Практические особенности использования педагогического рисунка на уроках рисования
Практические особенности использования педагогического рисунка на уроках рисования
План-конспект учебного занятия напрвлен на формирование общих и профессиональных компетенций студентов в процессе организации практической работы по освоению приемов работы с педагогическим рисунком на уроках рисования, изучение его особенностей, требований.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практические особенности использования педагогического рисунка на уроках рисования»
План-конспект учебного занятия
Селедцова Ирина Сергеевна,
преподаватель
ГБПОУ ИО «Иркутского
регионального колледжа
педагогического образования»
Тема учебного занятия: Практические особенности использования педагогического рисунка на уроках рисования
Профессиональный модуль: Преподавание по программам начального общего образования
МДК. 01.06. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом
Тема раздела программы: Решение задач частной методики преподавания дисциплин в начальной школе
Цели урока: формирование общих и профессиональных компетенций студентов в процессе организации практической работы по освоению приемов работы с педагогическим рисунком на уроках рисования, изучение его особенностей, требований.
образовательная: систематизация и углубление знаний по теме «педагогический рисунок», формирование умений работать с дополнительными источниками информации в процессе подготовки к занятию, освоение приемов работы с педагогическим рисунком на уроках рисования, изучение его особенностей, требований сопоставлять и сравнивать точки зрения, высказывать свою точку зрения.
развивающая: развитие критичности мышления через мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение; устной и письменной речи, долговременной памяти, произвольного внимания.
воспитательная: формирование необходимых коммуникативных качеств, связанных с особенностями профессии. Воспитание интереса к своей будущей профессии.
Формируемые компетенции:
ОК: Организовывать собственную деятельность, определять методы решения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с педагогом, другими студентами. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ПК: Систематизировать и оценивать педагогический опыт по выбору методов и приемов развития учебно-познавательной мотивации на основе анализа изучения профессиональной литературы и обмена информацией между студентами в форме представления докладов.
Осуществлять контроль, оценивать процесс и результаты учебной работы. Оформлять педагогические разработки в доклада, выступлений, картотеки.
Тип учебного занятия: урок формирования новых знаний и умений
Вид учебного занятия: семинар.
Форма проведения семинара: обсуждение подготовленных докладов с элементами дискуссии.
Технология (элементы технологий): коммуникативные технологии обучения.
Материально-техническое обеспечение занятия: презентация, проектор, экспертные листы для работы.
Межпредметные связи: психология и педагогика.
Внутрипредметные: связь с предыдущей темой «Педагогический рисунок. Методы использования».
Предварительная работа (за неделю)
I этап: каждому студенту необходимо выбрать из предложенных вариантов предметов для выполнения педагогического рисунка, подготовить доклад с подробным объяснением у доски каждого этапа рисунка в соответствии с правилами (Приложение 1).
Примечание: список дается студентам для того, чтобы сориентировать в каком направлении необходимо работать, студенты могут выбрать предметы не перечисленные в списке, на свой выбор исходя из своих знаний и интересов.
Продолжительность учебного занятия: 1:30
Ход занятия
Организационный этап (5 минут)
Цель: настроить студентов на работу.
а) проверка присутствующих, внешнего вида студентов и т.п.
б) сообщение темы занятия, ее актуальности, цели, плана занятия.
Большая ответственность за культурное развитие подрастающее поколение ложиться на учителей общеобразовательных школ, поскольку они ведут повседневную учебно-воспитательную работу с многомиллионной массой детей. Учитель является центральной фигурой в школе, от его профессиональной квалификации зависят содержание и качество учебного процесса, объем и уровень знаний получаемых школьниками. Правильно поставленные, хорошо организованные, систематически и интересно проводимые занятия по изобразительному искусству, играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения, в проявлении и совершенствовании их творческих способностей.
Как известно, одним из главных средств наглядного обучения изобразительному искусству являются рисунки, выполняемые учителем с целью иллюстрирования и дополнения устного объяснения учебного материала. Это обстоятельство обуславливает необходимость уверенного владения свободным беглым рисунком.
В свое педагогической практике я наблюдала то, что умелая организация урока учителем приводит к положительному результату. От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования или воспользуется лишь наглядными материалами, зависит качество творческой работы ученика.
Таким образом, целью лекции, является освоение приемов работы с педагогическим рисунком на уроках рисования, через изучение его особенностей, требований. Тема нашей встречи звучит как «Практические особенности использования педагогического рисунка на уроках рисования », вид занятия: семинар.
Цель: освоение приемов работы с педагогическим рисунком на уроках рисования, через изучение его особенностей, требований.
План работы на занятии:
«Цепочка»Актуализация опорных знаний.
Представление докладов (педагогических рисунков) с их обсуждением.
Подведение итогов занятия
Сообщение домашнего задания.
«Цепочка» (5-7 минут).
Цель: актуализация опорных знаний.
Студенты формулируют и задают вопросы «по цепочке» соседу по парте по предыдущей теме «Педагогический рисунок. Методы использования».
Задачей студентов является: четкая формулировка вопроса по теме оценивание, корректировка (при необходимости) ответа и, в случае, когда ответ даете вы, достаточно полный ответ на вопрос. Слушаем внимательно одногруппников, вопросы не должны повторяться.
Представление докладов с их обсуждением (50-60 минут)
Цель: Теоретический разбор материала по вопросам семинарского занятия.
Занятие рисованием самым непосредственным образом связаны с наглядностью обучения.
В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, а также рисунки самого учителя, выполненные непосредственно во время урока.
Если при изучении многих общеобразовательных учебных дисциплин дидактический принцип наглядности преподавания играет хотя и важную, но все-таки посредственную роль, то на занятиях изобразительного искусства наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале. Опираясь на зрительное впечатление, получаемые при рассмотрении иллюстрации, сопровождающей объяснение учителя, школьники получают более полное представление об изучаемом материале, или легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме урока.
Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание у человека глубже и вернее.
Прежде чем мы приступим к демонстрации педагогических рисунков, давайте определим значимость педагогического рисунка, и вспомним виды его виды?
Педагогическое рисование - это изобразительная деятельность учителя, связанная с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока.
Значимость педагогического рисунка:
Педагогическое рисование выполняется быстро и является одним из методов активизации деятельности как преподавателя, так и обучающихся.
Оно способствует реализации эмоционального и интеллектуального потенциала всех участников учебного процесса.
Педагогическое рисование используется в обучении как средство усиления мотивации деятельности и повышения интереса к ней у обучающихся, снятия их стереотипных представлений о способах деятельности, расширения диапазона зрительного восприятия и приобретения ими новых представлений о возможностях изображения.
Рисунок учителя способствует воспитанию самостоятельности, активности учащихся, целеустремленности при выполнении изображения.
Рисунок педагога на доске, устные объяснения, сопровождающие ход работы, вопросы к школьникам и их ответы помогают установить тесный контакт учителя с учениками, что ведет к более полному и углубленному усвоению знаний и умений.
Педагог при этом имеет возможность выявить степень активности учащихся и привлечь к выполнению задания учеников, относящихся равнодушно к занятиям.
Виды педагогического рисунка по методам их использования:
1.Рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе.
2. Небольшие наброски, выполненные преподавателем на полях работы ученика или на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.
Виды педагогического рисунка
Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений.
Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.
Второй вид - это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.
Третий вид - исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.
Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков выдающихся художников. Ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Хотя этот рисунок не будет образцом, которого может достичь ученик, но само ознакомление с высоким профессиональным мастерством сыграет большую роль.
Работа наша сегодня будет проходить в форме мини-уроков (фрагмент урока). Каждым студентом были подготовлены доклады с демонстрацией педагогического рисунка заранее выбранных предметов (например: пейзаж, человек, ваза, собака и др.).
Работаем в режиме: студент представляет доклад, остальные фиксируют в экспертных листаханализа демонстрационного показа педагогического рисунка (Приложение 2) напротив каждого критерия баллы, задают вопросы, возможно, дополняют, учувствуют в дискуссии, подводят итоги (подчитывают баллы), голосуют за оценку доклада.
В процессе занятия каждый из вас будет осуществлять несколько функций. Главной задачей является анализ и отбор наиболее рациональных методов и приемов работы с педагогическим рисунком на разные темы.
Напомню требования для представления доклада:
К содержанию:
Организационное начало проведения этапа (называются необходимые материалы, краткая беседа - мотивация о будущем изображении, формулируется четкая цель) (1 балл)
Последовательное и логичное выполнение рисунка на доске (выбор, формата, композиции, используется прием объяснение от общего к частному, соблюдается темп, время- мах-5 мин.) (2 балла)
Словесное сопровождение процесса работы на доске (доступно и вовремя, перед каждым этапом поясняется, обосновываются задачи и действия следующего этапа работы) (3 балла)
Качество выполнения педагогического рисунка (схематично и просто, ясно и лаконично, выделяется главное в изображении и обращается на него внимание учащихся, правильно передается вид и форма предмета, рисунок на доске достаточно крупного размера, владение практическими навыками технического исполнения, эстетика и культура представления)(4 балла)
Взаимодействие с классом (у доски стоит лицом к классу, прерывает рисование обращением к ученикам, вовремя реагирует на вопросы, просьбы учеников) (2 балла)
Критерии оценки:
Оценка «отлично»- 12-10 баллов
Оценка «хорошо»- 9-7 баллов
Оценка «удовлетворительно»- 6-4 баллов
Регламент выступления 5 минут.
Студенты представляют доклады, остальные фиксируют в экспертных листах напротив каждого критерия баллы, задают вопросы, возможно, дополняют, учувствуют в дискуссии, обсуждается с точки зрения рациональности использования того или иного метода или приема на определенных этапах, подводят итоги (подчитывают баллы), голосуют за оценку доклада.
4. Заключительный этап (3-5 минут).
Цель: подведение итогов занятия.
Учитель, хорошо владеющий приемами творческого рисунка на классной доске, приобретает несомненный авторитет, что, в свою очередь, активизирует изобразительную деятельность школьников на уроке.
Надо научиться сочетать четкое и последовательное, словесное объяснение и выполнение выразительного рисунка.
Умение держать себя у доски имеет большое значение и достигается не сразу. Если в самостоятельной работе с натурой на бумаге могут быть постоянные поиски, исправление ошибок, переделки, то на доске этого допускать нельзя. Ошибка, сделанная преподавателем и в особенности не исправленная им на доске, часто остается в памяти учеников.
Сегодня вы побывали не надолго в роли учителей, прочувствовали свои сильные стороны и слабые, но все приходит с опытом, терпением и стремлением совершенствоваться.
Сообщение домашнего задания (3 минуты).
Подготовить пластилин, тряпочку, картон.
Всем спасибо за работу. Можете быть свободны.
Приложение 1
Задание для семинара: Составить доклад с последовательным выполнением поэтапного педагогического рисунка (вариант на выбор или свой) с подробным описанием действий.
Примерные варианты:
рыбка
дерево
матрешка
пейзаж
портрет
человек
игрушка
натюрморт
цветок
гриб
транспорт
ваза и др.
Приложение 2
Экспертный лист анализа демонстрационного показа педагогического рисунка
Критерии
Максимальный балл
ФИО докладчика
ФИО докладчика
ФИО докладчика
1
Организационное начало проведения этапа (называются необходимые материалы, краткая беседа - мотивация о будущем изображении, формулируется четкая цель)
1
2
Последовательное и логичное выполнение рисунка на доске (выбор, формата, композиции, используется прием объяснение от общего к частному, соблюдается темп, время- мах-5 мин.)
2
3
Словесное сопровождение процесса работы на доске (доступно и вовремя, перед каждым этапом поясняется, обосновываются задачи и действия следующего этапа работы)
3
4
Качество выполнения педагогического рисунка (схематично и просто, ясно и лаконично, выделяется главное в изображении и обращается на него внимание учащихся, правильно передается вид и форма предмета, рисунок на доске достаточно крупного размера, владение практическими навыками технического исполнения, эстетика и культура представления)
4
5
Взаимодействие с классом (у доски стоит лицом к классу, прерывает рисование обращением к ученикам, вовремя реагирует на вопросы, просьбы учеников)