kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по рисунку на тему: «Как живут деревья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить рисовать с натуры или по памяти деревья.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по рисунку на тему: «Как живут деревья»»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр эстетического воспитания детей»

города Саранска Республики Мордовия





Разработка урока по рисунку на тему:
«Как живут деревья»

(по дополнительной общеобразовательной

(общеразвивающей) программе

«Мир красок»)

(для детей 8-12 лет)




подготовила

педагог изобразительного искусства

Калиниченко Татьяна Александровна








г. Саранск
2024

Тема занятия: «Как живут деревья»

Предмет: рисунок

Цель:

- научить рисовать с натуры и по памяти деревья, используя поэтапное рисование.

Задачи:

- познакомить с графическими материалами, и методами работы с ними;

- закреплять умение рисовать карандашом;

- научить видеть средства выразительности линии;

- развивать чувство прекрасного, отзывчивость на красоту природы;

- учить наблюдать за окружающим миром;

- развивать творческие способности, желание и умение видеть и создавать прекрасное, аккуратность, интерес к рисованию;

- выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру.

Методы

1. Словесные: рассказ, беседа.

2. Наглядные: демонстрация образцов и презентация.

Оборудование к занятию:

для учителя:

- натурный материал (ветки); картины и фотографии различных пород деревьев; презентация.

для учащихся:

- бумага, графитные карандаши, ластик.

Задание:

- составить композицию на заданную тему.





План занятия

I. Организационный момент.

II. Проверка готовности к уроку.

III. Изучение нового материала.

а) выбор формата и композиции на листе бумаги (горизонтально или вертикально)

б) эскиз работ по теме.

в) графическое решение работы.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

Индивидуальная помощь учащимся.

V. Итог занятия.

Выставка и обсуждение работ учащихся.


Ход занятия


I. Организационный момент.

Приветствие.

II. Проверка готовности к уроку.

Необходимо подготовить рабочее место и принадлежности к занятию.

П риготовить лист бумаги, простой карандаш, ластик.










Горизонтально Вертикально

III. Изучение нового материала

Всем интересна тема создания пейзажей. Пейзажи могут быть самыми разными, показывая красивые и интересные виды различных уголков нашей планеты, во многих из них вы соприкасаетесь с задачей изображения деревьев. Как нарисовать дерево живое, красивое и естественное — тема нашего сегодняшнего урока.

Давайте вспомним, такие понятия, как графика, штрих, линия.

Графика - искусство рисования тоном, пятном, линией. Графи­кой называют рисунки, выполненные карандашом, тушью, и гравюры на бумаге.

Штрих короткая линия, выполненная одним движением руки (и графиче­ского материала). В зависимости от направления линий штрихи могут быть раз­ными. Прием работы штрихом называется штриховкой. Чем выполняется штри­ховка? Карандашом, углем, тушью, пастелью, пером и др.

Линия образует контур предметов на бумаге, рисунке, она длиннее штриха.

Какими бывают линии? (Прямые, толстые и тонкие, исче­зающие, волнистые, зигзагообразные, спираль, ломаная и т. п.)

Деревья


Фото 1


Дерево символизирует Жизнь и обладает энергетикой.
Каждая порода дерева имеет свой отличительный облик.

Деревья, наши безмолвные спутники, молчаливые свидетели и таинственные помощники. Поэты посвящают им стихи, а художники увековечивают их на своих полотнах. Деревья хранят много тайн, в том числе и о своём необыкновенном долголетии. На Канарских островах растут драконовые деревья, возраст которых достигает шести тысяч лет, такого же возраста достигают могучие баобабы, конические сосны Калифорнии и другие долгожители нашей планеты.


Драконовое дерево



Фото 2



Баобабы



Фото 3


Учёные утверждают, что самое старое дерево в мире – гигантская ель растёт в горах на западе Швеции, вероятно, с ледникового периода, около восьми тысячи лет.

С древних времён дерево символизирует Жизнь и во многих первобытных религиях, являлось объектом поклонения, да и в современной религии христианства упоминается Дерево познания Добра и Зла и Дерево Жизни. Многие деревья обладают удивительными целебными свойствами, что и послужило, в немалой степени, причиной такого их почитания.

Механизм воздействия Живой Природы на человека, до конца не изучен, но накопленные знания и опыт позволяют учёным утверждать, что Природа лечит. Появилось даже отдельное направление врачевания – Природатерапия и бытует мнение, что деревья, как и все живые существа, обладают энергетикой.

Секвойя


Фото 4

Отправляясь с карандашом и кистью в руке на природу, наблюдая и подмечая множество деталей, на которые раньше не обращал внимания, можно сделать для себя много открытий. Каждая порода деревьев имеет свой отличительный облик, свою форму кроны, свой образец сочетания ствола и ветвей, свой рисунок листа. Природа поражает своим разнообразием форм и цвета, двух одинаковых деревьев в природе не существует, и даже двух совершенно одинаковых листочков на дереве тоже не найдешь.

IV. Работа над заданием

Рисунок с натуры

Рисуя дерево с натуры, используются те же приёмы композиции, пропорций, светотени, линейной и воздушной перспективы. Определяем форму и рисуем скелет дерева. Начинать лучше с небольших зарисовок различных деревьев.

Выполняя зарисовки деревьев, надо использовать те же приёмы и знания основ композиции, пропорций, светотени, линейной и воздушной перспективы, которые были получены на предыдущих уроках.
Выбрав для рисунка дерево, нужно вначале внимательно изучить его со всех сторон, найти наилучшую точку зрения, с которой оно выглядит наиболее интересно и расположиться на таком расстоянии, чтобы можно было видеть всё дерево сразу.

Далее следует детально проанализировать его пространственную конструкцию: молодая ель, например, напоминает форму конуса, туи могут быть пирамидальной формы и колонавидной, напоминающей цилиндр, а крона лиственных пород деревьев может иметь форму, близкую к форме яйца или шара.

Определив обобщённую форму нашего дерева, близкую к какой-либо простой геометрической фигуре, далее, используя свой «видоискатель» надо правильно скомпоновать эту геометрическую фигуру на листе бумаги, так чтобы она не подпирала рамку краёв бумаги и в то же время не казалась слишком маленькой на нашем листе. Для этого, держа рамку «видоискателя» в левой руке, (закрыв один глаз) и двигая её вперёд-назад надо найти оптимальное положение и быстро правой рукой набросать контур «геометрической фигуры» на листе бумаги. 

Скомпоновав общее пятно рисунка, надо определить расположение ствола дерева относительно вертикали в пространстве. Закрыв один глаз и держа в вытянутой руке вертикально карандаш, улавливаем и отмечаем на бумаге, все отклонения линии ствола в целом и отдельных его частей от вертикали. Строго вертикального ствола у деревьев практически не бывает, он чаще бывает отклонён в сторону или могут быть изогнуты отдельные его части. Ствол может, в каком-то месте разъединяться в виде нескольких толстых ветвей, или оставаться стройным по всей длине, а от него будут отходить тонкие боковые ветки. Определив форму сочетания ствола и веток, рисуем основной скелет дерева: ствол и самые толстые ветки. Если прищурить слегка глаза, разглядывая крону дерева, откроется необыкновенно ажурный узор из тёмных и светлых участков с множеством полутонов, образующих для каждого дерева свой неповторимый рисунок. Надо постараться, как можно точно, перенести этот рисунок на бумагу.


Фото 5

Рисунок ветки


Дерево состоит из множества веток. При рисовании каждой отдельной веточки художнику необходимо избегать слишком длинных прямых, т. к. в природе такое встречается редко. А еще стоит уделить внимание листочкам на веточках, если мы их будем рисовать. Такие картинки можно создать и с помощью цветных карандашей, и с помощью кисти и красок.

Каждое дерево имеет своё строение. Например, характер строения веток и сучьев берёз   отличен от строения веток и сучьев ели и сосны.  


Этапы выполнения рисунка ветки:

1) Необходимо схематически передать общий облик дерева: отметить его высоту, положение ствола и массу кроны.

2) Выявить наиболее типичные для данной породы дерева признаки: показать изменение толщины ствола от основания де­рева к его вершине. Дети рисуют крупные ветви, отмечая их длину, характер и направление движения, выделяют в кроне ли­ниями, а затем и тоном форму всей массы листвы крупных вет­вей (силуэт).

3) Выявить индивидуальные особенности в строении дерева, прорисовать мелкие ветви, передать фактуру ствола и кроны, моде­лируя их объемную форму штрихами, тоном, пятном.

4) Сравнив все части и детали, подчинить их большой форме. Усилить нажимом характерные линии.

Работу можно выполнять на тонированной бумаге. Перед тем как рисовать дерево, посмотрите, какую форму оно напоминает.

Рисунки веток

Фото 6

Фото 7

Фото 8

Фото 9


Фото 10

Рисунок деревьев


Каждое дерево имеет своё строение. Например, характер строения веток и сучьев берёз   отличен от строения веток и сучьев ели и сосны.  

При рисовании дерева надо наметить обобщённые очертания его кроны, представляя силуэт дерева как упрощённую и обобщённую форму. 

Далее рисунок дерева сводится к выявлению конструкции – «скелета» дерева, прорисовке основных веток, потом – второстепенных.

Очень важно найти верные пропорции (высоту и ширину, соотношения ствола и кроны), определить направление ствола и ветвей, характерный для данного вида дерева силуэт и индивидуальные особенности. Обратите внимание на то, что ветви дерева растут не в одну сторону и не только справа или слева «венчиком», а расположены вокруг ствола. Одни из них тянутся к вам вперёд, другие, наоборот, устремлены в глубину пространства, остальные располагаются как бы по спирали вправо, влево, наискосок.

Наметив ствол и передав его положение в пространстве, связав его с землёй у подножия, набрасывайте самые крупные ветви, следя за их расположением вокруг ствола. Тона ветвей различны. Удалённые ветви слабее по тону и мягче по очертаниям, чем те, которые находятся ближе к вам. При этом и ближайшая часть каждой ветви отличается по тону от её удалённой части.

Не стремитесь передать каждую мелкую веточку, а передавайте общую массу ветвей тоном. Обобщая второстепенные детали, покажите характерные изгибы крупных ветвей и ствола – всё то, чем отличается одно дерево от другого.

Последовательность изображения пейзажа

1. Наметьте на листе карандашом линию горизонта, которой будет подчиняться построение всех объектов пейзажа. Выберите на линии горизонта точку зрения, с которой пейзаж смотрится наиболее выразительно.

2. Определите геометрические формы стволов и кроны деревьев в пейзаже, пропорциональные отношения деревьев на первом плане к плоскости земли и объектам второго и третьего планов, направление основных веток. Наметьте конструкцию деревьев – ствол с крупными ветвями, а затем сетку мелких веток.

3. Определите тональные отношения основных масс пейзажа, передавая фактуру стволов деревьев и характер их листвы определённым видом штриховки. Например, стволы деревьев штрихуются вертикальными штрихами, подчёркивающими их направление. Характер листвы деревьев и хвоя ели передаются мелкими штрихами неровной формы.

4. Проработайте отдельные элементы переднего плана, но избегайте несущественных деталей. Для создания теней накладывайте штрихи один на другой. На ствол дерева переднего плана наносите штриховку в разных направлениях, что подчеркнёт рыхлую структуру коры старого дерева. Детально прорисуйте ствол дерева на переднем плане с наиболее красивыми и эффектными ветками. Заканчивайте рисунок обобщением, так как детали не должны разрушать цельность пейзажа.

Передача фактуры предмета

  Выполняя рисунок, художник должен научиться передавать фактуру таких материалов, как дерево, камень, вода, листва, трава, облака. Многие художники наряду с линейной и штриховой разработками рисунка используют специальные удары кистью и заливки тоном.

Основные принципы штриховки

Что такое штриховка карандашом? Каких видов она бывает? Если брать основное предназначение, то она может служить:

  • для придания определённой формы поверхности;

  • создания иллюзии объёма изображаемых предметов;

  • для передачи ощущения определённого материала или субстанции;

  • для усиления задуманных автором идей, его творческих замыслов;

  • наконец, для создания неповторимого, индивидуального почерка художника.



Способы штриховки.

        Наклон в одну сторону.

Штрих, чуть касаясь бумаги.

Постепенно усиливая нажим

Варианты передачи фактуры с помощью различных штрихов.



Поэтапное рисование различных пород деревьев


Дуб


https://web-paint.ru/uroki-risovaniya/uroki-risovaniya-karandashom/kak-risovat-derevya-risuem-dub-sosnu-i-plakuchuyu-ivu-poetapno.html


сначала он схватывает общую картину, а затем обращает внимание на детали. Поэтому вам не стоит начинать рисование с деталей – сперва вам понадобится создать основу.

Нарисуйте обобщенную форму дерева несколькими слабыми штрихами и точками. Для этого воспользуйтесь твердым (НВ) карандашом, не давите на него. Эти штрихи не будут частью готового изображения – их не будет видно на готовом рисунке;


Нарисуйте ствол. Не забывайте – нижняя часть должна расширяться вниз. Чем больше дерево, тем короче и толще его ствол.

Шаг 3

Нарисуйте разветвления вверху ствола.

Продолжайте рисовать ветки, постепенно опуская линию по мере их длины.

Шаг 4

Добавьте к каждой ветке другие ветки (чем длиннее, тем ниже они спускаются). Штрихи должны быть легкими.

Шаг 5

Короткими, резкими штрихами нарисуйте форму кроны дерева. Она не должна быть ровной и аккуратной.

Шаг 6

Тем же способом нарисуйте небольшие «облачка» листьев внутри кроны. Оставьте некоторые области пустыми, чтобы были видны части веток – такая структура смотрится интереснее.

Шаг 7

Добавьте веткам толщины в тех местах, где они не закрыты листьями.

Шаг 8

Прежде чем вы начнете наносить тени, определите, какая часть дерева будет яркой, а в каких частях будет тень. Вы можете определить их простым штрихованием.

Шаг 9

Возьмите мягкий (2В) карандаш (убедитесь, что он острый) и создайте текстуру на стволе. Помните, что нужно также оставлять белые области – это важно для текстуры.

Шаг 10

Возьмите мягкие карандаши (2В и 5В) и затемните ствол в соответствии с изначальной планировкой распределения света. Не бойтесь нажимать на мягкий карандаш, чтобы получить необходимую тень, но и не перестарайтесь! Чем меньше черных областей на рисунке, тем внушительнее он выглядит.

Шаг 11

Возьмите твердый карандаш и набросайте контуры листьев. Рисуйте их расслабленными окружностями, быстро, резкими движениями.

Шаг 12

У каждой ветки тоже есть своя маленькая крона (это те «облачка», которые вы нарисовали). Затемнять их нужно так же, как если бы они были отдельными деревьями.

Сначала возьмите мягкий (2В) карандаш, чтобы нарисовать более темные окружности на затемненной стороне. Сначала надавливайте не слишком сильно, чтобы можно было исправить ошибки.

Когда вы убедитесь, что вы правильно определили стороны затемнения, добавьте им теней и глубины, а также дорисуйте переход между светлой и темной частями.

Шаг 13

Возьмите мягкий (2В) карандаш, чтобы добавить несколько выбивающихся листьев по всей кроне и «маленьким кронам». Это создаст эффект дополнительных, едва видимых веточек.

Шаг 14

Возьмите самый мягкий карандаш и добавьте несколько темных акцентов в самых затемненных местах. Крона будет более контрастной. Также проследите за тем, чтобы все листья были темнее «небесного» фона – листья не могут быть прозрачными! Можете еще раз пройтись твердым карандашом по самым светлым областям.













  1. РИСУЕМ СОСНУ

Шаг 1

Опять же, мы начинаем рисовать с общего контура дерева. Возьмите твердый карандаш и проведите легкие линии.

Шаг 2

Нарисуйте ветки. Не добивайтесь их точности, просто сделайте их набросок.

Шаг 3

Как и в случае с дубом, нарисуйте «облачка» на ветках. В этот раз они должны быть уже и еще более неровными. Оставьте побольше свободного места между ними.

Шаг 4

Нарисуйте контур ствола – длинный и узкий.

Шаг 5

Возьмите мягкий (2В) карандаш, чтобы затемнить ствол…

…а затем более мягкий карандаш, чтобы выделить самую затемненную сторону.

Шаг 6

В этот раз не нужно заполнять «облачка» кружочками; заполните их вместо этого резкими и хаотичными штрихами.

Шаг 7

Возьмите мягкий (2В) карандаш, чтобы нарисовать иголки по контуру «облачков». Они должны быть тонкими и острыми.

Шаг 8

Нарисуйте ветки и затемните их двумя мягкими карандашами.

Шаг 9

Нарисуйте еще больше иголок внутри «облачков» мягким (2В) карандашом).

Шаг 10

Возьмите самый мягкий карандаш, чтобы затемнить «облачка». Если хотите, можете просто затемнить их полностью – обычно вечнозеленые деревья сами по себе темные.

Шаг 11

Наконец, возьмите самый мягкий карандаш, чтобы дорисовать полностью темные «облачка» между ветками.

  1. РИСУЕМ ПЛАКУЧУЮ ИВУ

Шаг 1

Мы будем рисовать по той же схеме. Нарисуем общий контур ивы – что-то вроде фонтана.

Шаг 2

Нарисуйте контур ствола.

Шаг 3

Нарисуйте ветки по направлению от ствола…

… опускающиеся по мере длины.

Шаг 4

Нарисуйте контуры «облачков»; в этот раз они будут больше напоминать занавески.

Шаг 5

Заполните ствол и ветки штриховкой мягким (2В) карандашом.

Шаг 6

Затемните ствол и ветки самым мягким карандашом.

Шаг 7

Возьмите мягкий (2В) карандаш и нарисуйте лентоподобные линии вдоль «занавесок». Они должны образовать в самом начале дугу.

Шаг 8

Затемните «занавески» более темными и широкими завивающимися линиями в промежутках.

Шаг 9

Возьмите самый мягкий карандаш, чтобы нарисовать темные «занавески» с другой, затемненной стороны дерева. Можете также добавить листья к веткам, чтобы они были более детализированными.


https://web-paint.ru/uroki-risovaniya/urok-21-derevya.html?yrwinfo=1631092811389771-10191760479876918515-man1-0263-man-l7-balancer-8080-BAL-8502


ачните со ствола, расширяющегося к низу.

2. Соедините стороны ствола внизу изогнутой контурной линией. Она послужит нам опорной линией для корневой системы дерева.

3. Использую нижнюю контурную линию, нарисуйте направляющие в четырех направлениях: СВ, ЮВ, СЗ и ЮЗ.

4. Это завораживает, не так ли? Нарисуйте корни дерева с помощью длинных сужающихся труб, выходящих из ствола, следующих направлениям компаса. Вы заметили, что мы используем направляющие линии почти в каждом объекте, когда рисуем в 3D?

5. Сотрите дополнительные линии. Нарисуйте ветки, сужающиеся и разделяющиеся постепенно на более мелкие ветви. Обратите внимание, что следует нарисовать складки там, где ветви расходятся, чтобы обозначить края более четко.

Получить 10 бесплатных видео-уроков

Десять бесплатных видео-уроков от школы рисования Kalacheva School доступны сразу после регистрации.

ПОЛУЧИТЬ 

6.  Легко наметьте первую зону листьев, обозначив ее кругом.

7. Добавьте еще два круга за первым, создавая эффект 3D перекрытия. По сути, группа из трех сгустков листьев будет выглядеть визуально более привлекательно, чем один.

В основном, нечетное число объектов в группе выглядят более привлекательно, чем четное. Я смотрю в окно прямо сейчас, и вижу несколько примеров групп. Магазин через дорогу имеет три окна справа от двери и три – слева. Найдите в интернете примеры знаменитой Римской архитектуры, заметьте как много колонн у них с каждой стороны от входа в здание или окон. Посмотрите на окна, арки, скульптуры в исторической архитектуре эпохи возрождения. Группировка является важной арт-концепцией, о которой я расскажу более подробно в наших следующих уроках.

8. Также как мы делали в уроке рисования коалы, мы нарисуем «ощущение поверхности» на сгустках листьев. Начните с нанесения маленьких рядов каракуль, как на рисунке ниже. По мере того, как вы наносите несколько слоев этих каракуль, вы создаете иллюзию, что эти сферы становятся листьями. Теперь нанесите текстуру древесины с помощью повторяющихся плавных линий, идущих вниз по стволу. Заметьте, что под ветками тени более темные.

9. Продолжайте наращивать визуальный эффект листьев, наполняя каждый из больших сгустков кругом с мелкими каракулями. Завершите дерево, добавив текстурное затенение. Нанесите длинные вертикальные линии для затенения ствола и веток дерева. Великолепная работа! Красивое, а главное реалистичное дерево получилось!



Вишня

Начните с большого круга. После этого нарисуйте форму ствола вишневого дерева, а затем нарисуйте ветви дерева, как вы видите здесь.







https://purmix.ru/urok/kak_narisovat_vishnevoe_derevo_pojetapno.html


Теперь у вас есть основные направления, начнете набрасывать все конечности и цветки.







Это ваш последний шаг рисунка, все что вам нужно сделать, удалить все рекомендаций, которые вы рисовали на первом этапе. Далее нарисуйте кору дерева , а затем дорисуйте остальные, ветки и цветы. Посмотрите, как легко это было!









Список литературы

Интернет-источники

1. https://artrecept.com/risunok/predmety/kak-risovat-derevya

2.

Источники фотографий

Фото на обложке - https://gamejulia.ru/kartinki-osennie-listya-dlya-detey.html

Фото 1 - https://aniop.ru/listva/

Фото 2 - https://theflowers.su/dratsena/drakonovo-derevo.html

Фото 3 - http://obshe.net/posts/id3075.html

Фото 4 - https://90zavod.ru/raznoe/derevo-sekvojya-foto-i-opisanie-derevo-sekvojya-gde-rastet-vysota-foto-i-opisanie-video.html

Фото 5, 6, 7, 8, 9, 10 - https://pickimage.ru/detskie-risunki/nature/trees/vetka-dereva/

Фото 11 -

Фото 7 -

Фото 8 -

https://www.izocenter.ru/blog/shtrihovka-karandashom-dlya-nachinayushhih/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по рисунку на тему: «Как живут деревья»

Автор: Калиниченко Татьяна Александровна

Дата: 27.02.2024

Номер свидетельства: 646489

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Разработка урока по познанию мира во 2 классе "Органы растений.Корень" по технологии БиС "
    ["seo_title"] => string(93) "razrabotka-uroka-po-poznaniiu-mira-vo-2-klassie-orghany-rastienii-korien-po-tiekhnologhii-bis"
    ["file_id"] => string(6) "161743"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422271327"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Разработка урока по географии   «Природные зоны Земли» "
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotka-uroka-po-ghieoghrafii-prirodnyie-zony-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "111101"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407058300"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Разработка урока математики в 5-м классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел » "
    ["seo_title"] => string(124) "razrabotka-uroka-matiematiki-v-5-m-klassie-po-tiemie-slozhieniie-i-vychitaniie-obyknoviennykh-drobiei-i-smieshannykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "177778"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424706892"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект "Как прекрасен этот мир" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-kak-priekrasien-etot-mir"
    ["file_id"] => string(6) "228970"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441554081"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка урока окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения""
    ["seo_title"] => string(74) "razrabotkaurokaokruzhaiushchieghomiradikorastushchiieikulturnyierastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "269940"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450957231"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства