Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «Золотое кольцо России», «ритм», «рельеф»; смогут познакомиться с древнерусскими городами.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте зодчества Руси
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: « Золотое кольцо России».»
Дата: 12.11.2019 г.
Класс:4-а
Учитель: Шурыгина С.А.
Урок №13.
Тема урока: « Золотое кольцо России».
Цели деятельности педагога
Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства Руси
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Планируемыеобразовательныерезультаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «Золотое кольцо России», «ритм», «рельеф»; смогут познакомиться с древнерусскими городами.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте зодчества Руси
Мультимедийный ряд: презентация «Древние города нашей земли».
Работы учащихся 4 классов.
Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)
Оборудование
Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: простой карандаш, листы бумаги, салфетка
Ход урока
I. Организационныймомент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Вступительное слово.
Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
– Готовы?
Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-
нально выражают свое отношение к происходящему
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для чело-
века и принимают его; имеют желание учиться
Устные ответы
II. Изучение нового материала
Словесно-иллю-
стративный рассказ с элементами беседы по теме «Древние города нашей земли».
– Сегодня мы снова отправимся в путешествие и побываем в нескольких древних русских городах, которые входят в «Золотое кольцо России».
– А почему кольцо? Почему золотое?
– В конце урока я надеюсь, вы сами сможете ответить на эти вопросы.
В путешествие мы отправимся из Москвы. У вас на партах лежат тетради.
На доске – наша маршрутная карта. На ней мы будем отмечать города, в которых побываем.
Слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают, сравнивают, анализируют.
Фронтальная работа.
Отвечают на вопросы.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».
Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,
умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их
Устные ответы.
Просмотр мультимедийной презентации
«Золотое кольцо России».
Просмотр мультимедийной
презентации
«Древнерусский город-крепость».
– Кто сможет показать на карте Москву?
– Что вы знаете об этом городе?
– А кто основал Москву? (Юрий Долгорукий в 1147 г.)
– Из Москвы мы едем на северо-восток и прибываем в Сергиев Посад.
Город Сергиев Посад.
Слово «посад» – поселение ремесленников. Здесь жили и имели свои мастерские кузнецы и гончары, ткачи и кожевники, пушкари и хлебники и многие другие. Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» обозначает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырем России.
– Давайте отметим этот город в маршрутной карте.
– Из Сергиева-Посада мы едем в Переславль-Залесский.
Этот город, как и Москва, был основан
князем Юрием Долгоруким. Здесь сохра-
нились старинные церкви и другие памятники архитектуры. Основной достопримечательностью Переславля-Залесского является Горицкий монастырь.
– Далее наш путь лежит в Ростов.
Первым из городов Золотого кольца был Ростов Великий, который упоминается в летописи уже во второй половине IX в.
Самая замечательная часть города – это Ростовский кремль. В Ростове мы обязательно полюбуемся ростовской финифтью. Финифть – это один из распространенных народных художественных промыслов. Медную пластину покрывают эмалью и сверху наносят рисунок, который затем обжигают. Так изготавливают броши, серьги, браслеты и другие украшения.
– И этот город отметим на своей карте.
– Следующая остановка на нашем маршруте – город Углич.
Город Углич стоит на реке Волге. Назва-
ние города, возможно, произошло от сло-
ва «угол». Река в этом месте изгибается, течет углом. В Угличе много памятников старины.
Усилиями реставраторов восстановлен архитектурный ансамбль Воскресенско- го монастыря. А еще в Угличе работает большой часовой завод, где изготавли- вают часы «Чайка».
– И этот город мы отметим в маршрутной карте.
– Из Углича мы с вами отправляемся в Ярославль.
Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Яро-
славом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на великой реке Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. В центре города мы увидим памятник Федору Григорьевичу Волкову. Этот человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.
– Следующий город на Волге, в котором мы остановимся, – Кострома.
Если посмотреть на план города Костромы, можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина II приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. Кострому по праву называют жемчужиной Золотого кольца России. Кострома знаменита и Ипатьевским монастырем, с которым связана Ипатьевская летопись, где описываются наиболее важные события Киевской Руси. В Костроме происходило избрание
на престол Михаила Романова – первого из династии царей Романовых, правивших нашей страной до 1917 года.
– Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим еще один прекрасный город на Волге – Плес.
Свое название он получил от речного плеса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.
Плес – город художников. Мы обязательно сможем увидеть их за работой.
Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом. Особенно любил Плес Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей Левитана и поставлен ему памятник.
Отметим этот город на карте.
– Из Плеса мы отправляемся в Суздаль.
Суздаль – древний город. Считается, что он существовал уже к началу XII в. Там крепко обосновались бояре. Они
построили много не слишком больших,
но нарядных церквей. А позже Суздаль стал городом ремесленников-плотников, гвоздарей. Суздаль – всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества,
где собраны старинные постройки из де-
рева: церкви, избы, мельница.
– Отметим Суздаль на карте.
– От Суздаля совсем недалеко до Владимира. Этот город основал князь Владимир Мономах. Отсюда и его название. Красивый город стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Замечательный памятник старины – это Золотые ворота.
А вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным собором на Руси. Позднее по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.
– Из Владимира мы снова возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.
– Ребята, вам понравилось путешествие?
– Чем оно вам запомнилось?
– Что получилось у нас на маршрутной карте?
Сообщения детей о городах.
Отмечают города, о которых шел рас-
сказ, на карте.
Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопрос.
Фронтальная работа
Устные ответы.
Устные ответы
Физкультминутка.
Пауза общего воздействия
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Плотно сомкните веки на 5 секунд, затем широко раскройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите
3–4 раза.
– Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4–6 раз.
– Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну
и 2 раза в другую сторону. Повторите 2–4 раза.
– Посмотрите на верхний левый угол
стены нашего класса, переведите взгляд на кончик носа, а затем на верхний правый угол стены и снова на кончик носа.
Повторите 5–6 раз
Выполняют упражнения
III. Творческая практическая деятельность
Изображение карты путешествия по Золотому кольцу России. Музыкальный фон: русская народная музыка в исполнении Академического русского народного оркестра имени
Н. П. Осипова «Любимая балалайка»
Объясняет правила выполнения работы
– Начинайте работать над картой по плану:
1. Схематично в карандаше нарисуйте карту нашего путешествия.
2. Дополните карту своими пояснениями (надписями)
Составляют план работы над картой.
Рисуют красками
Индивидуальная работа
Познавательные: умеют
применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа
действия и его результата.
Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения панно
Наблюдение.
Выполнение работы
IV. Итог урока. Рефлексия.
Выставка кол-
лективной работы обучающихся, анализ и эстетическая оценка.
Обобщающая беседа
– Что нового узнали вы на уроке?
Кому сегодня на уроке было интересно, поднимите веселый смайлик, а кому было очень скучно – грустный.
Спасибо за работу!
Рассматривают панно, оценивают работу свою и одноклассников
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для чело-
века, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения архитектуры родного края
с оценкой увиденного
в произведениях русского зодчества.
Регулятивные: оценивают свою работу
Устные ответы
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 4-а классе.
Урок 13. Золотое кольцо России.
Учитель: Шурыгина С.А.
Дата: 12.11.2019 г.
Цели деятельности педагога
Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства Руси
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «Золотое кольцо России», «ритм», «рельеф»; смогут познакомиться с древнерусскими городами.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте зодчества Руси
Мультимедийный ряд: презентация «Древние города нашей земли».
Работы учащихся 4 классов.
Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)
Оборудование
Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: простой карандаш, листы бумаги, салфетка
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы организации совзаимодействия
Универсальные учебные действия
Промежуточный контроль
I. Организационный
момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Вступительное слово.
Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
– Готовы?
Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-
нально выражают свое отношение к происходящему
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для чело-
века и принимают его; имеют желание учиться
Устные ответы
II. Изучение нового материала
Словесно-иллю-
стративный рассказ с элементами беседы по теме «Древние города нашей земли».
– Сегодня мы снова отправимся в путешествие и побываем в нескольких древних русских городах, которые входят в «Золотое кольцо России».
– А почему кольцо? Почему золотое?
– В конце урока я надеюсь, вы сами сможете ответить на эти вопросы.
В путешествие мы отправимся из Москвы. У вас на партах лежат тетради.
На доске – наша маршрутная карта. На ней мы будем отмечать города, в которых побываем.
Слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают, сравнивают, анализируют.
Фронтальная работа.
Отвечают на вопросы.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».
Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,
умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их
Устные ответы.
Просмотр мультимедийной презентации
«Золотое кольцо России».
Просмотр мультимедийной
презентации
«Древнерусский город-крепость».
– Кто сможет показать на карте Москву?
– Что вы знаете об этом городе?
– А кто основал Москву? (Юрий Долгорукий в 1147 г.)
– Из Москвы мы едем на северо-восток и прибываем в Сергиев Посад.
Город Сергиев Посад.
Слово «посад» – поселение ремесленников. Здесь жили и имели свои мастерские кузнецы и гончары, ткачи и кожевники, пушкари и хлебники и многие другие. Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» обозначает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырем России.
– Давайте отметим этот город в маршрутной карте.
– Из Сергиева-Посада мы едем в Переславль-Залесский.
Этот город, как и Москва, был основан
князем Юрием Долгоруким. Здесь сохра-
нились старинные церкви и другие памятники архитектуры. Основной достопримечательностью Переславля-Залесского является Горицкий монастырь.
– Далее наш путь лежит в Ростов.
Первым из городов Золотого кольца был Ростов Великий, который упоминается в летописи уже во второй половине IX в.
Самая замечательная часть города – это Ростовский кремль. В Ростове мы обязательно полюбуемся ростовской финифтью. Финифть – это один из распространенных народных художественных промыслов. Медную пластину покрывают эмалью и сверху наносят рисунок, который затем обжигают. Так изготавливают броши, серьги, браслеты и другие украшения.
– И этот город отметим на своей карте.
– Следующая остановка на нашем маршруте – город Углич.
Город Углич стоит на реке Волге. Назва-
ние города, возможно, произошло от сло-
ва «угол». Река в этом месте изгибается, течет углом. В Угличе много памятников старины.
Усилиями реставраторов восстановлен архитектурный ансамбль Воскресенско- го монастыря. А еще в Угличе работает большой часовой завод, где изготавли- вают часы «Чайка».
– И этот город мы отметим в маршрутной карте.
– Из Углича мы с вами отправляемся в Ярославль.
Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Яро-
славом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на великой реке Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. В центре города мы увидим памятник Федору Григорьевичу Волкову. Этот человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.
– Следующий город на Волге, в котором мы остановимся, – Кострома.
Если посмотреть на план города Костромы, можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина II приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. Кострому по праву называют жемчужиной Золотого кольца России. Кострома знаменита и Ипатьевским монастырем, с которым связана Ипатьевская летопись, где описываются наиболее важные события Киевской Руси. В Костроме происходило избрание
на престол Михаила Романова – первого из династии царей Романовых, правивших нашей страной до 1917 года.
– Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим еще один прекрасный город на Волге – Плес.
Свое название он получил от речного плеса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.
Плес – город художников. Мы обязательно сможем увидеть их за работой.
Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом. Особенно любил Плес Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей Левитана и поставлен ему памятник.
Отметим этот город на карте.
– Из Плеса мы отправляемся в Суздаль.
Суздаль – древний город. Считается, что он существовал уже к началу XII в. Там крепко обосновались бояре. Они
построили много не слишком больших,
но нарядных церквей. А позже Суздаль стал городом ремесленников-плотников, гвоздарей. Суздаль – всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества,
где собраны старинные постройки из де-
рева: церкви, избы, мельница.
– Отметим Суздаль на карте.
– От Суздаля совсем недалеко до Владимира. Этот город основал князь Владимир Мономах. Отсюда и его название. Красивый город стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Замечательный памятник старины – это Золотые ворота.
А вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным собором на Руси. Позднее по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.
– Из Владимира мы снова возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.
– Ребята, вам понравилось путешествие?
– Чем оно вам запомнилось?
– Что получилось у нас на маршрутной карте?
Сообщения детей о городах.
Отмечают города, о которых шел рас-
сказ, на карте.
Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопрос.
Фронтальная работа
Устные ответы.
Устные ответы
Физкультминутка.
Пауза общего воздействия
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Плотно сомкните веки на 5 секунд, затем широко раскройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите
3–4 раза.
– Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4–6 раз.
– Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну
и 2 раза в другую сторону. Повторите 2–4 раза.
– Посмотрите на верхний левый угол
стены нашего класса, переведите взгляд на кончик носа, а затем на верхний правый угол стены и снова на кончик носа.
Повторите 5–6 раз
Выполняют упражнения
III. Творческая практическая деятельность
Изображение карты путешествия по Золотому кольцу России. Музыкальный фон: русская народная музыка в исполнении Академического русского народного оркестра имени
Н. П. Осипова «Любимая балалайка»
Объясняет правила выполнения работы
– Начинайте работать над картой по плану:
1. Схематично в карандаше нарисуйте карту нашего путешествия.
2. Дополните карту своими пояснениями (надписями)
Составляют план работы над картой.
Рисуют красками
Индивидуальная работа
Познавательные: умеют
применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа
действия и его результата.
Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения панно
Наблюдение.
Выполнение работы
IV. Итог урока. Рефлексия.
Выставка кол-
лективной работы обучающихся, анализ и эстетическая оценка.
Обобщающая беседа
– Что нового узнали вы на уроке?
Кому сегодня на уроке было интересно, поднимите веселый смайлик, а кому было очень скучно – грустный.
Спасибо за работу!
Рассматривают панно, оценивают работу свою и одноклассников
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для чело-
века, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения архитектуры родного края