Статья.СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)
Статья.СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)
В статье рассматриваются вопросысоздания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе для формирования универсальных учебных действий. Подробно раскрывается специфика проблемного обучения младших школьников. Описываются основные методы, приемы, этапы и условия создания проблемной ситуации, раскрыты как теоретические, так и практические аспекты данной проблемы. Автор приходят к заключению, что творческий подход к созданию проблемных ситуаций на уроке при изучении курса «Окружающий мир», способствует формированию познавательных способностей учеников, взаимодействию преподавателя и обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья.СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)»
Теоретико-методические основы обучения и восприятия
интегрированного курса «Окружающий мир»
Чигусова Марина Валентиновна,
учитель начальных классов
МОУ «Школа №1 города Докучаевска»
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)
Аннотация.В статье рассматриваются вопросысоздания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе для формирования универсальных учебных действий. Подробно раскрывается специфика проблемного обучения младших школьников. Описываются основные методы, приемы, этапы и условия создания проблемной ситуации, раскрыты как теоретические, так и практические аспекты данной проблемы. Автор приходят к заключению, что творческий подход к созданию проблемных ситуаций на уроке при изучении курса «Окружающий мир», способствует формированию познавательных способностей учеников, взаимодействию преподавателя и обучающихся.
В последние годы отчетливо прослеживается тенденция к изменению целей и важнейших ценностей образования. Сегодня обществу нужен человек, принимающий самостоятельно решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию и сотрудничеству для достижения результата.
В основе образовательного стандарта лежит признание ценностно-нравственного значения образования в современном обществе. Перед педагогом возникает задача – обучать детей таким образом, чтобы они были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. [5, с. 3]
Особенно актуальным становится развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира. Все вышеизложенное требует нетрадиционных подходов в обучении, использования современных педагогических технологий, в частности технологии проблемного обучения. Школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать взрослеющую личность. Ученики должны сами открывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемное обучение предоставляет для этого широкие возможности.
Цель статьи: проанализировать эффективность методов и приёмов создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира в начальной школе по результатам уровня сформированности УУД.
Теоретические аспекты
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое направление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических трудах Сократа, в разработках уроков у Ж.Ж.Руссо. История проблемного обучения начинается с так называемого исследовательского метода. Идея и принципы проблемного обучения разрабатывались советскими психологами Д.Н.Богоявленским, А.М.Матюшкиным. В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому направлению.
Открытие новых способов действий и новых знаний осуществляется в процессе решения проблемы. «Мышление, - писал С.Л.Рубинштейн, - всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс, он всегда направлен на разрешение какой-то задачи». [4, с. 494]
Теория проблемного обучения разрабатывается в педагогике с середины 50-х годов XX столетия и связана с исследованиями известных ученых –
Б. Г.Ананьева, А. Я. Пономарева, А. Н. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе и, в особенности, С. Л. Рубинштейна, который открыл феномен проблемной ситуации как источника мыслительной деятельности.
Сегодня теория проблемного обучения – достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки. Продуктивность, эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана начальной школе.
Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. [2,с. 48].
Создание проблемных ситуаций – необходимое условие активной умственной деятельности учащихся. Перед ними ставится определенная задача, которая вызывает заинтересованность и которую они пытаются решить, но обнаруживают недостаточную полноту и глубину своих знаний и опыта, т.е. сталкиваются с конкретной трудностью. У школьников появляется внутренняя потребность найти выход из создавшегося положения, чувство затруднения побуждает к анализу возникшей ситуации и поиску путей решения поставленной задачи. Таким образом, создается противоречие между познавательными, практическими задачами и уровнем знаний учащихся, которое вызывает интенсивную мыслительную деятельность, направленную на разрешение возникшего затруднения [3, с.11]. Для того чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия, которые состоят из нескольких этапов:
1.Постановка в формировании вопроса или темы урока.
2.Возникновение проблемной ситуации.
3.Осознание затруднения и постановка проблемы.
4.Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы.
5.Доказательство гипотезы.
6.Проверка правильности решения проблемы.
Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе, проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Практические аспекты
Окружающий мир – это первое с чем сталкивается ребенок при знакомстве с реальным миром. Это самое близкое, где он может получить какой-либо опыт. Предметом познавательной деятельности являются научные знания, а у детей уже есть необходимый запас знаний по этому предмету. Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова, открывает большие возможности для учителя в создании проблемных ситуаций на уроках. Основной методический элемент проблемного обучения – создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствие и не может простым путем (например, только с помощью памяти) приобрести (углубить, систематизировать, обобщить) новые знания и целесообразно их применить. Эта ситуация никого не оставляет равнодушным. «Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, – отмечает А.М. Матюшкин, – нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного» [2, с. 183].
Проблемную ситуацию разделяют на 2 типа:
1. «С удивлением».
2. «С затруднением».
Существуют разные типы противоречий, которые вызывают чувство удивления и затруднения, это противоречия:
Между двумя (или более) положениями:
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом.
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.
Учебную проблему можно поставить тремя методами:
1 метод. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. (Задать проблему, трудность, помочь сформулировать учебную задачу через вопросы: «Что вас удивило?», «Что интересного увидели?», «В чем затруднение?»)
2 метод. Подводящий к теме диалог. (Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока)
3 метод. Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Учебная проблема поставлена и начинается поиск решения к открытию новых знаний через гипотезы. Этот путь включает 2 шага:
Шаг 1. Выдвижение гипотезы. «Какие есть предположения, догадки?»
Шаг 2. Проверка гипотезы. Здесь может быть проведен устный диалог,
осуществляющийся репликой: «Согласны с предположением? Почему?»
Побуждающий от проблемной ситуации диалог – метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, так как требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
1. Создания проблемной ситуации;
2. Побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3. Побуждения к формулированию учебной проблемы;
4. Принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации – представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие. Существует несколько приѐмов формулировки вопросов:
1. Добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили?». Если же классу предъявлялись не факты, а противоположные точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения)?».
2. Если возник разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?»
3. Развести различные представления учеников можно репликой: «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».
При осознании нерешаемой ситуации стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?»
Если проблема легко решается, можно спросить: «Что вы хотели сделать?»
Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»
Рассмотрим на примере фрагмента урока окружающего мира во 2-м классе по теме «Движение Земли вокруг Солнца».
Анализ
Учитель
Ученик
вопрос «на ошибку»
предъявление
научного факта сообщением
побуждение к осознанию
противоречия
побуждение к проблеме
вопрос
– Знаете ли вы, что летом солнечные лучи согревают Землю намного сильнее, чем зимой.
–Когда Земля находится от Солнца на большем расстоянии зимой или летом? И почему вы так думаете?
– Вот вам факты.
Летом Земля находится на большем расстоянии от Солнца, чем зимой
– Что вы сказали сначала?
– А что оказывается на самом деле?
– Какой же возникает вопрос?
Фиксирует вопрос на доске.
– Да, конечно.
– Летом Земля расположена ближе к Солнцу. Так как чем ближе расстояние, тем теплее на Земле (житейское представление.)
(Проблемная ситуация.)
– Что летом Земля расположена ближе к Солнцу.
– Что летом Земля расположена дальше от Солнца.
(Осознание противоречия.)
– Каковы причины того, что летом, находясь на большем расстоянии от Солнца, Земля прогревается лучше?
(Вопрос.)
Подводящий к теме диалог - представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. [1, с. 8]
Сообщение темы урока с мотивирующим приемом
К учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее нужно придумать. К тому же современный урок не предусматривает сообщение темы урока в готовом виде, так как было раньше в традиционном уроке. Существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
Мотивирующие приемы это –
«Яркое пятно». Суть приема в сообщении темы урока через интересный интригующий материл: притчи, сказки, легенды, отрывки из художественной литературы и т.д.
«Актуальность» - обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся. Это можно проследить на следующем примере эпизода урока окружающего мира в 1 классе по теме «Почему радуга разноцветная?»
– На прошлом уроке мы изучали тему «Звуки».
– Закройте глазки.
– Послушайте, что это за звуки?
(Сверчок, шум ветра, дождя).
– Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо…
– Какое?
– Отгадайте загадку:
Что за чудо-красота! Расписные ворота Показались на пути. В них ни въехать, ни войти?
– Что появилось на небе? (Правильно. Радуга.)
(На доске (экране) появляются картинки: Муравьишка, дождь, солнце, радуга.)
Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.
Результаты исследований показали, что применение на уроках окружающего мира методов и приёмов создания проблемной ситуации оказало положительный эффект на отношение школьников к учебной деятельности и на качество их учения, так как повысились уровни познавательного интереса, самостоятельности и активности детей в учении. (см. Табл. 1)
Таблица 1. Динамика роста познавательной активности учеников 4 класса
В работе с учащимися учитель должен использовать разнообразные приемы и методы создания проблемных ситуаций и их разрешения; типология проблемных ситуаций должна быть многообразной. И, в конце концов, необходимо сочетать проблемное обучение с другими методами, средствами и формами развития УУД.
Список литературы:
Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие / Калинингр.ун-т.- Калининград, 1995.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань: Изд-во Казанского унив-та, 1979
Рубинштейн С.Л. Основы общей психолгии. Из-во Питер, 2000
Республиканский государственный образовательный стандарт начального общего образования. Донецк, 2015
Интернет-документы:
Учительский журнал on-lain. Махмутов М. И. Проблемное обучение. URL: http://teacherjournal.in.ua/fakhovi-napryami/metodichnij-kabinet/68-problemnoe-obuchenie-makhmutov-m-i
Электронный журнал «Управление начальной школой». Использование технологии проблемного обучения: этапы, методы, приемы .URL: http://www.menobr.ru/article/27925-qqe-16-m10-ispolzovanie-tehnologii-problemnogo-obucheniya-etapy-metody-priemy