Мастер-класс Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития творческого мышления. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу мастер-класс на тему «Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития творческого мышления школьников». Эмблема мастер класса: 28k + 30n + 31m = 365 Комментарий учителя к уравнению: Говорят уравнение вызывает сомнение, но итогом сомнения может быть озарение! Задание Найти хотя бы одно решение уравнения. Основной идеей моей темы является абсолютная важность развития познавательного интереса школьников на современном этапе, когда мы видим постепенное угасание стремления учеников к самостоятельной деятельности, отсутствие какого бы то ни было стимула к исследованию и познанию неизвестного. Только через преодоление трудностей, решение проблем ребенок может войти в мир творчества. Считаю, что математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Уже в начальной школе учащиеся сталкиваются с проблемной ситуацией на уроках. Я продемонстрирую, каким образом на уроке математики можно создать проблемную ситуацию, найти пути решения проблемы и тем самым способствовать развитию познавательного интереса. Уважаемые коллеги, а вы мне поможете. Я попросила бы вас разбиться на три команды! 1 команда - «Георгины» 2 команда – «Цинии» 3 команда – «Маргаритки» (названия на столах). Для развития познавательного интереса у школьников на уроках математики я использую известные методы обучения: -репродуктивный. Основное назначение метода — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. -эвристический, или частично-поисковый метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. -проблемный. Основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения. -объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода — организация усвоения информации учащимися путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Уважаемые коллеги, выберите метод, который наиболее сочетается с темой сегодняшнего мастер-класса. А остальные исключите. Вы совершенно правильно выбрали проблемный метод обучения. Я вижу суть проблемного обучения в противоречии между знаниями и отсутствием необходимых знаний. Возникает вопрос: «Каков путь от незнания к знанию?». Для усвоения материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованием , то есть возникает проблемная ситуация и требуется напряжение умственной деятельности для её решения. Проблемное обучение эффективно способствует формированию математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации. На одном уроке можно создать несколько проблемных ситуаций. Я покажу как можно создать несколько проблемных ситуаций на уроке математики 5 класса при рассмотрении темы «Решение задач разными способами» При прохождении данной темы у меня часто возникает проблема в том, что при составлении детьми задач или превращении текста в задачу, дети не помнят что такое задача и очень многие составляют совсем не задачи! Поэтому на этапе актуализации знаний я создаю следующую проблемную ситуацию, которую предлагаю и вам --- Предлагаю вам задание: определить, есть ли среди данных текстов задача? (тексты раздать) 1. Маленький букетик составили из 9 цветочков. Из них 5 цветов были фиалки, а остальные маргаритки. 2. В вазе было 29 тюльпанов. Через неделю несколько тюльпанов облетело. Сколько цветов осталось? 3. На клумбе цвело 15 георгинов и 23 цинии. Сколько всего цветов было на клумбе? 4. Все цветы имеют лепестки и стебель. Все травы имеют листья и стебель. Бамбук имеет стебель. Маргаритка имеет стебель и лепестки. Бамбук имеет листья. Является ли Бамбук травой? Является ли маргаритка травой? Сделать выбор и обосновать своё решение – такой приём стимулирует детей к размышлению, что очень важно. Особенно, когда содержание задачи близко и понятно, связано с повседневной жизнью. (участники 1 и 2,4 группы говорят, почему исключили 1 и 2 ,4 тексты, 3 группа читает задачу). -Давайте все вместе докажем, что это задача и из каких частей она состоит. _ А чтобы вы лучше запомнили, мы построим 2-х этажный дом. _ Скажите с чего начинают строить дом? (футдамента) - Затем? (Стены 1 этажа) (стены 2 этажа) ( крыша) _ Ну а с чего же начинается задача? ( условие) _ Что ещё есть в задаче? (вопрос) - Что мы делаем с задачей? (решаем, решение) - Что получаем в итоге? (ответ) - Вернёмся к нашим «полузадачам» и проанализируем их: а можем ли мы помочь им превратиться в настоящие задачи? Каких частей не хватает? -1 и 2 группы составляют свои задачи и называют её части) Итак, делаем вывод: составные части задачи – это условие, вопрос, решение и ответ. Закрепим полученные знания с помощью творческого задания, которое, безусловно, способствует развитию познавательного интереса к изучению предмета и формированию положительной мотивации к учению в целом. Работа в группе. (САМОСТОЯТЕЛЬНО) -Коллеги, я раздам вам карточки с данными. Ваша цель: составить задачу, соответственно требованиям, которые мы с вами сейчас обговорили. На территории Иванчинского сельского поселения: 4 школы 3 начальных 15 объёмных клумб 6 бордюров с цветами 4 учреждения культуры и спорта -Каждая группа придумывает свою задачу и задает её участникам других групп. (пока группы готовятся, идёт видеоклип «Цветы») -Группы задают задачи другим участникам игры, те решают задачи, проговаривая, где условие, вопрос, решение и ответ. Ну а теперь можно перейти к этапу изучения новых знаний и создать новую проблемную ситуацию; Решите задачу: На заправке поселка Гайны две цистерны. В начале января обе цистерны заполнены. В первой было 59 т бензина, а во второй - 44 т. Через сколько дней в цистернах останется одинаковое количество горючего, если ежедневно из первой цистерны ежедневно расходуется 5т, а из второй - 2 т. Дети естественно решают ее арифметическим способом минут 10, создаю проблему – а семиклассник Вадим может решить ее за три минут! Проблемная ситуация: какой способом решил Вадим!? Решают с помощью уравнения (алгебраический) 59 – 5х = 44 – 2х Сегодня я попыталась показать вам, что создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. Всякий раз при разрешении проблемной ситуации я с удовольствием наблюдаю, как ребята не только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как «открытие» ещё чего-то неизвестного: кто сдержанно (старшеклассники), а кто с нетерпением и восторгом (шестиклассники), торопясь, чтобы его не опередили в «открытии», и обижаясь иногда на себя, если не сумел быть первым, а иногда на меня «почему выбрала другого, а не меня». А мне на каждом уроке приходится думать о том, как ободрить его, заставить поверить в свои силы, снова увидеть горящие глаза. |