kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Золотое кольцо России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Золотое кольцо России».

Тип урока:  комбинированный

Предмет:    окружающий мир.

Цели:       - ознакомить обучающихся с самыми известными памятниками     

                   древней архитектуры старинных русских городов

                  - способствовать формированию коммуникативной культуры,

                    развитию речи, памяти, умению слушать;

                  - воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, ее

                    историческому   наследию;

Оборудование: компьютер, диапроектор, демонстрационный экран,

                            мультимедийная презентация, видеоролик;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Золотое кольцо России »






«Культура умолкает там, где сердце немо».


Урок окружающего мира по программе «Школа России»

в 3 классе по теме:

« Золотое кольцо России».





















Волгоград















Тема урока: «Золотое кольцо России».



Тип урока: комбинированный



Предмет: окружающий мир.



Цели: - ознакомить обучающихся с самыми известными памятниками

древней архитектуры старинных русских городов;

- способствовать формированию коммуникативной культуры,

развитию речи, памяти, умению слушать;

- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, ее

историческому наследию;


Оборудование: компьютер, диапроектор, демонстрационный экран,

мультимедийная презентация, видеоролик;





















Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

--Внимание! Внимание! Говорит и показывает Москва! Говорит и показывает Москва!

--Мы ведём наш репортаж из телецентра Останкино. И сейчас мне говорят, чтобы продолжить дальнейшее вещание, нужно сделать правильные заставки на нашем мониторе. А для этого нужно будет назвать главные достопримечательности нашей Родины. Если на экране появляется Москва, то вы хлопаете в ладоши и называете что изображено, если другой город— молчите. (Демонстрация слайдов 1-8 Красной площади, матери-Родины, Царь-колокола, дома Павлова, Мельницы, собора Василия Блаженного, памятника Минину и Пожарскому).

--Итак, что же должно появиться на заставке нашей передачи? (Дети называют достопримечательности). На экране появляется заставка.

(Слайд № 9)

--А какому городу посвящены все остальные фотографии?

--Да, я вижу, вы хорошо знаете и, наверняка, любите свой город, свою малую родину. Человек с детства должен знать своё, родное – исследовать, изучать и постигать черты характера своего народа, всё то, что присуще его родной земле. И тогда багаж ваших знаний поможет вам расширить представление о разнообразии культуры нашей Родины, духовно вырасти. А это невозможно без любви к Родине, к её культурному наследию, того, что нам пришло от наших предков. Одна из ярчайших страниц летописи нашего государства —история Золотого кольца., сердцем которого по праву называется город Москва (слайд № 10) –Что же означает словосочетание «Золотое кольцо»? (слайд № 11)

--Ответить на этот вопрос мы сможем после телемоста, провести который нам помогут корреспонденты. (слайд №12)

3.Открытие нового знания.

3.1. Работа по теме урока.

У: --Сергиев Посад? (Слайд № 13)

Р: --Да, мы вас слышим! В середине XIV века Сергий Радонежский, в миру --Варфоломей, отправился вместе со своим братом Стефаном искать место, где они могли бы жить отшельниками и молиться Богу. Обошли они по лесам многие места и, наконец, пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода. Они срубили себе хижины, келью и небольшую церквушку, освещенную во имя Святой Троицы. Постепенно к Святому начали приходить монахи. Образовался монастырь. А Сергий стал игуменом. Монастырь разрастался и приобретал славу по всей Руси. Город образовывался вокруг Троице-Сергиева монастыря.

В 1742г. в монастыре была открыта семинария, и монастырь получает титул Лавры, т.е. главной церкви. Поблизости от монастыря были построены монастырские гостиницы, богадельни, лавки, доходные дома. Ведь поток богомольцев не кончался. Было развито производство крестов, подсвечников, икон и т.д. Но наибольшую популярность завоевала сергиевская игрушка. Недаром Сергиев Посад называли «столицей потешного царства». Купить игрушку у стен Лавры - значит совершить богоугодное дело. Ведь сам Преподобный Сергий резал игрушки на потеху ребятишкам.

3.2. Первичная рефлексия.

У: --Кто был одним из основателей Сергиева Посада? Троице-Сергиева лавра—что это?

3.3. Продолжение работы по теме урока.

(Слайд № 14)

У: --А теперь с нами на связи город Переславль-Залесский.

Р: --Город основан в 1152 г. Юрием Долгоруким. Само название города переводится с древне русского как «перенявший славу». Переславль – родина прославленного полководца Александра Невского.

В начале XVII века Переславль-Залесский был захвачен польско-литовскими интервентами. В 1609 году город был освобожден. Вместе с ополчением Минина и Пожарского горожане приняли участие в освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков.

В 1688 г. Петр 1 начал строить «Потешную флотилию», положившую начало русскому флоту. Современный Переславль остается заповедным местом. Город пленяет особым уютом.

3.4. Повторение ранее изученного.

У: --Хотелось бы задать вопрос студии. Кем был Пётр I? А какой город он основал?

3.5. Продолжение работы по теме урока на основе видеоролика.

(Слайд № 15)

У: --А теперь к нам на связь выходит наш внештатный корреспондент из Ростова Великого. Прошу вас не путать этот город с Ростовом –на—Дону, что в нашей области. (Просмотр видеоролика )

3.6. Первичная рефлексия.

У: --Что такое финифть?

3.7. Продолжение работы по теме урока.

У:--Следующее включение у нас с Ярославлем.

(Слайд № 17)

Р:-- Ярославль основан князем Ярославом Мудрым в 1010 г., расположенный на торговых путях, Ярославль постепенно становится крупным торговым центром. В 1608 г. им овладели польско-литовские отряды. А после освобождения город становится центром борьбы с интервентами.

Пожар 1658 г. уничтожил практически весь город. После этого предпочтение отдается каменной застройке, возникает прославившаяся на всю Россию школа каменного зодчества и живописи.

Ярославль по праву считается родиной российского театра. Его рождению вся театральная общественность страны обязана сыну костромского купца Федору Волкову, который в 1750 году открыл в Ярославле первый во всей России общедоступный театр. Волков был в одном лице и архитектором, и поэтом, и живописцем, и скульптором, собирателем книжных редкостей и музыкантом, сам же был машинистом сцены, директором, режиссером и артистом. А, главное, родоначальником актерской профессии в России. В 1751 г. было построено первое каменное здание театра.

У: На слайде проводит закрепление.

4. Физминутка.

3.8. Продолжение работы по теме урока.

(Слайд № 18)

Р: --Москва! Москва! Кострома на связи!

У: -- Да, Кострома, мы вас слушаем!

Р: --Кострома была основана в 1152 г. Юрием Долгоруким. Из источников явствует, что "были в этом месте леса непроходимые, дремучие дебри", а скрывались здесь разбойники, от которых "и совсем проезду не было". Юрий Долгорукий "морем пламенным" расправился с разбойниками. А на выжженной земле появился город Кострома.

Во времена татаро-монгольских нашествий город был разорен и сожжен. В XV веке Кострома трижды горела. Но каждый раз отстраивалась вновь. Именно в Костроме совершил свой подвиг Иван Сусанин, заманив отряд поляков в лесную чащу.

В XVI I в. Кострома превращается в богатый купеческий и ремесленный город

В 1773 г. во время пожара сгорели все деревянные постройки в кремле, пострадала и значительная часть посада. Вскоре был утвержден генеральный план перестройки города. Существует легенда, что Екатерина II на вопрос, какой бы она хотела видеть Кострому, развернула свой веер. Кострома действительно спланирована по веерной системе. Центр города образовала обращенная к Волге площадь, к которой сходились улицы радиальных направлений. Здесь находились торговые ряды, где торговля велась и мукой, и маслом, и пряниками. Чего здесь только не было! И каждому товару отводилось своё место, свой ряд

.3.9. «Открытие » нового знания методом диалога.

(Слайд № 19)

У:-- И вот к нам присоединяется город Плёс.

У:--Откуда такое интересное название, что оно обозначает?

Р:--……..

У: --Почему в городе так мало архитектурных памятников?

Р: --…….

У: --Самая древняя церковь города?

У: -- Чем привлекает этот город своих гостей?

Р: --………

Р: --Я хочу задать вам встречный вопрос, А.В. Кто из русских известных художников-пейзажистов любил работать в это городе и написал здесь почти 200 картин?

(Слайд № 20).

3.10. Продолжение работы по теме урока.

(Слайд № 21)

У: -- Прогуливаясь по улицам этого города, начинаешь ощущать себя словно в сказке. Название этой сказки—деревянное зодчество. На связи Суздаль.

Р: -- Суздаль. Этот город находится в непосредственном центре всего Золотого кольца нашей страны. Необыкновенно живописный, весьма самобытный, исторически уникальный город-музей под открытым небом. Суздаль – это один из самых красивейших уголков русской истории и культуры.. По обилию древнерусских памятников и достопримечательностей Суздаль не знает себе равных. Оно и понятно – ведь Суздаль считается главной жемчужиной Золотого кольца, его колыбелью.

Первое упоминание о городе-музее Суздале относится еще к 1024 году. Возник он на основе древнейшего земледельческого и торгово-ремесленного поселения..

В начале IX века Суздаль и его окрестности входили в состав Киевского государства. Киевский князь Владимир Мономах уделял большое внимание усилению и укреплению города. Во время княжения Юрия Долгорукого город становится разветвленным и обширным. У Суздаля - счастливая и заметная в истории страны судьба. Хотя на протяжении веков город не раз разрушали, он страдал от пожаров и эпидемий, но вновь и вновь возрождался к жизни. Не было в России ни одного крупного исторического события, в котором не участвовал бы Суздаль или его граждане. Юрий Долгорукий, Александр Невский, Александр Суворов, Дмитрий Пожарский - эти и многие другие знакомые всем россиянам имена связаны с древней суздальской землей.

В настоящее время в Суздале находится очень большое количество достопримечательностей: Суздальский кремль, Васильевский монастырь, Спасо-Евфимиев монастырь и др. Знаменитые белокаменные памятники Суздаля были включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

3.11. Продолжение работы по теме урока.

У: --Владимир, Владимир…. Нет, нашего корреспондента зовут Виктор. Виктор, что вы расскажете о Владимире? Кто это или что это?

Р: --Это город. (Слайд № 22).

Город Владимир называют воротами Золотого кольца России. И не только потому, что знаменит он своими древними Золотыми воротами.

В 1108 г. князь Владимир Мономах построил мощную крепость, которая была названа в честь основателя - Владимир.

В 1158 году на месте древней деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы началось строительство белокаменного Успенского собора. По замыслу князя он возводился как главный Храм всей Руси. В истории России Владимир более 250 лет выполнял важную роль, являясь столицей Древнерусского государства

Особый смысл имело возведение Золотых ворот - это символ новой столицы, Золотые ворота были также в Царьграде и в Киеве, были они также парадным въездом в город, и мощным оборонительным сооружением. Золотые ворота - редчайший памятник военно-оборонительной архитектуры. Они были построены в 1164 г. От древнего здания сохранились лишь две мощные белокаменные стены.

О град Владимир! Стар и молод,

Давно стоишь ты на земли,

При Мономахе был основан,

Столицей прежде был Руси.

На трёх холмах тебя слагали,

Велику силу даровали,

Победами крестили град,

И каждый видеть тебя рад!

Владимир – русский богатырь!

Всё хорошеешь год от года

на благо своего народа.

Сверкают купола соборов,

Церквей сияют купола,

Как дорог мне любимый город,

И как любовь к нему светла!

5. Подведение итогов урока.

У: -- Завершая наш телемост, мы сможем дать ответ на вопрос, прозвучавший вначале урока:

--Что такое Золотое кольцо?

--Чем по праву могут гордиться города, входящие в состав Золотого кольца? (Архитектура, памятники , церкви)

--Кто их создавал? (Народ).

--Какие чувства двигали людьми, когда они создавали это великолепие? (Любовь к Родине, гордость за неё)

--А любовь у человека где живёт? (В сердце)

--В подтверждение ваших слов я хочу зачитать вам это.

«Любить Родину, - писал наш знаменитый соотечественник Николай Константинович Рерих, – значит любить свой народ и все народы нашей необъятной Родины. Эта любовь научит полюбить все человечество. Но чтобы полюбить Родину, надо познать ее. Познавание же других стран снова приводит нас к мысли о Родине, ко всем ее несказуемым сокровищам. Без любви к Родине нет Культуры, и небрежение к Родине есть прежде всего некультурность».



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Золотое кольцо России

Автор: Казаринскова анна Валерьевна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193739

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока "Золотое кольцо России" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-zolotoie-kol-tso-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "171576"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423679842"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Проектная задача. Золотое кольцо России."
    ["seo_title"] => string(43) "proiektnaia-zadacha-zolotoie-kol-tso-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "303162"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457447919"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект виртуальной экскурссии "Золотое кольцо России""
    ["seo_title"] => string(52) "konspekt_virtualnoi_ekskurssii_zolotoe_koltso_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "557189"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1599595533"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Технологическая карта по ИЗО "ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ. НОВГОРОД. ПСКОВ. ВЛАДИМИР И СУЗДАЛЬ. МОСКВА.""
    ["seo_title"] => string(85) "tiekhnologhichieskaiakartapoizozolotoiekoltsorossiinovgorodpskovvladimirisuzdalmoskva"
    ["file_id"] => string(6) "259873"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448835015"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока по теме "Золотое кольцо России""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt_uroka_po_tiemie_zolotoie_kol_tso_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342798"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473331828"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства