Просмотр содержимого документа
«Стилизация деревьев»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
по предмету: Прикладная композиция
Тема урока: «Стилизация деревьев»
Разработал:
Преподаватель МБУДО «Детской школы искусств им. Е. М. Беляева»
Шарапова Наталья Анатольевна
г. Клинцы
Тема: «Стилизация деревьев»
Цель: Изучить способы стилизации и применить знания на практике, выполнить практическое задание «Способы стилизации дерева» формат А4
Задачи:
Образовательные
1.Познакомить воспитанников с особенностями стилизации деревьев, раскрыть понятие «стилизации растительных мотивов»;
2.Изучить последовательность стилизации природных форм и элементов.
3.Научить анализировать конструктивные особенности природного объекта.
Развивающие
1.Способствовать развитию творческого воображения через преобразование продукта действительности в продукт творчества на примере дерева и развитию наблюдательности;
2.Расширение кругозора и знаний обучающихся в области декоративной композиции.
3.Развивать мелкую моторику руки в процессе рисования.
Воспитательная
1.Способствовать воспитанию эстетической отзывчивости на прекрасное в природе и окружающей действительности.
2.Воспитывать аккуратность при работе с инструментами и умение работать самостоятельно.
Форма проведения: групповая
Методы: словесный, наглядный, практический
Характеристика группы обучающихся:
возраст обучающихся – 11 - 14 лет
количество обучающихся - 7-9 человек
Продолжительность занятия: 1 академический час (40 мин).
Методическая литература: Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство. Основы рисунка: Учебник для уч. 5кл. - Обнинск: Титул, 2008; Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX веков. Искусство, М., 1991.
Интернет-ресурсы: подборка фотографий и рисунков для презентации посредством Яндекса
Ход занятия
Вступительная часть, приветствие. 1мин
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Для сегодняшней работы нам с вами понадобится глеевая ручка, бумага (тонированная) гуашь и баночка с водой, а так же внимание, активность и, конечно, ваша фантазия!
Учащиеся проверяют наличие материалов и инструментов на столах
Сообщение темы, обсуждение цели занятия. 1 мин
Учитель: Тема нашего занятия: «Стилизация деревьев».
Цель нашего занятия мы определили, теперь несколько слов о ходе занятия. Сначала мы с вами поговорим о том, что же это такое стилизация и где ее можно встретить, ну а в итоге мы с вами выполним практическое творческое задание.
Введение новых понятий. 5 мин
Учитель: В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве стилизация – это изображение предмета особым, оригинальным способом, в результате чего изображаемый предмет становится декоративным. Стилизовать можно любой объект – предмет, растение, животное и даже человека! Давайте обратимся к примерам на экране телевизора.
Учитель: Ребята, вы обратили внимание, что одни и те же объекты художник может изобразить совершенно по-разному?
Учащиеся: Да, мы видим, как видоизменяется обычный предмет
Учитель: (внимание детей обращаю к экрану). Художник его или упрощает или усложняет, или оживляет. И вот такое видоизменение называется стилизацией.
Учитель: Посмотрите, художник заостряет внимание на самых важных деталях объекта, а несущественные опускает, где сопоставлены изображения предметов в двух вариантах: реалистичное изображение; стилизованное)
Учитель: Ребята, а встречается ли вам стилизация в окружающей вас жизни?
Учащиеся: Да, встречается.
Учитель: Роль стилизации в нашей жизни очень значительна.
Окружающая нас природа тоже является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же цветок можно отображать каждый раз по-новому - ведь можно постоянно фантазировать и выдумывать!
Ну а мы сегодня обратимся к миру деревьев. Вы знаете ребята, что на планете Земля существует такое огромное количество видов деревьев, что невозможно точно назвать количество их видов и семейств! Люди уже давно заметили среди них самые уникальные и необыкновенные.
Ребята, а что вам известно о каких-нибудь необычных деревьях?
Вот несколько удивительных фактов из жизни деревьев: наибольшей высоты достигают деревья вида секвойя, на сегодня высота самого высокого из них достигает 115 м. Это около 40-этажей! Их максимальный возраст- 3, 5 тысячи лет! (обращаю внимание на презентацию на экране).
Самое толстое дерево в мире — баобаб, 15.9 м в диаметре (фото на экране).
Утверждают, что самое старое дерево в мире — ель, растущая в горах на западе Швеции, вероятно, с ледникового периода. Её возраст составляет около 9550 лет (фото на экране).
Интересные факты? О деревьях многое можно рассказать. И мы продолжаем наш разговор.
Учитель: Давайте посмотрим, что помогает художнику передать сходство с деревом, которое он стилизует. Давайте сравним дерево дуб и березу.
Вместе с детьми даем им характеристику. Обращаюсь к учащимся с вопросами:
Учитель: Вы узнали это дерево? Какие особенности этого дерева можно использовать в стилизации?
Учащиеся: У березы основные ветки тонкие, дополнительные ветки еще тоньше, они переплетаются и трепещут на ветру.
Учитель: Ребята, а с помощью каких линий художник передает все эти качества?
Учащиеся: Пластика, нежность березы подсказывают художнику, что и линии должны быть также тонкими, плавно изгибающиеся. И проработка мелких деталей будет деликатная, с использованием тонких линий, штрихов и точек.
Учитель: В ходе обсуждения задаю наводящие вопросы, например, "Все ли ветви у дерева одинаковые по толщине?" и т.п. А это что за дерево?
Учащиеся: Дуб
Учитель: А что вы можете сказать про его строение?
Учащиеся: Мощные толстые ветки расходятся от ствола как пальцы на ладони - их немного. Крона густая, круглая, как шапочка.
Учитель: Мощный ствол дуба, раскидистые толстые ветки и узнаваемая форма листьев и плодов (желудей) помогают художнику выбрать особый путь для передачи всех этих качеств.
Учитель: Ребята, а с помощью каких выразительных средств художник передает эти качества?
Учащиеся: Линия, пятно, точка.
Учитель: Да, с помощью линии, пятна, точки. Линия жесткая, более выразительная, подчеркивающая мощь ствола и форму кроны.
Учитель: А теперь давайте выполним задание на тему «Стилизация деревьев». Перед вами лежат листы тонированной бумаги, на ней мы будем стилизовать деревья разных пород, изученными способами:
Превращение объемной формы в плоскостную.
Изменение цвета объекта.
Упрощение и усложнение формы, добавление деталей, отсутствующих в натуре.
Учащиеся выполняют задание на заданную тему, а учитель подсказывает и направляет учеников в нужном направлении.
Заключение: после выполнения задания,раскладываем работы нарисованные учащимися и проговариваем положительные и отрицательные качества каждой работы.
Приложение
Превращение объемной формы в плоскостную.
Приложение 1
Изменение цвета объекта
Приложение 2
Упрощение и усложнение формы, добавление деталей, отсутствующих в натуре.