План урока по изобразительному искусству для учащихся 6 класса "Пейзаж - большой мир"
План урока по изобразительному искусству для учащихся 6 класса "Пейзаж - большой мир"
Урок по изобразительному искусству для учащихся 6 класса по теме «Пейзаж - большой мир». Урок позволяет познакомить школьников с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников, помогает детям познавать окружающий мир, развивая наблюдательность, учит логически мыслить, осознавать видимое, развивает творческие способности учащихся, дает верное направление эстетическому восприятию мира, развивает пространственное мышление, образное представление и воображение, воспитывать любовь к природе, уважение к русскому искусству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План урока по изобразительному искусству для учащихся 6 класса "Пейзаж - большой мир" »
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ №28»
ПЛАН УРОКА
«ПЕЙЗАЖ - БОЛЬШОЙ МИР»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
6 КЛАСС
Автор разработки:
Гомзякова Евгения Павловна,
учитель изобразительного
искусства МБОУ «СОШ №28»,
первая квалификационная категория
2014г
г. Братск
Цель урока:
-познакомить школьников с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников; - помочь детям познавать окружающий мир, развивая наблюдательность; - научить логически мыслить, осознавать видимое; - развивать творческие способности учащихся, давать верное направление их эстетическому восприятию мира; - развивать пространственное мышление, образное представление и воображение; - воспитывать любовь к природе, уважение к русскому искусству.
Задачи урока. Повторить ранее изученный материал, виды и жанры изобразительного искусства, познакомить школьников с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников; выполнить практическую работу «Тропический пляж» используя различные приемы художественного мастерства.
Тип урока:комбинированный.
Вид урока:урок с использованием ЭОР, творческая работа.
Возраст учащихся:6 класс.
Оборудование и программное обеспечение:компьютер с программойWindows XP Professional, мультимедийный проектор, доска для проектора.
Наглядные пособия: репродукции картин художников-пейзажистов, электронные презентации.
Межпредметные связи:география, история.
План урока:
Организационный момент.
Повторение ранее пройденного материала. Презентация-тест «Виды и жанры изобразительного искусства».
Изучение новой темы: «Пейзаж – большой мир». Выступления учащихся. Просмотр презентации «Виды и характеры пейзажа»
Практическая работа. «Тропический пляж»
Анализ работ. Закрепление материала.
Итог урока. Выставление оценок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
II. Повторение ранее пройденного материала. Презентация-тест «Виды и жанры изобразительного искусства».
III. Объяснение новой темы
– Кто в наше время не знает, что такое пейзаж?
Ответ детей: Это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.
(Слайд 1)
В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Художники разных эпох, в разных странах мира пытались передать красоту природы, окружающего мира.
Можно назвать много зарубежных художников: нидерландский мастер 14-15 вв. Хуго ванн де Гус, Антуан Ватто (начало 19в.) – Франция, Джон Констебль, Джон Тернер – Англия и другие.
Среди русских художников трудно выбрать лучших из лучших. Назовем лишь некоторых: И.И.Шишкин, А. Саврасов, А. Куинджи, И. Левитан, Д. Поленов, И.К.Айвозовский, А.А.Машков, А. Куприн и другие
Ученик:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей…
В этом отрывке из стихотворения Николая Заболоцкого «ВЕЧЕР НА ОКЕ»говориться о том что мы не замечаем красоты окружающего нас мира , красоты природы, не умеем любоваться ей.
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.
(Слайд 2)
1. Сельский пейзаж
К этому пейзажу прибегали многие художники – Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. С именем этого художника связывают появление лирического пейзажа, пейзажа настроения.
Ученик-экскурсовод:
Рассказывает о художнике, представляет некоторые его произведения
(Слайды 3-8 )
2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. Очень вдохновил образ старого Петербурга творческую группу под названием «Мир искусства». Особое место в создании образа барочного, классического и современного им Петербурга заняли Мстислав Валерианович Добужинский («Петербург», «Домик в Санкт-Петербурге») и Анна Петровна Остроумова-Лебедева, создавшие целую серию гравюр, посвященных этому городу.
(Слайд 9)
3. Парковый пейзаж
В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Такие пейзажи создавали Семён Федорович Щедрин в 18 веке и Александр Николаевич Бенуа в конце 19 веке. На их картинах гармоничное сочетание природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой.
Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова. 1796
(Слайд 10 )
4. Морской пейзаж
Картины с изображением морского пейзажа ещё называют маринами. В Википедии дается следующее определение:Марина(ит. marina, от лат. marinus – морской) –один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря. В России приверженцев этого пейзажа было очень немного, но самый яркий из них Иван Константинович. Айвазовский. Его картины «Черное море» и «Девятый вал» известны во всем мире. Вашему вниманию сегодня предоставлены картины «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью».
Ученик-экскурсовод:
Рассказывает о художнике, представляет некоторые его произведения
(Слайды 11-17 )
5. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. К архитектурному пейзажу обращались Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа, Петр Петрович Кончаловский и др.
(Слайд 18)
6. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека –создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны. Начало ему было положено в 20-х годах XX века картиной Бориса Николаевича Яковлева «Транспорт налаживается». Скупой живописно-повествовательный язык картины как бы сродни суровому времени Поэтика индустриального пейзажа стала центральной темой творчества многих художников на протяжении всего XX века.
(Слайд 19 )
Разнообразие пейзажа по характеру. Изображая природу, художник отражает представления людей своей эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл. Существует пять видов характера пейзажа. Это героически, исторический, эпический, романтический пейзаж и пейзаж настроения. Рассмотрим их подробнее.
(Слайд 20 )
1. Героический пейзаж
Так можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека. В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги. Так выглядит пейзаж в триптихе Павла Корина «Александр Невский».
(Слайд 21 )
К этому виду пейзажа можно отнести картину А. Рылова «В голубом просторе». Она написана в 1918 году, в ней аллегорически решен героико-романтически и образ свободы и мужества: вольные птицы в вольном небе, крохотный парусник в звенящем пространстве, плывущий навстречу вестникам пробуждающейся земли.
(Слайд 22 )
2. Пейзаж настроения
Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувства тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения. – С именем какого художника связывают появление лирического пейзажа? (А. Саврасов «Грачи прилетели».} – Василий Дмитриевич Поленов дал жизнь так называемому лирическому пейзажу, в котором присутствовал и бытовой жанр: «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева». Ученик Алексея Кондратьевича Саврасова и Василия Дмитриевича Поленова, Исаак Ильич Левитан сочетал в своем творчестве эпическую и интимную, лирическую линию. «Ом был одним из первых русских художников, кто начал писать голубые и фиолетовые тени на снегу, кто передал красоту тончайших оттенков цветовой гаммы летних сумерек и голубую прозрачность лунного света». Он утвердил в русском искусстве пейзаж, который называют «пейзажем настроения».
(Слайд 23 )
3. Исторический пейзаж
В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку. Представителями исторического пейзажа прежде всего надо назвать Николая Константиновича Рериха и Апполинария Михайловича Васнецова. Оба увлекались археологией и были большими знатоками русской старины. В 1903 году Н.К. Рерих пишет «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», позже воскрешает ратное прошлое древнего города в картинах «Дозор», «Вижу врага», «Земля славянская». Художник поставил перед собой задачу воспеть языком живописи красоту древнерусского зодчества, убедить современников в огромной ценности памятников старины. А.М. Васнецов в городских пейзажах восстанавливал картины быта наших предков. Он писал Москву XVII века.
(Слайд 24)
4. Эпический пейзаж
Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа. В некотором смысле идеальный образ русской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями и могучими реками, создал Иван Иванович Шишкин. Характерна в этом отношении последняя большая работа Исаака Ильича Левитана – «Озеро», художник дал ей второе название – «Русь», обозначив, таким образом, эпическую программу произведения. В этом пейзаже художник стремится показать собирательный образ русской природы в ее характерном состоянии.
Ученик-экскурсовод:
Рассказывает о художнике, представляет некоторые его произведения
(Слайды 25-32 )
5. Романтический пейзаж
В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра – мотивы романтического пейзажа. Дух романтизма присутствует в картинах Алексея Кондратьевича Саврасова «Проселок» и «Рожь». Проникнуты романтическим чувством динамичные пейзажи Федора Александровича Васильева. Художником-романтиком называли Ивана Константиновича Айвазовского. В выдающемся произведении Николая Константиновича Рериха «Небесный бой» над волнистыми очертаниями холмов громоздятся облака – то клубящиеся, то прямые и острые, как стрелы. Сочетание динамичности с величавой и торжественной монументальностью можно отнести к эпико-романтическому пейзажу.
(Слайды 33 )
Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.
IV. Практическая работа: «Тропический пляж»
Впереди лето. Все мы ждем его с нетерпением. Кто-то поедит отдыхать в другой город, деревню к бабушке, кто-то на море… лето – прекрасная пора, время приятных впечатлений. Предлагаю поднять настроение: отправиться в райский уголок природы – берег теплого южного моря и продолжить нашу работу по пейзажу «Тропический пляж».
(Слайд 34)
В ходе работы применяются различные приемы с художественными материалами: -берег моря – воск
V. Анализ работ.
Закрепление материала
1. Какие пейзажи по виду изображения вы можете назвать? 2. Как отличаются пейзажи по характеру? 3. Какой пейзаж вам ближе по духу? 4. Определите вид и характер пейзажа, который мы рисуем с вами. «Тропический пляж»
(Слайды 35-36)
VI. Итоги урока. Выставление оценок в дневник и журнал. Сегодня на уроке мы повторили виды и жанры изобразительного искусства, познакомились с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников; познакомились с большим миром пейзажа, выполнили практическую работу «Тропический пляж» используя различные приемы художественного мастерства. Я хочу сказать вам еще и то, что мы должны не только любоваться природой и окружающим миром, но и беречь его, охранять красоту природы. Впереди летние каникулы: вы будете отдыхать на братском море, Ангаре, о.Байкал и т.д. Берегите природу!
Домашнее задание: выполнить наброски пейзажа улиц города; подобрать материал о художниках пейзажистах городского пейзажа, архитектурного пейзажа и иллюстрации этих видов пейзажа.