Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка современного урока по изобразительному искусству. Тема: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» 6 класс»
Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 2
Методическая разработка современного урока по изобразительному искусству.
Тема: «Виды изобразительного искусства и
основы их образного языка»
6 класс
Маргелова С.М.,учитель изобразительного искусства
с.Выльгорт
2020 год
Класс: 6
Раздел: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»
Тема занятия: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»
Тип занятия: ОНЗ- открытие новых знаний
Технология: технология развития критического мышления.
Форма занятия: лабораторно-практическое.
Методы: эвристический, приемы критического мышления, частично-поисковый метод, использование ИКТ технологии.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цель: Приобретение знаний о видах изобразительного искусства и основах их образного языка;
Оборудование урока: Для учителя: компьютер, проектор, экран. Для учеников: творческие тетради, цветные ручки.
Задачи:
Способствовать созданию условий для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках темы урока.
Представить результат индивидуальной проектно-изобразительной деятельности в форме выводов о видах изобразительного искусства.
Способствовать развитию навыков оценивания результатов учебной и практической деятельности обучающихся
Способствовать формированию личностного роста ребенка, посредством современных образовательных технологий (технология развития критического мышления) .
Планируемые результаты:
Осознали и осмыслили блок новой учебной информации «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка».
Перечисляют и характеризуют возможности изобразительного искусства.
Объясняют понятия урока.
Объясняют процессы и связи, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводят объяснение с изменением формы представления; объясняют, детализируя или обобщая; объясняют с заданной точки зрения);
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
Л 1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Л 2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Коммуникативные УУД
К.1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
К.1.1 строят позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
К.1.2. осуществлять словесную презентацию итога своей работы.
Познавательные УУД
П.1.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования поисковых систем.
П.1.1. определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
П 1.2. соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Регулятивные УУД
Р.1.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Р.1.1.определяют совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
Р1.2.работая по своему плану, вносят коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
Р1.3.ретроспективно определяют, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
Р.2.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Р2.1.сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки самостоятельно характеризуют..
Р2.2. фиксируют и анализируют динамику собственных образовательных результатов.
Ссылки на информационный материал и видео урока: Ссылка на физкульминутку. Виды графики.
Тестовая работа на закрепление материала в google форме.
Тестовая работа на РЭШ:
Материал для закрепления: Тест «Знаешь ли ты виды изобразительного искусства»
Приложения находятся после техкарты урока.
Технологическая карта урока по технологии ТРКМ .
Стадии ТРКМ
Этапы
Этап учебного занятия
Задачи этапа
Содержание деятельности педагога и обучающихся
Планируемые результаты; Метапредметные результаты
Стадия вызова
Организационный Подготовка детей к работе на занятии (эвристическая беседа, диалог, в процессе которого сами учащиеся находят решение обсуждаемой проблемы.)
Слайд 1.2.3
Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. Создание педагогом «Ситуации успеха».
Приветствие воспитанников!
Игра «Где логика?»-выход на тему занятия. (см. приложение 1) Слайд 1.
Педагог помогает обучащимся самостоятельно сформулировать тему урока. Определение цели и задач урока . Слайд 2.
Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (познавательная задача, проблемное задание детям)
Вопрос: Исходя из ваших выводов, как бы вы озвучили тему нашего занятия, цель, задачи?
Тема занятия: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»
Цель: Приобретение знаний о видах изобразительного искусства и основах их образного языка (средства изобразительности 6 мазки, штрихи, фактура, цвет и т.д. и т.п.;
Предлагает сделать запись в тетрадь в форме кластера . (см. приложение 2) Слайд 3.
Л 1. К, Р1
Проверочный. К-О деятельность.
Установление осознанности выполнения домашнего задания.
Слайд 4.
Проверка домашнего задания (предварительный просмотр видео виды графики) . Проводится проверка -тестовая работа для коллективного выполнения.
Оценивание проводитсф в соответствии с видами деятельности и этапами урока в в оценочном листе обучающегося (см. приложение 3.2.; 3.1.; 3.2)
Вопрос: Расскажите , что от вас требовалось и что вы узнали?
Вопрос: Какие основные виды графики ?
Вопрос: Какие понятия вам показались трудными?
Вопрос: Как вы думаете, нужны ли эти знания и где могут пригодится эти знания.
Определение критериев оценивания на уроке.
Оформление и записи в оценочном листе урока. Слайд 4.
П1, П.1.1.;
Р2, Р2.2.
Стадия Содержания (осмысления)
Усвоение новых знаний и способов действий. Использование заданий и вопросов,
которые активизируют познавательную
деятельность детей. Первичная проверка понимания изученного. Применение пробных практических заданий,
которые сочетаются с объяснением
соответствующих правил или обоснованием.
Слайд 5-13..
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.
Учащиеся работают индивидуально и фронтально с учителем.
Какие виды изобразительного искусства вам известны?
Как вы думаете, какой из видов искусств станет предметом обсуждения сегодня на уроке?
Пластические (изобразительные) искусства бывают изобразительными (графика, живопись, скульптура, фотоискусство) и неизобразительными (декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн).
Учитель предлагает самостоятельно узнать информацию урока. Этап смыслового чтения. Учащиеся читают новую информацию урока( по цепочке, индивидуально, хором) (см. приложение 4 1).
После изучения материала.
Делают выводы, озвучиваю новые понятия, рассказывают определения терминологии урока .
Осмысление..
Учитель использует метод работы «Лекция с вопросами».
Вопрос: «Как вы думаете, какие материалы в своей работе используют художники графики?»
Вопрос: «Почему они так называются?»
Вопрос: «Какие материалы и приемы работы использует художник скульптор?»
Вопрос: «Чем отличается декоративно-прикладное искусство от живописи, графики, скульптуры?»
Вопрос «Чем отличается архитектура от простого строительства».
Пластические виды искусства? Как понимаете? Обьясните. Проговорите в парах. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция.
Пластические искусства - это те виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь.
Неизобразительные виды искусства? Как понимаете?
К.1.1.
К 2.1.
К 2.2.
Р.1.
Р.1.1.
Р1.2.
Р1.3.
Стадия Рефлексии
Закрепление новых знаний, способов действий и их применение. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно
Детьми. Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения.
(дети работают индивидуально в парах , соотносят по группам пары НАЗВАНИЯ и ВИДЫ ИЗО, )педагог даёт консультации)
Раздаточное задание для практической групповой деятельности обучающихся см приложение 4.2
Формулируется вывод: творчество – это естественное самовыражение человека.
После практической работы учитель предлагает ученикам в процессе изучения нового материала выполнить записи цветными ручками в творческой тетради Составить кластер на тему «Виды искусства», раскрыть в нем информацию о разновидностях искусства и основах их образного языка.
П1, П.1.1.;
Р2, Р2.2.
К1.2.
Динамическая пауза. 5м
Педагог предлагает сделать перерыв, так как это необходимо для коррекции осанки и отдыха глаз..
Предлагает танцевальную физкульминутку
Обобщение и систематизация знаний. Представление дополнительного содержания по теме занятия
Формирование целостного представления знаний по теме занятия.
Использование бесед и практических заданий.
Дополнительно можно дать задания по группам.
Составить собственную формулировку понятия «искусство».
Раскрыть, в своем понимании, смысл этой фразы. Бертольта Брехта: «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле».
Ответить на вопрос: «Как и почему зарождались разные виды искусств в первобытном обществе?» и поделиться своим мнением с классом.
Р.1.
Р.1.1.
Р1.2.
Р1.3.
Контрольный. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Оценивание деятельности учащихся. Заполнение карточки компетенций.
Предлагается пройти по группам контрольный тест по итогам занятия на ПК «Виды изобразительно искусства»
Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий. Анализ и оценка успешности достижения цели. Педагог совместно с детьми подводит итог занятия. Делают выводы. Слайд 14.
См приложение 3.1 – Оценочный лист компетенций по этапам урока..
Карточка компетенций-приложение 3.3.
Р2.2.
Р. К.1.2
Рефлексивный Мобилизация детей на самооценку. Рефлексия учебной деятельности. 5м
1. Учащиеся продолжают работать в парах. Слайд 1 4.
Учитель предлагает учащимся обобщить полученные знания, составив синквейн на тему «Изобразительное искусство»
Правила написания синквейна (от англ. «путь мысли»):
Первая строка: одно слово – существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
Вторая строка: два слова – прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
Третья строка: три слова - глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
Четвертая строка: фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к предмету или объекту.
Пятая строка: одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Полученные синквейны зачитываются в классе.
П 1.2. Р2.2.
Р. К.1.2
Домашнее задание.
Домашнее задание: собрать дополнительную информацию по видам изобразительного искусства, подготовить сообщения. Придумать кроссворды по теме «Виды изобразительного и основы их образного языка»
Приложения урока.
Приложение 1
Игра «Где логика?» для формирования познавательной активности и определения темы занятия..
Умение оценивать свою работу по заданным критериям
Умение презентовать итоги деятельности
Приложение 3.2
Оценочный лист.
Готовность к уроку
Домашнее задание
Работа с учебником, текстом
Практическая работа
Работа на уроке
Дата\\\ Итог
Приложение 3.3
Карточка компетенций
Компетенция-это знание, навык, способность управлять ситуацией. Карточку компетенции лучше завести на год обучения по каждому разделу программы и желательно распечатать для каждого ученика .
Работу по карточкам компетенций на уроке я ввожу после целепологания и мотивации или после постановки проблемы урока: «А вы знаете как… или может вы умеете…? Кто передал вам этот опыт? А кто сможет … сделать сам и научить другого?. Таким образом дети подразделяются н на 3 группы, но как правило дети знали, видели, слышали, , что…но не умеют…, и не могут научить другого. Определив свои, компетенции учащиеся нацеливают себя на их повышение исходя из цели и темы урока.
В конце урока провожу повторный опрос о уровне компетенций учениц. И если все этапы урока были правильно продуманы и реализованы в совместном творчестве, то дети сообщают, что их компетенции повысились и они могут научить другого , тому чему научились на уроке.
Я знаю, что… Я умею… Я могу научить другого… соответственно самый высокий уровень компетенции ученика: "Я могу научить...
Карточки находятся в тетрадях. Заполняем карточки по каждому разделу темплана (ставят плюс около соответствующей компетенции). На обобщающих уроках по темам делаем с помощью них выводы о результатах обученности.
Тема раздела
Низкий уровень компетенций: я знаю, что…
Средний уровень компетенций: я умею…
Высокий уровень компетенции: я могу научить другого…
Приложение 4.1
Принятый в настоящее время термин «изобразительное искусство» не совсем точен и не полностью отражает характер тех искусств, которые он охватывает. Как мы уже знаем главное в произведениях изобразительного искусства не то, что они изображают, а то, что они выражают. Произведения искусства живописи, скульптуры и графики напрямую отображают окружающий мир. А что сказать о декоративно-прикладном искусстве? Что изображает старинный расписной ларец или изящно орнаментированное блюдо? Как быть с архитектурой? Она совсем ничего не изображает, но выражает очень много. Для
обозначения этих искусств иногда употребляют термин «пластические искусства».
Пластические (изобразительные) искусства бывают изобразительными (графика, живопись, скульптура, фотоискусство) и неизобразительными (декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн).
Принятый в настоящее время термин «изобразительное искусство» не совсем точен и не полностью отражает характер тех искусств, которые он охватывает. Как мы уже знаем главное в произведениях изобразительного искусства не то, что они изображают, а то, что они выражают. Произведения искусства живописи, скульптуры и графики напрямую отображают окружающий мир. А что сказать о декоративно-прикладном искусстве? Что изображает старинный расписной ларец или изящно орнаментированное блюдо? Как быть с архитектурой? Она совсем ничего не изображает, но выражает очень много. Для обозначения этих искусств иногда употребляют термин «пластические искусства».
Неизобразительные искусства - это те виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь.
Произведения пластических искусств создаются посредством обработки вещественного материала. Поэтому их образность определяется как замыслом автора, так и качествами материала.
Графика (от гр. grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости.
Графика объединяет рисунок как самостоятельную область и различные виды
печатной графики: гравюру на дереве, на металле, на камне и др.
Средства выразительности в графике: линия, штрих, пятно.
Виды графики: станковая, монументальная, декоративная, компьютерная.
Живопись (переводится как «писать жизнь») – это произведения искусства, выложенные красками.
Различают масляную, темперную, акварельную, гуашевую живопись и др.
Основное средство выразительности – цвет.
Виды живописи: станковая, монументальная, декоративная, иконопись,
декорационная, миниатюра.
Скульптура (от лат. sculpo – высекаю, вырезаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, основанный на принципе объемного, физически 3-мерного изображения.
Основные средства выразительности – объем, форма и пластика.
Виды скульптуры: станковая, монументальная, скульптура малых форм
(мелкая пластика). Предметы быта, украшенные художником или народным умельцем, относятся к декоративно-прикладному искусству: посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и др.
«Декор» в переводе с латыни означает «украшать».
Средства выразительности: цвет, пластика, объем, линии, фактура и др.
Виды декоративно-прикладного искусства. Классификация по материалу - это
металл, дерево, керамика, текстиль, художественное стекло и др. Классификация
по технике выполнения: резьба, роспись, вышивка, плетение, набойка, литье,
чеканка и др.
Архитектура (от гр. «искусство располагать, строить и украшать здания») – зодчество, искусство проектировать и строить.
Средства выразительности: пластика объемов, масштабность, ритм,
пропорциональность, конструкция, фактура и цвет поверхностей.
Виды архитектуры: градостроительство, зодчество, ландшафтная архитектура,
интерьер.
Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования предметного мира, художественное конструирование.
Средства выразительности: цвет, линия, форма, пластика, конструкция, фактура, текстура, пропорциональность, объем и др.
Виды дизайна: индустриальный, графический, дизайн одежды, арт-дизайн,
(от гр. grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости, объединяет рисунок как самостоятельную область и различные виды печатной ……….: гравюру на дереве, на металле, на камне и др.
Средства выразительности в ……….: линия, штрих, пятно.
и др. Основное средство выразительности – цвет. Виды : станковая, монументальная, декоративная, иконопись,
декорационная, миниатюра.
Скульптура-
(от лат. sculpo – высекаю, вырезаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, основанный на принципе объемного, физически 3-мерного изображения. Основные средства выразительности – объем, форма и пластика.
Виды: станковая, монументальная, скульптура малых форм
(мелкая пластика). Предметы быта, украшенные художником или народным умельцем, относятся к декоративно-прикладному искусству: посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и др.
«Декор»-
в переводе с латыни означает «украшать».
Средства выразительности: цвет, пластика, объем, линии, фактура и др.
Виды декоративно-прикладного искусства. Классификация по материалу - это
металл, дерево, керамика, текстиль, художественное стекло и др. Классификация
по технике выполнения: резьба, роспись, вышивка, плетение, набойка, литье,
чеканка и др.
Архитектура –
(от гр. «искусство располагать, строить и украшать здания») – зодчество, искусство проектировать и строить.
Средства выразительности: пластика объемов, масштабность, ритм,
пропорциональность, конструкция, фактура и цвет поверхностей.