kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока изобразительного искусства на тему: "Все народы воспевают материнство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема урока: «Все народы воспевают материнство»

 

Цель: формирование представлений о едином для всех народов понимании духовной красоты материнства.

Задачи:

  • показать учащимся на примерах великих произведений прошлого и работ современных художников отношение к материнству.
  • Развитие чувства восхищения матерью. Почитание материнства у всех народов.
  • Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
  • Формировать уважительное и заботливое отношение к матери.
  • Воспитание потребности в творческом самовыражении.
  • Осуществлять метапредметные связи (литература, искусство, музыка, история, православие).

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Тип опроса: индивидуально-фронтальный.

Оборудование урока:

Для учителя:

  • репродукции картин:  «Богоматерь Владимирская», «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи, «Тишина» и «Мать»

 Б. Неменского, Ю.Кугач «У колыбели»

  • интерактивная доска
  • стихи о маме
  • Музыкальный ряд: Песня из кинофильма «Мама», песня мамонтенка, песни про маму, Ф.Шуберт «Аве Мария», оркестровая музыкальная композиция (во время практического задания).

Для учащихся:

  • альбом
  • краски
  • кисти
  • непроливайка
  • фломастеры

 

План урока:

  • Орг. момент – 1 минуты

 

  • Объяснение нового материала – 10 -12 минут
  • Выполнение практической работы учащимися – 25 минут
  • Выставка работ – 4 – 5 мин
  • Уборка рабочего места – 2 минуты.

Ход урока

I.                  Организационный момент.

Учитель: Я рада приветствовать Вас, ребята!

                  Проверьте, все ли у Вас готово к уроку.

                  Пожалуйста, садитесь.

- Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю вам прекрасного настроения,  новых и интересных открытий. 

- Садитесь поудобнее. И так, начнем!
 

II. Сообщение темы.

Учитель: - В искусстве есть великие, вечные темы. Сегодня мы будем говорить об обыденном и вечном. (Звучит песня о маме из кинофильма «Мама»). 

- Прослушав замечательную песню, вы, ребята, конечно же догадались о ком сегодня на уроке пойдет речь. (Ответы детей)

Учитель:

«Есть в природе знак святой и вещий, 
Ярко обозначенный в веках! 
Самая прекрасная из женщин – 
Женщина с ребёнком на руках».

      

   III. Постановка учебной задачи и практическая работа.       

Сегодня мы на уроке рисуем наших мам. Расположим лист вертикально. Рисуем крупным планом лицо. Давайте правильно разметим элементы портрета на листе.

 

- Нарисуйте себя вместе с мамой. Главное не внешнее сходство, а  внутренняя красота. Главное  - попытайтесь передать свои  чувства и всю свою любовь к маме.

 - Закройте на мгновение глаза и вспомните мамин взгляд, её улыбку. Вспомните черты лица своей мамы, её волосы, любимое платье, украшение. Постарайтесь нарисовать портрет своей  мамы с её чертами лица.

- Какая цветовая гамма больше подходит для  сюжета «Мать и дитя» - «теплая», «холодная»?

 

IV. Самостоятельная работа учащихся.

- Работаем в карандаше, затем в цвете, лучше использовать теп­лый колорит, проводим детальную проработку.(Звучат песни о маме тихим фоном)

По ходу работы проводить анализ общих ошибок.

( Во время работы звучат  песни о маме, просто нежная музыка.)

V. Физкультминутка.

 

VI. Итог урока.

(выставка детских работ)

- Как вам кажется, удалось ли вам передать мамин характер?

Какие разные и красивые работы получились!
- Что сегодня нового для себя открыли на уроке? 


          Мне бы хотелось закончить наш урок пятой Божьей заповедью, которая записана в священной книге – Библии.
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле…». Этой Заповедью Бог учит почитать своих родителей, уважать их и любить, помогать и заботиться о них. Неуважение к родителям есть великий грех. 
- Мне хочется, чтобы эту заповедь вы запомнили на всю жизнь.

VII. Домашнее задание:

Предложить учащимся сделать презентацию по фотографиям близкого человека – проследив его жизнь от детства до пожилого возраста.

 

 VIII. Рефлексия.

Методика “Незаконченного предложения”:

•«За этот урок я понял, что…».

•«Мне понравилось…».

•«Я не напрасно провел этот урок, потому что...».

•«Главным для меня было...».

• «Урок дал мне для жизни…».

•« Мне захотелось…».

На этом наш урок изобразительного искусства закончен. За работу на уроке, за старание над рисунками своих мам все получают пятёрки.

Спасибо вам, ребята,  за работу, а гостям за внимание! 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока изобразительного искусства на тему: "Все народы воспевают материнство" »

Разработка урока изобразительного искусства

4 класс IV четверть

по программе под редакцией Б.М. Неменского

Составила:

учитель изобразительного искусства высшей категории

Макарова Э.Ю.

МОУ «Лицей№4»

г.о. Саранск, Республики Мордовия



Тема урока: «Все народы воспевают материнство»


Цель: формирование представлений о едином для всех народов понимании духовной красоты материнства.

Задачи:

  • показать учащимся на примерах великих произведений прошлого и работ современных художников отношение к материнству.

  • Развитие чувства восхищения матерью. Почитание материнства у всех народов.

  • Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.

  • Формировать уважительное и заботливое отношение к матери.

  • Воспитание потребности в творческом самовыражении.

  • Осуществлять метапредметные связи (литература, искусство, музыка, история, православие).

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Тип опроса: индивидуально-фронтальный.

Оборудование урока:

Для учителя:

  • репродукции картин: «Богоматерь Владимирская», «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи, «Тишина» и «Мать»

Б. Неменского, Ю.Кугач «У колыбели»

  • интерактивная доска

  • стихи о маме

  • Музыкальный ряд: Песня из кинофильма «Мама», песня мамонтенка, песни про маму, Ф.Шуберт «Аве Мария», оркестровая музыкальная композиция (во время практического задания).

Для учащихся:

  • альбом

  • краски

  • кисти

  • непроливайка

  • фломастеры


План урока:

  • Орг. момент – 1 минуты



  • Объяснение нового материала – 10 -12 минут

  • Выполнение практической работы учащимися – 25 минут

  • Выставка работ – 4 – 5 мин

  • Уборка рабочего места – 2 минуты.

Ход урока
  1. Организационный момент.
Учитель: Я рада приветствовать Вас, ребята! Проверьте, все ли у Вас готово к уроку. Пожалуйста, садитесь. - Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю вам прекрасного настроения, новых и интересных открытий.  - Садитесь поудобнее. И так, начнем!


II. Сообщение темы. Учитель: - В искусстве есть великие, вечные темы. Сегодня мы будем говорить об обыденном и вечном. (Звучит песня о маме из кинофильма «Мама»). Слайд 2 - Прослушав замечательную песню, вы, ребята, конечно же догадались о ком сегодня на уроке пойдет речь. (Ответы детей) Учитель: «Есть в природе знак святой и вещий, 
Ярко обозначенный в веках! 
Самая прекрасная из женщин – 
Женщина с ребёнком на руках». Слайд 3

Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Со временем понимание её становилось всё более богатым и многообразным. Не случайно оно стало выливаться во всеобъемлющий образ Богоматери.

Икона «Владимирская Богоматерь»- один из древнейших и самых прекрасных образов. Младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён нежностью - лицо её прекрасно. Мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности. Слайд 4

У каждой мамы, у каждого ребёнка, человека есть покровительница, заступница. В разные времена, в разных странах люди, нуждавшиеся в Ее заступничестве, получали от Пречистой Владычицы уверение в том, что Она слышит их молитвы и прошения о помощи.

«Пресвятая, Богородица, защити моего ребёнка, помоги ему, молю Тебя!» 

Так обращается каждая мама к Царице Небесной, Пресвятой Богородице, Матери Бога нашего Иисуса Христа. Богородица является символом материнства на Земле и духовной матерью каждого из нас. Слайд 5


Не менее знаменит и образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником Рафаэлем. Прекрасная женщина спокойно, царственно несёт к людям своего младенца. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Младенец- это Христос. Мать предчувствует его тяжёлый путь. Слайд 6


Леонардо да Винчи очень любил гулять по улицам Милана ранним утром. В этом городе, окружённом со всех сторон горами, его пленяла лёгкая дымка, окутывающая по утрам предметы, дома, улицы, придавая им таинственность. Леонардо пытался найти сочетания красок, при котором можно передать эту дымку в картине, но тщетно… получалось совсем не то, что он добивался.

Но вот однажды, гуляя, Леонардо вдруг остановился, как зачарованный. В окне одного из домов он увидел женщину с ребёнком на руках, с любовью глядящую на своё дитя. Эта чарующая картина была окутана той самой неуловимой дымкой. Леонардо поспешил в свою мастерскую. День и ночь не выходил он оттуда, один за другим рождались рисунки, этюды… и вот, наконец, картина, волшебная, исполненная покоя, готова. «Мадонна Лита», та самая, что находится в Эрмитаже. Как хорошо сочетаются прозрачные синие краски неба и гор с ярким синим плащом мадонны, с красноватым цветом её платья, золотыми волосами. Весь колорит картины даёт ощущение счастья, радости жизни. Слайд 7


Века пролетели, сменились названия государств, а тема « мадонны» жива и будет жить всегда. И в наши дни художники разных народов создают об этом свои произведения. Посмотрите на репродукции художников. Здесь изображены портреты матерей с младенцами. Обратите внимание на их лица и руки. Доброта, заботливость, нежность, умиление, восхищение и вечная тревога за своих детей – вот, что запечатлели художники в своих работах.

Посмотрите на картину Ю.Кугача «У колыбели». Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Великое счастье быть вместе! Каждого из вас так же мама укладывала в колыбель, пела колыбельные песни. Как бережно и нежно, осторожно кладет в колыбель мама своего ребенка, боясь нарушить его безмятежный сон. Слайд 8

И как точно подходит колыбельная песня написанная Ю.М.Лермонтовым.

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю!

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою.

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю!


Внимательно рассмотрим картину Е. Короленко «Покой». Картина написана в спокойных, теплых тонах. Мать уложила в национальную нанайскую колыбель своего малыша. Он крепко спит, потому - что его сон охраняет его любимая мамочка. А мама присела у окна и может быть задумалась о том, кем вырастет её малыш? Каким будет его жизненный путь? Картина наполнена умиротворением, теплом, любовью и нежностью. Слайд 9


А вот на картине «Тишина» Б. Неменского рука матери бережно охраняет сон малыша. Но какая нежная и хрупкая эта тишина, как она нуждается в защите! Слайд 10


«Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в долгу – это мать», так писал известный писатель Н.Островский. И он прав. Женщина- мать первый творец жизни. Никогда не забывай, сын, что она дала тебе жизнь, вскормила тебя, открыла перед тобой красоту мира и родной речи, вложила в твоё сердце первые понятия о добре и зле, чести и бесчестии. Слайд 11


Каждому человеку известно, что нет на земле ни у кого человека ближе и роднее матери, это не для кого не секрет. Как говориться во всем известной поговорке: "Ближе матери друга нет". Пословицы и поговорки о ней были созданы предшествующими поколениями для того, дабы точно выразить мысль о любви и уважении к матери. Действительно, знать высказывания о таком близком и родном человеке просто необходимо. К примеру, мы часто слышим и сами нередко используем такую украинскую поговорку, как: "Без матери и солнце не греет", - это действительно так, ведь мама - это все для каждого человека.

Все это опыт и мудрость наших предков, которые мы с гордостью используем и сейчас. Мать нужно ценить и уважать, как самое дорогое что у нас есть, ведь это действительно так. Данная мысль находит подтверждение все в тех же народных пословицах и поговорках о матери: "Материнская молитва со дна моря вынимает", "Без отца - полсироты, а без матери и вся сирота". Святая материнская любовь способна преодолевать любые преграды, добиваться невозможного и творить настоящие чудеса. Слайд 12


Мама - это тот человек, который любит и заботится о нас на протяжении всей своей жизни и знать о ней пословицы, поговорки - великая честь, ведь таким образом мы лучше можем выразить свою любовь и уважение к ней, и передавать их из поколения в поколение, как это делали наши предки.


- А сейчас, ребята, задумайтесь и представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своем воображении. Хорошо ли вы их помните?

- А теперь представьте, как мама вглядывается в ваши глаза. (Детские ответы)


- Так какая ваша мама?

-Моя мамочка самая…, написав каждый по одному слову. Слайд 13

Мама каждому из вас дарит свою безграничную любовь и ласку. Каждый твой шаг, каждый твой поступок – хороший или плохой отзывается в материнской душе радостью или болью, счастьем или страданием. В своей безграничной любви к вам, мать порой забывает о том, что придет время, когда у нее не останется сил для того, чтобы давать тебе материальные радости жизни, у нее останутся силы на то, чтобы любить тебя.

Твое недоброе слово – царапина на материнской душе. Мать перенесет все: и беду и горе. Но от каждой царапины навсегда остается ранка – помни об этом.


III. Постановка учебной задачи и практическая работа. 

Сегодня мы на уроке рисуем наших мам. Расположим лист вертикально. Рисуем крупным планом лицо. Давайте правильно разметим элементы портрета на листе. Слайд 14



- Нарисуйте себя вместе с мамой. Главное не внешнее сходство, а внутренняя красота. Главное - попытайтесь передать свои чувства и всю свою любовь к маме.

- Закройте на мгновение глаза и вспомните мамин взгляд, её улыбку. Вспомните черты лица своей мамы, её волосы, любимое платье, украшение. Постарайтесь нарисовать портрет своей мамы с её чертами лица.

- Какая цветовая гамма больше подходит для сюжета «Мать и дитя» - «теплая», «холодная»?


IV. Самостоятельная работа учащихся.

- Работаем в карандаше, затем в цвете, лучше использовать теп­лый колорит, проводим детальную проработку.(Звучат песни о маме тихим фоном)

По ходу работы проводить анализ общих ошибок.

( Во время работы звучат песни о маме, просто нежная музыка.)

V. Физкультминутка.



VI. Итог урока.

(выставка детских работ)

- Как вам кажется, удалось ли вам передать мамин характер?

Какие разные и красивые работы получились!
- Что сегодня нового для себя открыли на уроке? 


Мне бы хотелось закончить наш урок пятой Божьей заповедью, которая записана в священной книге – Библии. Слайд №14. 
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле…». Этой Заповедью Бог учит почитать своих родителей, уважать их и любить, помогать и заботиться о них. Неуважение к родителям есть великий грех. 
- Мне хочется, чтобы эту заповедь вы запомнили на всю жизнь.

VII. Домашнее задание:

Предложить учащимся сделать презентацию по фотографиям близкого человека – проследив его жизнь от детства до пожилого возраста.



VIII. Рефлексия.

Методика “Незаконченного предложения”:

  • «За этот урок я понял, что…».

  • «Мне понравилось…».

  • «Я не напрасно провел этот урок, потому что...».

  • «Главным для меня было...».

  • «Урок дал мне для жизни…».

  • « Мне захотелось…».

На этом наш урок изобразительного искусства закончен. За работу на уроке, за старание над рисунками своих мам все получают пятёрки.

Спасибо вам, ребята, за работу, а гостям за внимание! 










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Макарова Эльвира Юрьевна

Дата: 01.10.2014

Номер свидетельства: 115837


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства