Цель урока: ознакомить учащихся с возможностями компьютерных технологий в разработке цветных рисунков с геометрическими орнаментами для творческих работ в технике лоскутной мозаики; научиться работать в графическом редакторе CorelDRAW
Виды деятельности: изобразительная – графика, компьютерная графика. Восприятие произведений искусства, их анализ.
Проблемы, решаемые обучающимися
Планируемые результаты:
Предметные:
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Знать, что такое мозаика, виды мозаики, из какого материала ее можно выполнить.
Уметь отличать характер мозаики, создавать свою мозаику, используя придуманную композицию. Уметь рисовать мозаику с помощью современных средств графики – (ПК) персонального компьютера.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Панно в технике лоскутной мозаики»
Практико-значимая работа по теме: Создание узора для проекта «Панно в технике лоскутной мозаики».
Выполнил:
Басманова Вероника Владимировна,
Учитель изобразительного искусства
МОУ СОШ №5 г. Дубна, Московской области
Научный руководитель:
ст. преподаватель Астемирова О.
Москва 2015
Оглавление
Введение…………………………………………………………………… 4-6
Конспект 1 урока ИЗО. Тема урока: Мозаика, орнамент. Создание цветных орнаментов и узоров с применением ПК…………………………………. 7-16
Конспект 1 урока ИЗО. Тема урока: «Информационные технологии. Создание цветных орнаментов и узоров».………………………………………..17-29
Заключение…………………………………………………………………...30-31
Литература…………………………………………………………………... 32-33
Цель проекта:
Изучение Стандартов образования в свете новых требований ФГОС среднего общего (полного) образования. Практико-значимая итоговая работа «Создание методических разработок для уроков (два смежных урока) изобразительного искусства для 7 класса с учётом требований ФГОС»
Задачи проекта:
Изучить нормативные документы
Познакомиться с литературой
Ознакомиться с примерными программами.
Провести тестирование учащихся.
Провести анализ материально-технической базы кабинета
Составить план и выполнить разработку уроков в соответствии с современными требованиями образования и адаптировать к обучаемым классам
Провести анализ результатов коррекцию, исправитьнедостатки, продумать пути улучшения данной работы, её адаптации к современным требованиям образования и запросам общества.
Обобщить полученные результаты работы и сделать вывод.
Апробировать методические разработки в течении года, подвести итоги проделанной работы
Введение
Развитие образования в современных условиях. Стандарты в современном художественном образовании
В свете реформирования школьного образования меняется форма преподавания предмета изобразительное искусство на основе личностного развития каждого ученика. Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Таким образом, тема данного проекта является актуальной.
Стандарт образования в свете новых требований ФГОС среднего общего (полного) образования побуждает учителя пересмотреть рабочие программы, и планы –конспекты отдельных уроков с целью адаптации к новым условиям.
В основе Стандарта) образования лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учѐтом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьѐй, обществом, государством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания – науки, искусства, морали, религии, правосознания, своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.);
сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
сформированность основ эстетического образования, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; сформированность бережного отношения к природе;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий;
осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем;
Предметы (курсы) по выбору участников образовательного процесса (в том числе, например «искусство», «технология», «дизайн» или предмет из вышеназванных предметных областей, или курс по предложению образовательного учреждения).
Изучение предметов (курсов) по выбору образовательного процесса должно обеспечить:
общеобразовательную, общекультурную составляющую данной ступени общего образования;
развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
развитие навыков самообразования и самопроектирования;
углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
Предметные результаты изучения предметов (курсов) по выбору участников образовательного процесса должны отражать:
развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения предмета: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности.
обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
обеспечение профессиональной ориентации обучающихся
развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции.
Конспект 1 урока ИЗО Тема урока: Мозаика, орнамент. Создание цветных орнаментов и узоров с применением ПК. Практическая работа: Создание узора для проекта «Панно в технике лоскутной мозаики».
7 класс
Изобразительное искусство.
Авторы Б. М. Неменский
Тип урока комбинированный
Цель урока: объяснить, что такое мозаика, из какого материала ее можно выполнить.
Научить отличать характер мозаики, уметь выполнить мозаику
Цель урока: ознакомить учащихся с возможностями компьютерных технологий в разработке цветных рисунков с геометрическими орнаментами для творческих работ в технике лоскутной мозаики; научиться работать в графическом редакторе CorelDRAW
Виды деятельности: изобразительная – графика, компьютерная графика. Восприятие произведений искусства, их анализ.
Проблемы, решаемые обучающимися
Планируемые результаты:
Предметные:
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Знать, что такое мозаика, виды мозаики, из какого материала ее можно выполнить.
Уметь отличать характер мозаики, создавать свою мозаику, используя придуманную композицию. Уметь рисовать мозаику с помощью современных средств графики – (ПК) персонального компьютера.
Регулятивные УУД (Р) - организация своей учебной деятельности с самооценкой результата.
(Р) Регулятивные действия Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и коррекция
Познавательные УУД (П) Познавательно-логические (осознание произведений искусства в контексте, сравнение. Действие постановки и решения проблемы.
Коммуникативные УУД (К) Коммуникативные действия – умение коллективно обсуждать результаты работ учащихся. (К) Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные результаты формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. Нравственное воспитание посредством произведений классического искусства (красота внешняя и внутренняя) Воспитание трудолюбия, патриотизма, любви к родине на примере народного творчества и народных традиций. Жизненно-личностное профессиональное самоопределение.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.
Этапы урока «Создание узоров для панно в технике лоскутной мозаики».
Этап урока
(занятия)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Осуществляемые действия
Познавательная
Регулятивная
Коммуникативная
Осуществляемые действия
Формируемые умения
Осуществляемые действия
Формируемые умения
Осуществляемые действия
Формируемые умения
1.Организационный этап
Постановка цели и задачи урока.
2.Основной этап
Актуализация знаний
Первичное усвоение новых знаний.
Первичное закрепление
3.Практическая работа. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
4.Информация о домашнем задании,
5.Подведение итогов, рефлексия.
1.Проверка готовности к уроку
Мотивация учебной деятельности учащихся.
2.Объяснение нового материала.
3. Контроль за выполнение практического задания. Сотрудничество с учащимися в творческом задании.
4.Инструктаж по его выполнению
5.Контроль и оценка процесса. Разъяснение способов самооценки работы с помощью основных критериев
.
1.Самостоятельное выделение и формулировка цели.
2.Поиск и выделение необходимой информации.
3. Формулирование проблемы Самостоятельный выбор способов решения поставленных задач.
5.Рефлексия способов и условий действий
1.Умение выделения основного смысла, главной и второстепенных задач.
2.Применение методов поиска необходимой информации, в том числе знаково-символические действия (спектр, цветовой круг, узоры).
3.Умения осознано и произвольно строить речевые высказывания Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
5. Умения контроля и оценки процесса работы и результатов деятельности
Умение планировать свою работу, выполнять контроль и самоконтроль.
5.Умение выполнять самооценку работы.
1.Планирование и сотрудничество с учителем. Постановка задач - инициативное сотрудничество.
2.Действие постановки и решения задач.
3.Способность к сотрудничеству в группах при выполнении задач.
Планирование, сотрудничество со сверстниками - информативное сотрудничество, разрешение конфликтов, управление поведением партнера.
1.Социальная компетентность.
Умение слушать и вступать в диалог.
Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Умение выражать свои мысли.
3. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Умение выражать свои мысли. Умение строить деловые отношения и умение отстаивать своё мнение, разрешать спор, воспитывать толерантность
5.Умение контроля и коррекции знаний, владение монологической и диалогической формами речи.
Тема урока: «Создание узоров для панно в технике лоскутной мозаики».
Ход урока.
Цели:
развить интерес учащихся к творческой практической деятельности,
дать первоначальные сведения об истории лоскутного шитья,
о проекте;
научить основам композиции, принципам создания узоров с использованием ПК;
развивать творческое мышление, воображение и эстетический вкус;
развить навыки и умения работы на ПК.
Оснащение урока:
выставка детских работ и по лоскутной пластике,
технологические карты,
мультимедийная аппаратура.
проектные работы учащихся.
1.Организационный момент: проверка готовности к уроку.
2.Здравствуйте! Садитесь! Я рада вас видеть. Мне всегда приятно работать с вами. Надеюсь, что вам тоже понравится сегодняшний урок, он откроет для вас новый интересный мир.
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие из далекого прошлого в сегодняшний день.
С начала заглянем в «Бабушкин сундук». А затем, на втором уроке, познакомимся с приемами рисования узоров на компьютере.
Много интересного можно найти в «Бабушкином сундуке». Это:
вязание,
вышивка,
лоскутная пластика.
Мы бережем народные традиции и собираем свой сундук, бережно складывая в него работы наших учеников. Давайте вместе их рассмотрим.
Просматриваем слайды.
Лоскутная пластика. И именно с этим народным творчеством мы подробно познакомимся сегодня на уроке.
Человек живет и творит для других. И плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории, поэтому мы должны пытаться сохранить и приумножить «Бабушкин сундук» и сохранить русские народные традиции. Так уж случилось, что наши бабушки, жили в такое время, когда интерьер в своем доме они могли создать только своими руками. И, несмотря на всю бедность, присущую тому времени, они находили средства и время, чтобы создавать уют и красоту для своих любимых и родных.
Вначале - немного из истории лоскутного шитья.
слайд
Печворк и квилтинг. Эти направления лоскутного шитья имеют незначительные отличия. В давние времена из лоскутков шили одеяла, покрывала, подушки и даже одежду. Но в нашей стране эти традиции в основном утрачены. А вот в Англии продолжают шить до сих пор. Именно там лоскутное шитье называется "квилтинг", а изделия, сделанные в этой технике, "квилт", (эту традицию относят XVII веку).
ШИТЬЕ ЛОСКУТНОЕ, или ПЕЧВОРК
слайд
- один из традиционных видов народного творчества. У разных народов встречаются изделия, выполненные из лоскутков, сохранившиеся с давних пор и представляющие собой настоящие произведения искусства.
слайд
Издавна на Руси делали из кусочков ткани одеяла, коврики, но, как правило, сшивали их бессистемно, как придется. Со временем искусство это было забыто и вернулось к нам из-за океана под названием печворк. Оказалось, что, если подойти к этому шитью серьезно, можно сделать великолепные вещи, начиная от ковриков и одеял и кончая блузками, жилетами и куртками. Но эта очень трудоемкая и кропотливая техника требует большой аккуратности и точности,
слайд
Квилт - в переводе с английского означает «стеганое одеяло», и от печворка отличается тем, что непременно имеет три слоя: верх, собранный из лоскутков, прокладку и подкладку. Настоящий квилт простегивается вручную.
Художественная обработка текстильного лоскута включает в себя такие виды работ как
текстильная аппликация,
слайд
мозаика,
слайд
коллаж,
слайд
лоскутное шитье.
В настоящее время к шитью из лоскутков относятся как к виду искусства. Раньше кусочки ткани сшивали из экономии. Сейчас - от тяги к чему-то теплому, сделанному своими руками.
Как в любом виде рукоделия, в лоскутном шитье мы от простого пойдем к сложному. Сразу мы не сможем изготовить такие вещи, которые мы увидели, ведь каждое изделие – это проект, выполненный учащимся.
Определение что такое проект вам надо запомнить. ( Определение на экране)
слайд
Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная под руководством учителя.
Что подразумевают, говоря самостоятельная, творческая работа?
Ответ – это работа, выполненная по собственному замыслу. В проекте мы воплощаем собственные идеи.
слайд
Практическим результатом проекта является: само изделие, дизайн папка, процесс обучения то есть знания и умения, которые мы получаем.
( Показать изделие и дизайн папку.)
слайд
Этапами выполнения проекта являются:
1.Обоснование проблемы и потребности.
2.Выбор темы проекта.
3.Выбор материалов и оборудования.
5.Составление технологической карты.
6.Изготовление проекта в технологической последовательности.
8.Рассчёт себестоимости затрат.
9.Самооценка.
10.Защита проекта.
Информация о проектах содержится у вас в памятке, которая у вас лежит на столе.
слайд
Темы проектов по лоскутной пластике вы можете выбрать сами, например: создание узора для работы -
«Декоративные элементы кухни»,
«Коврик для любимого животного»,
«Лоскутное одеяло» и др.
Для того чтобы приступить к выполнению любого проекта по лоскутной пластике, нам нужно сначала мысленно представить то, что мы хотели бы сделать; затем с карандашом в руках попытаться нарисовать нашу идею.
Сегодня тема нашего урока
слайд
«Создание эскиза панно в технике лоскутной мозаики». Запишите число и тему урока в тетради. Тема высвечивается на экране. Мы научимся сегодня рисовать геометрические узоры на компьютере. И займемся этой работой на втором уроке. А сначала поговорим о цвете, узнаем секреты цветовой гармонии.
Наша работа должна приносить радость нам и всем, кто будет ее рассматривать. В этом нам помогут знания о цвете.
Вопрос – Что вы знаете о цвете?
слайд
Вопрос – Какие 3 основных цвета вы знаете? (красный, желтый, зеленый)
Вопрос – Как получаются все остальные цвета? (при смешивании к + ж = о; ж + с = з; )
слайд
Цвета, полученные при смешивании основных называют дополнительными.
-Назовите их! (работают с цветовым кругом)
Основной цвет находится напротив дополнительного и составляют цветовые пары.
цветовая гармония – это равновесие цветов. Это определение у вас есть в памятках.
Первым, кто отметил влияние света, и цвета на человека был немецкий ученый, философ и поэт начала девятнадцатого века И. В. Гете. В 1810 году он опубликовал свой трактат о цвете. Изучая неоднозначное воздействие цвета на эмоции человека, Гете опубликовал свое первое учение «О цветах света как отдельных, так и их сочетаниях». И. В. Гете писал, что цвет: «независимо от строения и функции того материала, на котором мы его воспринимаем, оказывает на человека определенное воздействие» возникает «особые душевные настроения».
Так по его мнению. Желтый обладает светлой природой, синий вызывает чувство холода. В зеленом цвете глаз находит реальное успокоение, сиреневый вызывает, хотя живое, но безрадостное чувство. Гете точно пометил: «когда глаз видит цвет в «нем сейчас же просыпается деятельность».
Рассматривая цвета, Гете впервые расположил их по кругу в определенном порядке. Сегодня этой цветовым кругом Гете пользуются художники и дизайнеры. Как музыканту нужны ноты, писателю - буквы; художнику - краски и знания о них.
Цвета делятся на «теплые » «холодные».
-Назовите их! В чем их особенности?
слайд
Да, теплые выделяются больше, чем холодные. Эту особенность теплого цвета нужно учитывать, чтобы не перегрузить композицию «теплым» цветом.
слайд
Можно соединять ткани с различными рисунками, но при этом следите, чтобы лоскутки с мелким рисунком соседствовали с лоскутками с крупным рисунком. Перемежайте такие лоскутки однотонными, если она повторяет одну из красок пестрой.
слайд
Составляя свой орнамент, вы на это уделите особое внимание. Ведь от того, какое цветовое сочетание вы выберите, будет зависеть вся ваша композиция.
А кто знает, что означает слово композиция?
слайд
Композиция – это составление, соединение. Запомните значение, и написание этого слова оно есть в ваших памятках.
Запишите еще одно определение.
«Ритм» в орнаменте - это чередование отдельных его элементов.
слайд
Наша композиция, будет состоять из простых геометрических фигур: в виде одинаковых прямоугольных полосок, квадратиков и треугольников. Попробуйте самостоятельно составить такой узор, применяя законы цветовой гармонии. Складываем узор сразу на столе, так как когда-то это делали наши бабушки.
слайд
Практическая работа «Составление орнамента и узора из полосок, квадратов и треугольников» - коллективная работа – первый этап выполнения коллективного проекта «Панно в технике лоскутной пластики»
Подведение итогов обучающимися, они пользуются оценочными карточками « критерии оценки».
Задание на дом:
Этапы урока «Информационные технологии. Создание цветных орнаментов и узоров».
4.Умение планировать свою работу, выполнять контроль и самоконтроль.
5.Умение выполнять самооценку работы.
1.Планирование и сотрудничество с учителем. Постановка задач - инициативное сотрудничество.
3.Действие постановки и решения задач.
4.Способность к сотрудничеству в группах при выполнении задач.
Планирование, сотрудничество со сверстниками - информативное сотрудничество, разрешение конфликтов, управление поведением партнера.
1.Социальная компетентность.
3.Умение слушать и вступать в диалог.
Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Умение выражать свои мысли.
4. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Умение выражать свои мысли. Умение строить деловые отношения и умение отстаивать своё мнение, разрешать спор, воспитывать толерантность
5.Умение контроля и коррекции знаний, владение монологической и диалогической формами речи.
Урок 2 . Информационные технологии. «Создание цветных орнаментов и узоров».
7 класс
Тип урока комбинированный
Цель урока: объяснить, что такое мозаика, из какого материала ее можно выполнить.
Научить отличать характер мозаики, уметь выполнить мозаику
Цель урока: ознакомить учащихся с возможностями компьютерных технологий в разработке цветных рисунков с геометрическими орнаментами для творческих работ в технике лоскутной мозаики; научиться работать в графическом редакторе CorelDRAW
Виды деятельности: изобразительная – графика, компьютерная графика. Восприятие произведений искусства, их анализ.
Проблемы, решаемые обучающимися
Планируемые результаты:
Предметные:
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Знать, что такое мозаика, виды мозаики, из какого материала ее можно выполнить.
Уметь отличать характер мозаики, создавать свою мозаику, используя придуманную композицию. Уметь рисовать мозаику с помощью современных средств графики – (ПК) персонального компьютера.
Регулятивные УУД (Р) - организация своей учебной деятельности с самооценкой результата.
(Р) Регулятивные действия Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и коррекция
Познавательные УУД (П) Познавательно-логические (осознание произведений искусства в контексте, сравнение. Действие постановки и решения проблемы.
Коммуникативные УУД (К) Коммуникативные действия – умение коллективно обсуждать результаты работ учащихся. (К) Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные результаты формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. Нравственное воспитание посредством произведений классического искусства (красота внешняя и внутренняя) Воспитание трудолюбия, патриотизма, любви к родине на примере народного творчества и народных традиций.Жизненно-личностное профессиональное самоопределение
Цель урока: ознакомить учащихся с возможностями компьютерных технологий в разработке цветных рисунков с геометрическими орнаментами для творческих работ в технике лоскутной мозаики; научиться работать в графическом редакторе CorelDRAW .
Организация урока.Проверка готовности учащихся к уроку.
Повторение:
Расскажите правила работы с компьютером.
Из каких частей состоит компьютер?
Изучение нового материала.
Слово учителя.
— CorelDRAW представляет собой объектно – ориентированный пакет программ для работы с иллюстрациями. Это означает, что при работе с ним изображение составляется из отдельных элементов, каждый из которых описывается атрибутами обводки и заливки, воспринимаемых компьютером как набор математических координат и параметров1.
Интерфейс CorelDRAW является типичным для приложения Windows(см. рис. 2).
В самом верху программного окна находится строка заголовка (синего цвета). В ней указаны имя программы и имя загруженного файла. Под строкой заголовка расположена строка меню. Под строкой меню находятся панели, которые содержат кнопки быстрого доступа к основным командам. На левой стороне окна находится панель меню инструментов. Она содержит пиктограммы (кнопки) различных инструментов, предназначенных для формирования и обработки графики и других объектов. Вдоль правой и нижней границ окна расположены линейки прокрутки. С их помощью можно перемещать видимый участок рабочего листа вправо – влево или вверх – вниз. Рабочим полем называется свободная область окна, в его середине находится рабочий лист. В левой и верхней части окна расположены линейки, которые позволяют точно установить размеры и координаты объектов. Вдоль правой стороны окна расположена палитра цветов — она предназначена для выбора цветов объектов и контуров.
Выполнение эскиза детали «горизонтальная полоска» (порядок работы).
Рисунок 3. Включение режима сетки.
Откройте приложение CorelDRAW. Создайте новый документ. Для удобства рисования расположите рабочий лист горизонтально, для чего зайдите в Меню Расположение Переключить положение страницы. Также рекомендуется включить режим сетки, для этого заходим в Меню Ввести Сетка (см. рис. 3). Теперь в меню инструментов находим пиктограмму прямоугольник и одним кликом мыши нажимаем ее. Затем, аккуратно, по линиям сетки рисуем равносторонний треугольник (квадрат), удерживая включенной кнопку Ctrl. Данный квадрат будет служить нам основой для дальнейшей работы.
Теперь будем рисовать горизонтальные полоски. Для этого рисуем узкий прямоугольник поверх квадрата во всю его длину (см. рис. 4). Аналогичным образом покрываем полосками всю поверхность квадрата. Чтобы не рисовать каждую полоску в отдельности, можно копировать первую нарисованную полоску, выделив ее и кликнув мышью на пиктограмму «Вставить». Теперь поверх нашей горизонтальной полоски находится ее копия. Оттаскиваем копию вниз, удерживая ее курсором мыши, и располагаем под первой полоской. Далее повторяем операцию «вставить» без предварительного копирования.
Рисунок 4. Рисование горизонтальных полос.
Теперь подберем заливку для наших полосок (см. рис. 5). Для этого выделяем одну из них и в палитре цветов выбираем понравившийся нам цвет и оттенок и щелкаем на него мышью – прямоугольник окрашен. Аналогичным образом поступаем с другими полосками. Чтобы увидеть оттенки цвета в палитре следует щелкнуть мышью на понравившийся цвет и левую кнопку мыши не отпускать.
Рисунок 5. Выбор заливки.
Теперь, чтобы получить единый объект, выделяем наш рисунок целиком. Для этого указателем мыши растягиваем рамку выделения над всей поверхностью нашей детали. Далее идем в Меню Выравнивание Группа. Теперь возможны манипуляции со всем объектом целиком (см. рис. 6).
Рисунок 5. Выбор заливки.
Теперь, чтобы получить единый объект, выделяем наш рисунок целиком. Для этого указателем мыши растягиваем рамку выделения над всей поверхностью нашей детали. Далее идем в Меню Выравнивание Группа. Теперь возможны манипуляции со всем объектом целиком (см. рис. 6).
Рисунок 6. Группировка готового фрагмента.
Эскиз детали «колодец».
Вставляем в документ вторую страницу. Для этого нажимаем на пиктограмму [+], которая находится рядом с наименованием «страница 1» внизу рабочего окна. Опять рисуем квадрат, не забывая при этом удерживать кнопку Ctrl. В середине основы рисуем маленький квадрат – центр узора «колодец» (см. рис. 7). Далее начинаем рисовать вокруг центра полосы – прямоугольники, укладывая их концы друг на друга, чтобы получить соответствующий узор. Подбираем для нарисованных полос заливку, группируем деталь целиком (см. рис. 8).
Эскиз детали «диагональная полоска».
Вставляем третью страницу. Деталь «диагональная полоска» можно нарисовать, как минимум, двумя способами.
Рисунок 7. Рисование детали «Колодец».
Рисунок 8. Вид детали «колодец».
Первый способ: сбор детали из прямоугольных треугольников.
Рисуем квадрат – основу и окрашиваем его в цвет, выбранный нами для центральной диагональной полосы. Далее в меню инструментов нажимаем на пиктограмму «Простые контуры» (см. рис. 9). В верхней панели (панель «Свойства») находим пиктограмму «Идеальные контуры». Из предложенных нам инструментов выбираем прямоугольный треугольник и нажимаем его. Рисуем прямоугольный треугольник поверх основной детали так, чтобы была обозначена нижняя граница центральной диагональной полоски. Подбираем для нашего треугольника заливку. Далее, поверх треугольника рисуем новый, но меньшего размера. Таким образом следует накладывать треугольники друг на друга сначала с одной стороны от центральной диагональной полоски, а затем с другой стороны. Полученную деталь группируем. Чтобы изменить расположение деталей, щелкаем на выделенную деталь еще один раз. Подводим указатель мыши к углу нашей детали, и, удерживая левую кнопку мыши нажатой, аккуратно разворачиваем деталь в нужном направлении (см. рис. 10).
Второй способ: рисование детали с помощью карандаша (см. рис. 11).
Опять рисуем квадрат. В меню инструментов выбираем инструмент «карандаш» (нажимаем на пиктограмму «От руки»). Принцип рисования инструментом «карандаш» такой: чтобы нарисовать прямую линию, нужно выполнить инструментом щелчок на поле рисунка, поставив первую точку линии, и переместить курсор к концу линии, также зафиксировав его щелчком. По этому принципу собираем из линий детали для нашего эскиза: прямоугольные треугольники (уголки квадрата), трапеции (диагональные полоски), длинный шестиугольник (центральная диагональная полоска). Нарисованные фрагменты закрашиваем и группируем.
Поузловая сборка фрагментов панно.
Вставляем новую страницу, копируем и размещаем на ней нарисованные нами детали: «горизонтальная полоска», «колодец», «диагональная полоска». Корректируем размеры копированных деталей, чтобы они были одинаковой величины. Собираем фрагменты панно: в центе композиции размещаем фрагмент «колодец», по краям от центральной
Рисунок 11. Рисование детали «диагональная полоска» с помощью инструмента «карандаш» (второй способ).
Рисунок 12. Результат поузловой сборки фрагментов панно.
детали — «горизонтальная полоска». При этом следует сделать по три копии деталей «горизонтальная полоска» и «диагональная полоска» и изменить положение некоторых из них (развернуть по диагонали от детали «колодец»). Фрагмент выделяем и группируем (см. рис. 12).
Сбор панно.
Полученный фрагмент панно уменьшаем пропорционально, для чего подводим указатель мыши к углу фрагмента и, удерживая левую кнопку нажатой, аккуратно сдвигаем его. Уменьшенный фрагмент копируем и вставляем на новой странице. Пристыковываем к нему его копии, таким образом увеличивая панно до необходимых нам размеров (см. рис. 13). Затем вокруг центральной основной части панно собираем кромку из деталей «горизонтальная полоска». Под конец делаем обрамление панно. Для этого поверх него рисуем прямоугольник чуть больше самого панно, окрашиваем в цвет, выбранный нами для рамки. Нарисованный прямоугольник следует разместить под панно (см. рис. 14). Для этого идем в Меню Выравнивание Упорядочивание На зад. Полученный эскиз группируем. Эскиз панно готов (см. рис. 15). Сохраняем наши результаты. Файл Сохранить как (имя файла: «панно») Сохранить (см. рис. 16).
Рисунок 14. Рисование кромки: размещение прямоугольника под панно.
Рисунок 15. Вид готового эскиза панно.
Рисунок 16. Сохранение файла.
Закрепление изученного материала.
Новый теоретический и практический материал учащиеся закрепляют в процессе работы на компьютере, повторяя действия вслед за учителем.
V. Анализ урока.
Вопрос: Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание: 1. Закончить (эскиз) – цветной рисунок будущего панно. 2. Подготовить презентацию своей работы. 3. Сделать ее экспертизу согласно критериям.
Самоанализ урока.
Тип 1урока - комбинированный; 2 овладения новыми знаниями, формирования и усвоения умений и навыков.
Задачи:
воспитывающие,
технические (навыки и умения),
развивающие (творчество).
Все задачи взаимосвязаны.
Главная задача 1 урока - развить творческие навыки работы с цветом, составления декоративных геометрических узоров; познакомить с понятием «проект» и основными этапами проектирования. Другая задача - воспитание уважения к народным традициям и народному искусству.
Главная задача 2 урока – также развить творческие навыки составления цветного геометрического узора с использованием современных технических средств – ПК.
Этапы урока и их взаимосвязь.
Первый этап – презентация. Задачей первой презентации является более подробное знакомство учащихся с одним из видов народного декоративно-прикладного творчества – «Лоскутное шитье» или «Лоскутная мозаика». Задача – вызвать интерес учащихся к этому виду практической творческой работы.
Второй этап – практическая работа с целью закрепления полученных на уроке знаний по цветоведению и композиции. Класс делится на три команды (коллективная или групповая работа).
Следующий этап (второй урок) – овладение новыми знаниями, умениями и навыками рисования на ПК, закрепления полученных знаний о законах гармонии цвета и законах композиционного построения рисунка.
Методы обучения:
воспроизводящий,
репродуктивный,
творческий,
исследовательский.
Формы обучения:
групповая,
индивидуальная,
фронтальная.
Контроль знаний на уроке. Оценочная карточка, разработана учителем для контроля знаний учащихся на уроках, а также может использоваться учащимися для самоконтроля и самооценки.
На уроках использовались технические средства обучения: компьютеры и мултимедийная техника, технологические карты для учащихся, электронные ТК, раздаточный материал. Их использование было оправдано.
Запасные методические ходы. На случай отключения электроэнергии подготовлена бумага, краски и кисти для рисования эскизов для панно.
Заключение
Методические разработки уроков составлены мною к программе написанной на основе авторской программы Неменского Б,М., переработанной в соответствии с новыми требованиями и новыми стандартами в средней школе. Новая редакция программы является целостным интегрированным курсом, который включает в себя разные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств. Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности (для визуальных пространственных искусств), тремя способами художественного освоения действительности: конструктивной, изобразительной, декоративной деятельностью.
Тематическое наполнение программы претерпело изменение за время её существования. Авторы современной версии данной программы - Неменский Б.М., Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Одной из главных задач программы является формирование у учащихся личностных результатов обучения (как способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры), метопредметных результатов обучения, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), предметных результатов обучения (включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета
Основные принципы программы :
1. Принцип "искусство как духовная культура", т.е. профессиональная сторона искусства рассматривается как средство донесения его универсальной стороны: отношения в единстве мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу).
2. Принцип "от родного порога в мир общечеловеческой культуры", т.е. опора на национальное, народное искусство, и от этого порога ход к великим общечеловеческим духовным ценностям. Постоянная перекличка, диалог культур (национальных и исторических форм).
3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни. Это раскрывается синкретично в начальной школе и расчленено на виды искусств в средней. Под приобщением необходимо понимать раскрытие языковой и социальной специфики каждой группы; доведения его до уровня, создающего потребность, способность и высокие критерии общения с этими искусствами во внешкольной и, главное, послешкольной жизни (диалог видов искусства).
4. Принцип связи с жизнью через постоянное "опрокидывание" осваиваемых проблем в окружающую ребенка вне урока жизнь. Этому служат работа с моделью-куклой "взрослых" искусств (мастер постройки, мастер изображения, мастер украшения) и система домашних заданий на осознание окружающей действительности с позиции изучаемых на уроке проблем искусства (диалог урока с жизнью).
5. Блоко-тематический принцип построения программы, когда: а) блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая школа); б) тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года; в) темы каждого урока "по кирпичику" строят познание темы четверти, и "кирпичики" опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом единую мысль четверти. ...
6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания. Рисуем, работаем цветом, конструируем, декорируем всегда ради выражения определенного отношения, определенной эмоции. Вся методика - для обеспечения этой цели. Все навыки и знания должны быть включаемы в процесс только при условии их связывания с выполнением содержания, они должны быть необходимы для этого ученику, и такая необходимость должна быть предусмотрена характером задания.
7. Вся методическая система программы нацелена на решение этих основополагающих задач. Поэтому принцип художественного уподобления воспринимающего передающему является здесь основой отбора. Переживание (сопереживание) как способ, форма обучения, как метод освоения материала для искусства является единственной возможностью приобщиться к содержанию, "понять" его. Поэтому "подобное подобным": обучение искусству вообще немыслимо без урока как драматургически, т.е. художественно построенного действия, без вхождения ученика "в роль", без ощущения учителя себя как режиссера общего действа под названием "урок". Отсюда и необходимость образно-художественной целостности всех элементов урока (и восприятия, и создания), и отсутствие монологич1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
ности. Диалог!
На основе этих основополагающих принципов, задач, с учётом новых требований и стандартов, написан развёрнутый тематический план для 6 класса.
Уроки спланированы с учётом требований ФГОС, направлены на достижение учащимися личностных результатов, предметных результатов, УДД.
На уроках применяются современные инновационные методики, ИКТ и ЭЩЗ
При составлении программы был проведён анализ материально-технической базы, проанализированы и интересы учащихся.
Литература
Законодательные и нормативные документы
Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. (Стандарты второго поколения 5-9 классы.
Примерные программы по учебным предметам. Части 1 и 2. – М.: Просвещение, 2010.
Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. Программа средней общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1990 - с.139-140)
Рабочие программы по предмету «Изобразительное искусство». 5 – 9 классы. – М., 2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на текущий учебный год. Интернет-сайт: http://mon.gov.ru/
Учебники
Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2012. – № 15, 16.
Программно-методические материалы: изобразительное искусство и художественный труд для 5–9 классов / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Дрофа, 2010
Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. Программа средней общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1990- 144с.
Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М, 2007.
Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. - М.: Смысл, 2000.
В мире искусств: словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства/ сост. Т. К. Каракаш, А. А. Мелик-Пашаев. – М, 2001.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк : кн. для учителя. 3-е изд. - М. Просвещение, 1991 -90с.
Долгоаршинных Н.А. Компьютерные технологии в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства: учебно-методическое пособие. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010.
Кан-Калик В.А. , Никандров В.Д. Педагогическое творчество М.: Педагогика, 1990 - 140 с.
Кашекова И.Э. Язык пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура. М.: Просвещение, 2003.
Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности/А.А. Пашаев. – М.: Знание, 1987.
Мелик Пашаев А.А. , Новоявленская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.
Неменский Б.М. Познание искусством/ Б. М. Неменский. – М., 2000.
Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. – М., 2007.
Программы дополнительного художественного образования детей. /Под рук. Школяр Л.В. – М.: Просвещение, 2008.
Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Агар, 2000.