В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации рекомендовалось отводить дополнительный час из национально-регионального компонента на преподавание учебного предмета изобразительное искусство. Учителя изобразительного искусства, работающие и знающие программу Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», легко вводят национальный компонент в свои уроки, так как цели и задачи программы это предусматривают. Данная разработка урока на мой взгляд, может быть использована на территории республики Татарстан. Тема урока «Календарь - открытка в татарском стиле»
Тема урока: «Календарь - открытка в татарском стиле»
Цель: изготовление календарь – открытки с мотивами татарского орнамента
Задачи:
обучающая: дать представление о разновидностях татарского орнамента, ознакомить с особенностями декоративной композиции растительного орнамента;
развивающая: развитие художественного вкуса, совершенствование навыков выразительного использования цвета, композиции при выполнении задания, развитие творческого мышления.
воспитывающая: воспитать у детей любовь к искусству татарского народа, любовь к родному краю.
Оборудования и материалы:
для учителя: изображения татарских мотивов, календари.
для учащихся: бумага, форматом А- 4,кисти разных размеров, краски.
Ход урока:
орг. момент:
-Здравствуйте ребята! Давайте проверим вашу готовность к занятию. Все ли необходимое имеется у вас на столе? Ребята, сегодня вам понадобятся бумага, кисти разных размеров, краски, а так же внимание, активность и, конечно, ваша фантазия.
-Молодцы ребята!
актуализация:
Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края
Где б также почитали их.
Звучит курай, лаская сердце
Красивых, любящих людей.
Мы можем только здесь согреться,
В объятьях родины своей.
Здесь так спокойно и надёжно.
Здесь всё ласкает глаз и слух.
Жить вне отчизны невозможно,
Ведь у нее – особый дух,
Спокойные тона и краски,
И гордый, вдохновенный стан.
Ты – новоявленная сказка -
Наш современный Татарстан.
объяснение нового материала:
- Ребята, наш край богат не только своими недрами, но и своим искусством, которое татарский народ воплощал в произведениях ткачества, вышивки, в декоративной обработки дерева и металла, аппликации, в украшении одежды и жилища. Украшая изделия, татары говорили элементами орнамента о своей жизни, быте, семье, традициях, природе, о красоте своей души.
-Давайте вспомним, какие особенности имеет татарский орнамент? Какие цвета преобладают? Мотивы, каких цветов лежат в основе татарского орнамента?
(ответы детей)
- В народном искусстве орнамент является основным видом декоративного искусства, представляющим своеобразный и важный слой памяти народа. Татарский орнамент никогда не повторяется, а меняется мастерами, превращая элементы в причудливые очертания. В расцветке растительных узоров и их элементов ощущается большая свобода: листья, цветы, бутоны даже на одной веточке выполнялись в разных цветах. И кроме того отдельные лепестки цветов, их прожилки отдельные элементы листьев выполнялись в нескольких тонах. Растительный орнамент обычно состоит из плавно извивающихся стилизованных цветов и листьев».
- Что вы понимаете под словом «стилизация»?
(ответы детей)
- Стилизация - это упрощение или усложнение формы, цвета, контура объекта.
- Посмотрите на представленные примеры стилизации растений.
(указываю на таблицы с примерами)
-Чем отличаются настоящие цветы от стилизованных?
(ответы детей)
-Верно! Можно проследить стилизацию растения, упрощение, разворот, выделение силуэта, замена реального цвета.
-Ребята, на каких предметах встречается татарский национальный орнамент?
(ответы детей)
-Орнамент показывает не только национальную принадлежность человека, но и делает предметы богатыми, нарядными, а одежду праздничной.
-А какие татарские национальные праздники вы знаете?
(ответы детей)
-Ребята, сегодня на занятии я предлагаю вам сделать стилизованную открытку, с календариком. Он пригодится для того чтобы знать приближение национальных праздников.
практическая часть:
-Для начала определите размеры согнутой пополам открытки: высоту и ширину.
-На лицевой стороне открытки обозначьте место расположения декоративной композиции. Варианты расположения и форм орнамента можете выбрать любые.
Теперь разрабатываем композицию.
Композиция для открытки может быть разнообразной: и в круге и в полосе, можете нарисовать ветвь, идущую от края листа. Помните, общими признаками для всех композиций являются их упрощенность, небольшое количество элементов, простые контуры.
Определим цветовое решение композиции и приступим к выполнению рисунка. Сегодня мы будем с вами работать в технике кистевая роспись.
Ее особенность заключается в том, что краска на поверхность наносится без предварительного рисунка карандашом. Показываю технику выполнения кистевой росписи.
С обратной стороны открытки приклейте календарь.
анализ работ:
- Ваше общее впечатление, справились ли вы с работой? Чья работа вам кажется наиболее удачной? Почему?
подведение итогов:
На мой взгляд, вы справились с работой.
Я благодарю вас за активную работу! У всех получились очень красивые открытки! Каждая получилась очень интересной, эксклюзивной, праздничной! Понравилось ли вам занятие?
Убираем рабочие места, до свидания!