kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Орнамент. Орнаменты народов мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока ИЗО в 4 классе с презентацией.

Тема. Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира.

Цель:  Познакомить детей с видами орнамента и его  практическим применением на примере украшения варежки.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.
  2. Формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого.
  3. Способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.
  4. Развивать творческое воображение детей методом глубокого погружения в материал.

Примерные результаты: 

  1. учащиеся знают виды орнаментов, его символы и принципы композиционного построения;
  2. имеют представление о самобытности и неповторимости народов мира;
  3. проявляют уважение к историческому и культурному наследию предков;
  4. проявляют творческие способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изо »

Конспект урока ИЗО в 4 классе.

19.02.14.

Тема. Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира.

Цель: Познакомить детей с видами орнамента и его практическим применением на примере украшения варежки.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.

  2. Формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого.

  3. Способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.

  4. Развивать творческое воображение детей методом глубокого погружения в материал.

Примерные результаты:

  1. учащиеся знают виды орнаментов, его символы и принципы композиционного построения;

  2. имеют представление о самобытности и неповторимости народов мира;

  3. проявляют уважение к историческому и культурному наследию предков;

  4. проявляют творческие способности;

Тип: изучение нового материала

Вид: практическая работа

Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, раздаточный материал, цветные карандаши, тпо

Ход урока:

Название этапов, продолжительность

Взаимодействие учителя и учащихся

Формы организации и методы обучения

Результат взаимодействия

1

Организационный момент


- Здравствуйте, ребята. Садитесь.


Фронтальная. Словесный – беседа.

Приветствуют.

2

Формулирование темы урока, проблемы.

- Ребята разгадайте ребус

- Что у вас получилось? (орнамент)

- Сформулируйте тему урока


Фронтальная. Словесный – беседа.

Формулируют тему урока.

3

Актуализация знаний.

- Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента. Вы узнаете много нового и научитесь использовать свои знания.

(Рассказ сопровождается показом слайдов Презентации)

Слово “орнамент” в переводе с латинского означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты? Каково же назначение орнамента? (основное назначение - украшение)

Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения. Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.

Украшая какой-либо предмет, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета. Он является его неотъемлемой частью и подчеркивает особенности предмета. Произведением искусства является и сам украшенный орнаментом объект и орнамент его украшающий.

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.

История развития орнамента.

Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.

Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.

Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.

Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

В Древней Руси орнамент назывался - "узорочьем" от слова узор. Но только ли орнамент украшал? Нет. Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце» и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами. Вынужденный постоянно противоборствовать суровой природе, во многом зависимый от нее, человек искал себе могучих покровителей, образы этих защитников.

В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы хранила своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации.

Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.

Со временем орнамент теряет своё господствующее положение, функцию оберега и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную украшающую роль.

Виды орнамента.

В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: (учитель называет вид орнамента, а ученики по изображению на слайде называют, из чего он составлен).

  • Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

  • Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.

  • Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем).

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов.

Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - это отдельный элемент, без которого нет орнамента.

При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента.

Посмотрите, как красивы варежки на слайдах. Как вы думаете, с помощью чего получилась такая красота?

Мы с вами сегодня тоже постараемся интересно украсить свои варежки. Но для этого нам нужно узнать несколько правил построения орнамента. ( Объяснение ведется по таблице «Построение орнамента в полосе»)

  • Чтобы задать ритм в узоре, нужно использовать повторяемость элементов, участвующих в композиции. Узор из двух чередующихся мотивов является примером ритмического орнамента. Два равных элемента, расположенных один за другим, создают ощущение покоя (статики), в то же время разные по размеру детали орнамента придают композиции динамику. Таким же образом чередуются и интервалы. Виды ритмов бывают линейными, цветовыми и тоновыми.

Фронтальная. Словесный – рассказ.












Фронтальная. Словесный –рассказ.

























Фронтальная. Словесный –рассказ.































Фронтальная. Словесный – рассказ.









Узнают новое об орнаменте.





















Узнают новое об орнаменте.
























Узнают новое об орнаменте.





























Узнают новое об орнаменте.








4

Самостоятельная работа

- Берем лист бумаги, на котором изображена ваза, и наносим на него один из видов орнамента. С обратной стороны подписываем.

- Напишите, из какой страны ваша ваза.

Индивидуальная. Практический – творческая работа

Декорируют в вазу.

5

Рефлексия. Подведение итогов.

- Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента.

- Какие основные виды орнаментов бывают?

- Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Фронтальная. Словесный – беседа.

Подводят итоги урока.


Просмотр содержимого презентации
«изо»

Геометрический орнамент

Геометрический орнамент


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Орнамент. Орнаменты народов мира.

Автор: Брудина Елена Викторовна

Дата: 20.09.2015

Номер свидетельства: 232265

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) ""Орнаменты народов Приамурья""
    ["seo_title"] => string(26) "ornamientynarodovpriamuria"
    ["file_id"] => string(6) "268623"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450666271"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Урок по изобразительному искусству для 3 класса Лети,лети бумажный змей. "
    ["seo_title"] => string(77) "urok-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-dlia-3-klassa-lieti-lieti-bumazhnyi-zmiei"
    ["file_id"] => string(6) "242031"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445361577"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Национальный орнамент. Кийизы. "
    ["seo_title"] => string(30) "natsional-nyi-ornamient-kiiizy"
    ["file_id"] => string(6) "197663"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428279667"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Краткосрочный план "Краткая история и виды орнамента. Казахские национальные орнаменты""
    ["seo_title"] => string(80) "kratkosrochnyi_plan_kratkaia_istoriia_i_vidy_ornamenta_kazakhskie_natsionalnye_o"
    ["file_id"] => string(6) "529688"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1575215157"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока по изобразительному искусству по теме:« Виды и структуры орнамента. ».6 класс" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-po-tiemie-vidy-i-struktury-ornamienta-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "111655"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407747345"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства