Это простой пример создания проблемной ситуации. Хотя ФГОС вошли в наше образование уже 4 года назад, но проблемное обучение всегда было основой развивающего урока. Именно поэтому мне интересно обсудить с вами эту тему.
Слайд 1
Мастер – класс я хочу начать со слов Льва Николаевича Толстого: «Знание только тогда знание,
когда приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью!»
Важнейшим приоритетом современного урока становится формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной степени предопределяет успешность всего последующего обучения.
Ученик получает знание не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании. Учащиеся становятся способными приобретать собственный опыт творческой деятельности. Дети учатся активно пользоваться доступными для них источниками информации, знают, где найти нужный материал, так как на первое место становится развитие мышления, а не памяти.
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщить, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы.
Сегодня мы будем говорить о технологии постановки учебной проблемы.
Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока.
Слайд 2
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.
Сегодня мы поговорим об одном из методов «Сообщение темы с мотивирующим приёмом»
Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный традиционный урок.
Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да.
Слайд 3
И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
Слайд 4
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Слайд 5
При работе с младшими школьниками ярким пятном служат фрагменты мультфильма, задачи, ребусы, кроссворды, шуточные стихотворения, песни, инсценировки.
Слайд 6
Урок изобразительного искусства 1 класс.
Тема: «Жил да был на свете жук»
- Ребята! Вы узнаете, кого будете сегодня изображать, если внимательно послушаете песенку Золушки.
Слайд 7
Просмотр фрагмента из к/ф «Золушка».
Слайд 3. – О ком пела Золушка? (О жуке).
Слайд 8,9,10
Приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предполагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Слайд 11
Урок изобразительного искусства
1 класс. Тема « Моё настроение».
Слайд 12
Учитель загадывает загадку: оно бывает весёлым и грустным, бывает торжественным и печальным. Его можно испортить! А можно и подарить!
- Что же это, ребята? (Настроение).
Постановка проблемного вопроса.
Слайд 13
- Можно ли увидеть настроение, потрогать его, подержать в руках? (Нет, оно невидимо)
- А можно ли его передать, изобразить? ( Да. Нет)
Введение в урок.
Слайд 14
- Давайте отправимся в гости к Королеве настроений. Она встречает нас у ворот сказочного замка.
(Данный фрагмент урока можно использовать как релаксационную паузу)
- Мы с вами в музыкальном зале. Давайте немного отдохнём. Положите головки на ручки, закройте глазки и послушайте музыку.
Слайд 15
- Какая музыка прозвучала? ( Это вальс. Сначала было спокойно, потом музыка зазвучала весело, а потом немного тревожно. И опять спокойно).Можно ли то, что вы описали сейчас, назвать настроением, выраженным в музыке? (Да)
- Как же можно передать, изобразить настроение? (Музыкой)
Слайд 16
Тема: На кого это похоже?
Система уроков: Изображать можно пятном
Психологический настрой с применением мотивирующего приёма «Яркое пятно».
Слайд 17
- Ребята! Сегодня мы отправляемся с вами в лес!
Демонстрация презентации «На кого это похоже?»
Просмотр изображений и прослушивание стихотворения
Сколько в мире есть чудес!
– А сейчас мы поиграем, на кого это похоже угадаем!
Слайд 18
– Ребята, перед вами лист бумаги, на который я приклеила кусочек цветной бумаги. Такие кусочки остаются после работы с цветной бумагой на других уроках. Если вы прольете на скатерть немного сока, то что появится на ней? (Пятно).
Слайд 19
Посмотрите, на белом листе мы видим желтое…(Пятно).
Если приглядеться и подумать, то кого можно дорисовать из такого пятна? (Дети предлагают свои варианты).
Учитель акцентирует внимание учащихся на то, что это могут быть животные, люди или герои сказок.
- Посмотрите, кто у меня получился. Слайд 20
– А вот еще один лист бумаги с розовым…(пятном). Правильно, молодцы! В кого может превратиться такое пятно? (Дети предлагают свои варианты).
- Давайте же скорее посмотрим! Слайд 21
- А на третьем листе – голубое… (пятно) Слайд 22
- Посмотрите, сколько у меня цветных кусочков бумаги! Вы можете выбрать любой, какой вам понравится (Дети выбирают кусочек цветной бумаги). Теперь его нужно приклеить на белый лист бумаги по центру. Посмотрите, как это сделаю я.
- Теперь ваши цветные кусочки стали чем, ребята? (Пятнами). Правильно, у каждого свое цветное пятно.
- У каждого из вас на столе лежит черный фломастер.
- Вы проводили фломастером разные линии. И сегодня вы тоже будете использовать разные линии, чтобы превратить цветное пятно в живое существо. Это может быть животное или птица, человек или герой сказки.
Рефлексия.
- Выберите подходящую пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему занятию.
Смелость города берет.
Всякому овощу свое время.
Старая песня на новый лад.
Через тернии к звездам.
О монах, ты идешь трудной дорогой.
Учиться обучая.
Ах, как я устал от этой суеты.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
А закончить свой мастер-класс я хочу следующими словами: «И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться». Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.
«То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!». Удачи вам!