"Применение нетрадиционных техник на уроках ИЗО и внеурочное время."
"Применение нетрадиционных техник на уроках ИЗО и внеурочное время."
Мастер – класс (для педагогов)
Тема:
«Применение нетрадиционных техник на уроках ИЗО и внеурочное время»
Малега Т.В.учитель ИЗО МБОУ СОШ №3 г.Межгорье
Цель:
• Знакомство с приемами рисования изобразительного искусства в технике энкаустика;
• Изучение основ композиции.
Задачи:
• Расширить кругозор через получение знаний о новой технике рисования;
• Знакомство с техникой выполнения рисунка – энкаустика;
• Развитие внимания, восприятия, воображения;
• Повышение самооценки, уверенности в своих способностях, силах;
• Создание положительного отношения к творческой деятельности, способности получать от своего творчества удовольствие;
• Воспитывать волевые качества личности: собранность, старательность, аккуратность.
• Соблюдать технику безопасности при работе с нагревающимися предметами(утюгом)
Оборудование для учителя:
компьютер, экран, проектор, презентация, выполненная в программе PowerPoint ,видеоролики, сняты при помощи веб – камеры Logitech QuickCam , образцы работ , выполненные в нетрадиционных техниках, в технике энкаустика, фото работ мастеров в технике энкаустика из интернета.
Принадлежности для учащихся:
• утюг(без отверстий на подошве),лучше всего- дорожный;
• цветные восковые мелки;
• мягкие бумажные салфетки или бумажные полотенца (много), чтобы очистить подошву утюга;
• белый глянцевый картон;
• для подложки: газеты ,любой материал;
• мягкая тряпочка.
Музыкальное сопровождение: музыкальное сопровождение
Время проведения: 45 мин.
Целевая аудитория:
учителя изобразительного искусства, учителя технологии ,педагоги дополнительного образования, методисты и все , кто любит рисовать.
Мастер –класс предназначен для учителей изобразительного искусства, учителей технологии общеобразовательных школ желающих узнать новые методы изображения окружающей нас действительности – техника «Энкаустика».
Используемая литература:
1. Венгер Л.В. «Педагогика способностей»--М.: Знание.2011г.
2. Комарова Т.С. « Дети в мире творчества»- М.: мнемозина,2011г.
3. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. «Современный урок» - М.:МИРОС,2012г.
4. Майкл Боссом «Технология Энкаустики»-М.: Просвещение,2013г
.Этапы работы:
Для работы необходимо подготовить рабочую поверхность под картон, чтобы не запачкать вокруг расплавленным воском и необходимый материал. Стелим материал в два слоя ,затем газету, ну а на газеты кладем картон.
Есть несколько основных способов создания рисунка утюгом ,т.е.4 приема техники энкаустики.
1. Разглаживание – наносим воск ,прикладываем к картону и гладим. Остаются следы.
2. Оттиск, он подходит для получения рельефности, отображает прожилки, например у листьев, камней, гор, и т.п. Все чему нужно придать объем и рельеф. Для достижения эффекта, утюг прикладывают к картону и приподнимают. Можно повторить процедуру.
3. Нанесение ребром. Утюг скользит боковой поверхностью. Применяется для рисования веток, волн и прочих линий.
4. Используется кончик утюга (носик).Таким образом рисуют отдельные детали (цветы. Птицы и небольшие животные ). Утюг, как бы превращается в большой карандаш.
План проведения
1.Подготовительный этап
1.Разрабатывается план проведения мастер-класса.
2. Готовятся образцы работ.
3.Подготавливается раздаточный материал.
4.Создается электронная презентация.
5. Оформляется помещение для мастер-класса.
6. Оформляются рабочие места .
2. Основная часть
Образовательные задачи,
Примерное содержание Время Деятельность
мастера Деятельность
участников Используемые
методы Универсальные учебные действия
1. Организационный этап
Задача: Подготовить участников к мастер-классу.
Содержание: проверка готовности к работе.
Условия проведения и получение положительного результата: доброжелательность, собранность и волевая направленность.
2 мин. Проверяет готовность к занятию.
Добрый день ,дорогие коллеги! Прошу занять места в классе. Готовятся к участию в мастер-классе. Рассаживаются на места. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к занятию. Личностные :понимают значение знаний для человека и принимают его. проявляют эмоционально- ценностное отношение к природе
Мотивационный этап. Изучение нового
Задача: Мотивировать участников на предстоящую деятельность.
Содержание: постановка проблемы, сообщение темы занятия, формы проведения мероприятия, регламента, условий.
Условия проведения и получения положительного результата: направлять на предстоящую деятельность, снять эмоциональное напряжение. 5 мин. Сегодня у нас необычный урок, который запомнится вам надолго. Мы познакомимся с новой техникой выполнения пейзажа, которая называется - Энкаустика.
На уроках мы с вами применяли нетрадиционные техники для изображения природы. Это такие как, кляксография, грифонаж, квилинг, стилизация, раздувание краски и другие. а также мы знаем, что можно рисовать песком, на воде и даже огнем.
Историческая справка.
Итак, энкаустика – это техника рисования воском. Этой технике подвластно все: сказочные растения, волшебный мир морей и океанов, воздушные облака, горы, бездонные озера. Все это можно нарисовать восковыми мелками при помощи утюга.
Чтобы научиться технике энкаустика, нужно запастись восковыми мелками ,белым картоном и утюгом. И главное -совсем не нужно уметь рисовать! Эта техника очень проста и доступна всем.
Рассмотрим четыре основных приема восковой живописи6 разглаживание, оттиск ,работа боковыми сторонами утюга (ребром) и работа острием.
Слушают, концентрируют внимание на предстоящую деятельность. Информационно –побуждающий, развитие ситуации успеха, развитие
Мотивационной сферы, эмоциональное стимулирование Личностные: умеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке родной природы.
Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно строить высказывание в устной форме о красоте природы; осуществляют поиск информации
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний о технологии «Энкаустика»
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать ;вступать в учебное сотрудничество. принимая его условия и правила.
Практический этап (творческая практическая деятельность)
Задача: Познакомить с приемами работы утюгом .предварительно нанеся слой восковыми мелками.
Содержание: самостоятельная работа восковыми мелками с помощью утюга. Напоминание приемов по ходу работы.
Условия проведения и получение положительного результата: комфортная обстановка, партнерские отношения, эмоциональный рабочий настрой. 33 мин. Задает ритм работы, показывает приемы рисования утюгом . Первый прием –разглаживание. Возьмите глянцевый картон форматом А5или А6.Начните именно с такого формата. Вам будет легче работать.
Включите утюг и отрегулируйте минимальную температуру. Держите утюг подошвой вверх. К подошве поднесите карандаш и начните рисовать по подошве, закрашивая поверхность утюга.
Карандаш должен хорошо плавиться и немного растекаться. но не сильно. В противном случае, регулируйте температуру на утюге. Теперь переверните утюг подошвой вниз и проведите по бумаге. Посмотрим, что получилось.
Второй способ: оттиск.
С помощью этого приема создаются прожилки, характерные для энкаустики. Для этого достаточно приложить утюг к поверхности картона, а потом слегка приподнять его .В пространство между утюгом и картоном хлынет воздух ,и на поверхности воска образуются прожилки.
Прием третий: работа боковой стороной утюга(ребром). С помощью боковых сторон утюга получаются белые линии и привносят в рисунок детали. Методом разглаживания нанесите на картон воск. Затем поставьте утюг так, чтобы его ребро скользило по воску, как лезвие конька. Так создаются различные линии, например. высокая трава. Прием четвертый: работа острием утюга. Коснитесь острием утюга(носиком)воска, подцепите немного воска и рисуйте им. Используется для детальной прорисовки.
Работать будем по группам. Одна группа рисует ,а другая- готовит оформление для работ(рамочки). Все необходимое – на рабочих местах.
Если все понятно , то начинаем творить. Индивидуальное консультирование. Первая группа: работают по заданию,
наносят на подошву утюга восковые мелки(которые под температурой расплавляются).И смотрят .что получается. Применяют все 4 способа работы утюгом.
Вторая группа: вырезают из картона для рамочки для выполненных работ.
Проблемный , словесный, практический. Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественной деятельности.
Регулятивные :составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона.
Коммуникативные:
задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка.
Заключительный этап: итог (рефлексия)
Задача: подвести итог мастер-класса, сделать выводы о достижении поставленной цели.
Содержание: выступление участников ,обобщение и выводы цели.
Условия проведения и получение положительного результата: атмосфера благожелательности и взаимопонимания.
5 мин. Рассмотрите выполненную работу и подумайте, все ли у вас получилось? Удалось ли вам передать красоту природы? Давайте выберем наиболее удачные композиции, удачный колорит.
Мастер предоставляет слово участникам мастер-класса ,сообщает и делает выводы о достижениях поставленных целей, дает благожелательное напутствие.
С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?
Каковы замечания и предложения на будущее (себе, преподавателям, организаторам)?
Рассматривают рисунки, готовые рамочки и оценивают работу свою и коллег. Слушают, вступают в диалог. Контроль, коррекция, эмоциональное стимулирование. Личностные: понимают значение знаний ,воспринимают произведения искусства; Связывают свои наблюдения за природой со своей работой в технике энкаустика.
1. 2. 3.
-Как бы вы оценили свою работу на уроке? (работу своей группы, пары).
По каким критериям? Ваше эмоциональное состояние? (до и после урока)
Выводы: положительные , ?- отрицательные
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Применение нетрадиционных техник на уроках ИЗО и внеурочное время." »
Мастер – класс (для педагогов)
Тема:
«Применение нетрадиционных техник на уроках ИЗО и внеурочное время»
Малега Т.В.учитель ИЗО МБОУ СОШ №3 г.Межгорье
Цель:
Знакомство с приемами рисования изобразительного искусства в технике энкаустика;
Изучение основ композиции.
Задачи:
Расширить кругозор через получение знаний о новой технике рисования;
Знакомство с техникой выполнения рисунка – энкаустика;
Развитие внимания, восприятия, воображения;
Повышение самооценки, уверенности в своих способностях, силах;
Создание положительного отношения к творческой деятельности, способности получать от своего творчества удовольствие;
Воспитывать волевые качества личности: собранность, старательность, аккуратность.
Соблюдать технику безопасности при работе с нагревающимися предметами(утюгом)
Оборудование для учителя:
компьютер, экран, проектор, презентация, выполненная в программе PowerPoint ,видеоролики, сняты при помощи веб – камеры LogitechQuickCam , образцы работ , выполненные в нетрадиционных техниках, в технике энкаустика, фото работ мастеров в технике энкаустика из интернета.
Принадлежности для учащихся:
утюг(без отверстий на подошве),лучше всего- дорожный;
цветные восковые мелки;
мягкие бумажные салфетки или бумажные полотенца (много), чтобы очистить подошву утюга;
учителя изобразительного искусства, учителя технологии ,педагоги дополнительного образования, методисты и все , кто любит рисовать.
Мастер –класс предназначен для учителей изобразительного искусства, учителей технологии общеобразовательных школ желающих узнать новые методы изображения окружающей нас действительности – техника «Энкаустика».
4. Майкл Боссом «Технология Энкаустики»-М.: Просвещение,2013г
.Этапы работы:
Для работы необходимо подготовить рабочую поверхность под картон, чтобы не запачкать вокруг расплавленным воском и необходимый материал. Стелим материал в два слоя ,затем газету, ну а на газеты кладем картон.
Есть несколько основных способов создания рисунка утюгом ,т.е.4 приема техники энкаустики.
Разглаживание – наносим воск ,прикладываем к картону и гладим. Остаются следы.
Оттиск, он подходит для получения рельефности, отображает прожилки, например у листьев, камней, гор, и т.п. Все чему нужно придать объем и рельеф. Для достижения эффекта, утюг прикладывают к картону и приподнимают. Можно повторить процедуру.
Нанесение ребром. Утюг скользит боковой поверхностью. Применяется для рисования веток, волн и прочих линий.
Используется кончик утюга (носик).Таким образом рисуют отдельные детали (цветы. Птицы и небольшие животные ). Утюг, как бы превращается в большой карандаш.
План проведения
1.Подготовительный этап
1.Разрабатывается план проведения мастер-класса.
2. Готовятся образцы работ.
3.Подготавливается раздаточный материал.
4.Создается электронная презентация.
5. Оформляется помещение для мастер-класса.
6. Оформляются рабочие места .
2. Основная часть
Образовательные задачи,
Примерное содержание
Время
Деятельность
мастера
Деятельность
участников
Используемые
методы
Универсальные учебные действия
1. Организационный этап
Задача: Подготовить участников к мастер-классу.
Содержание: проверка готовности к работе.
Условия проведения и получение положительного результата: доброжелательность, собранность и волевая направленность.
2 мин.
Проверяет готовность к занятию.
Добрый день ,дорогие коллеги! Прошу занять места в классе.
Готовятся к участию в мастер-классе. Рассаживаются на места.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к занятию.
Личностные :понимают значение знаний для человека и принимают его. проявляют эмоционально- ценностное отношение к природе
Мотивационный этап. Изучение нового
Задача: Мотивировать участников на предстоящую деятельность.
Содержание: постановка проблемы, сообщение темы занятия, формы проведения мероприятия, регламента, условий.
Условия проведения и получения положительного результата: направлять на предстоящую деятельность, снять эмоциональное напряжение.
5 мин.
Сегодня у нас необычный урок, который запомнится вам надолго. Мы познакомимся с новой техникой выполнения пейзажа, которая называется - Энкаустика.
На уроках мы с вами применяли нетрадиционные техники для изображения природы. Это такие как, кляксография, грифонаж, квилинг, стилизация, раздувание краски и другие. а также мы знаем, что можно рисовать песком, на воде и даже огнем.
Историческая справка.
Итак, энкаустика – это техника рисования воском. Этой технике подвластно все: сказочные растения, волшебный мир морей и океанов, воздушные облака, горы, бездонные озера. Все это можно нарисовать восковыми мелками при помощи утюга.
Чтобы научиться технике энкаустика, нужно запастись восковыми мелками ,белым картоном и утюгом. И главное -совсем не нужно уметь рисовать! Эта техника очень проста и доступна всем.
Рассмотрим четыре основных приема восковой живописи6 разглаживание, оттиск ,работа боковыми сторонами утюга (ребром) и работа острием.
Слушают, концентрируют внимание на предстоящую деятельность.
Информационно –побуждающий, развитие ситуации успеха, развитие
Мотивационной сферы, эмоциональное стимулирование
Личностные: умеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке родной природы.
Познавательные:имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно строить высказывание в устной форме о красоте природы; осуществляют поиск информации
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний о технологии «Энкаустика»
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать ;вступать в учебное сотрудничество. принимая его условия и правила.
Практический этап (творческая практическая деятельность)
Задача: Познакомить с приемами работы утюгом .предварительно нанеся слой восковыми мелками.
Содержание: самостоятельная работа восковыми мелками с помощью утюга. Напоминание приемов по ходу работы.
Условия проведения и получение положительного результата: комфортная обстановка, партнерские отношения, эмоциональный рабочий настрой.
33 мин.
Задает ритм работы, показывает приемы рисования утюгом . Первый прием –разглаживание. Возьмите глянцевый картон форматом А5или А6.Начните именно с такого формата. Вам будет легче работать.
Включите утюг и отрегулируйте минимальную температуру. Держите утюг подошвой вверх. К подошве поднесите карандаш и начните рисовать по подошве, закрашивая поверхность утюга.
Карандаш должен хорошо плавиться и немного растекаться. но не сильно. В противном случае, регулируйте температуру на утюге. Теперь переверните утюг подошвой вниз и проведите по бумаге. Посмотрим, что получилось.
Второй способ: оттиск.
С помощью этого приема создаются прожилки, характерные для энкаустики. Для этого достаточно приложить утюг к поверхности картона, а потом слегка приподнять его .В пространство между утюгом и картоном хлынет воздух ,и на поверхности воска образуются прожилки.
Прием третий: работа боковой стороной утюга(ребром). С помощью боковых сторон утюга получаются белые линии и привносят в рисунок детали. Методом разглаживания нанесите на картон воск. Затем поставьте утюг так, чтобы его ребро скользило по воску, как лезвие конька. Так создаются различные линии, например. высокая трава. Прием четвертый: работа острием утюга. Коснитесь острием утюга(носиком)воска, подцепите немного воска и рисуйте им. Используется для детальной прорисовки.
Работать будем по группам. Одна группа рисует ,а другая- готовит оформление для работ(рамочки). Все необходимое – на рабочих местах.
Если все понятно , то начинаем творить. Индивидуальное консультирование.
Первая группа: работают по заданию,
наносят на подошву утюга восковые мелки(которые под температурой расплавляются).И смотрят .что получается. Применяют все 4 способа работы утюгом.
Вторая группа: вырезают из картона для рамочки для выполненных работ.
Проблемный , словесный, практический.
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественной деятельности.
Регулятивные :составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона.
Коммуникативные:
задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка.
Заключительный этап: итог (рефлексия)
Задача: подвести итог мастер-класса, сделать выводы о достижении поставленной цели.
Содержание: выступление участников ,обобщение и выводы цели.
Условия проведения и получение положительного результата: атмосфера благожелательности и взаимопонимания.
5 мин.
Рассмотрите выполненную работу и подумайте, все ли у вас получилось? Удалось ли вам передать красоту природы? Давайте выберем наиболее удачные композиции, удачный колорит.
Мастер предоставляет слово участникам мастер-класса ,сообщает и делает выводы о достижениях поставленных целей, дает благожелательное напутствие.
С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?
Каковы замечания и предложения на будущее (себе, преподавателям, организаторам)?
Рассматривают рисунки, готовые рамочки и оценивают работу свою и коллег. Слушают, вступают в диалог.
Личностные: понимают значение знаний ,воспринимают произведения искусства; Связывают свои наблюдения за природой со своей работой в технике энкаустика.
1. 2. 3.
-Как бы вы оценили свою работу на уроке? (работу своей группы, пары).
По каким критериям? Ваше эмоциональное состояние? (до и после урока)
Выводы: положительные , - отрицательные
Историческая справка
Энкаустика – (от греч. –искусство выжигания)- техника живописи. В которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде.
Предварительно разогретые краски наносились на подогретую основу кистью и раскаленным бронзовым инструментом(лат. название КАУТЕРИИ – стержень с ложечкой и лопаткой на концах), после чего живопись оплавлялась с помощью жаровни.
Исторически энкаустическая живопись берет свое начало в Египте 5000 лет тому назад, ее расцвет приходился на период с V по III вв. до н.э. В 1880-х годах В Египте в оазисе Фаюм недалеко от Каира были нацдены 2000лет пролежавшие в песке портреты, прибинтованые к ликам мумий. Портреты эти получили название – фаюмские. Они поразили мир своей сохранностью и выразительностью. Секрет этой живописи еще в XII веке нашей эры был утерян.
Исследования в области энкаустики вел Леонардо Да Винчи, его последователи, искусствоведы, филологи, химики более поздних времен, и в XIX- XX веках. Этим исследованиям посвятили свои жизни в России Василий Виниаминович и его дочь Татьяна Васильевна Хвостенко. К сожалению ,до последнего времени остается малоизвестным тот факт, что советский художник В,В, Хвастенко в 1935 открыл секрет красок, которыми были написаны фаюмские портреты. А в 1938 г. ,используя современные достижения техники, путем экспериментов добился новых результатов и обогатил технику энкаустики.
Усовершенствовав приемы современной энкаустики, Т.В. Хвостенко разработала уникальные технологии защиты памятников архитектуры и искусства от вредного воздействия окружающей среды. За период с 1982- 1998гг. с применением уникальной технологии ей было отреставрировано и защищено от подсоса грунтовых вод около 300 объектов в нашей стране и за рубежом. Среди них : Могила Неизвестному солдату у Кремлевской стены, собор Василия Блаженного, Здание Государственной Третьяковской галереи, дворец графа Шереметьева в Останкино, церковь всех Святых на Кулишах, музей – квартира А.С. Пушкина, Зачатьевский монастырь и многие другие.