Продолжительность урока: 2 часа (с 10 минутным перерывом)
Оборудование: медиа проектор, тонированная бумага, белая бумага, карандаш, ножницы, клей
Зрительный ряд: методическая таблица «Ритм», мультимедийная презентация репродукций с картин художников: А. Рылов «В голубом просторе», Е.Чарушин «Воробьи», И. Левитан «Над вечным покоем», П. Синьяк «Желтый парусник», К.Богоевский «Последние лучи»
Музыкальный ряд: фрагменты с выраженной ритмической организацией
Литературный ряд: отрывки стихов "Колыбельная песня" А. Блока, Калидаса индийский поэт начала V века.
Ход урока:
Организация класса
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
Беседа по теме урока.
Ребята, искусство имеет свой язык, оно может говорить с нами. Художники понимают этот язык и посредством его рассказывают зрителю о своих чувствах, переживаниях, отношению к жизни и миру.
Вы, как юные художники уже знакомы с некоторыми выразительными средствами. Как вы думаете, при помощи каких выразительных средств говорит искусство?
(Искусство может говорить цветом, линией, силуэтом, украшением)
- Да, благодаря этому искусство может нам рассказать о добре и зле, прекрасном и некрасивом. Существует множество средств художественной выразительности, для передачи художником более глубокого и интересного решения работы. Это и контраст, статика, динамика и ритм. А сегодня мы с вами поговорим о ритме.
«Ритмом» называется всё, что повторяется!
В музыке есть Ритм музыкальный. В танце живёт Ритм танцевальный. В музыке – звуки, В танце – движения. Смотрим и слушаем Ритм с наслаждением!
Художники используют Ритма повторение, Чтобы на картинах Передать движение. Если ты захочешь Ритм изобразить
Не забудь в рисунке
Что-то повторить
И так, вы прослушали отрывок из стихотворения о ритме, и мы с вами можем вывести правило, что же называется ритмом?
Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Ритм присутствует в танце, музыке, искусстве.
В музыке – это повторяемость, чередование музыкальных звуков.
(прослушивание ритмичной и более спокойной музыки: Георгий Свиридов «Вальс», парадный марш «Триумф победителей»)
Чем отличаются эти два произведения друг от друга?
(первая более спокойная танцевальная, вторая быстрая, динамичная)
Слушая вальс, мы невольно, особенно девочки, представив себя на балу в красивом платье, мысленно скользили по залу дворца под плавный ритм: раз- два - три, раз- два – три. А слушая марш, конечно же мы образно увидели и услышали ровные шеренги победителей - солдат, чеканящих шаг по площади под четкий ритм: раз-два, раз - два...
Если в музыке ритм – это повторение или чередование музыкальных звуков, то в поэзии чередование или повторение ударных слогов.
Сейчас я прочту вам стихотворение, где из ритмического повтора возникает зрительное представление о равномерном качании зыбки и раскачивании матери в такт убаюкивающей колыбельной
"Колыбельная" А. Блока:
Спят луга, спят леса, Пала божия роса.
В небе звездочки горят, В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит, Малым детям спать велит:
"Спите, спите, поздний час, Завтра брат разбудит вас.
Братний в золоте кафтан, В серебре мой сарафан,
Встречу брата и пойду, Спрячусь в божием саду,
А под вечер брат уснет И меня гулять пошлет.
Сладкий сон я вам пошлю, Тихой сказкой усыплю,
Ритм движения давно уже воспроизводился поэзией. Вот как Калидаса, индийский поэт начала V века, образно воссоздает ритм бега лошадей.
Едва я вожжи отпустил, Как кони понеслись - И точно жаждут перегнать Уклончивую лань. Как облако - за ними пыль Летит, но не догнать. Их шея вытянута впрямь, Прижаты уши вплоть. И на застывших головах Не дрогнет их убор. Они спешат, они летят, Их словно ветер мчит.
А сейчас рассмотрим ритм в изобразительном искусстве.
Внимательно посмотрите на картину художника К.Богоевского «Последние лучи» и скажите, видите ли вы здесь ритм-повторение каких-либо элементов?
(мы видим повторение деревьев)
Деревья повторяются в определенном ритме и вдруг… неожиданная пауза.
Посмотрите, что чередуется в картине «Желтый парусник» П.Синьяка?
(Паруса)
Чередование парусов идет в спокойном, ровном ритме.
А вот перед нами иллюстрация У.Чарушина «Воробьи». Художник с помощью ритма сумел передать звук. Здесь мы видим хаотичный, беспорядочный ритм.
И так, подведем итог, в изобразительном искусстве существует несколько видов ритма:
С ярко выраженным построением элементов. Этот ритм передает спокойное, ровное настроение.
Ритм выраженный, но с неожиданной паузой. Этот ритм передает тревожность или неожиданность
Хаотичный, беспорядочный. Этот ритм передает взволнованность, суету.
Практическое задание
И так сегодня мы с вами сегодня на уроке создадим композицию из летящих птиц с определенным ритмом.
Задание будем выполнять в технике аппликация и поэтому повторим правила безопасной работы с ножницами и клеем:
Работайте ножницами только на своем рабочем месте.
Следите за движением лезвий во время работы.
Ножницы кладите кольцами к себе.
Передавайте ножницы кольцами вперед.
Не оставляйте ножницы открытыми.
Не играйте с ножницами, не подносите ножницы к лицу.
Используйте ножницы по назначению.
При работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется.
Берите то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
Излишки клея убирайте мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
Кисточку и руки после работы хорошо вымойте с мылом.
(Объяснение последовательности выполнения работы)
1.Рисование птиц по шаблону
2.Вырезание птиц
3.Наклеивание на бумагу в соответствии с заданным ритмом
(класс разделен на две группы, и каждая выполняет свой заданный ритм)
А сейчас физкультминутка, и конечно же ритмичная
РАЗ,ДВА,ТРИ,ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ
ВЫШЛИ ДЕТИ ПОГУЛЯТЬ
ДЕТИ ШЛИ, ШЛИ, ШЛИ…
ВОРОБЬЯ НАШЛИ
НАКЛОНИЛИСЬ, ПОСМОТРЕЛИ И ДАЛЬШЕ ПОШЛИ
ДЕТИ ШЛИ, ШЛИ, ШЛИ…
КУРОПАТКУ НАШЛИ
ПРИСЕЛИ, ПОСМОТРЕЛИ И ДАЛЬШЕ ПОШЛИ
ДЕТИ ШЛИ, ШЛИ, ШЛИ И В КЛАСС ПРИШЛИ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Самостоятельная работа обучающихся. Индивидуальная работа преподавателя с обучающимися. Дети рисуют летящих птиц, вырезают их и наклеивают в определенной последовательности на тонированную бумагу цвета неба.
ВЫСТАВКА и ОБСУЖДЕНИЕ РАБОТ
Все работы вывешиваются, ребята при помощи ложек простукивает ритм своей аппликации, и рассказывают какое настроение они передали в своей работе при помощи ритма.
ИТОГ УРОКА
????? Скажите, с каким новым выразительным средством в изобразительном искусстве мы сегодня познакомились?