kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности работы художественными материалами на уроках изобразительного искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности работы художественными материалами на уроках изобразительного искусства

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы художественными материалами на уроках изобразительного искусства»

Знакомство с процессом производства красок в разные времена.

Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая точно такие же оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времен.

Первобытные времена

Наскальная живопись — это искусство древнекаменного века. Наши предки, не умевшие ни писать, ни читать, жившие в темноте пещер, создавали, тем не менее, подлинные произведения искусства. Первобытные художники очень верно передавали фигуры животных, их движения и повадки.
Рисунки древних были сделаны углем и красной охрой, добывавшейся из земли. Долгое время об этих рисунках никто ничего не знал. Обнаружены они были случайно.

Для светлых оттенков использовали чистое вещество, для получения более темных добавляли в смесь чёрный древесный уголь. Все твердые вещества растирали вручную между двумя плоскими камнями. Далее краски замешивали на животных жирах. Такие краски хорошо ложились на камень и долго не высыхали из-за особенности взаимодействия жира с воздухом.
Яркие минералы притягивали взор наших далёких предков. Человек догадался растирать их в порошок и, добавляя некоторые элементы, получать первые в истории краски. Цветная глина также шла в ход.

Древний Египет

Примерно пять тысяч лет назад появилась киноварь – ртутный минерал, придающий краске алый цвет. Наибольшую популярность киноварь завоевала у древних ассирийцев, китайцев, египтян, а также в древней Руси.

Египтяне на заре расцвета своей цивилизации открыли секрет изготовления пурпурной краски. Из особого вида улиток выделяли секрецию, которую потом добавляли в состав красящих веществ.

Для создания белой краски с древних времен люди использовали известь. Такая краска была одной из самых дешевых и простых в изготовлении.

В египетских гробницах и пирамидах фараонов исследователи нашли удивительный и чистый оттенок – ляпис-лазурит, натуральный ультрамарин. Основным красящим пигментом в такой краске является порошок минерала лазурит. В Древнем Египте лазурит был очень дорог. Чаще всего эту краску применяли для изображения священного символа египтян – жука-скарабея.

Древний Китай

В Китае появились акварельные краски. В их состав, помимо, красящих веществ и масел, входили мёд, глицерин и сахар. Для создания картин из акварельных красок нужна подходящая основа. При рисовании акварельными красками применяют только бумагу, другие поверхности не годятся. Это объясняет факт появления таких красок именно в Китае, который является прародителем бумажного производства.

Можно отметить, что с древних времён методы производства краски не сильно изменились. Твердые вещества также перетирают в порошок, но не вручную, а с помощью специальных установок. Вместо натуральных жиров сейчас используют полимерные вещества. Темные оттенки также получают с помощью сажи, но уже очищенную современными способами.

Средние века

В средневековье «родились» масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надежность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и др.

Натуральные компоненты вкупе с ручным производством делали краски довольно дорогим материалом. Особенно это касалось натуральной ляпис-лазурь. Изготовленную из этого минерала ультрамариновую краску импортировали в Европу из стран Ближнего Востока. Минерал был очень редким и, соответственно, дорогим. Художники применяли ляпис-лазурь только, если заказчик произведения заранее оплачивал краски.

  1. Понятие, состав красок и их виды.

Краски – это всякое вещество, служащее для крашения, для окраски во все цвета (Толковый словарь В.И. Даля).

Краска состоит из пигмента и связующего вещества.

Пигментами называют вещества, обладающие цветом и способные в соединении со связующим веществом скрашивать те или иные материалы.

Пигменты, применяемые в живописи, имеют важное значение: от их свойства в значительной степени зависят приёмы работы, качество, техники живописи и долговечность картины.

В зависимости от связующего вещества краски бывают масляными, акварельными, акриловыми, темперными и гуашевыми.

В темперных красках связующим веществом выступает натуральная или искусственная эмульсия.

Слово темпера происходит от латинского глагола temperaсмешивать.

К натуральной эмульсии относится молоко, состоящее из масла, казеина и воды; желток яйца, состоящий из лецитина и яичного масла.

Яичная темпера

В качестве связующего вещества темперных красок часто употребляют яичную эмульсию.

Если использовать в качестве связующего вещества целое яйцо (и желток и белок), то оно придаст краске при высыхании хрупкую, неэластичную плёнку. А сама краска получится очень неудобной для письма тягучей пастой. Разбавители придают ей текучие свойства и одновременно консервируют эмульсию.

Краски на одном яичном желтке мелено высыхают, при добавлении оксидного льняного масла краски сохнут быстрее.

В состав искусственной яичной темперы входят цельное яйцо и желток, льняное масло. Вода, эмульгатор, иногда небольшое количество лака, пластификатор и антисептик.

Гуашь

Это непрозрачная, плотная и кроющая клеевая краска с примесями белил. Слово гуашь от итальянского guazzo, что означает «влажный».

Прежде чем нанести гуашь на бумагу, их, так же как и акварельные краски, разводят водой. Но у гуаши есть и отличие. Слой краски, нанесенный на бумагу, не прозрачный, как в акварели, а плотный. Получается это от того, что при изготовлении в гуашь добавляются белила.
Гуашь дает матовую, как будто бархатистую поверхность.
И работать ими легко. Не понравилось, как получилось, — можно переделать, стоит лишь положить поверх неудачно выбранной краски другую.

В качестве связующих веществ для гуашевых красок употребляются гуммиарабик, камеди плодовых деревьев, декстрин.

Связующее вещество готовится в виде клеевого раствора. Для получения красок, отвечающих основным свойствам, предъявляемым к этому виду материалов, вводят в связующее различные добавки: раствор сахара, глицерин, бычью желчь, фенол и др.

Акварель

Название «акварель» произошло от латинского слова «aqua», что значит «вода». Этим словом называют и краски, которые разводятся водой, и работы, сделанные ими.

Акварельные краски обычно накладывают на бумагу прозрачным слоем, и эта прозрачность составляет главную прелесть акварели. В самых светлых местах сквозь краску даже просвечивает бумага.

Акварельные краски приготовляются на водорастворимых связующих веществах, главным образом на клеях растительного происхождения, поэтому они называются водными красками.

В качестве связующих веществ в производстве акварельных красок применяются гумми-смолы (камеди), гуммиарабик, растительный клей косточковых плодовых деревьев, а также декстрин, мёд, сахар, патока и др.

Масляные краски

Сейчас большинство художников пишут масляными красками, а в далекие времена они не были известны.
Масляные краски появились в X веке, но тогда редко кто ими пользовался. О них узнали, когда два нидерландских художника XV века, братья Ван-Эйки, стали усовершенствовать эти краски. Ван-Эйки делали очень много опытов, смешивая сухие красочные порошки с разными растительными маслами. Наконец они установили, что лучше всего смешивать порошки с ореховым или льняным маслом. Масло быстро сохло, а высохнув, придавало краскам блеск.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности работы художественными материалами на уроках изобразительного искусства

Автор: Гумерова Лейля Гыйлфановна

Дата: 08.04.2023

Номер свидетельства: 629203

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: "Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства". "
    ["seo_title"] => string(142) "mietodichieskaia-razrabotka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-na-tiemu-soviershienstvovaniie-mietodik-priepodavaniia-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "239925"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444906431"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Декоративно – прикладное творчество как средство формирования художественных способностей учащихся на уроках изобразительного искусства"
    ["seo_title"] => string(80) "dekorativno_prikladnoe_tvorchestvo_kak_sredstvo_formirovaniia_khudozhestvennykh_"
    ["file_id"] => string(6) "490242"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1544545754"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-tiema-zhanry-v-izobrazitiel-nom-iskusstvie-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "300752"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456775361"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Урок изобразительного искусства в 5 классе «Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_izobrazitelnogo_iskusstva_v_5_klasse_rol_dekorativno_prikladnogo_iskusstva_"
    ["file_id"] => string(6) "645259"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1707290122"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Доклад на тему: Применение информационных технологий на уроках изобразительного искусства "
    ["seo_title"] => string(100) "doklad-na-tiemu-primienieniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "190562"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427193369"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства