Проект учителя ИЗО
МОУ Павловская ООШ
Ивановой Н.Н.
ТАЙНА КУКЛЫ
Кукла — воплощение сокровенного мира детства, когда всё вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо. Как писал А. Синявский, «без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу Земли». Человек взрослеет, но кукла-игрушка, кукла-образ, кукла-аллегория, кукла — произведение искусства продолжает жить рядом с ним, имея как бы два лица: одно обращенное к заветному миру детства, а другое напоминающее о псевдожизни и двойничестве. Не потому ли на всю жизнь мы сохраняем к куклам особое, пусть даже не всегда осознанное отношение, рождённое исходящей от них неотразимой и порой пугающеи, неизъяснимой, но действенной и притягательной магической силой. Может быть, дело в том, что в истории человечества кукла всегда играла таинственную и важную роль. Издавна кукла служила символом перехода из одного состояния в другое, символом изменений и трансформации времени и пространства, играя роль жертвы-заместителя. На Руси проводы зимы сопровождались сжиганием чучела Масленицы, олицетворявшей всё старое, — её уничтожение являлось залогом рождения нового. А после сбора урожая на границе лета и осени хоронили соломенную куклу Андропушку и устраивали общую трапезу — так магически прятали до весны силу, сокрытую в хлебном колосе.
С куклами связаны и другие обряды и поверья. Болгарские крестьяне верили, что если сделать куклу по прозвищу Герман из старого веника, украденного из дома беременной женщины, то можно спастись от засухи. На Руси куклу как символ продолжения рода подкладывали под матрас молодожёнам, а для избавления от лихорадки делали двенадцать кукол-трясовиц, называвшихся Трясея, Глазея, Отпея, Аввареюша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Немея, Глухея и т. п. Когда скупой хозяин недоплачивал плотникам, построившим ему дом, они прятали под балку маленькую тряпичную куклу. Хозяева не могли жить в новом доме: по ночам им слышался надрывный детский плач, так что приходилось просить у мастеров прощения, после чего те разбирали крышу и вынимали куклу. Насколько «человекообразными» были куклы-игрушки изначально, на ранних этапах своего развития? Согласно религиозным верованиям, предполагалось, что любое изображение человеческой фигуры несёт в себе часть души, а следовательно, сакрально.
Первые куклы-игрушки часто не имели лиц. В соответствии с традицией человеческий лик, даже грубо и едва намеченный, заслуживал особого почтения, и «приделать» его кукле-игрушке, а тем более играть таким изображением было кощунством. Чтобы избежать осквернения сакральности и всё же дать ребёнку возможность поиграть, остяки и самоеды заменяли «подобие человеческой головы» символом — верхней челюстью утиного или тарпаньего клюва, к которому пришивали лоскут, обозначающий тело куклы. И сегодня дети очеловечивают свёрнутых из соломы и тряпок лялек, а порой и просто камень, ветку, ком глины, бельевую прищепку, фасолину, наделяя эти обыденные предметы «человечностью». Здесь нет ничего удивительного, ведь детская игра строится на присущей ребёнку способности оживлять неодушевлённый предмет и верить в это перевоплощение. Чем больше кукла лишена конкретности, тем больший простор для творчества и фантазии она оставляет ребёнку. Таким образом, тяга детей именно к простым игрушкам (куклам) органично совпадает с древнейшей традицией создания условных, непритязательных кукол-игрушек.
ИГРУШКА
Постепенно кукла начинает играть роль своеобразного зеркала, отражающего изменения человеческого облика и — одновременно — понимание человеком своей внешности. Каждый исторический период диктовал своё соотношение физического и духовного, телесного и интеллектуального, что, в свою очередь, предопределяло различие идеальных образов человека, способов его изображения и в конечном итоге разнообразие кукол, которые во все времена представляли собой совершенное воплощение человеческого тела
Прекрасные представители огромной семьи кукол-игрушек разнятся как по внешнему виду (куклы-неваляшки, куклы-матрёшки, парижанки Брю, фландрские куклы, куклы, сделанные из тыквы-горлянки, и т. д.), так и по степени сложности (кукла-ветка аборигенов Австралии, современные механические куклы), по традиции и месту происхождения (городская, народная, кустарная куклы), по материалу изготовления (дерево, целлулоид, керамика, фарфор, гипс и т. д.) и по функциональности (способность играть роль погремушки, выступать партнёром по играм, быть ребёнком).
ТЕАТРАЛЬНАЯ КУКЛА
Существуют различные точки зрения на происхождение театральной куклы. Согласно первой (Ш. Нодье), истоки его следует искать в детской игре. Согласно второй (Ш. Маньян), искусство, ставшее впоследствии театром кукол, возникло из попыток человека сделать подвижным изображение Бога. Есть мнение, что искусство играющих кукол вытекает из традиционных обрядов, поскольку кукла изначально соотносилась с культом предков и с маской.
История театральной куклы позволяет увидеть всё многообразие её ролевых функций: она представала в роли пращура, потомка, хранительницы души и духа, изображения божества, духовной сущности и самого человека.
Огромная популярность театральной куклы во времена античности в период раннего Средневековья сменилась упадком. В эпоху Возрождения для театральной куклы начался новый, «активный» этап жизни, исчезли запреты в отношении кукольников и кукольного театра, обновились его связи с актёрским театром.
ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ
Самые древние куклы — обрядовые; именно в них многие исследователи ищут истоки как театральных кукол, так и кукол-игрушек. Очень часто обрядовые по своей природе и происхождению куклы являются многофункциональными: «обрядовость» куклы сочетается с её «игрушечностью», «театральностью» и т. д.
Нет ни одного народа, не имеющего в своём культурном арсенале обрядовых кукол: Кострома, святочные куклы, Коляда у славянских народов, Бефана в Италии, Рапануи в Полинезии и на острове Пасхи — этот список можно продолжать бесконечно.
В первую очередь обрядовые куклы служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роли символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.
Золотым веком кукольного театра стало XVIII столетие: кукольные спектакли пользовались необычайной популярностью, куклы-марионетки играли знаменитые пьесы, поражая своей виртуозной игрой. Однако возникшая в театральном искусстве оппозиция куклы живому актёру внесла поправки в способность куклы служить телесной моделью человека: если кукла-игрушка была образом человека вообще, то театральная кукла стала моделью актёра, причём более других его напоминала марионетка.
Например, кукла-игрушка выступала в качестве магического средства обеспечения фертильности. У многих народов: в Югославии, Японии, России, Испании — в семьях при рождении девочки делались куколки, призванные в дальнейшем, по законам симпатической магии, обеспечить ей плодовитость («подобное вызывает подобное»); такие куколки передавались по наследству, вручались на свадьбе невестам (в наши дни отражением этой традиции является обычай привязывать куклу к первой машине свадебного кортежа).
КУКЛА ДЛЯ ШЕСТВИЙ
Очевидно, куклы для шествий существовали ещё в Древнем Египте и в древнейших государствах Востока. В Древнем Риме они имели вид огромных фигур с двигающимися руками и ногами и предназначались для религиозных и праздничных процессий. Особое развитие подобные куклы получили в Средние века, в первую очередьво Франции, Испании, Южной Италии. Во время религиозных праздников из храмов выносили фигуры Иисуса, Богоматери и святых. Большие красивые куклы, облачённые в праздничные одежды, благословляли верующих (к рукам куклы привязывались верёвочки, позволявшие управлять ими). Поскольку наиболее торжественно обставлялся «выход» Богоматери, французский термин «marionette» (букв, «кукла», «образ Богоматери»;производный от имени Марион, уменьшительного от Марии) и его итальянский аналог «marionetta» обозначали именно кукол для шествий, хотя впоследствии закрепились за театральными куклами.В народной религиозной практике также существовали куклы для шествий (преимущественно языческого происхождения) — например, гигантская кукла Коляды с головой из тыквы, тряпичная или соломенная фигура Масленицы.
УТИЛИТАРНАЯ КУКЛА
Некоторые куклы относятся к числу утилитарных, т. е. таких, когда сама фигура куклы имеет не самостоятельное, а подчинённое значение. Едва ли не самым ярким примером подобного рода кукол служат куклы-погремушки народного, кустарного или промышленного производства. Утилитарной куклой является и русская «баба на чайник», выполняющая функцию грелки, а также любые предметы бытового назначения: солонки, сосуды-кумганы, тряпичные прихватки в виде куклы. В этот же ряд можно поставить и кукол — навершия для тростей, шестов, посохов, распространённых с глубокой древности.
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ КУКЛЫ
В XX столетии на свет появились новые виды кукол — мультипликационные и телевизионные. Если первые ориентированы преимущественно на детскую аудиторию, то вторые близки куклам для шествий и «работают» на мир взрослых. Телевизионные куклы в сегодняшней интерпретации, с их идеологизированностью, насыщенностью сатирическим духом активно используются в политических целях (напри-«злободневная» российская программа «Куклы»; популярные кукольные шоу в США, во Франции, Великобритании). Кроме того, телекуклы нередко выступают наряду с актёрами - участниками художественного телевизионного действа, примером чего могут служить художественные фильмы режиссёра Я.Шванмайера.
КУКЛА- МОДЕЛЬ
Ко второй группе, согласно классификации Лотмана, относятся куклы как модель (куклы для упражнения), а также куклы для украшения, обычно статичные, неперемещаемые , и не задействованные в игре или в каком-либо действе. Это интерьерные, витринные, сувенирные, коллекционные, музейные куклы (две последние категории кукол когда-то предназначались для игры, но потом перешли в «пассивную» группу кукол для украшения), пугала, восковые куклы и манекены.
ПУГАЛО
Как ни удивительно, к числу кукол относят и пугало — то самое, что красуется на полях и огородах. Подобие человека в обносках и рванье должно оберегать посевы и урожай от прожорливых птиц. Но только ли от них? Пугало — древнейший феномен в истории человеческой культуры, восходящий к каменным, бронзовым, деревянным фигуркам богов плодородия античного мира. Призванные отгонять злых духов, они ставились в садах и огородах, обеспечивая урожай и отпугивая воров. В первую очередь на «приусадебных участках» водружалась фигура Приапа. Согласно греческой мифологии, он почитался божеством производительных сил природы, согласно римской — добрым сельским божком, стражем садов. В более поздних европейских верованиях (в частности, славянских) пугало ассоциировалось скорее с нечистой, чем с чистой силой — не случайно, например, в украинских и южнорусских сказаниях оно фигурировало как участник ведьминских шабашей. Но несмотря на это, обязанность охранять угодья сохранялась за пугалом неизменно.
ВОСКОВАЯ КУКЛА
Куклы из воска ведут своё происхождение от посмертной личины — образа, создаваемого после смерти человека в целях его увековечения, а главное — в целях сакральной подмены, призванной отвлечь злые силы на муляж и обеспечить таким образом душе спокойное существование в загробном мире. Теснейшая связь прослеживается между восковыми куклами и саркофагами египетских фараонов, погребальными масками инков, фаюмскими портретами ипозднеримскими скульптурными портретами. Есть сведения, что восковые личины делались ещё в античном мире. Например, известно предание о создании после смерти Александра Македонского его многочисленных восковых образов. Техника восковых отливок широко практиковалась в раннем Средневековье. В Южной Италии мастера — черайоли (от ит. сега— «воск») изготовляли таким образом фигуры святых.
Первые музеи восковых фигур появились в XVIII— XIX вв. В них, как правило, были представлены на всеобщее обозрение конкретные и узнаваемые исторические личности, но не с сакральными, а со своего рода эстетическими целями, причём в этом случае музей уподоблялся паноптикуму, балагану, райку.
Как жанр восковые куклы не представляются чем-то новым — есть много примеров кукол-игрушек, изображающих конкретных исторических личностей — от Евгении Монтихо и королевы Виктории до Ширли Тэмпль, принцессы Анастасии и Джона Кеннеди-младшего. В настоящее время музеи восковых фигур есть во многих странах и городах. Наиболее известен среди них знаменитый лондонский Музей мадам Тюссо.
МАНЕКЕН
Одной из ипостасей куклы является её способность быть манекеном, т. е. в современном понимании большой, в человеческий рост куклой, выставленной в витрине или в интерьере магазина либо ателье с целью демонстрации образцов одежды. Но своё пугающее сходство с человеком манекен приобрёл лишь в XX в. До этого его функции выполняли два различных предмета — болванка и кукла-манекен. Деревянными болванками, представлявшими собой туловище без головы, исстари пользовались портные и модистки для пошива и примерки одежды. Существовали и шляпные болванки, имевшие форму головы, но лишённые какого-либо подобия с реальными чертами лица. «Головные» болванки, незаменимые в изготовлении шляп и рекламе готовой продукции, приобрели особую популярность во Франции в эпоху правления Людовика XIV. В это время в моду вошли парики, требовавшие тщательнейшего ухода: их должным образом причёсывали, завивали, приводили в порядок и пудрили. «Безликими» шляпные или парикмахерские болванки оставались вплоть до XX столетия, когда из всех черт лица на них обозначился лишь нос и намёк на брови.
Намного ближе по функциональности к современному манекену (а заодно и к манекенщицам) так называемые пандоры, родившиеся в XV—XVI вв. и просуществовавшие вплоть до конца XVIII в. Французские куклы, наряженные по последнему слову тогдашней моды, рекламировали парижские модели, фактически являясь «мобильными манекенами». Пандоры стали предшественницами как появившихся только в конце XVII в. журналов мод и возникших ещё позже модных каталогов, так и манекенщиц, вошедших в мир моды лишь в XX в.
Эстафету из рук пандор приняли картонные куклы, очень популярные в конце XIX в. Однако в некоторых регионах пандоры нехотя сдавали свои позиции. В России, например, дольше, чем в других странах, их предпочитали картонным, и щеголи по обычаю, заведённому Петром I, «считывали» новые фасоны с кукол, выставленных на людных площадях.
СУВЕНИРНЫЕ КУКЛЫ
Особую категорию кукол составляют так называемые сувенирные куклы. По своему происхождению они относятся к куклам-игрушкам, перешедшим в «пассивную» категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения. Сувенирная кукла представляет собой «сгусток» национально-этнической информации и является знаком страны производства. Как жанр она развилась лишь с появлением массового туризма, т. е. начиная с конца XIX в. Своего рода предками сувенирных кукол были этнические куклы Н. Штайнера, А. Марселя, А. Монтанари, куклы-игрушки в костюмах крестьян различных губерний России, а также фарфоровые этнографические куклы.В России первые этнографические куклы появились в конце XIX в.; они были изготовлены в Московском Румянцевском музее. Фольклорные куклы в традиционных красных сарафанах и душегрейках произвели настоящий фурор на Международной выставке 1 892 г. в Чикаго, где получили почётный диплом. С тех пор эти куклы являются традиционным русским сувениром.
САЛОННАЯ КУКЛА
Предренессансом, по времени появления на свет, называют салонную (интерьерную) куклу, в чем-то перекликающуюся с коллекционной. Салонные куклы имели ограниченное распространение, поскольку к ним относились дорогие,уникальные, авторские работы, часто выполненные прославленными мастерами, призванные не только украсить интерьер, но и подчеркнуть статус владельца. Нередко салонные куклы сочетали «интерьерную» функцию с второстепенной — «игрушечной», но их эстетическое назначение всё же оставалось основным. В Европе салонные куклы сохранились как явление, хотя с течением времени и подверглись некоторой демократизации как с точки зрения отношения к ним владельцев, так и с точки зрения качества самих кукол. В России после Октября 1917 г. с закрытием салонов исчезли и салонные куклы; их возрождение происходит лишь сегодня.
МУЗЕЙНЫЕ И КОЛЛЕКЦИОННЫЕ КУКЛЫ
остаточно близкими друг другу являются музейные и коллекционные куклы. Вне зависимости от того, для каких целей та или иная кукла предназначена в прошлом: для игры, театральной постановки, участия в шествиях или обрядах, она в силу своего «возраста», уникальности, художественных достоинств переходит в «пассивное» состояние «неподвижной сохраняемости» в витрине музея либо в частной коллекции.
Если в музейное собрание включены все — и любые — куклы, представляющие интерес с историко-художественной точки зрения, то частная коллекция строится на основе экспонатов, собранных в соответствии с определённым принципом или замыслом её владельца. Согласно классификациям самих коллекционеров, есть коллекции, построенные на том или ином материале (резиновые, гуттаперчевые, деревянные куклы); на школе производства (французская, немецкая, английская); именах знаменитых кукольных мастеров (куклы Жюмо, Брю, Готье, Хальбига, Рейнхардта, Марселя и т. д.); на различиях типологических видов кукол (кукла-манекен, bebe-caractere), на их анатомии (подвижные-неподвижные конечности; куклы на шарнирах, на проволоке, верёвочках и т. д.), типах глаз (нарисованные, стеклянные, статичные, закрывающиеся), на «состоянии» рта (открытый, полуоткрытый, полуоткрытый с зубками) и даже на выражении лица.
Впервые в музейных коллекциях куклы появились в конце XVTII — начале XIX в. Сегодня они экспонируются как в музеях «универсального типа» (Британский музей), так и в специализированных музейных собраниях: исторических, художественных, этнографических, даже технических.
Коллекционирование кукол несколько старше самих музеев. Трудно судить, существовало ли оно в античную эпоху или в Средние века, но есть убедительные доказательства, что начиная с XV—XVI вв. представители августейших семейств Европы собирали коллекции кукол. Например коллекционными, для хранения в шкафах или витринах, были куклы итальянской (флорентийской) работы XVI—XVII вв.; коллекционных кукол выполнял знаменитый «певец рокайля» Ф. Буше известно, что за одну из них герцогиня Шартрская заплатила мастеру огромную по тем временам сумму — полторы тысячи ливров.К числу коллекционных относятся уникальные, художественные, сделанные в единственном экземпляре (или очень незначительном количестве) авторские куклы сложной работы, изначально задуманные для пополнения собрания. Это явление, возникшее достаточно недавно, охватывает преимущественно Европу, США, Японию, а с некоторых пор и Россию
СЕРГИЕВОПОСАДСКИЙ МУЗЕЙ ИГРУШКИ
Создателем крупнейшего в России музея игрушки был Николай Дмитриевич Бартрам (1873-1931), талантливый художник, педагог, исследователь искусства игрушки, коллекционер. Игрушкой он увлёкся ещё в 90-х гг. XIX в. По рисункам и эскизам Бартрама в усадьбе Семёновке было создано множество оригинальных игрушек в русском стиле: волчки, копилки, щелкушки и пр. Тогда же начала складываться коллекция Бартрама. С 1904 г. он заведовал Кустарным музеем в Москве, при котором существовала собственная мастерская. В музейном магазине наравне с изделиями московских мастеров продавались произведения кустарей со всех концов России. По образцам, разработанным Бартрамом в 1 900-х гг., изготовлялись куклы в костюмах губерний и в исторических костюмах XVI—XVII вв. В стенах Кустарного музея в 1909 г. зародилась идея создания специализированного музея игрушки. Бартрам ездил за границу и в центры игрушечного производства России и, по словам современников, «не зная устали», собирал интереснейшие образцы игрушек и болвашек, разысканных на чердаках, в чуланах или купленных у старых, доживающих свой век мастеров».Музей игрушки открылся в 1918 г. в Москве, сперва на Смоленском бульваре, затем в здании усадьбы Хрущёвых-Селезнёвых на Пречистенке. В 1932 г. он был переведён в Сергиев Посад и получил статус Научно-педагогического музея Академии педагогических наук.