Мастер класс по теме «Тряпичная кукла» 7 класс
Учитель технологии Толпыгина Н.М.
Тема: Традиционная народная кукла « Зернушка»
Цель урока:
Сформировать у учащихся представления о традиционной народной культуре и научить изготавливать куклу « Зернушку» на основе традиционной технологии.
Задачи:
- обучить детей конкретным технологиям, умением и навыкам изготовления куклы своими руками;
- привить интерес к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества;
- содействовать формированию у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда;
Учебно-материальное оснащение:
- образцы тряпичных кукол;
- образцы современных кукол;
- презентация кукла «Зернушка»;
- технологические карты для изготовления куклы;
- образцы готовых кукол « Зернушка»
Объект труда: кукла « Зернушка»
Материально-техническое оснащение урока:
- тетрадь;
- ручка;
- ножницы;
- иглы швейные;
- нитки хлопчатобумажные, пряжа;
- лоскуты ткани;
- зерно (перловка);
- льняная ткань для основы куклы (мешковина);
- картонные шаблоны.
- образец шва «Строчка»
Ход урока
План урока
- Организационная часть
- Сообщение темы урока и целей урока
- Повторение пройденного материала
- Изложение нового материала (презентация)
- Вводный инструктаж (технологическая карта)
- Текущий инструктаж (практическая часть)
- Заключительный инструктаж
- Итог урока
I. Организационная часть
II. Сообщение темы урока и целей урока
Добрый день!
Музей народной куклы рад снова видеть вас у себя в гостях. Сегодня я предлагаю вам продолжить знакомство с народной куклой, и познакомится с историей появления куклы – оберега «Зернушка», а также для вас будет организован мастер-класс по изготовлению куклы.
III. Повторение пройденного материала
Во время нашей экскурсии на прошлом занятии, вы познакомились с видами традиционной народной куклы, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением тряпичной куклы.
Давайте вспомним, что вам запомнилось больше всего? (работа с классом)
Вопросы для повторения:
- Какая игрушка была самой распространенной в русских деревнях?
- Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо?
- Вспомните, на какие виды делятся тряпичные куклы?
- Для чего предназначались куклы – обереги? (демонстрация кукол)
- Что можете рассказать об обрядовых куклах?
IV. Изложение нового материала
(Оформление доски)
Всегда дарить надо то, что хотел бы получить сам. Тогда благодарная память осядет золотой пыльцой на душах тех, кому ты принес радость и тепло…
Николя Тибо
Показ презентации
Зернушка - кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли Зерновка или Крупничка. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе куклы - мешочек, наполненный зерном. Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей.
Значения круп в Зерновушке:
Гречиха - сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном.
Рис - самое дорогое зерно, на праздник;
Перловка - на сытость;
Овес - на силу
Можно и все крупы положить. Так же на дно куклы иногда кладут монетку.
Зернушка считалась главной куклой в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.
После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.
В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли.
Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда.
Простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество. Также эту куклу могла сделать женщина, которая хотела иметь ребенка. Зернушка символизировала прибыль и благополучие в семье. И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.
Физпауза.
V. Вводный инструктаж:
Но все, же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце. Как вы думаете, отличается ли современная кукла от рукотворной? Если “да”, то чем?
Ответы учащихся
И вот в конце нашей экскурсии вы попробуете изготовить своими руками рукотворную куклу. Вам предлагается выполнить куклу «Зернушку», рассказ о которой, вы уже слышали. Работать будете по технологическим картам, которые лежат на ваших столах.
Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что все необходимое для работы у вас есть и находиться под рукой. Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы. Все ли необходимое лежит на столе?
Материалы:
- Лен
- Ситец
- Нитки х/б, шерстяные
- Крупа (зерно)
Инструменты:
- Линейка
- Карандаш (мел)
- Ножницы
- Игла
5. Шаблоны
Как вы уже слышали, в старину ткань для изготовления куклы не резали, а рвали. И даже иногда нитки перекусывали зубами. Мы же с вами немного отойдем от традиций, и в работе для отрезания ниток и ткани будем использовать ножницы. А так как это режущий предмет, вспомним правила безопасной работы с ними.
Повторение правил безопасной работы
Разбор последовательности выполнения работы по технологической карте:
Изготовление куклы:
- Обвести шаблоны основы и раскроить два квадрата из ситца
- Сложить пополам, стачать швом «строчка»
- Одно отверстие завязать нитками. Мешочек вывернуть
- Мешочек наполнить крупой (не полностью)
- Затянуть мешочек нитками на уровне шеи и сверху
- Выкроить платок, повязать, можно сделать руки, косу, надеть передник.
- Можно проявить творчество и добавить свою изюминку при изготовлении куклы.
Технологическая карта по изготовлению куклы-зернушки
Графическое изображение
Последовательность изготовления
1.
1. Обвести шаблоны основы и раскроить два квадрата из ситца
2.
2. Сложить пополам, стачать швом «строчка»
3.
3. Одно отверстие завязать нитками. Мешочек вывернуть
4.
4. Мешочек наполнить крупой (не полностью)
5.
5. Затянуть мешочек нитками на уровне шеи и сверху
6.
6. Выкроить платок, повязать. Можно сделать
косу и надеть передник
VI. Текущий инструктаж:
Практическая часть
Учащиеся работают по технологическим картам. Учитель контролирует ход работы.
VII. Заключительный инструктаж:
Рефлексия
Всегда дарить надо то, что хотел бы получить сам. Тогда благодарная память осядет золотой пыльцой на душах тех, кому ты принес радость и тепло…
Эти слова служили эпиграфом к уроку не зря, так как куклу, сделанную своими руками, можно было подарить только один раз, передаривать было нельзя. Сегодня вы выполнили куклу, кто – то захочет подарить, а кто – то оставит себе на память. А теперь, когда вы выполнили свои куклы, подумайте, как вы их назовете, и продемонстрируйте их присутствующим. Выставка работ. Выставление оценок. Подведение итогов. Просмотр и обсуждение выполненных работ. Контроль и самоконтроль.
VIII. Итог урока
Уборка рабочих мест и кабинета.
Домашнее задание: инструменты и лоскуты.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья.
До свиданья! До свиданья!