kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Происхождение и виды орнамента, основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Расширить познания в области декоративного искусства, познакомить с истоками появления орнаментов в мировом искусстве.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Происхождение и виды орнамента, основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве»

Класс: 5.

Урок № 26. Дата:

Раздел: Декоративно-прикладное искусство.

Тема: Происхождение и виды орнамента, основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве.

Практическая работа: Выполнение творческой орнаментальной композиции с использованием символов.

Цели урока:

Образовательные: Расширить познания в области декоративного искусства, познакомить с истоками появления орнаментов в мировом искусстве.

Развивающие: Развивать творческую фантазию и воображение, навыки декоративной стилизации.

Воспитывающие: Воспитывать положительное отношение к ДПИ, развивать эстетический вкус.

Оборудование: Таблицы, иллюстрации, образцы ДПИ, альбом, краски.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения: беседа, наглядно-иллюстративный, практический

Ход урока.

1.Организационная часть. Приветствие. Проверка явки учащихся, заполнение классного журнала; проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу, доведение до учащихся темы плана урока.

2.Актуализация.

Какие мировые художественные промыслы вам известны?

3. Сообщение новых знаний.

Орнамент – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Его история насчитывает ни одно тысячелетие. В переводе с лат. Ornamentum означает украшение. Однако в период своего становления, орнамент имел более глубокое значение. Существует несколько теорий о происхождении изобразительного искусства в целом и орнамента в частности.

Наиболее популярной, можно считать биологическую теорию - в самой природе человека заложено стремление к красоте и гармонии. Инстинктивное чувство симметрии, которая встречается в строении многих природных образований, стало основой создания предметов, обладающих правильным соотношением пропорций. Изделия ткачества и плетения, имеющие в своей структуре ритмическое чередование сходных элементов, стали первыми образцами орнаментального искусства. В дальнейшем, согласно этой теории, развитие орнамента идёт по пути стилизации природных форм и явлений.

Мистическая теория происхождения орнаментального искусства . Согласно этой теории в народном творчестве нашли отражение их представления о строении мира, связанные с ритуальными обрядами и древней мифологией.

Так, у славянских народов наиболее часто встречаются так называемые солярные знаки, что связано, в первую очередь с языческим культом поклонения солнцу и обожествлением сил природы. Изображая такие знаки на воротах или окнах своего дома. одежде и предметах быта, человек верил, что становится под защиту божества. В искусстве номадов таким оберегом становится тотем: животное или растение - покровитель рода. Стилизованное изображение постепенно превращается в его символ, сильно абстрагированный от реального объекта. То есть вместо объекта поклонения появляется его символ, наделённый теми же качествами.

В древности люди верили, что знаковые изображения помогают им общаться с потусторонним миром богов и духов, выполняя при этом роль посредника между мирами. Часто, орнаментальные изображения служили оберегами от злых сил, считалось, что они приносят счастье и удачу.

Часто, возникновение орнамента связывают с зарождением письменности. И действительно, знак в орнаменте, и знак в письменности могут иметь одинаковое изображение.


Определяя понятие орнамента, можно сказать, что это декоративная композиция, построенная на ритмическом чередовании и организованном расположении сходных элементов. Просто узор, свободно заполняющий плоскость, к орнаменту не относится.

Каждая народность в зависимости от эпохи создаёт свой неповторимый орнаментальный стиль. Своеобразие и национальный колорит позволяют безошибочно определить его принадлежность той или иной группе. В странах Востока искусство орнамента получило наиболее широкое развитие, и связано это, в первую очередь с древними традициями, а также запретом ислама на изображение живых существ. В изобразительном искусстве Казахстана, искусство орнамента было доминирующим, начиная с образования Казахского ханства вплоть до конца XVIII - начала XIX вв.

Существует много различных классификаций орнаментов. Однако все они довольно условны, так как далеко не всегда возможно определить границы различий, позволяющих отнести каждый конкретный орнамент к тому или иному виду.

По своей сути, симметричное – это нечто уравновешенное, ритмически упорядоченное, обладающее хорошим соотношением пропорций. Издавна, понятие симметрии связывали с понятием красоты и гармонии.

Ритм, как пространственное выражение временного равновесия, является непременным условием при построении многих орнаментов. Периодические явления природы, такие как смена дня и ночи, дыхание тела, расположение листьев на ветвях деревьев, а также повторы действий в повседневной жизни, их философское осмысление, стали основой для создания ленточных орнаментов, где определённый мотив повторяется с неизменным постоянством. Также как в музыке или танце, ритм в орнаменте способен влиять на эмоциональное состояние человека, настраивая его на восприятие определенной информации.

В орнаментальном искусстве существует определённый комплекс мотивов и символов, которые можно назвать универсальными. Они встречаются в творчестве разных народов и по содержанию имеют сходное значение. В первую очередь это круг, крест, квадрат, мотив мирового древа, а также различные сочетания спиралей.

Круг во всех древних религиях символизировал небесное начало. Достаточно выйти ночью в степь, когда земли практически не видно и посмотреть на небо, усыпанное звёздами, чтобы понять что небесный свод – это сфера, обращённая в бесконечность. Точку в центре сферы можно сравнить с Солнцем в зените, которое даёт свет и возможность существования жизни на Земле. Таким образом, можно объяснить появление солярных знаков.

Несмотря на кажущуюся простоту, интуитивные представления древних вовсе не были наивными. Любое природное образование имеет центр – место наибольшей концентрации энергии. В живой клетке – это ядро, в яйце – зародыш, в человеческом организме – сердце – непрерывный двигатель – центр кровеносной системы.

Вертикаль заключает в себе принцип активной энергии. Это луч света, пришедший с неба на землю, это движение огня, который всегда стремится вверх. Горизонталь символизирует пассивный принцип энергии. Это водная поверхность, которая в спокойном состоянии всегда принимает горизонтальное положение. Горизонталь также символизирует протяжённость явлений во времени и пространстве. Линия горизонта – это условная граница между небом и землёй. Точка соединения вертикали и горизонтали есть место объединения полярных энергий. Образовавшаяся при этом фигура креста становится одним из наиболее распространённых символов в искусстве разных времён и народов.

Толкование фигуры креста настолько многогранно, что хотелось бы вспомнить стихотворение восточного поэта и философа Джами:

Запомни крепко, друг, что правят в этом мире
Небесный звёздный свод – да в нём число четыре.
Извечна на земле явлений кривизна: зима да лето, осень да весна,
Печаль разлук сменяет радость встреч.
Поэта мирный стих – войны кровавый меч,
За ночью неизбежно день настанет,
А жизнь появится – вослед ей смерть нагрянет.

Можно также вспомнить четыре стороны света, четыре темперамента человека, четыре времени года и т.д. Интересно, что Леонардо да Винчи, который был не только гениальным художником, но и выдающимся учёным, считал, что здоровье человека зависит от гармоничного, уравновешенного сочетания четырёх стихий в его организме, где пятым объединяющим элементом становится некий эфирный элемент, духовная субстанция, которая зависит от гармоничного взаимодействия противоположных энергий.

Квадрат, фигура производная от креста и близкая ему по значению, соответствует стихии земли и является знаком материального мира. В отличие от круга не имеет аналогов в природе, и является человеческим изобретением как знаковое выражение порядка и устойчивости.

Треугольник может иметь различное направление, в зависимости от этого меняется его смысловое значение. Треугольник, направленный остриём вверх, символизирует восхождение духа из материи, и, напротив, треугольник, направленный остриём вниз символизирует нисхождение духа в материю. Периодическое чередование подобных элементов – один из хорошо сохранившихся мотивов казахского орнамента.

Спираль это символ, который в различных сочетаниях встречается в орнаменте, особенно казахском, довольно часто. По смысловому значению спираль всегда ассоциировалась с движением, развитием, нарастающей силой.

Другой характерной и своеобразной особенностью казахского орнамента, можно назвать явление дипластии, или взаимопроникновение фона и узора. Чаще всего его можно встретить в орнаментах сырмаков и тускиизов – шерстяных ковров, выполненных методом аппликации.

Примерное равенство фона и узора, а также цветовое решение, основанное на принципе контрастов, позволяет говорить о присутствии здесь симметрии противоположностей.

На протяжении многих поколений идеи древнего искусства бережно сохранялись и передавались от учителя к ученику. Таким образом, оно стало традиционным, и благодаря этому сохранилось до наших дней. И хотя в народном искусстве разрабатываются в основном одни и те же мотивы и темы, в нём всегда есть место для творчества; каждый художник вносит в своё произведение нечто своеобразное, отвечающее его индивидуальности и духу времени. И сегодня немало художников и мастеров обращаются к теме народного искусства, находя в нём живой источник вдохновения и творческих идей. В современном искусстве наблюдается определённый синтез стилей и направлений, поэтому так важно сегодня возрождение древних традиций, в которых заключена мудрость народа, проверенная веками.

4.Физминутка.

5.Практическая работа учащихся. Выполнение творческой орнаментальной композиции с использованием символов.

6.Анализ работ, завершение урока.

7.Сообщение задания на дом. Подготовить пластические материалы для выполнения скульптур.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Происхождение и виды орнамента, основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве

Автор: Анашкина Виолетта Александровна

Дата: 08.04.2016

Номер свидетельства: 316646

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "Конспект урока по изобразительному искусству по теме:«Происхождение и виды орнамента, основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве »5 класс" "
    ["seo_title"] => string(155) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-po-tiemie-proiskhozhdieniie-i-vidy-ornamienta-osnovnyie-ornamiental-nyie-motivy-v-mirovom-iskusstvie-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "111784"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407931223"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Происхождение и виды орнамента, основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве."
    ["seo_title"] => string(80) "proiskhozhdieniie_i_vidy_ornamienta_osnovnyie_ornamiental_nyie_motivy_v_mirovom_"
    ["file_id"] => string(6) "405928"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491152654"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Краткосрочный план "Краткая история и виды орнамента. Казахские национальные орнаменты""
    ["seo_title"] => string(80) "kratkosrochnyi_plan_kratkaia_istoriia_i_vidy_ornamenta_kazakhskie_natsionalnye_o"
    ["file_id"] => string(6) "529688"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1575215157"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Краткосрочный план урока"
    ["seo_title"] => string(27) "kratkosrochnyi_plan_uroka_1"
    ["file_id"] => string(6) "529680"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575214326"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Поурочный план урока"
    ["seo_title"] => string(23) "pourochnyi_plan_uroka_2"
    ["file_id"] => string(6) "529684"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1575214739"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства