Тема занятия по учебно-тематическому плану: Стилизация формы в лепке глиняной игрушки. Лепка кота.
Форма занятия Комбинированное учебное занятие
Цели обучающие, развивающие, воспитывающие:
- Познакомить с особенностями стилизации объемной формы.
- Учить выделять в лепной форме характерные особенности создаваемого образа животного.
- Научиться создавать стилизованную форму методом упрощения и лаконичности.
- Самостоятельно выбирать способы лепки формы: конструктивный, пластический, комбинированный.
- Развивать познавательную и творческую активность обучающихся при введении новых понятий и терминов, образное мышление и воображение.
- Учить видеть красоту окружающего мира, сравнивать, обобщать.
Ожидаемые результаты:
Пробуждение интереса к созданию образных глиняных игрушек при помощи метода стилизации формы. Лепка животного.
Оборудование и материалы:
Оборудование:
- Инструменты для работы лепки;
- доски для лепки;
- глина природная красная;
- банки с водой;
- маркеры, листы формата А3.
Методические материалы:
- репродукции и иллюстрации, слайды, плакаты, таблицы, презентация по теме занятия, формы деталей кота в магнитных пластинах
- образцы игрушек;
- АРМ
Методы и приемы обучения:
1.Рассказ, беседа, объяснение нового материала о методе стилизации формы в изобразительном искусстве.
2. Показ презентации.
3. Просмотр образцов игрушек, репродукций и иллюстраций, таблиц, слайдов.
4. Упражнения в создании образа животного на доске в стилизованной форме (черные маркеры, бумага) Что получилось? Угадай.
5. Практическая работа: «Лепка стилизованного образа кота из глины».
5.Анализ работ. Проверка полученных знаний.
6. Подведение итога занятия
Ход занятия:
№ Задачи этапов урока Время мин. Действия педагога Планируемые действия обучающихся
1. Организация начала занятия, объявление темы и цели урока 2 мин. Проверка готовности кабинета к работе: наличие инструментов, материалов
Внимательно слушают, настраиваются на работу
2. Объяснение нового материала 16мин
- Рассказ и беседа педагога о методе стилизации в изобразительном искусстве.
- Демонстрация образцов, игрушек, слайдов, плакатов, репродукций и иллюстраций.
- Показ презентации
- Рассматривают образцы.
- Слушают объяснение.
- Отвечают на вопросы педагога по заданной теме.
- Просмотр презентации
3. Закрепление учебного материала 7 Игра –рисунок «Кто это?»
- Педагог предлагает обучающимся нарисовать на доске стилизованную фигурку животного. Остальные рисуют на местах, затем вместе пробуют угадать, кого изобразили дети в стилизованной форме и какими средствами на доске.
4. Практическая творческая работа: 17 минут Показ примеров стилизованной формы кота.
- Показ из магнитных плоских форм поэтапного создания конструктивным способом фигурки кота.
- Объяснение технологии выполнения творческой работы в лепке. Самостоятельный выбор способа объемной лепки кота.
- Анализируют, сопоставляют создание формы животного
- Обучающиеся лепят игрушку из красной глины, определяют форму, ракурс, детали будущего образа и выбирают способ лепки игрушек.
5. Подведение итогов занятия: 3 Анализ готовых работ
- Отвечают на вопросы: какая работа стилизована наиболее интересно и выразительно? Какие средства выразительности образа использовал автор?
- Обучающиеся отмечают лучшие работы, высказывают свои мнения и пожелания. Говорят о значении стилизации формы в лепке.
- Работы положить на сушку для дальнейшего обжига
Материалы к этапам учебного занятия
- Организация начала занятия, объявление темы и цели урока
Тема занятия: Стилизация формы в лепке глиняной игрушки. Лепка кота.
- Объяснение нового материала:
- Рассказ и беседа педагога о методе стилизации формы в изобразительном искусстве.
Посмотрите на эти глиняные игрушки и скажите какие образы передал автор в создании формы? (Показ образцов игрушек, анализ формы) Перед нами глиняные игрушки, форма которых лаконична и обобщена в объеме.
Посмотрите на эти рисунки. Кто здесь изображён? (Отвечают на вопросы).Все эти формы выполнены при помощи метода стилизации формы.
- Кто изображен на рисунке? Какой приём применён для стилизации формы? (прил.1)
Стилизация в искусстве – это процесс придания творческому произведению черт другого стиля. В изобразительном искусстве при помощи данного приема предметы либо фигуры обретают упрощенные формы. Её также используют в музыке и литературе. Стилизация делает объект искусства понятным и сейчас широко используется также в дизайне интерьеров. Что это такое стиль. Это слово переводится с греческого как «палочка для письма». Со временем оно приобрело другой смысл, связанный с индивидуальностью идейно-художественных особенностей творческой личности.
В широком смысле данное понятие связано с различными веяниями в искусстве, с культурой разных времен. Стилизация – это своего рода имитация, декорация. Например, в литературе можно изменить стихотворение под фольклор. Юмористы и пародисты способны выступать в манере пародируемого человека. Использовать его мимику, речь. В изобразительном искусстве, дизайне и фотографии также широко используется этот метод. Например, создание картины под старину, использование шрифтов в определенной манере. Стилизация цветов для включения их в орнамент – это тоже изменение их внешнего вида под культуру определенной страны. Например, изображение синих цветов в манере написания «гжель».
В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией.
Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).
- Пример: стилизация ласточки, стилизация птицы (прил.2)
Стилизацию можно подразделить на два вида: а) внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);
б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).
Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще своей связью с пространственной средой.
Поэтому для полной ясности вопроса рассмотрим понятие декоративности.
Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого. Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства.
Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.
Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.
- Сравните эти изображения. Соответствуют ли они реальным образам. Как использовался метод стилизации? (Применение приемов декоративности формы.) (прил.3)
3. Показ компьютерной презентации, объяснение с показом слайдов с примерами
Стилизация формы может быть настолько переполнена нереалистическими деталями, что превращается в абстрактную. Она, в свою очередь, подразделяется на такие виды: имеющие натуральный образец и вымышленные.
Какие черты придает стилизация. Лучшими стилистами называют детей. Они способны упростить любой сложный рисунок. Человека они с легкостью нарисуют при помощи «палок» и «огуречика». В графике при помощи этого метода убирают излишние подробности, выявляя только суть формы и характер. Стилизация – это процесс декорирования, который можно использовать на заранее подготовленную зарисовку объекта, либо выполнять зарисовку сразу в определенной манере. При этом произведение, в котором использованы ее приемы, обретет такие черты как:
обобщенность;
геометричность;
символичность;
эксцентричность;
красочность;
чувственность;
простоту формы.
Этим методом пользуются дизайнеры для создания лаконичных логотипов.
Основная цель стилизации – это преобразование реалистичного преображения в выразительный и эмоциональный объект. Это происходит путем отражения сути. Для отображения такого объекта необходимо сконцентрироваться на самом главном в нем. Также художник должен проанализировать характер создания его формы, убрать все лишние детали и не применять средства художественной выразительности. Используется при этом только линия и пятно. Для того чтобы не копировать натуру, художники должны включать ассоциативное мышление и достать из памяти сохранившиеся впечатления. Стилизация – это путь к декоративной живописи, авангарду, абстракционизму. Начинающим рекомендуется постигать это искусство с написания самых простых трансформированных рисунков растений или животных. Например, подсолнух, ветка дерева, виноградная гроздь, рыба, кот – такие первые наброски помогут разобраться в этом процессе. Необходимо максимально прочувствовать форму, понять, что главное в этом растении или животном, что коренным образом отличает его от других. И при помощи пятен, линий и штрихов необходимо отобразить этот объект. После его отображения ему придают форму и цвет. Окончательный рисунок должен напоминать только это растение или животное.
Орнамент
Стилизованный орнамент можно встретить в культурах Древнего Рима, Древней Греции, Древнего Египта и Персии. декоративная стилизация Начинать работу необходимо с концентрации внимания на ракурсе изображаемого объекта. Это могут быть развороты элементов в разные стороны, изображение их сверху или сбоку. При создании орнамента часто используется растительная стилизация. Звери в орнаментах изображаются достаточно условно. Их располагают так, чтобы не нарушить целостность всего силуэта и не усложнить общее впечатление от композиции. Если изображение имеет объемно-пространственную форму, то она трансформируется в плоскую. Каждый народ использует по-своему растительные орнаменты. По ним сейчас археологи определяют места появления найденных предметов быта и домашней утвари.
Стилизация животных
Стилизация - это процесс декоративного оформления, который из обычных животных, например, может сделать ярких, красочных и сказочных персонажей. Здесь опять на помощь приходит фантазия, воображение и импровизация. Декоративная стилизация животных имеет определенные границы. Если необходимо изобразить лису, волка или рыбу, то все эти объекты должны быть узнаваемыми. Обычно стилизация применяется в мультипликации, декоративном оформлении помещений, в иллюстрировании сказок. Натюрморт в стилизации растительная стилизация В натюрморте несколько предметов объединяют в одну группу. Художник концентрирует свое внимание на структуре объектов, их соотношении и поверхности. Цвет, линия и фактура поверхности подчиняются единому замыслу. В стилизованном натюрморте необходимо выделить один главный объект, вокруг которого ставят остальные компоненты. Предметы упрощают, трансформируя их в символы и силуэты. Можно использовать противоположный прием, насытив композицию декоративными деталями.
3. Закрепление нового материала. Игра-рисунок «Кто это?» (7 мин.)
Сейчас двое на доске попробуют нарисовать стилизованные формы животных, а мы посмотрим, что у них получится. (Рисуют на доске черными маркерами фигурки животных, остальные рисуют на листах бумаги за столами).
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как при помощи метода стилизации мы показали лаконичный образ животных? Что изменили?
- Самостоятельная практическая работа:
«Лепка кота при помощи метода стилизации из природной красной глины»
- Объяснение технологии выполнения творческой работы в лепке. Показ из магнитных плоских форм поэтапного создания конструктивным способом фигурки кота. Самостоятельный выбор способа объемной лепки кота.
-Какие способы лепки можно использовать при создании формы кота?
- Какие будете использовать вы?
«Включаем» воображение
- Представьте себе будущую форму- ( дети лепят игрушку 15 мин.)
А теперь посмотрим, что у вас получилось? (Рассматриваем, анализируем образы получившихся игрушечных форм)
5. Подведение итога занятия. Анализ работ. (прил.4)
Как изменилась реалистическая форма кота? Какие приёмы вы использовали в лепке? В чем вы видите обобщение формы? Теперь нам необходимо просушить лепные фигурки.
Занятие закончено.