kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материал к уроку "История куклы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТАЙНА КУКЛЫ

Кукла — воплощение сокровенного мира детства, когда всё вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо. Как писал А. Синявский, «без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу Земли». Человек взрос­леет, но кукла-игрушка, кукла-образ, кукла-аллего­рия, кукла — произведение искусства продолжает жить рядом с ним, имея как бы два лица: одно об­ращенное к заветному миру детства, а другое напо­минающее о псевдожизни и двойничестве. Не пото­му ли на всю жизнь мы сохраняем к куклам особое, пусть даже не всегда осознанное отношение, рож­дённое исходящей от них неотразимой и порой пугающеи, неизъяснимой, но действенной и притяга­тельной магической силой. Может быть, дело в том, что в истории человечества кукла всегда играла та­инственную и важную роль. Издавна кукла служила символом перехода из одного состояния в другое, символом изменений и трансформа­ции времени и пространства, играя роль жертвы-замес­тителя. На Руси проводы зимы сопровождались сжигани­ем чучела Масленицы, олицетворявшей всё старое, — её уничтожение являлось залогом рождения нового. А пос­ле сбора урожая на границе лета и осени хоронили со­ломенную куклу Андропушку и устраивали общую тра­пезу — так магически прятали до весны силу, сокрытую в хлебном колосе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект учителя ИЗО»































Проект учителя ИЗО

МОУ Павловская ООШ

Ивановой Н.Н.


ТАЙНА КУКЛЫ

Кукла — воплощение сокровенного мира детства, когда всё вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо. Как писал А. Синявский, «без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу Земли». Человек взрос­леет, но кукла-игрушка, кукла-образ, кукла-аллего­рия, кукла — произведение искусства продолжает жить рядом с ним, имея как бы два лица: одно об­ращенное к заветному миру детства, а другое напо­минающее о псевдожизни и двойничестве. Не пото­му ли на всю жизнь мы сохраняем к куклам особое, пусть даже не всегда осознанное отношение, рож­дённое исходящей от них неотразимой и порой пугающеи, неизъяснимой, но действенной и притяга­тельной магической силой. Может быть, дело в том, что в истории человечества кукла всегда играла та­инственную и важную роль. Издавна кукла служила символом перехода из одного состояния в другое, символом изменений и трансформа­ции времени и пространства, играя роль жертвы-замес­тителя. На Руси проводы зимы сопровождались сжигани­ем чучела Масленицы, олицетворявшей всё старое, — её уничтожение являлось залогом рождения нового. А пос­ле сбора урожая на границе лета и осени хоронили со­ломенную куклу Андропушку и устраивали общую тра­пезу — так магически прятали до весны силу, сокрытую в хлебном колосе.

С куклами связаны и другие обряды и поверья. Болгар­ские крестьяне верили, что если сделать куклу по прозви­щу Герман из старого веника, украденного из дома бере­менной женщины, то можно спастись от засухи. На Руси куклу как символ продолжения рода подкладывали под матрас молодожёнам, а для избавления от лихорадки де­лали двенадцать кукол-трясовиц, называвшихся Трясея, Глазея, Отпея, Аввареюша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Немея, Глухея и т. п. Когда скупой хозяин недоплачивал плотникам, построившим ему дом, они прятали под балку маленькую тряпичную куклу. Хозяева не могли жить в но­вом доме: по ночам им слышался надрывный детский плач, так что приходилось просить у мастеров прощения, после чего те разбирали крышу и вынимали куклу. Насколько «человекообразными» были куклы-игрушки изначально, на ранних этапах своего развития? Согласно религиозным верованиям, пред­полагалось, что любое изображение человеческой фигуры несёт в себе часть души, а следовательно, сакрально.

Первые куклы-игрушки часто не имели лиц. В соответствии с тради­цией человеческий лик, даже грубо и едва намеченный, заслужи­вал особого почтения, и «приделать» его кукле-игрушке, а тем более иг­рать таким изображением было ко­щунством. Чтобы избежать осквер­нения сакральности и всё же дать ребёнку возможность поиграть, ос­тяки и самоеды заменяли «подобие че­ловеческой головы» символом — верх­ней челюстью утиного или тарпаньего клюва, к которому пришивали лоскут, обозначающий тело куклы. И сегодня дети очеловечивают свёрнутых из соломы и тряпок ля­лек, а порой и просто камень, ветку, ком глины, бельевую прищепку, фасолину, наделяя эти обыденные предметы «человечностью». Здесь нет ничего удивительного, ведь детская игра строится на присущей ребёнку способности оживлять неодушевлённый предмет и верить в это перевоплощение. Чем боль­ше кукла лишена конкретности, тем больший простор для творчества и фантазии она оставляет ребёнку. Таким образом, тяга де­тей именно к простым игрушкам (куклам) органично совпа­дает с древнейшей традицией создания условных, непритя­зательных кукол-игрушек.

ИГРУШКА

Постепенно кукла начинает играть роль своеобразного зеркала, отражающего изменения человеческого облика и — одновременно — по­нимание человеком своей внешности. Каждый исторический период диктовал своё соотношение физического и духовного, телес­ного и интеллектуального, что, в свою очередь, предопре­деляло различие идеальных образов человека, спосо­бов его изображения и в конечном итоге разнообразие кукол, которые во все времена представляли собой совер­шенное воплощение человеческого тела

Прекрасные представители огромной семьи кукол-игрушек разнятся как по внешнему виду (куклы-неваляшки, куклы-матрёшки, парижанки Брю, фландрские куклы, куклы, сделанные из тыквы-горлянки, и т. д.), так и по степени сложности (кукла-ветка аборигенов Австралии, современные механические куклы), по традиции и мес­ту происхождения (городская, народная, кустарная куклы), по материалу изготов­ления (дерево, целлулоид, керамика, фар­фор, гипс и т. д.) и по функциональности (способность играть роль погремушки, вы­ступать партнёром по играм, быть ребён­ком).

ТЕАТРАЛЬНАЯ КУКЛА

Существуют различные точки зрения на происхождение театральной куклы. Согласно первой (Ш. Нодье), истоки его следует ис­кать в детской игре. Согласно второй (Ш. Маньян), ис­кусство, ставшее впоследствии театром кукол, возникло из попыток человека сделать подвижным изображе­ние Бога. Есть мнение, что искусство играющих ку­кол вытекает из традиционных обрядов, поскольку кукла изначально соотносилась с культом предков и с маской.

История театральной куклы позволяет увидеть всё многообразие её ролевых функций: она представала в роли пращура, потомка, хранительницы души и ду­ха, изображения божества, духовной сущности и са­мого человека.

Огромная популярность театральной куклы во вре­мена античности в период раннего Средневековья сме­нилась упадком. В эпоху Возрождения для театральной куклы начался новый, «активный» этап жизни, исчез­ли запреты в отношении кукольников и кукольного те­атра, обновились его связи с актёрским театром.

ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ

Самые древние куклы — обрядовые; именно в них многие исследователи ищут истоки как театральных кукол, так и кукол-игрушек. Очень часто обрядовые по своей природе и происхож­дению куклы являются многофункциональными: «обря­довость» куклы сочетается с её «игрушечностью», «теат­ральностью» и т. д.

Нет ни одного народа, не имеющего в своём культур­ном арсенале обрядовых кукол: Кострома, святочные кук­лы, Коляда у славянских народов, Бефана в Италии, Рапануи в Полинезии и на острове Пасхи — этот список можно продолжать бесконечно.

В первую очередь обрядовые куклы служили изобра­жением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роли символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.

Золотым веком кукольного театра стало XVIII столе­тие: кукольные спектакли пользовались необычайной популярностью, куклы-марионетки играли знаменитые пьесы, поражая своей виртуозной игрой. Однако воз­никшая в театральном искусстве оппозиция куклы жи­вому актёру внесла поправки в способность куклы слу­жить телесной моделью человека: если кукла-игрушка была образом человека вообще, то театральная кукла стала моделью актёра, причём более других его напо­минала марионетка.

Например, кукла-игрушка выступала в качестве магического средства обес­печения фертильности. У многих народов: в Югославии, Японии, России, Испании — в семьях при рождении девочки делались куколки, призванные в дальнейшем, по законам симпатической магии, обеспечить ей плодови­тость («подобное вызывает подобное»); такие куколки передавались по на­следству, вручались на свадьбе невестам (в наши дни отражением этой традиции является обычай привязывать куклу к пер­вой машине свадебного кортежа).

КУКЛА ДЛЯ ШЕСТВИЙ

Очевидно, куклы для шествий суще­ствовали ещё в Древнем Египте и в древнейших государствах Вос­тока. В Древнем Риме они имели вид огром­ных фигур с двигающимися руками и ногами и предназначались для религиозных и празд­ничных процессий. Особое развитие подобные куклы получили в Средние века, в первую очередьво Франции, Испании, Южной Италии. Во время религиозных праздников из храмов выносили фигуры Иисуса, Богоматери и святых. Большие краси­вые куклы, облачённые в праздничные одежды, благословляли верующих (к рукам куклы привязывались верёвочки, позволявшие управлять ими). Поскольку наиболее торжественно обставлялся «выход» Богоматери, французский термин «marionette» (букв, «кукла», «образ Богоматери»;производный от имени Марион, уменьшительного от Марии) и его итальян­ский аналог «marionetta» обозначали именно кукол для шествий, хотя впослед­ствии закрепились за театральными куклами.В народной религиозной практике также существовали куклы для шест­вий (преимущественно языческого происхождения) — например, гигантская кукла Коляды с головой из тыквы, тряпичная или соломенная фигура Мас­леницы.

УТИЛИТАРНАЯ КУКЛА

Некоторые куклы относятся к числу утилитарных, т. е. та­ких, когда сама фигура куклы имеет не самостоятельное, а подчинённое значение. Едва ли не самым ярким приме­ром подобного рода кукол служат куклы-погремушки народного, кус­тарного или промышленного производства. Утилитарной куклой являет­ся и русская «баба на чайник», выполняющая функцию грелки, а также любые предметы бытового назначения: солонки, сосуды-кумганы, тря­пичные прихватки в виде куклы. В этот же ряд можно поставить и ку­кол — навершия для тростей, шестов, посохов, распространённых с глубокой древности.

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ КУКЛЫ

В XX столетии на свет появились новые виды кукол — мультипликационные и телевизионные. Если первые ориентированы преимущественно на детскую аудиторию, то вторые близки куклам для шествий и «работают» на мир взрослых. Телевизионные куклы в сегодняшней интерпретации, с их идеологизированностью, насыщенностью сатирическим духом активно используются в политических целях (напри-«злободневная» российская программа «Куклы»; популярные кукольные шоу в США, во Франции, Великобритании). Кроме того, телекуклы нередко выступают наряду с актёрами - участниками художественного телевизионного действа, примером чего могут служить художественные фильмы режиссёра Я.Шванмайера.

КУКЛА- МОДЕЛЬ

Ко второй группе, согласно классифика­ции Лотмана, относятся куклы как мо­дель (куклы для упражнения), а также куклы для украшения, обычно статичные, неперемещаемые , и не задействованные в игре или в каком-либо действе. Это интерьерные, витринные, сувенирные, коллекци­онные, музейные куклы (две последние катего­рии кукол когда-то предназначались для игры, но потом перешли в «пассивную» группу ку­кол для украшения), пугала, восковые кук­лы и манекены.

ПУГАЛО

Как ни удивительно, к числу кукол от­носят и пугало — то самое, что красу­ется на полях и огородах. Подобие человека в обносках и рванье должно оберегать посевы и урожай от прожорливых птиц. Но только ли от них? Пугало — древнейший феномен в истории человеческой культуры, восходящий к каменным, бронзовым, деревян­ным фигуркам богов плодородия античного мира. При­званные отгонять злых духов, они ставились в садах и огородах, обеспечивая урожай и от­пугивая воров. В первую очередь на «приуса­дебных участках» водружалась фигура Приапа. Согласно греческой мифологии, он почитал­ся божеством производительных сил приро­ды, согласно римской — добрым сельским бож­ком, стражем садов. В более поздних европейских верованиях (в частности, славянских) пу­гало ассоциировалось скорее с нечистой, чем с чистой силой — не случай­но, например, в украинских и южнорусских сказаниях оно фигурировало как участник ведьминских шабашей. Но несмотря на это, обязанность охранять угодья сохранялась за пугалом неизменно.

ВОСКОВАЯ КУКЛА

Куклы из воска ведут своё происхождение от посмертной личины — образа, создаваемого после смерти человека в целях его увековече­ния, а главное — в целях сакральной подмены, призванной отвлечь злые силы на муляж и обеспечить таким образом душе спокойное суще­ствование в загробном мире. Теснейшая связь прослеживается между восковыми куклами и саркофагами египетских фараонов, погребальными масками инков, фаюмскими портретами ипозднеримскими скульптурными портретами. Есть сведения, что восковые личины делались ещё в ан­тичном мире. Например, известно предание о со­здании после смерти Александра Македонского его многочисленных восковых образов. Техника восковых отливок широко практиковалась в ран­нем Средневековье. В Южной Италии мастера — черайоли (от ит. сега— «воск») изготовляли таким образом фигуры святых.

Первые музеи восковых фигур появились в XVIII— XIX вв. В них, как правило, были представлены на всеобщее обозрение конкретные и узнаваемые исторические личности, но не с сакральными, а со своего рода эстетическими целями, причём в этом случае музей уподоблялся паноптикуму, балагану, райку.

Как жанр восковые куклы не представляются чем-то новым — есть много примеров кукол-игрушек, изображающих конкрет­ных исторических личностей — от Евгении Монтихо и короле­вы Виктории до Ширли Тэмпль, принцессы Анастасии и Джона Кеннеди-младшего. В настоящее время музеи восковых фигур есть во многих странах и городах. Наиболее известен среди них знамени­тый лондонский Музей мадам Тюссо.

МАНЕКЕН

Одной из ипостасей куклы является её способность быть манекеном, т. е. в современном понимании большой, в че­ловеческий рост куклой, выставленной в витрине или в интерьере магазина либо ателье с целью демонстрации образ­цов одежды. Но своё пугающее сходство с человеком мане­кен приобрёл лишь в XX в. До этого его функции выполняли два различных предмета — болванка и кукла-манекен. Дере­вянными болванками, представлявшими собой туловище без головы, исстари пользовались портные и модистки для пошива и примерки одежды. Существовали и шляп­ные болванки, имевшие форму головы, но лишённые какого-либо подобия с реальными чертами лица. «Голо­вные» болванки, незаменимые в изготовлении шляп и рек­ламе готовой продукции, приобрели особую популярность во Франции в эпоху правления Людовика XIV. В это вре­мя в моду вошли парики, требовавшие тщательнейшего ухода: их должным образом причёсывали, завивали, при­водили в порядок и пудрили. «Безликими» шляпные или парикмахерские болванки оставались вплоть до XX столетия, когда из всех черт лица на них обозначился лишь нос и намёк на брови.

Намного ближе по функциональности к современному манекену (а заод­но и к манекенщицам) так называемые пандоры, родившиеся в XV—XVI вв. и просуществовавшие вплоть до конца XVIII в. Французские куклы, наряженные по последнему слову тогдашней моды, рекламировали парижские модели, фактически являясь «мобильными мане­кенами». Пандоры стали предшественницами как появившихся только в конце XVII в. журналов мод и возникших ещё позже модных каталогов, так и ма­некенщиц, вошедших в мир моды лишь в XX в.

Эстафету из рук пандор приняли картонные кук­лы, очень популярные в конце XIX в. Однако в не­которых регионах пандоры нехотя сдавали свои позиции. В России, например, дольше, чем в дру­гих странах, их предпочитали картонным, и щего­ли по обычаю, заведённому Петром I, «считывали» новые фасоны с кукол, выставленных на людных площадях.

СУВЕНИРНЫЕ КУКЛЫ

Особую категорию кукол составляют так называемые сувенирные куклы. По своему происхожде­нию они относятся к куклам-игрушкам, перешедшим в «пассивную» категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения. Сувенирная кук­ла представляет собой «сгусток» национально-этнической информации и является знаком страны про­изводства. Как жанр она раз­вилась лишь с появлением массового туризма, т. е. начиная с конца XIX в. Своего рода предками сувенирных кукол были этнические куклы Н. Штайнера, А. Марселя, А. Монтанари, куклы-игруш­ки в костюмах крестьян различных губерний России, а также фарфоровые этнографичес­кие куклы.В России первые этнографические куклы появились в конце XIX в.; они были изготовлены в Московском Румянцевском музее. Фольклорные куклы в традиционных крас­ных сарафанах и душегрейках произвели настоящий фурор на Международной выставке 1 892 г. в Чикаго, где получили почётный диплом. С тех пор эти куклы являются традиционным русским сувениром.

САЛОННАЯ КУКЛА

Предренессансом, по времени появления на свет, называют салонную (интерьерную) куклу, в чем-то переклика­ющуюся с коллекционной. Салонные куклы имели огра­ниченное распространение, поскольку к ним относились дорогие,уникальные, авторские работы, часто выполненные прославленными мастерами, призванные не только украсить интерьер, но и подчеркнуть статус владельца. Нередко салонные куклы сочетали «интерьерную» функцию с второстепен­ной — «игрушечной», но их эстетическое назначение всё же оставалось основным. В Европе салонные кук­лы сохранились как явление, хотя с течением времени и подверглись некоторой демократизации как с точ­ки зрения отношения к ним владельцев, так и с точки зрения качества самих кукол. В России после Октября 1917 г. с закрытием салонов исчезли и салонные куклы; их возрождение происходит лишь сегодня.

МУЗЕЙНЫЕ И КОЛЛЕКЦИОННЫЕ КУКЛЫ

остаточно близкими друг другу являются музейные и коллекционные куклы. Вне зависимости от того, для каких целей та или иная кукла предназначена в прошлом: для игры, театральной поста­новки, участия в шествиях или обрядах, она в силу своего «возраста», уникальности, художественных до­стоинств переходит в «пассивное» состояние «неподвижной со­храняемости» в витрине музея либо в частной коллекции.

Если в музейное собрание включены все — и любые — кук­лы, представляющие интерес с историко-художественной точки зрения, то частная коллекция строится на основе экспонатов, собранных в соответствии с определённым принципом или замыслом её владельца. Согласно клас­сификациям самих коллекционеров, есть коллекции, построенные на том или ином материале (резиновые, гуттаперчевые, деревянные куклы); на школе произ­водства (французская, немецкая, английская); именах знаменитых кукольных мастеров (куклы Жюмо, Брю, Готье, Хальбига, Рейнхардта, Марселя и т. д.); на раз­личиях типологических видов кукол (кукла-манекен, bebe-caractere), на их анатомии (подвижные-неподвижные конечности; куклы на шарнирах, на проволоке, верёвочках и т. д.), типах глаз (нари­сованные, стеклянные, статичные, закрывающиеся), на «состоянии» рта (открытый, полу­открытый, полуоткрытый с зубками) и даже на выражении лица.

Впервые в музейных коллекциях куклы появились в конце XVTII — начале XIX в. Се­годня они экспонируются как в музеях «уни­версального типа» (Британский музей), так и в специализированных музейных собраниях: исторических, художествен­ных, этнографических, даже технических.

Коллекционирование кукол несколько старше самих музеев. Трудно су­дить, существовало ли оно в античную эпоху или в Средние века, но есть убе­дительные доказательства, что начиная с XV—XVI вв. представители ав­густейших семейств Европы собирали коллекции кукол. Например коллекционными, для хранения в шкафах или витринах, были кук­лы итальянской (флорентийской) работы XVI—XVII вв.; коллекци­онных кукол выполнял знаменитый «певец рокайля» Ф. Буше известно, что за одну из них герцогиня Шартрская запла­тила мастеру огромную по тем временам сумму — пол­торы тысячи ливров.К числу коллекционных относятся уникальные, художественные, сделанные в единственном экзем­пляре (или очень незначительном количестве) автор­ские куклы сложной работы, изначально задуманные для пополнения собрания. Это явление, возникшее достаточно недавно, охватывает преимущественно Европу, США, Японию, а с некоторых пор и Россию

СЕРГИЕВОПОСАДСКИЙ МУЗЕЙ ИГРУШКИ

Создателем крупнейшего в России музея игрушки был Николай Дмитриевич Бартрам (1873-1931), талантливый художник, педагог, исследователь искусства игрушки, кол­лекционер. Игрушкой он увлёкся ещё в 90-х гг. XIX в. По рисункам и эскизам Бартрама в усадьбе Семёновке было создано множество оригинальных игрушек в русском сти­ле: волчки, копилки, щелкушки и пр. Тогда же начала складываться коллекция Барт­рама. С 1904 г. он заведовал Кустарным музеем в Москве, при котором существовала собственная мастерская. В музейном магазине наравне с изделиями московских мас­теров продавались произведения кустарей со всех концов России. По образцам, раз­работанным Бартрамом в 1 900-х гг., изготовлялись куклы в костюмах губерний и в ис­торических костюмах XVI—XVII вв. В стенах Кустарного музея в 1909 г. зародилась идея создания специализированного музея игрушки. Бартрам ездил за границу и в центры игрушечного производства России и, по словам современников, «не зная устали», со­бирал интереснейшие образцы игрушек и болвашек, разысканных на чердаках, в чу­ланах или купленных у старых, доживающих свой век мастеров».Музей игрушки открылся в 1918 г. в Москве, сперва на Смоленском бульваре, за­тем в здании усадьбы Хрущёвых-Селезнёвых на Пречистенке. В 1932 г. он был пере­ведён в Сергиев Посад и получил статус Научно-педагогического музея Академии пе­дагогических наук.

Просмотр содержимого презентации
«ИСТОРИЯ КУКЛЫ»

ИСТОРИЯ КУКЛЫ ПРОЕКТ УЧИТЕЛЯ ИЗО МОУ ПАВЛОВСКАЯ ООШ ИВАНОВОЙ Н.Н.

ИСТОРИЯ КУКЛЫ

ПРОЕКТ УЧИТЕЛЯ ИЗО

МОУ ПАВЛОВСКАЯ ООШ

ИВАНОВОЙ Н.Н.

О  Б  Р  Я  Д  О  В  Ы  Е   К  У  К  Л  Ы

О Б Р Я Д О В Ы Е К У К Л Ы

КУКЛА ДЛЯ ШЕСТВИЙ

КУКЛА ДЛЯ ШЕСТВИЙ

УТИЛИТАРНАЯ КУКЛА

УТИЛИТАРНАЯ КУКЛА

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ и телевизионные куклы

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ и телевизионные куклы

Театральные куклы

Театральные куклы

Сувенирные куклы

Сувенирные куклы

Музейные и коллекционные куклы

Музейные и коллекционные куклы

Сергиево-Посадский музей игрушки

Сергиево-Посадский музей игрушки


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
материал к уроку "История куклы"

Автор: Иванова Наталья Николаевна

Дата: 07.09.2015

Номер свидетельства: 229143

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока по технологии. Тема: "История куклы. Изготовления куклы "Кувадка." "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-tiekhnologhii-tiema-istoriia-kukly-izghotovlieniia-kukly-kuvadka"
    ["file_id"] => string(6) "195266"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427888877"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Конспект открытого занятия в объединении «Сувенир» на тему: Изготовление народной тряпичной куклы «Веснянка»"
    ["seo_title"] => string(105) "konspiektotkrytoghozaniatiiavobiedinieniisuvienirnatiemuizghotovlieniienarodnoitriapichnoikuklyviesnianka"
    ["file_id"] => string(6) "289279"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454771380"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока на тему: "Моделирование коллекции казахской национальной одежды". "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-na-tiemu-modielirovaniie-kolliektsii-kazakhskoi-natsional-noi-odiezhdy"
    ["file_id"] => string(6) "130453"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415899866"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "конспект к уроку   "История села""
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-k-uroku-istoriia-siela"
    ["file_id"] => string(6) "264153"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449664748"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Урок кукла-зернушка "
    ["seo_title"] => string(21) "urok-kukla-ziernushka"
    ["file_id"] => string(6) "172689"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423846107"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства