Материалы и инструменты: Бумага белая А-4, акварель, ластик, простой карандаш
План урока. 1
Организационный момент
Вводная беседа учителя
Физкультминутка
Практическая работа.
Итог урока.
Ход урока.
1.Организационный момент.
– Здравствуйте ребята. Сегодня…
– Ребята, а скажите какое сейчас время года? (Зима.)
– А какие приметы зимы вы знаете? (Лежит снежок, дни холодные, дуют холодные ветры).
– Как можно назвать погоду, когда идёт снег? (Снегопад, вьюга, метель, пурга.)
– Ребята, а вы слышали, как воет вьюга? Давайте мы с вами послушаем (прослушивание звукового фрагмента вьюги, пурги).
– А сейчас мы с вами сами изобразим, как воет вьюга.
– Ж-ж-ж или у-у-у.
– Спасибо. А сейчас я вам расскажу сказку, послушайте:
Жила-была бабушка-вьюга, была у неё большая и красивая пуховая шаль, украшенная снежинками. Ночью снежинки отдыхали у бабушки-вьюги на шали (играет «Колыбельная»).
Когда бабушка-вьюга просыпалась, она встряхивала свою шаль и тогда снежинки разлетались по зимней поляне в танце (звучит «Вальс»).
– А теперь давайте и мы с вами представим себя снежинками:
2. Вводная беседа учителя
Загадки. (Слайд 1)
Он всё время занят делом, Он не может зря идти. Он идёт и красит белым Всё, что видит на пути.
Ответ: Снег.
МОЛОДЦЫ!
Что за звёздочки резные
На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмёшь - вода в руке.
МОЛОДЦЫ,
Тема нашего урока «Снежинки»
Записать тему урока в тетрадь (Слайд 3)
Снежинка — снежный или ледяной кристалл, звёздчатый многогранник, чаще всего в форме шестилучевых звёздочек или шестиугольных пластинок. (Слайд 4)
Эти удивительные снимки снежинок были сделаны с помощью сканирующего электронного микроскопа с 50.000 – кратным увеличением.
(Слайд 5)
Каждый, кто пытался изучить их под микроскопом знает как трудно сфотографировать снежинку. Нужно работать быстро или в очень холодном месте.
(Слайды 6 ; 7)
Виды снежинок : (Слайды 8; 9)
Простая призма
Звездная ветвящаяся снежинка
Звезда
12-сторонняя снежинка
Иней
Пластинка с секторами
А знаете ли Вы какая самая большая снежинка? Самая крупная снежинка была засвидетельствована 28 января 1887 года во время снегопада в Форт-Кео, Монтана, США. Эта снежинка имела диаметр около 38 см. Обычно же снежинки имеют размер диаметра около 5 мм при массе 0,004 г. (Слайд 10)
Как нарисовать снежинку (Слайды 11-14 )
3. Физкультминутка.
4. Практическая работа.
Нарисовать снежинки .(Слайды 15; 16)
Итог урока. Организация выставки детских работ .
Орг. момент.
У: Встали, подровнялись! Проверили все ли готово к уроку, у всех ли порядок на столе.
Оборудование:
- цветные карандаши
- заготовки для каждого ученика
- картинки разных снежинок
Вступительная беседа по теме урока.
У: Ребята посмотрите в окно? Какое же долгожданное время года наступило? (зима)
У: Какой долгожданный праздник мы отмечаем зимой? (Новый год)
У: Молодцы! Новый год – это всегда волшебство, подарки, мишура, ёлка, хлопушки. Вы любите этот праздник?
У: А кто приносит нам под ёлку подарки? (Дед Мороз)
У: Кто помогает Деду Морозу успеть разнести всем подарки? (Снеговик, Снегурочка, Олени и т.д)
У: Молодцы! Дедушка Мороз не только дарит нам подарки, но и радует нас новогодним убранством! Украшает природу! Рисует узоры на окнах! Кто помогает ему в этих делах? (Ветер, вьюга, метель)
У: Правильно! Вьюга и ветерок кружат возле окон и оставляют причудливые узоры! Вы видели их много раз! Метель кружит между домов и деревьев укутывая их в тёплые шубки из снега!
У: Но сегодня Дед Мороз обратился ко мне с просьбой! Наша страна такая большая, что помощники не справляются со всеми делами! И ему срочно требуется наша помощь! Поможем деду морозу придумать новые узоры для снежинок и для украшения окон? (ДА!!!!)
У: Сегодня мы будем рисовать не просто на белых листах бумаги а на волшебных стёклышках! Дед Мороз их приготовил специально для вас, а вот узор на них никак придумать не смог!
У: Но мы свами сегодня будем очень стараться и поможем ему обязательно! (Детям раздаются листы с заранее отпечатанным контуром будущей снежинки Приложение 1)
У: Посмотрите на свои листочки-стёклышки. Где серединка? Найдите её. Где лучики? Найдите их, посчитайте!
У: Карандашами какого цвета мы сегодня будем работать? (синий, голубой). Какой цвет нужно добавить чтобы снежинка заискрилась? (жёлтый)
У: Дедушка мороз передал мне фотографии своих снежинок помощниц, давайте их рассмотрим? (Вывешиваются картинки снежинок разной формы) Какие они замечательные, но наши будут не хуже, да ребята?
Физминутка – сон
У: А сейчас мы закроем глазки и очутимся в волшебном сне! (дети закрывают глаза, можно прилечь на парту, учитель рассказывает историю дети представляют)
Представьте, что мы с вами сейчас оказались на улице. Мы идём по тропинке, уже стемнело. Вокруг светят жёлтые фонари. С неба на землю медленно падает пушистый снежок! Мы протягиваем руку вперёд и на ладонь аккуратно садиться маленькая снежинка. Мы рассматриваем её. Какая она красивая, пушистая, переливается в свете фонарей! Ой! Тепло наших рук её погубило, она растаяла. Но вдруг прилетела ещё одна, она совсем другая у неё другой узор. Растаяла, жаль…просыпаемся… потянуууулись!!!
Работа по теме урока. Рисование.
Учитель на доске объясняет, как можно оформить лучики, какие элементы использовать. (кружочки, палочки, треугольники и т.д)
Выставка готовых работ.
Обязательно отметить, что все молодцы, старались, Дед Мороз наблюдал за вами. Вы все славно потрудились и он обязательно принесёт каждому под ёлку подарок!