Урок 4. Пятно как средство выражения. КОМПОЗИЦИЯ КАК РИТМ ПЯТЕН
Цели деятельности учителя
Формировать умение, передавать свое восприятие жизни, изображая окружающий мир; познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями; развивать творческие способности через основные средства художественной выразительности: линия, пятно, тон, тональные отношения
Тип урока
Комбинированный
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (контраст, тон, тональные отношения), сравнивать по заданным критериям (свойства пятен и их выразительные возможности).
Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (различать ахроматические пятна в изображении, их выразительные возможности), излагать свое мнение в диалоге, делать выводы.
Личностные: осознают свои интересы (пятно в изображении, его выразительные возможности), имеют мотивацию к учебной деятельности
Методы и формы
обучения
Рассказ с элементами беседы, объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная
Образовательные ресурсы
· http://ru.wikipedia.org/wiki
· http://fcior.edu.ru
· http://www.artsait.ru
Оборудование
Гуашь белая и черная, кисти широкая и маленькая, лист бумаги А3, палитра
Наглядно-демонстрационный материал
Репродукции картин: А. А. Дейнека «Девочка у окна. Зима», Дж. Констебл «Вид на реке Стур» (фрагмент).
Мультимедийный ряд: презентация «Играя светом с темнотой»
Основные понятия и термины
Пятно в изобразительном искусстве, тон, тональные отношения, темное, светлое, линия и пятно
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы
организации совзаимодействия
Формируемые
умения
(универсальные учебные действия)
Промежуточный контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Организационный
момент
Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы
– Перед вами тени от разных предметов. Определите, от какого объекта упала тень. Почему вы легко определили каждый предмет (пятна очень выразительны, без лишних деталей).
В XVIII веке при Дворе французского короля Людовика XV министром финансов был некий Этьен де Силуэт. О нем ходило много анекдотов, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно – как тень. Этот способ изображения стали называть «силуэтом» по фамилии министра.
Изображая силуэт, невозможно показать черты лица или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны.
Любые художественные материалы (кисть, карандаш, перо и т. д.)
оставляют свой след на плоскости. Этот след – пятно. Можно ли сказать, что художник изображает окружающий мир разнообразными пятнами? На этот вопрос мы ответим в конце урока
Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности
Фронтальная работа
Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.
Личностные:
проявляют познавательную активность
II. Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный
– Перед вами серый лист бумаги. Можете ли вы ответить на вопрос:
– Он светлый или темный? Что еще необходимо, чтобы ответить
на мой вопрос?
Серый лист необходимо сравнить!
– Сравните его с черной бумагой (серый – светлый). Сравните с белой бумагой (серый – темный). А я сравню серый с другим серым цветом. Что можно сказать об этих двух серых листах? (Один серый немного светлее другого.)
Делают сравнительный анализ. Запоминают основные понятия и термины.
Знакомятся
с художествен-
Фронтальная,
индивидуальная работа
Познавательные: классифицируют по заданным основаниям; сравнивают по заданным критериям; делают выводы
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
Темное и светлое образуют контраст.
Белый, черный и серый – резкий контраст.
Два серых разного тона – мягкий контраст.
– Чтобы сравнить тональные отношения пятен, необходимо построить тональную шкалу. Раскрасьте полоску бумаги, начиная с белого, постоянно добавляя в палитру с белой гуашью одинаковое количество черной гуаши. (Презентация «Играя светом с темнотой»).
– Рассмотрим картины А. А. Дейнеки «Девочка у окна» и Дж. Констебла «Вид на реке Стур» (фрагмент): линия, пятно, контраст, ритм. Пятна, из которых строится изображение, обладают многими свойствами… Пятна могут быть большими и маленькими, изгибающимися
и перекатывающимися друг в друга, округлыми и длинными… . Пятна могут быть разными по ритму и тону
ными материалами и выразительными возможностями пятна и линии
III. Творческая практическая деятельность
Исследовательский
Работа без предварительного рисунка кистями разного размера «Состояние природы» по выбору (творческий поиск).
Выполните задание (с. 37)
Исследуют свойства линий и пятен, резкий и мягкий контрасты
Индивидуальная работа
Регулятивные: различают ахроматические пятна в изображении, их выразительные возможности
IV. Итоги урока.
Рефлексия
Беседа
в форме «вопрос – ответ»
– Можно ли сказать, что художник изображает окружающий мир разнообразными пятнами?
Пятно – основное средство изображения на плоскости.
Анализирует выставленные работы учащихся (свойства пятен и их выразительные возможности)
Отвечают
на поставленный вопрос. Оценивают работы своих товарищей. Определяют свои ошибки и удачи
Индивидуальная работа
Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; делают выводы; осознанно используют речевые средства в зависимости от ситуации