Интегрированный урок ИЗО и технологии. 2 класс.
«Кто в тереме живет».
Цели деятельности педагога
Сформировать представления об изучаемом предмете, ее особенностями, материалами и инструментами.
Тип урока
Изучение нового материала с применением знаний полученных ранее. Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): формируют свои представления о русском боярине, о его занятиях, одежде; получат возможность продолжить учиться: работать с рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «усеченный», «декор»,
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, вступают в речевое общение, пользуются рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к истории Руси.
Методы и формы обучения
Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Основные понятия и термины
Объем, фигура, бумажная пластика, барин, инструменты, материалы, свойства, мастер, технология.
Образовательные ресурсы
Кольцов А.В., Стихотворения – М. : Художественная литература,
А.С. Пушкин, Сказка о царе Салтане/ Сказки – Издательство Лада, 2012.
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация «Барин - Боярин».
Работы учащихся 2 классов.
Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н.П. Осипова «Любимая балалайка»
Оборудование
Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаш, линейка, степлер.
Организационная структура урока.
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации совзаимодействия
Универсальные учебные действия
Промежуточный контроль
I.Организационный момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Проверяет готовность к уроку. Вступительное слово.
- «Остров на море лежит,
Град на острове стоит.
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами». А.С. Пушкин
«А в том тереме простом
Есть с раскрашенным окном
Разубранная светлица!
В ней живет душа-девица». А.В. Кольцов
- Давайте вспомним материал прошлого урока, о чем говорили, что делали?
- Правильно, говорили о тереме и делали его макет в технике бумажной пластики.
- Говорят изба – крестьянская, а терем чей? «Кто-кто в тереме живет, кто-кто в высоком живет?»
- Правильно, в теремах жили разбогатевшие горожане, купцы и знатные бояре. А где вы впервые услышали упоминание о боярах?
- Правильно, в русских народных сказках (видеофрагмент из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке») Сегодня на уроке мы узнаем кто такие бояры, чем занимались и как одевались.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к русской культуре
Устные ответы
II. Изучение нового материала
Словестно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Кто в тереме живет?»
Просмотр мультимедийной презентации «Барин-боярин»
- Обратимся к справочнику и узнаем определение слова «боярин» (Слайд № ). БОЯРИН - человек, принадлежащий к высшему сословию, к родовой знати; на службе у князей — старший дружинник, советник.
- Боярин служил князю добровольно, получая в кормление часть княжеских владений, приобретая недвижимость в землях князя, имея право по своему желанию свободно перейти на службу к др. князю. В исключительных случаях званием Боярин князь мог пожаловать и простого человека за его заслуги. Высший слой в сословии являли собой великие бояре. (Слайд № )
- Возникло звание боярина в XVI. Это звание давало право участвовать в заседаниях Боярской думы -совещательного органа при великом князе, позже при царе (видеофрагмент из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» + слайд № ).
-Чем еще занимались бояре?
Бояре были главными советниками князей, с которым он думал об устроении земли
- Из них князья избирали разных должностных лиц, назначали их наместниками в города, воеводами (видеофрагмент из сказки «Летучий корабль» + слайд № ).
- В своих городах бояре творили суд, назначали дань (это и были их главные доходы). Кроме того бояре могли путешествовать на кораблях, торговать (видеофрагмент из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» + слайд № ).
- Жили бояре в высоких расписных и резных теремах (видеофрагмент из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» + слайд № ).
- Давайте посмотрим как изображали бояр в своих картинах русские художники и обратим особенное внимание на костюм (слайд № ).
- Как же одевались бояре?
«Грозно застучали в сказочных теремах посохом властные бояре в длиннополых тяжелых кафтанах с рукавами, висевшими до земли», на голове высокая шапка, отороченная мехом соболя или горностая.
Слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают, сравнивают, анализируют.
Фронтальная работа
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русских художников, понимают значимость изучаемого предмета.
Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте боярского костюма.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
Физкультминутка
На золотом крыльце сидели (встали-сели)
Царь, царевич, король, королевич (хлопки над головой)
Барин, боярин (руки в боки),
сапожник, портной (ножницы руками)
Кто ты будешь такой (наклоны в сторону)
Выбирай поскорей, не задерживай добрых и честных людей (загибаем и разгибаем пальцы)
III. Беседа, подготовка к практической творческой работе. Активизация ранее изученных знаний.
- Рассмотрим иллюстрации в рабочей тетради стр. 18-19. Читаем задание: из конусов и цилиндров, используя их как конструктор, сделайте богато украшенные, нарядные костюмы бояр. Постарайтесь при этом придать бумажным куклам живой, выразительный образ. Составляя детали куклы между собой, придайте им движение.
- Из каких материалов будем делать барина?(бумага, картон). Почему? Какими свойствами они обладают?
-Какие объемные геометрические фигуры нам будут нужны?
- Правильно, конусы, цилиндры. В каких заданиях мы уже сталкивались с изготовлением этих фигур? (делали мужичка из бумаги в народном костюме, из бумажных трубочек клеили русскую избу, делали башни для макета древнерусского города-крепости).
- Какие есть способы сворачивания конуса? (слайд № ), цилиндра (слайд № )?
- Каковы способы крепления бумажных деталей?(клей, степлер, скотч). Какими свойствами они обладают?
- Правильно, клей-карандаш хорошо клеит тонкую бумагу, картон лучше склеивать клеем ПВА фирмы «Луч», а «упрямые» детали лучше скреплять степлером, двусторонним скотчем. Какие еще инструменты нам пригодятся? Повторим технику безопастности (слай № ).
- Рассмотрите внимательно схему. Вместе составляем план работы:
- Сворачиваем и скрепляем удобным способом высокий, но устойчивый конус из плотной бумаги или картона (кукла может быть цветной или белой)
- Сворачиваем из бумаги два одинаковых узких конуса для рукавов одежды. Они должны быть чуть короче основного конуса.
- На карандаш наворачиваем поочереди три одинаковых полоски бумаги, концы склеиваем и получаем три цилиндрика-столбика. Это шея и руки
- Трубочку-шею вставляем в приготовленное отверстие в вершине основного конуса, предварительно щедро обмазав ее нижний конец клеем ПВА
- Крепим руки по бокам туловища как показано на схеме
- Крепим вершины рукавов к туловищу удобным способом
- Рисуем и вырезаем маску-лицо барина + бороду и волосы как показано на схеме
- Собираем голову
- Сворачиваем из бумаги высокий цилиндр шире, чем для шеи или делаем усеченный конус – это головной убор. Крепим его с помощью клея ПВА на голове.
- Отделка, декор костюма элементами « гармошка» + плоские детали кистей рук.
- ВНИМАНИЕ! Самостоятельно придумайте способ изготовления и крепления высокого воротника.
- В какой технике будем работать? (бумажная пластика)
- Вы хотите сделать такого барина? Что нужно, чтобы хорошо справиться с заданием?
-Молодцы, разобрались, настоящие мастера. Работа не простая, и чтобы ничего не забыть я раздам вам памятки на столы. Если нет вопросов то за работу.
Слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают, сравнивают, анализируют
Фронтальная работа
.
Устные ответы
IV. Творческая практическая деятельность. Фоном звучит мелодия русской народной песни.
Деятельность учителя направлена на помощь слабым ученикам, помощь в креплении и сворачивании объемных деталей и т.д.
Делают объемную куклу барина в технике бумажной пластики. Помогают друг другу. В работе опираются на план - памятку и на рисунок-схему в рабочей тетради стр.19
Индивидуальная работа.
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной конструкторско-творческой деятельности.
Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действий и его результата. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения работы
Наблюдение выполнения работы
V. Итог урока. Рефлексия
Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа
- Почувствовали себя мастерами? Что вам понравилось? Что было трудным? Какие открытия вы для себя сделали? Где вам пригодиться ваша поделка?
С каким настроением вы заканчиваете урок? Покажите карточки.
Спасибо за урок.
Рассматривают выставку, оценивают работу свою и одноклассников
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для человека
Регулятивные: оценивают свою работу.
Устные ответы