня». Великий поэт читает няне стихи, а может быть, и сказку. Она слушает его, сидя за столом, и что-то вяжет. Кот, наверное, тоже пришел послушать. Каждый предмет, каждая фигура - это силуэты, но не просто в виде теней, а теней, которые повторяют форму предметов и фигур. А можем ли мы с вами увидеть, определить, в какое время дня и даже года происходит действие в этой композиции? За окном видны белые силуэты заснеженных деревьев, месяц и звезды на черном фоне. Значит зима, поздний вечер. Слайд №10 «Портрет Ивана Андреевича Крылова». Перед вами портрет Ивана Андреевича Крылова. Кто он такой? Чем он прославился? Почему его знает весь мир? Ответы учащихся. Слайд №11 «Силуэт фигуры Крылова» Перед вами силуэт фигуры великого баснописца И.А.Крылова. Большой и грозный, в шляпе и с тростью, он прогуливается по парку. Какое время года? Силуэты переплетенных, оголенных ветвей деревьев говорят нам об осени. Ребята, сможете назвать басни Крылова? Ответы учащихся. Слайд №12 «Ворона и лисица» Силуэт «Ворона и лисица» изобразил художник Георгий Нарбут. Показана самовлюбленность птицы, ее поведение и как она льстит вороне. Слайд №13 «Свинья под дубом» В ней автор открывает читателю такие качества как невежество, лень, эгоизм и неблагодарность. Эти черты раскрываются благодаря образу Свиньи, для которой главное в жизни это поесть и поспать, а ведь ее даже не волнует - откуда берутся желуди. Слайд №14 «Лисица и виноград» Суть басни в том, что кумушке - лисице вздумалось полакомиться вкуснейшим виноградом. На беду, гроздья висели слишком высоко, чтобы плутовка могла до них добраться. И так, и сяк пробовала она дотянуться, но так ничего и не вышло. Тогда вместо того, чтобы придумать что-то или попросту уйти ни с чем, разозленная лисица выдала целое житейское рассуждение. Сама себя обманывала кумушка, говоря, что виноград-то вовсе и не зрелый. Обратите внимание, что при помощи силуэта художник очень достоверно показал не только характеры каждого животного, но и все они узнаваемы. Мы видим, что на всех представленных вам силуэтах что – то изображено черным, а что – то белым цветом. Это тени, падающие от предметов и фигур. Интересно, а почему же изображения в виде теней назвали «силуэтом», а не иначе? Откуда произошло это слово? Слайд №15 «Портрет Этьен де Силуэтт» Историческая справка: Звали его Этьен де Силуэтт. Он был маркизом и министром финансов Франции, то есть распоряжался деньгами всей страны: куда и на что их тратить. Силуэтт был знатен и богат, но мало кто любил его. И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени. Пренебрежительное отношение аристократии к подобным портретам не утихало. Они получили название от имени министра Франции Этьена Силуетта (1709—1767), известного скупостью и узкими взглядами. Парижский мир презрительно называл силуэтами всё мелкое, дешевое и непрестижное. Слайд №16 «Этьен де Силуэтт с длинным носом» У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Но люди, покупавшие газеты, все равно его узнавали своего министра финансов и весело смеялись, тыкая пальцем в газету. Силуэтные изображения стали входить в моду. Заказать портрет живописцу было очень дорого, а иметь свой собственный портрет за меньшую цену хотели многое. Такими портретами украшали стены комнаты, кабинетов, шкатулки, ювелирные украшения. Их стали называться «силуэтами». Было это почти 200 лет назад. Скажите, пожалуйста, а как вы думаете, почему головы людей изображают в профиль, а не в фас? Ответ учащегося: «Потому, что в профиль человек более узнаваем». А сейчас я вам покажу изображения известных людей в профиль, а вы постарайтесь назвать их имена. Слайд №17 «Силуэт Нефертити в профиль» Слайд №18 «Силуэт Пушкина в профиль» Слайд №19 «Силуэт Горького в профиль» Молодцы! Вы все назвали правильно. МЫ еще раз убедились, что при таком положении головы мы имеем лучшее представление о чертах лица человека в силуэте. |