Просмотр содержимого документа
«Особенности работы художественными материалами на уроках изобразительного искусства»
Знакомство с процессом производства красок в разные времена.
Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая точно такие же оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времен.
Первобытные времена
Наскальная живопись — это искусство древнекаменного века. Наши предки, не умевшие ни писать, ни читать, жившие в темноте пещер, создавали, тем не менее, подлинные произведения искусства. Первобытные художники очень верно передавали фигуры животных, их движения и повадки. Рисунки древних были сделаны углем и красной охрой, добывавшейся из земли. Долгое время об этих рисунках никто ничего не знал. Обнаружены они были случайно.
Для светлых оттенков использовали чистое вещество, для получения более темных добавляли в смесь чёрный древесный уголь. Все твердые вещества растирали вручную между двумя плоскими камнями. Далее краски замешивали на животных жирах. Такие краски хорошо ложились на камень и долго не высыхали из-за особенности взаимодействия жира с воздухом. Яркие минералы притягивали взор наших далёких предков. Человек догадался растирать их в порошок и, добавляя некоторые элементы, получать первые в истории краски. Цветная глина также шла в ход.
Древний Египет
Примерно пять тысяч лет назад появилась киноварь – ртутный минерал, придающий краске алый цвет. Наибольшую популярность киноварь завоевала у древних ассирийцев, китайцев, египтян, а также в древней Руси.
Египтяне на заре расцвета своей цивилизации открыли секрет изготовления пурпурной краски. Из особого вида улиток выделяли секрецию, которую потом добавляли в состав красящих веществ.
Для создания белой краски с древних времен люди использовали известь. Такая краска была одной из самых дешевых и простых в изготовлении.
В египетских гробницах и пирамидах фараонов исследователи нашли удивительный и чистый оттенок – ляпис-лазурит, натуральный ультрамарин. Основным красящим пигментом в такой краске является порошок минерала лазурит. В Древнем Египте лазурит был очень дорог. Чаще всего эту краску применяли для изображения священного символа египтян – жука-скарабея.
Древний Китай
В Китае появились акварельные краски. В их состав, помимо, красящих веществ и масел, входили мёд, глицерин и сахар. Для создания картин из акварельных красок нужна подходящая основа. При рисовании акварельными красками применяют только бумагу, другие поверхности не годятся. Это объясняет факт появления таких красок именно в Китае, который является прародителем бумажного производства.
Можно отметить, что с древних времён методы производства краски не сильно изменились. Твердые вещества также перетирают в порошок, но не вручную, а с помощью специальных установок. Вместо натуральных жиров сейчас используют полимерные вещества. Темные оттенки также получают с помощью сажи, но уже очищенную современными способами.
Средние века
В средневековье «родились» масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надежность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и др.
Натуральные компоненты вкупе с ручным производством делали краски довольно дорогим материалом. Особенно это касалось натуральной ляпис-лазурь. Изготовленную из этого минерала ультрамариновую краску импортировали в Европу из стран Ближнего Востока. Минерал был очень редким и, соответственно, дорогим. Художники применяли ляпис-лазурь только, если заказчик произведения заранее оплачивал краски.
Понятие, состав красок и их виды.
Краски – это всякое вещество, служащее для крашения, для окраски во все цвета (Толковый словарь В.И. Даля).
Краска состоит из пигмента и связующего вещества.
Пигментами называют вещества, обладающие цветом и способные в соединении со связующим веществом скрашивать те или иные материалы.
Пигменты, применяемые в живописи, имеют важное значение: от их свойства в значительной степени зависят приёмы работы, качество, техники живописи и долговечность картины.
В зависимости от связующего вещества краски бывают масляными, акварельными, акриловыми, темперными и гуашевыми.
В темперных красках связующим веществом выступает натуральная или искусственная эмульсия.
Слово темпера происходит от латинского глагола tempera – смешивать.
К натуральной эмульсии относится молоко, состоящее из масла, казеина и воды; желток яйца, состоящий из лецитина и яичного масла.
Яичная темпера
В качестве связующего вещества темперных красок часто употребляют яичную эмульсию.
Если использовать в качестве связующего вещества целое яйцо (и желток и белок), то оно придаст краске при высыхании хрупкую, неэластичную плёнку. А сама краска получится очень неудобной для письма тягучей пастой. Разбавители придают ей текучие свойства и одновременно консервируют эмульсию.
Краски на одном яичном желтке мелено высыхают, при добавлении оксидного льняного масла краски сохнут быстрее.
В состав искусственной яичной темперы входят цельное яйцо и желток, льняное масло. Вода, эмульгатор, иногда небольшое количество лака, пластификатор и антисептик.
Гуашь
Это непрозрачная, плотная и кроющая клеевая краска с примесями белил. Слово гуашь от итальянского guazzo, что означает «влажный».
Прежде чем нанести гуашь на бумагу, их, так же как и акварельные краски, разводят водой. Но у гуаши есть и отличие. Слой краски, нанесенный на бумагу, не прозрачный, как в акварели, а плотный. Получается это от того, что при изготовлении в гуашь добавляются белила. Гуашь дает матовую, как будто бархатистую поверхность. И работать ими легко. Не понравилось, как получилось, — можно переделать, стоит лишь положить поверх неудачно выбранной краски другую.
В качестве связующих веществ для гуашевых красок употребляются гуммиарабик, камеди плодовых деревьев, декстрин.
Связующее вещество готовится в виде клеевого раствора. Для получения красок, отвечающих основным свойствам, предъявляемым к этому виду материалов, вводят в связующее различные добавки: раствор сахара, глицерин, бычью желчь, фенол и др.
Акварель
Название «акварель» произошло от латинского слова «aqua», что значит «вода». Этим словом называют и краски, которые разводятся водой, и работы, сделанные ими.
Акварельные краски обычно накладывают на бумагу прозрачным слоем, и эта прозрачность составляет главную прелесть акварели. В самых светлых местах сквозь краску даже просвечивает бумага.
Акварельные краски приготовляются на водорастворимых связующих веществах, главным образом на клеях растительного происхождения, поэтому они называются водными красками.
В качестве связующих веществ в производстве акварельных красок применяются гумми-смолы (камеди), гуммиарабик, растительный клей косточковых плодовых деревьев, а также декстрин, мёд, сахар, патока и др.
Масляные краски
Сейчас большинство художников пишут масляными красками, а в далекие времена они не были известны. Масляные краски появились в X веке, но тогда редко кто ими пользовался. О них узнали, когда два нидерландских художника XV века, братья Ван-Эйки, стали усовершенствовать эти краски. Ван-Эйки делали очень много опытов, смешивая сухие красочные порошки с разными растительными маслами. Наконец они установили, что лучше всего смешивать порошки с ореховым или льняным маслом. Масло быстро сохло, а высохнув, придавало краскам блеск.