kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока по теме: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока

                                    по теме: «Искусство Гжели.

                      Истоки и современное развитие промысла»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по теме: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Востряковская средняя общеобразовательная школа №2













Методическая разработка открытого урока

по теме: «Искусство Гжели.

                      Истоки и современное развитие промысла»













Выполнила:

Тайганова Татьяна Петровна,

учитель ИЗО

МАОУ Востряковская СОШ №2










Домодедово 2014 год

Тема: «Искусство Гжели.

                      Истоки и современное развитие промысла»

                                        (по программе Б.М. Неменского)


Цель урока: познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием её посудных форм;

Задачи:

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и национальной культуре;

  • развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус;

  • формировать навыки работы в области художественной гжельской росписи.

Оборудование :

  • зрительный ряд по теме;

  • художественные материалы;

  • материалы, подготовленные учащимися;

  • ИКТ

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний

План урока:

  1. Организационная часть.

  2. Беседа об истории развития Гжельской керамики, о слиянии промысла с художественной промышленностью.  

  3. Знакомство с особенностью гжельской росписи.

  4. Постановка художественной задачи.

  5. Практическое выполнение задания.

  6. Подведение итогов.

                                                    Ход урока


     - Здравствуйте ребята, садитесь.

     - Сегодня на уроке мы продолжим работу над блоком  тем II четверти «Связь времён в народном искусстве». Сегодня мы начинаем разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. И первый промысел, с которым мы познакомимся – Гжельская керамика.

     - Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской художественной керамики. Это обширный район, состоящий из 27 деревень и близлежащих сёл (Турыгино, Гжель, Речицы и др.), объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области.

     Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды – край богат залежами гончарных глин (сопровождается презентацией).

                             

     В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прозрачной. Вслушиваясь в слово «гжель» - можно уловить в его звучании что-то общее со словами «жечь», «обжигать».

     Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина.

     Гжель справедливо называют родиной и колыбелью русской керамики. Около половины всех русских фарфорово-фаянсовых заводов России в XIX веке находились в Гжели.

     Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому фону.

     Это майолика. Её делают и сейчас.

     Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Фаянсовая посуда из белой глины. Расписывалась эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.

     А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины.

     Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.

     Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни, подсвечники, часы, украшенные синей росписью.

     И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.

     За что гжель нравится всем? Чем она отличается?

     Да прежде всего – своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

     Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!

     А каких только росписей не увидишь в гжельском промысле!

     Самый излюбленный узор – гжельская роза.

                              

     Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только её лепестки. А ещё украшают фарфор диковинными цветами и сценами из жизни людей.

     Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладёт мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова, и в ней можно различить оттенки чёрного, постепенный переход от светлого к тёмному. Такой приём  росписи называют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями».

     Мазок-пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая. Она, то подчёркивает форму цветка, листика, а то вдруг весело побежит по краю горловины сосуда или рассыплется стебельками, завьётся спиралью усиков.

     Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники –декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырёх округлых ножках; кумганы – подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи («напейся – не облейся»), блюда, тарелки и др.

     Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – весёлые, красивые.

     Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

     Постановка художественной задачи.

     - Ребята, сегодня на уроке мы будем выполнять эскиз Гжельской расписной керамики. Придумайте интересную форму предмета. Расположите его красиво на листе. Если предмет вытянут вверх, скажите какое положение листа необходимо взять? (вертикальное) Если он вытянут по ширине? (горизонтальное)

     Скажите, если предмет расположить вверху, будет это красиво. А если его сместить вправо или влево? Как правильно разместить предмет на листе? (по середине)

     - Выполнив построение карандашом, переходите к цвету. В самом начале подчеркните синей краской носик, ручку, пройдитесь полосой «отводки» по горлышку и основанию сосуда. Вам понадобятся мягкие круглые кисти.

     Начните писать цветок с середины. Набрав только раз краску на одну сторону кисти, прописывайте ею весь цветок, накладывая мазок за мазком. Первый лепесток будет тёмным, ведь краски на кисти много (учитель показывает на доске, на заранее подготовленном эскизе). Затем цвет будет ослабевать, становясь едва заметным. В этом «угасании» краски и есть особая выразительность росписи – появляется игра тональных переходов от тёмного к светлому.

     Цветок постарайтесь сделать такой величины, чтобы ему легко «дышалось» на белой поверхности формы; можно дополнить его листьями, завитками, точечками.

     - Работа будет смотреться законченной, если выполнить фон листа. Сделаем рисунок в холодной цветовой гамме. Широкой кистью выполним заливку листа.  Цвет накладываем либо сверху вниз, либо  справа налево. В этом случае фон напоминает тонированную бумагу.

  

      Во время практической  работы учащихся, учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает. Во время работы проходит гимнастика для глаз.

     Подведение итогов.

     - Ребята, с каким художественным промыслом мы сегодня познакомились?

     - Что называют керамикой? Майоликой?

     - Какую посуду называют фаянсовой, а какую фарфоровой?

     - Какие изделия делают гжельские мастера?

     - Какие цвета использует художник при росписи изделия?

        В конце урока лучшие работы демонстрируются перед классом, оценки выставляются в журнал.

     - На это урок закончен. До свидания!



Используемая литература


  • Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.А Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010;

  • Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / авт.-сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007;

  • Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя – М.; Просвещение, 1989;





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тайганова Татьяна Петровна

Дата: 16.11.2016

Номер свидетельства: 359327


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства