kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта по ИЗО "ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ. НОВГОРОД. ПСКОВ. ВЛАДИМИР И СУЗДАЛЬ. МОСКВА."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок. Золотое кольцо России. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства Руси

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «Золотое кольцо России», «ритм», «рельеф»; смогут познакомиться с древнерусскими городами.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте зодчества Руси

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, архитектура, «Золотое кольцо России», рельеф, ритм, образ, цвет, композиция

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: http://www.nsportal.ru, http://ru.wikipedia.org

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Древние города нашей земли».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: простой карандаш, листы бумаги, салфетка

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся
к уроку. Вступительное слово.

Посмотрите все на меня!

Сегодня экскурсоводом работаю я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

– Готовы?

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

нально выражают свое отношение к происходящему

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для чело-

века и принимают его; имеют желание учиться

Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рассказ с элементами беседы по теме «Древние города нашей земли».

– Сегодня мы снова отправимся в путешествие и побываем в нескольких древних русских городах, которые входят
в «Золотое кольцо России».

– А почему кольцо? Почему золотое?

– В конце урока я надеюсь, вы сами сможете ответить на эти вопросы.

В путешествие мы отправимся из Москвы. У вас на партах лежат тетради.

На доске – наша маршрутная карта.
На ней мы будем отмечать города, в которых побываем.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают, сравнивают, анализируют.

Фронтальная работа.

Отвечают
на вопросы.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;

согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Устные
ответы.

Просмотр мультимедийной презентации

«Золотое кольцо России».

Просмотр мультимедийной

презентации

«Древнерусский город-крепость».

– Кто сможет показать на карте Москву?

– Что вы знаете об этом городе?

– А кто основал Москву? (Юрий Долгорукий в 1147 г.)

– Из Москвы мы едем на северо-восток и прибываем в Сергиев Посад.

Город Сергиев Посад.

Слово «посад» – поселение ремесленников. Здесь жили и имели свои мастерские кузнецы и гончары, ткачи и кожевники, пушкари и хлебники и многие другие.
Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» обозначает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырем России.

– Давайте отметим этот город в маршрутной карте.

– Из Сергиева-Посада мы едем в Переславль-Залесский.

Этот город, как и Москва, был основан

князем Юрием Долгоруким. Здесь сохра-

нились старинные церкви и другие памятники архитектуры. Основной достопримечательностью Переславля-Залесского является Горицкий монастырь.

– Далее наш путь лежит в Ростов.

Первым из городов Золотого кольца был
Ростов Великий, который упоминается
в летописи уже во второй половине IX в.

Самая замечательная часть города – это Ростовский кремль. В Ростове мы обязательно полюбуемся ростовской финифтью. Финифть – это один из распространенных народных художественных промыслов. Медную пластину покрывают эмалью и сверху наносят рисунок, который затем обжигают. Так изготавливают броши, серьги, браслеты и другие украшения.

– И этот город отметим на своей карте.

– Следующая остановка на нашем маршруте – город Углич.

Город Углич стоит на реке Волге. Назва-

ние города, возможно, произошло от сло-

ва «угол». Река в этом месте изгибается, течет углом. В Угличе много памятников старины.

Усилиями реставраторов восстановлен архитектурный ансамбль Воскресенско-
го монастыря. А еще в Угличе работает большой часовой завод, где изготавли-
вают часы «Чайка».

– И этот город мы отметим в маршрутной карте.

– Из Углича мы с вами отправляемся
в Ярославль.

Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Яро-

славом Мудрым, имя которого и носит.
Город тоже стоит на великой реке Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. В центре города мы увидим памятник Федору Григорьевичу Волкову. Этот человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.

– Следующий город на Волге, в котором мы остановимся, – Кострома.

Если посмотреть на план города Костромы, можно заметить, что улицы здесь
расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина II приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. Кострому по праву называют жемчужиной Золотого кольца России. Кострома знаменита и Ипатьевским монастырем, с которым связана Ипатьевская летопись, где описываются наиболее важные события Киевской Руси. В Костроме происходило избрание

на престол Михаила Романова – первого из династии царей Романовых, правивших нашей страной до 1917 года.

– Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим еще один прекрасный город на Волге – Плес.

Свое название он получил от речного
плеса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.

Плес – город художников. Мы обязательно сможем увидеть их за работой.

Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом. Особенно любил Плес Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей Левитана и поставлен ему памятник.

Отметим этот город на карте.

– Из Плеса мы отправляемся в Суздаль.

Суздаль – древний город. Считается,
что он существовал уже к началу XII в. Там крепко обосновались бояре. Они

построили много не слишком больших,

но нарядных церквей. А позже Суздаль стал городом ремесленников-плотников, гвоздарей. Суздаль – всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества,

где собраны старинные постройки из де-

рева: церкви, избы, мельница.

– Отметим Суздаль на карте.

– От Суздаля совсем недалеко до Владимира. Этот город основал князь Владимир Мономах. Отсюда и его название. Красивый город стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Замечательный памятник старины – это Золотые ворота.

А вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным собором на Руси. Позднее по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.

– Из Владимира мы снова возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

– Ребята, вам понравилось путешествие?

– Чем оно вам запомнилось?

– Что получилось у нас на маршрутной карте?

Сообщения детей о городах.

Отмечают города, о которых шел рас-

сказ, на карте.

Отвечают
на вопросы.

Отвечают
на вопрос.

Фронтальная работа

Устные
ответы.

Устные
ответы

Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Плотно сомкните веки на 5 секунд, затем широко раскройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите

3–4 раза.

– Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4–6 раз.

– Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну

и 2 раза в другую сторону. Повторите 2–4 раза.

– Посмотрите на верхний левый угол

стены нашего класса, переведите взгляд
на кончик носа, а затем на верхний правый угол стены и снова на кончик носа.

Повторите 5–6 раз

Выполняют упражнения

III. Творческая практическая деятельность

Изображение карты путешествия по Золотому кольцу России. Музыкальный фон: русская народная музыка в исполнении Академического русского народного оркестра имени

Н. П. Осипова «Любимая балалайка»

Объясняет правила выполнения работы

– Начинайте работать над картой по плану:

1. Схематично в карандаше нарисуйте
карту нашего путешествия.

2. Дополните карту своими пояснениями (надписями)

Составляют план работы над картой.

Рисуют красками

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют

применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа

действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения панно

Наблюдение.

Выполнение работы

IV. Итог урока. Рефлексия.

Выставка кол-

лективной работы обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Что нового узнали вы на уроке?

Кому сегодня на уроке было интересно, поднимите веселый смайлик, а кому было очень скучно – грустный.

Спасибо за работу!

Рассматривают панно, оценивают работу свою и одноклассников

Фронтальная работа

Личностные: понимают
значение знаний для чело-

века, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения архитектуры родного края

с оценкой увиденного

в произведениях русского зодчества.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по ИЗО "ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ. НОВГОРОД. ПСКОВ. ВЛАДИМИР И СУЗДАЛЬ. МОСКВА."»

Урок 13. Золотое кольцо России. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства Руси

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «Золотое кольцо России», «ритм», «рельеф»; смогут познакомиться с древнерусскими городами.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте зодчества Руси

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, архитектура, «Золотое кольцо России», рельеф, ритм, образ, цвет, композиция

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: http://www.nsportal.ru, http://ru.wikipedia.org

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Древние города нашей земли».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: простой карандаш, листы бумаги, салфетка

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся
к уроку. Вступительное слово.

Посмотрите все на меня!

Сегодня экскурсоводом работаю я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

– Готовы?

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

нально выражают свое отношение к происходящему

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для чело-

века и принимают его; имеют желание учиться

Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рассказ с элементами беседы по теме «Древние города нашей земли».





– Сегодня мы снова отправимся в путешествие и побываем в нескольких древних русских городах, которые входят
в «Золотое кольцо России».

– А почему кольцо? Почему золотое?

– В конце урока я надеюсь, вы сами сможете ответить на эти вопросы.

В путешествие мы отправимся из Москвы. У вас на партах лежат тетради.

На доске – наша маршрутная карта.
На ней мы будем отмечать города, в которых побываем.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают, сравнивают, анализируют.




Фронтальная работа.


Отвечают
на вопросы.






Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;

согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их




Устные
ответы.








Просмотр мультимедийной презентации

«Золотое кольцо России».


























Просмотр мультимедийной

презентации

«Древнерусский город-крепость».



– Кто сможет показать на карте Москву?

– Что вы знаете об этом городе?

– А кто основал Москву? (Юрий Долгорукий в 1147 г.)

– Из Москвы мы едем на северо-восток и прибываем в Сергиев Посад.

Город Сергиев Посад.

Слово «посад» – поселение ремесленников. Здесь жили и имели свои мастерские кузнецы и гончары, ткачи и кожевники, пушкари и хлебники и многие другие.
Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» обозначает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырем России.

– Давайте отметим этот город в маршрутной карте.

– Из Сергиева-Посада мы едем в Переславль-Залесский.

Этот город, как и Москва, был основан

князем Юрием Долгоруким. Здесь сохра-

нились старинные церкви и другие памятники архитектуры. Основной достопримечательностью Переславля-Залесского является Горицкий монастырь.

– Далее наш путь лежит в Ростов.

Первым из городов Золотого кольца был
Ростов Великий, который упоминается
в летописи уже во второй половине IX в.

Самая замечательная часть города – это Ростовский кремль. В Ростове мы обязательно полюбуемся ростовской финифтью. Финифть – это один из распространенных народных художественных промыслов. Медную пластину покрывают эмалью и сверху наносят рисунок, который затем обжигают. Так изготавливают броши, серьги, браслеты и другие украшения.

– И этот город отметим на своей карте.

– Следующая остановка на нашем маршруте – город Углич.

Город Углич стоит на реке Волге. Назва-

ние города, возможно, произошло от сло-

ва «угол». Река в этом месте изгибается, течет углом. В Угличе много памятников старины.

Усилиями реставраторов восстановлен архитектурный ансамбль Воскресенско-
го монастыря. А еще в Угличе работает большой часовой завод, где изготавли-
вают часы «Чайка».

– И этот город мы отметим в маршрутной карте.

– Из Углича мы с вами отправляемся
в Ярославль.

Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Яро-

славом Мудрым, имя которого и носит.
Город тоже стоит на великой реке Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. В центре города мы увидим памятник Федору Григорьевичу Волкову. Этот человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.

– Следующий город на Волге, в котором мы остановимся, – Кострома.

Если посмотреть на план города Костромы, можно заметить, что улицы здесь
расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина II приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. Кострому по праву называют жемчужиной Золотого кольца России. Кострома знаменита и Ипатьевским монастырем, с которым связана Ипатьевская летопись, где описываются наиболее важные события Киевской Руси. В Костроме происходило избрание

на престол Михаила Романова – первого из династии царей Романовых, правивших нашей страной до 1917 года.

– Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим еще один прекрасный город на Волге – Плес.

Свое название он получил от речного
плеса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.

Плес – город художников. Мы обязательно сможем увидеть их за работой.

Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом. Особенно любил Плес Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей Левитана и поставлен ему памятник.

Отметим этот город на карте.

– Из Плеса мы отправляемся в Суздаль.

Суздаль – древний город. Считается,
что он существовал уже к началу XII в. Там крепко обосновались бояре. Они

построили много не слишком больших,

но нарядных церквей. А позже Суздаль стал городом ремесленников-плотников, гвоздарей. Суздаль – всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества,

где собраны старинные постройки из де-

рева: церкви, избы, мельница.

– Отметим Суздаль на карте.

– От Суздаля совсем недалеко до Владимира. Этот город основал князь Владимир Мономах. Отсюда и его название. Красивый город стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Замечательный памятник старины – это Золотые ворота.

А вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным собором на Руси. Позднее по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.

– Из Владимира мы снова возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

– Ребята, вам понравилось путешествие?

– Чем оно вам запомнилось?

– Что получилось у нас на маршрутной карте?












Сообщения детей о городах.


















































































Отмечают города, о которых шел рас-

сказ, на карте.





























Отвечают
на вопросы.





Отвечают
на вопрос.








Фронтальная работа



Устные
ответы.








Устные
ответы


Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Плотно сомкните веки на 5 секунд, затем широко раскройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите

3–4 раза.

– Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4–6 раз.

– Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну

и 2 раза в другую сторону. Повторите 2–4 раза.

– Посмотрите на верхний левый угол

стены нашего класса, переведите взгляд
на кончик носа, а затем на верхний правый угол стены и снова на кончик носа.

Повторите 5–6 раз

Выполняют упражнения




III. Творческая практическая деятельность

Изображение карты путешествия по Золотому кольцу России. Музыкальный фон: русская народная музыка в исполнении Академического русского народного оркестра имени

Н. П. Осипова «Любимая балалайка»

Объясняет правила выполнения работы

– Начинайте работать над картой по плану:

1. Схематично в карандаше нарисуйте
карту нашего путешествия.

2. Дополните карту своими пояснениями (надписями)

Составляют план работы над картой.

Рисуют красками

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют

применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа

действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения панно

Наблюдение.

Выполнение работы

IV. Итог урока. Рефлексия.

Выставка кол-

лективной работы обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Что нового узнали вы на уроке?

Кому сегодня на уроке было интересно, поднимите веселый смайлик, а кому было очень скучно – грустный.

Спасибо за работу!

Рассматривают панно, оценивают работу свою и одноклассников

Фронтальная работа

Личностные: понимают
значение знаний для чело-

века, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения архитектуры родного края

с оценкой увиденного

в произведениях русского зодчества.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы


7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Галынина Татьяна Васильевна

Дата: 30.11.2015

Номер свидетельства: 259873


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства