kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Силуэт."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка урока «Многофигурная композиция «Бал. Силуэты»  может быть использована на уроках изобразительного искусства в 7-ом классе общеобразовательной школы. Уроки можно объединить в блок, состоящий из 1-3 уроков.

Фрагмент урока.

Постановка проблемы.

Давайте начнем рисовать многофигурную композицию силуэтов в движении, характерных для бала IX века во времена А.С.Пушкина. Ваш выбор художественных материалов не ограничен. Вы можете использовать акварель, гуашь, тушь, перо, гелевые ручки, а так же способ аппликации, но во всех случаях работа  должна быть выполнена на основе «силуэта» с использованием контраста светлого и темного в работе над композицией.

Вы можете вырезать нарисованные предметы мебели и фигуры танцующих пар и расположить на фон интерьера в виде аппликации  или полностью нарисовать композицию в технике «силуэт».

  1. Придумайте композицию: костюм и прическу для дамы и кавалера, оденьте фигуры в костюмы, поместите их в интерьер.
  2. Сделайте наброски фигур (мужской и женской) базовой формы в движении.
  3.  Если вы будете делать аппликацию, то  на половине листа черной или белой бумаги нарисуйте силуэты, предметы интерьера,  вырежьте их ножницами по контуру, наклейте. Не забывайте о технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
  4.  Если вы будете рисовать композицию в технике «силуэт», то сделайте карандашный набросок базовых форм фигур мужчины и женщины в движении. Прорисуйте фигуры по конструктивным линиям и обозначьте форму волос или головного убора, одежды и т.д. Подправьте фигуры, чтобы получилась выбранная модель. Обведите готовый контур карандашом, стараясь не отрывать его от бумаги. Закрасьте контур в черный цвет. Не забудьте про предметы интерьера.

Приступайте к работе. Чтобы вам легче было творить, я предлагаю слушать музыку, популярную в те времена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Силуэт." »













Методическая разработка урока



Тема: «Многофигурная композиция «Бал. Силуэты»









Павлова Антонина Витальевна

учитель ИЗО и технологии





2014 г.





«Многофигурная композиция «Бал. Силуэты»

Данная методическая разработка урока «Многофигурная композиция «Бал. Силуэты» может быть использована на уроках изобразительного искусства в 7-ом классе общеобразовательной школы. Уроки можно объединить в блок, состоящий из 1-3 уроков.

Занятия можно проводить в виде уроков-образов. Для раскрытия темы можно использовать беседы или лекции. Во время урока желательно для эмоционального фона слушать музыку IX века (например: И. Бирет, ф-но - Ф. Шопен - Мазурка №19 H-moll Op. 30 №2; Фредерик Франсуа Шопен 19 век - Вальс №6; П.И. Чайковский. Полонез з Оперы Евгений Онегин и т.д.) Для раскрытия темы урока желательно посмотреть документальный фильм режиссера Г. Ершова «Работа Пушкина над романом Евгений Онегин» (1977г.), в котором показаны архитектура г. Санкт-Петербурга в черно-белом варианте, зарисовки А.С. Пушкина на полях его романа «Евгений Онегин», фигуры, оформление книги, галерея портретов А.С. Пушкина, интерьеры IX века, рукописи Пушкина, автопортрет. Также желательно познакомиться с фрагментами бала художественного фильма-оперы «Евгений Онегин», где хорошо показан интерьер IX века, фигуры в движении. Можно рассмотреть иллюстрации книг по произведениям А.С. Пушкина, посвященные балу. Данные методы подачи материала помогут учащимся окунуться в атмосферу IX века.

Теоретический материал для подготовки к уроку

Дворянские балы XIX века в России.

Бальный танец возник в XIV в. в Италии и служил для массового развлечения. Затем он распространился во Франции. В XVI-XVII в. Франция стала законодательницей бальных танцев, в России впервые бал состоялся на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Потом о них забыли. Возобновил их русский царь Петр-1, и с тех пор они стали любимы и почитаемы.

Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.

Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы.

Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием. Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело».

Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства. Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин — дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.

Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер. Одна из них, появившаяся при Елизавете Петровне, учила, что «большая вежливость — это учтивый обман», «истинное учтивость — это одолжение», «притворное лукавство — это обхождение», «всякое излишнее вредно, а наипаче в обхождении».

Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью.

Бал – это особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих.» Балами славилась столица – Санкт-Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах.

Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий раз- говор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт.

Вторым танцем на балах был вальс, о котором А. С. Пушкин писал:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихор шумный,

Чета мелькает за четой.

Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Вальс — танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы».

Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик

Движения Мазурки также нарушали бальные каноны. От её буйных прыжков ломило паркетный пол, раскачивало люстры, а тяжёлые оконные занавески взлетали вслед танцующим парам. Об этом А. С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» говорит так:

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам,

Но в городах, по деревням

Еще мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы

Все те же: их не изменила

Лихая мода, наш тиран,

Недуг новейших россиян.

В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее.

Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений.

В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту.

Бальный костюм XIX века.

Бальный внешний вид строго регламентировался. А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» пишет так:

Увы, на разные забавы

Я много жизни погубил!

Но если б не страдали нравы,

Я балы б до сих пор любил.


Люблю я бешеную младость,

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд;

Платья дам всегда были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов. Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Использование косметики сводилось к минимуму, не возбранялось пользоваться лишь пудрой, и то в умеренном количестве.

Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый (1830-е годы) или чёрный (вторая половина XIX века) галстук. Фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов утвердилась мода на чёрный цвет. Во времена правления Николая I на придворные балы гражданские служащие надевали мундир, полагающийся их должности.

Военные являлись в соответствующем их полкам торжественном обмундировании, и все в бальных башмаках, лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось, но некоторые нарушали это правило ради щегольства.

Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. У дам они часто были выше локтя, шёлковые или лайковые. Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные – замшевые перчатки. Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару.

Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения, ныне почти утраченного.

Словарь названий одежды и предметов туалета,

употребляемых в романе “Евгений Онегин”.

Берет – мягкий, свободно облегающий головной убор.

Боливар – мужская шляпа с очень широкими полями, род цилиндра.

Веер – небольшое ручное складное опахало, в развернутом виде имеющее форму полукруга, необходимая дамская бальная принадлежность.

Жилет – короткая мужская одежда без воротника и рукавов, поверх которой надевается сюртук, фрак.

Корсет – широкий упругий пояс, охватывающий торс и под платьем стягивающий талию.

Панталоны – мужские длинные штаны со штрипками без отворотов и заглаженной складки.

Перчатки – предмет одежды, закрывающий руки от запястья до конца пальцев и каждый палец в отдельности.

Сюртук – мужская первоначально верхняя одежда до колен, глухая или с открытой грудью, со стоячим или отложным воротником, в талию, с узкими длинными рукавами.

Фрак – мужская одежда, отрезная в талии, с узкими длинными фалдами сзади и вырезанными спереди полами, с отложным воротником и лацканами, часто отделанными бархатом.

Цилиндр – высокая твердая мужская шляпа с небольшими твердыми полями, верхняя часть которой имеет форму цилиндра.

Искусство силуэта

Силуэт включает в себя несколько понятий: плоское изображение; прием работы; средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта.

В силуэте главное – правдивое, точное, выразительное изображение, характеризующее форму объекта.

Черное и белое – это основа языка графики.

Силуэты могут быть белыми на черном фоне. Тогда их называют выворотками.

Сложные работы силуэтных композиций называют купонными. («Купаж» означает «смесь»).

Камея – изображение темного или белого силуэта головы в профиль в круге или овале, что придает камее изящную завершенность.

Искусство силуэта возникло в Китае, где издавна имели распространение картинки, выполненные только чёрной краской и лишь силуэтом. В Европе их называли — китайские тени.

Особое распространение эта техника имела во Франции в дни рококо, с её страстью к декоративности и капризных узоров. Наряду с портретами масляными красками или в других техниках силуэт считался достаточно дешевым. Но он быстро переместился в бедную часть общества и тогдашней артистической богемы, которые не могли заказать ценные портреты. Силуэт имел значение небольшой, интимной вещи, напоминавшей о близких родственников, приятелей, любимых.

Пренебрежительное отношение аристократии к подобным портретам не утихало. На них перешло название от имени министра финансов Франции маркиза Эжена де Силуэта (1709–1767), известного скупостью и узкими взглядами. Он увлекался вырезанием портретов из черной бумаги. И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени. У министра был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Но люди, покупавшие газету, все равно узнали своего министра финансов и весело смеялись, тыча пальцем в газету. С этого случая такие изображения и стали называть «силуэтами».

Подзабытая техника была восстановлена ​​в конце 19 века, когда к ней обратились профессиональные мастера. Вновь обрели популярности силуэты-портреты, силуэты – книжные фотографии. В глазах нового поколения силуэт хорошо воспроизводил стилистику жеманного рококо 18 века или культуру дворянских усадеб.

В России того времени любили все французское, а многие дворяне говорили на французском языке. Силуэт стал популярен в России в XVIII-XIX веках.

Использовалась техника силуэта и при создании книжных знаков — экслибрисов. Классическим образцом использования силуэта стали фотографии художника В. Свиталского для стихотворного романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1936 год).

В России техникой силуэтов пользовались: Елизавета Кругликова, Константин Сомов, Александр Николаевич Бенуа, Мстислав Добужинский, Елизавета Бем, Н. Симонович-Ефимова, Д. И. Митрохин, Г. И. Нарбут, С. Чехонин, В. Н. Литовский, В. Д. Замирайло, Василий Васильевич Гельмерсен.

Гельмерсен В.В. Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Евгений Онегин» «И что ж? Любовью упоенный, В смятеньи ложного стыда, Он только смеет иногда, Улыбкой Ольги ободренный, Развитым локоном играть, Иль край одежды цаловать.» Художник В.В. Гельмерсен.



Молодые современные художники тоже работают в стиле силуэт.

Иллюстрации к роману А. С. Пушкина молодой художницы Дарьи Кайрамбаевой.

Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин ». Художник А.Ю. Даур.

Фрагмент урока.

Постановка проблемы.

Давайте начнем рисовать многофигурную композицию силуэтов в движении, характерных для бала IX века во времена А.С.Пушкина. Ваш выбор художественных материалов не ограничен. Вы можете использовать акварель, гуашь, тушь, перо, гелевые ручки, а так же способ аппликации, но во всех случаях работа должна быть выполнена на основе «силуэта» с использованием контраста светлого и темного в работе над композицией.

Вы можете вырезать нарисованные предметы мебели и фигуры танцующих пар и расположить на фон интерьера в виде аппликации или полностью нарисовать композицию в технике «силуэт».

  1. Придумайте композицию: костюм и прическу для дамы и кавалера, оденьте фигуры в костюмы, поместите их в интерьер.

  2. Сделайте наброски фигур (мужской и женской) базовой формы в движении.

  3. Если вы будете делать аппликацию, то на половине листа черной или белой бумаги нарисуйте силуэты, предметы интерьера, вырежьте их ножницами по контуру, наклейте. Не забывайте о технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

  4. Если вы будете рисовать композицию в технике «силуэт», то сделайте карандашный набросок базовых форм фигур мужчины и женщины в движении. Прорисуйте фигуры по конструктивным линиям и обозначьте форму волос или головного убора, одежды и т.д. Подправьте фигуры, чтобы получилась выбранная модель. Обведите готовый контур карандашом, стараясь не отрывать его от бумаги. Закрасьте контур в черный цвет. Не забудьте про предметы интерьера.

Приступайте к работе. Чтобы вам легче было творить, я предлагаю слушать музыку, популярную в те времена.



Обобщение личного практического опыта.

Практической значимостью разработки является то, что материалы работы могут быть использованы в практике как учителей ИЗО, так и учителей начальных классов, учителей технологии.

По программам Б.М. Неменского я работаю давно на уроках изобразительного искусства и технологии. Считаю опыт своей работы перспективным, так как он позволяет делать более интенсивным образовательный процесс, активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, повысить эффективность урока.

Все дети по программам Б.М. Неменского работают очень увлеченно. Работы детей очень интересны и разнообразны. Из этого можно сделать вывод, что программы Б.М. Неменского помогают развивать фантазию, воображение у детей.

Все ученики, включая и самых слабых, не боятся ошибиться, работают с интересом. Ребята очень активны. Обучаясь на уроке изобразительного искусства учащиеся стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это воспитывает эстетический вкус; развивает стремление к совершенствованию своих умений.

Мои ученики регулярно участвуют в конкурсах. Есть победы.


Вопросы для обсуждения с учащимися по теме: «Многофигурная композиция «Бал 19 века. Силуэты (по произведениям А. С. Пушкина)»:

  1. Назовите характерные особенности одежды и предметов туалета моды IX века в России.

  2. Какие танцы исполнялись на балах IX века?

  3. Назовите характерные особенности интерьера IX века.

  4. Откуда возникло слово «силуэт»?

  5. Какие задачи вы ставили перед собой, работая над силуэтом?

  6. Какими средствами решали поставленную задачу?

  7. Все ли вам удалось?

  8. В чем вы испытывали затруднения?

  9. Как решали возникающие проблемы?

  10. Как вы оцениваете свою работу?



Список использованной литературы:

1.Изобразительное искусство. 5-8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся/ авт.-сост. М.В. Сластникова, Н.В. Усова, Е.И. Вереитинова. – Волгоград : Учитель, 2012. - 234 с.

2.Изобразительное искусство. 7 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Сост. Т.В. Оросова – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. -120 с.

3. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 132 с.: ил.

4. Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»: лекции 1-4. –М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007 -124с.

5. Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»: лекции 5-8. –М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010 -136с.






Список использованных интернет – ресурсов:

1.http://www.liveinternet.ru/users/3970050/rubric/1768981 Дворянские балы XIX века в России.

2. http://illustrators.ru/posts/iskusstvo-silueta G.Bedarev Искусство силуэта.

3. http://www.labirint.ru/screenshot/goods/269808/30/ Открытки

4. http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=675291 Гельмерсен В. В.

5. http://www.museum.ru/N46606 Гельмерсен В. В.

6. http://www.arinadaur.ru/creation/art-gallery/gallery-silhouette/onegin/ Иллюстрации А.Ю. Даур.

7. http://muzbaron.com/dll/вальс%20котильон СИТ Версаль - Вальс-котильон №2 (по Дану 1818 г.)

8. http://www.proshkolu.ru/club/literature9/blog/223718 Иллюстрации Дарьи Кайрамбаевой.

9.

http://dance123.ru/mazurka Мазурка

10. http://www.nevsky-svetsky.ru/articles/poems А.С. Пушкин.

11. http://mp3tune.net/baza/Шопен%20Мазурка%2019 И. Бирет, ф-но - Ф. Шопен - Мазурка №19 H-moll Op. 30 №2

12. http://mp3tune.net/baza/вальс%2019%20век Фредерик Франсуа Шопен 19 век - Вальс №6

13. http://ololo.fm/search/Полонез «Полонез М.Огинского» «Прощание с Родиной»

14. http://ololo.fm/search/Полонез Петр Чайковский. Полонез Из Оперы Евгений Онегин


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока "Силуэт."

Автор: Павлова Антонина Витальевна

Дата: 10.10.2014

Номер свидетельства: 117940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Методическая разработка урока английского языка по теме: " Животные" "
    ["seo_title"] => string(75) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-anghliiskogho-iazyka-po-tiemie-zhivotnyie"
    ["file_id"] => string(6) "100542"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402383593"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "разработка урока по изобразительному искусству"
    ["seo_title"] => string(47) "razrabotka-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu"
    ["file_id"] => string(6) "248150"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446666778"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Методическая разработка урока на тему "Рисование птицы с натуры (неподвижная модель)""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_na_temu_risovanie_ptitsy_s_natury_nepodvizhnaia_"
    ["file_id"] => string(6) "560766"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1603260655"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Разработка урока для  3 класса  по теме: "Художник в цирке" "
    ["seo_title"] => string(61) "razrabotka-uroka-dlia-3-klassa-po-tiemie-khudozhnik-v-tsirkie"
    ["file_id"] => string(6) "196081"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427995691"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Методическая разработка урока для 3 класса "Художник в цирке" "
    ["seo_title"] => string(68) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-dlia-3-klassa-khudozhnik-v-tsirkie"
    ["file_id"] => string(6) "214464"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432310614"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства