Просмотр содержимого документа
«Происхождение и виды орнамента, основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве»
Класс: 5.
Урок № 26. Дата:
Раздел: Декоративно-прикладное искусство.
Тема: Происхождение и виды орнамента, основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве.
Практическая работа: Выполнение творческой орнаментальной композиции с использованием символов.
Цели урока:
Образовательные: Расширить познания в области декоративного искусства, познакомить с истоками появления орнаментов в мировом искусстве.
Развивающие: Развивать творческую фантазию и воображение, навыки декоративной стилизации.
Воспитывающие: Воспитывать положительное отношение к ДПИ, развивать эстетический вкус.
Оборудование: Таблицы, иллюстрации, образцы ДПИ, альбом, краски.
Тип урока: комбинированный.
Методы проведения: беседа, наглядно-иллюстративный, практический
Ход урока.
1.Организационная часть. Приветствие. Проверка явки учащихся, заполнение классного журнала;проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу, доведение до учащихся темы плана урока.
Орнамент – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Его история насчитывает ни одно тысячелетие. В переводе с лат. Ornamentum означает украшение. Однако в период своего становления, орнамент имел более глубокое значение. Существует несколько теорий о происхождении изобразительного искусства в целом и орнамента в частности.
Наиболее популярной, можно считать биологическую теорию - в самой природе человека заложено стремление к красоте и гармонии. Инстинктивное чувство симметрии, которая встречается в строении многих природных образований, стало основой создания предметов, обладающих правильным соотношением пропорций. Изделия ткачества и плетения, имеющие в своей структуре ритмическое чередование сходных элементов, стали первыми образцами орнаментального искусства. В дальнейшем, согласно этой теории, развитие орнамента идёт по пути стилизации природных форм и явлений.
Мистическая теория происхождения орнаментального искусства . Согласно этой теории в народном творчестве нашли отражение их представления о строении мира, связанные с ритуальными обрядами и древней мифологией.
Так, у славянских народов наиболее часто встречаются так называемые солярные знаки, что связано, в первую очередь с языческим культом поклонения солнцу и обожествлением сил природы. Изображая такие знаки на воротах или окнах своего дома. одежде и предметах быта, человек верил, что становится под защиту божества. В искусстве номадов таким оберегом становится тотем: животное или растение - покровитель рода. Стилизованное изображение постепенно превращается в его символ, сильно абстрагированный от реального объекта. То есть вместо объекта поклонения появляется его символ, наделённый теми же качествами.
В древности люди верили, что знаковые изображения помогают им общаться с потусторонним миром богов и духов, выполняя при этом роль посредника между мирами. Часто, орнаментальные изображения служили оберегами от злых сил, считалось, что они приносят счастье и удачу.
Часто, возникновение орнамента связывают с зарождением письменности. И действительно, знак в орнаменте, и знак в письменности могут иметь одинаковое изображение.
Определяя понятие орнамента, можно сказать, что это декоративная композиция, построенная на ритмическом чередовании и организованном расположении сходных элементов. Просто узор, свободно заполняющий плоскость, к орнаменту не относится.
Каждая народность в зависимости от эпохи создаёт свой неповторимый орнаментальный стиль. Своеобразие и национальный колорит позволяют безошибочно определить его принадлежность той или иной группе. В странах Востока искусство орнамента получило наиболее широкое развитие, и связано это, в первую очередь с древними традициями, а также запретом ислама на изображение живых существ. В изобразительном искусстве Казахстана, искусство орнамента было доминирующим, начиная с образования Казахского ханства вплоть до конца XVIII - начала XIX вв.
Существует много различных классификаций орнаментов. Однако все они довольно условны, так как далеко не всегда возможно определить границы различий, позволяющих отнести каждый конкретный орнамент к тому или иному виду.
По своей сути, симметричное – это нечто уравновешенное, ритмически упорядоченное, обладающее хорошим соотношением пропорций. Издавна, понятие симметрии связывали с понятием красоты и гармонии.
Ритм, как пространственное выражение временного равновесия, является непременным условием при построении многих орнаментов. Периодические явления природы, такие как смена дня и ночи, дыхание тела, расположение листьев на ветвях деревьев, а также повторы действий в повседневной жизни, их философское осмысление, стали основой для создания ленточных орнаментов, где определённый мотив повторяется с неизменным постоянством. Также как в музыке или танце, ритм в орнаменте способен влиять на эмоциональное состояние человека, настраивая его на восприятие определенной информации.
В орнаментальном искусстве существует определённый комплекс мотивов и символов, которые можно назвать универсальными. Они встречаются в творчестве разных народов и по содержанию имеют сходное значение. В первую очередь это круг, крест, квадрат, мотив мирового древа, а также различные сочетания спиралей.
Круг во всех древних религиях символизировал небесное начало. Достаточно выйти ночью в степь, когда земли практически не видно и посмотреть на небо, усыпанное звёздами, чтобы понять что небесный свод – это сфера, обращённая в бесконечность. Точку в центре сферы можно сравнить с Солнцем в зените, которое даёт свет и возможность существования жизни на Земле. Таким образом, можно объяснить появление солярных знаков.
Несмотря на кажущуюся простоту, интуитивные представления древних вовсе не были наивными. Любое природное образование имеет центр – место наибольшей концентрации энергии. В живой клетке – это ядро, в яйце – зародыш, в человеческом организме – сердце – непрерывный двигатель – центр кровеносной системы.
Вертикаль заключает в себе принцип активной энергии. Это луч света, пришедший с неба на землю, это движение огня, который всегда стремится вверх. Горизонталь символизирует пассивный принцип энергии. Это водная поверхность, которая в спокойном состоянии всегда принимает горизонтальное положение. Горизонталь также символизирует протяжённость явлений во времени и пространстве. Линия горизонта – это условная граница между небом и землёй. Точка соединения вертикали и горизонтали есть место объединения полярных энергий. Образовавшаяся при этом фигура креста становится одним из наиболее распространённых символов в искусстве разных времён и народов.
Толкование фигуры креста настолько многогранно, что хотелось бы вспомнить стихотворение восточного поэта и философа Джами:
Запомни крепко, друг, что правят в этом мире Небесный звёздный свод – да в нём число четыре. Извечна на земле явлений кривизна: зима да лето, осень да весна, Печаль разлук сменяет радость встреч. Поэта мирный стих – войны кровавый меч, За ночью неизбежно день настанет, А жизнь появится – вослед ей смерть нагрянет.
Можно также вспомнить четыре стороны света, четыре темперамента человека, четыре времени года и т.д. Интересно, что Леонардо да Винчи, который был не только гениальным художником, но и выдающимся учёным, считал, что здоровье человека зависит от гармоничного, уравновешенного сочетания четырёх стихий в его организме, где пятым объединяющим элементом становится некий эфирный элемент, духовная субстанция, которая зависит от гармоничного взаимодействия противоположных энергий.
Квадрат, фигура производная от креста и близкая ему по значению, соответствует стихии земли и является знаком материального мира. В отличие от круга не имеет аналогов в природе, и является человеческим изобретением как знаковое выражение порядка и устойчивости.
Треугольник может иметь различное направление, в зависимости от этого меняется его смысловое значение. Треугольник, направленный остриём вверх, символизирует восхождение духа из материи, и, напротив, треугольник, направленный остриём вниз символизирует нисхождение духа в материю. Периодическое чередование подобных элементов – один из хорошо сохранившихся мотивов казахского орнамента.
Спираль это символ, который в различных сочетаниях встречается в орнаменте, особенно казахском, довольно часто. По смысловому значению спираль всегда ассоциировалась с движением, развитием, нарастающей силой.
Другой характерной и своеобразной особенностью казахского орнамента, можно назвать явление дипластии, или взаимопроникновение фона и узора. Чаще всего его можно встретить в орнаментах сырмаков и тускиизов – шерстяных ковров, выполненных методом аппликации.
Примерное равенство фона и узора, а также цветовое решение, основанное на принципе контрастов, позволяет говорить о присутствии здесь симметрии противоположностей.
На протяжении многих поколений идеи древнего искусства бережно сохранялись и передавались от учителя к ученику. Таким образом, оно стало традиционным, и благодаря этому сохранилось до наших дней. И хотя в народном искусстве разрабатываются в основном одни и те же мотивы и темы, в нём всегда есть место для творчества; каждый художник вносит в своё произведение нечто своеобразное, отвечающее его индивидуальности и духу времени. И сегодня немало художников и мастеров обращаются к теме народного искусства, находя в нём живой источник вдохновения и творческих идей. В современном искусстве наблюдается определённый синтез стилей и направлений, поэтому так важно сегодня возрождение древних традиций, в которых заключена мудрость народа, проверенная веками.
4.Физминутка.
5.Практическая работа учащихся. Выполнение творческой орнаментальной композиции с использованием символов.
6.Анализ работ, завершение урока.
7.Сообщение задания на дом. Подготовить пластические материалы для выполнения скульптур.